Урок окружающего мира на тему "Во времена Древней Руси" (4 класс)
Оценка 4.6

Урок окружающего мира на тему "Во времена Древней Руси" (4 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
окружающий мир
4 кл
07.05.2019
Урок окружающего мира на тему "Во времена Древней Руси" (4 класс)
Урок открытия новых знаний. На этом уроке дети узнали о князе Владимире Красное Солнышко, его роль в крещении Руси. Древняя Русь после крещения Руси в государстве стали распространяться грамотность, просвещение, начали развиваться искусство и ремесла. Окрепли связи с другими государствами Европы.
Во времена Древней Руси мой открыт..doc
Урок   окружающего   мира   в   4   "Б"   классе.   Учитель   Васина   Лидия Викторовна МОУ "Турочакская СОШ" Тема: Во времена Древней Руси Цель: формировать представление о Древней Руси, русских князьях. Формируемые   УУД: познавательные —   осознанно   и   произвольно   строить речевое   высказывание   в   устной   и   письменной   форме; коммуникативные ­   с достаточной   полнотой   и   точностью   выражать   свои   мысли   в   соответствии   с задачами   и   условиями   коммуникации; регулятивные ­   формулировать   учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата,   предвосхищать   результат,   оценивать   качество   и   уровень   усвоения материала; личностные проявлять внимание, желание больше узнать. Оборудование: электронное   приложение   к   учебнику,   репродукции   картин «Богатыри»  В.М.  Васнецова   и  «Богатырь»  М.А.   Врубеля,   тесты   по   вариантам, карточка для индивидуальной работы, карта. Ход урока. 1. Этап мотивации (Приветствие) 2. Этап актуализации знаний. 1. Тест 1. Русские, украинцы и белорусы произошли от: Вариант 1 а) восточных славян б) западных славян в) южных славян 2. Древние славяне жили: а) семьями б) в одиночку в) племенами 3. Посуду древние славяне делали из: а) глины б) металла в) дерева 4. Бог грома и молнии у древних славян: а) Зевс б) Перун в) Марс 1 5. Какие орудия использовали наши предки во время охоты? а) ружье б) лук со стрелами в) саблю 1. Поселение древних славян раскинулось: Вариант 2 а) в западной части Европы б) в восточной части Европы в) в Центральной Европе 2. Свои дома славяне строили: а) из камня б) из кирпича в) из деревьев 3. Славяне носили одежду из: а) льна и шерсти б)хлопка в) шелка 4. Бортничество — это: а) изготовление бочек из дерева б) выдалбливание лодок в) собирание меда диких пчел 5. К VIII в. восточнославянские племена объединились: а) в организации б) в союзы племен в) в республики Взаимопроверка.  ­ Как вы себя оцениваете?      Обобщение по кластеру  ( доске таблички)                                      Славяне 2 Внешность    занятия      поселения      жилища      верования       праздники 3. Этап целеполагания  Наш урок я хочу начать со стихотворения Николая Михайловича Языкова. Мой друг! Что может быть милей Бесценного родного края? Там солнце кажется светлей, Там радостней весна златая. Прохладней летний ветерок, Душистее цветы. Там холмы зеленее, Там сладостней журчит поток. Там соловей поет звучнее... ­   Поэты   всех   поколений   писали   о   своей   любви   к   России   и   гордились принадлежностью   к   русскому   народу.   Кто   является   предками   русского, украинского и белорусского народов? (Восточные славяне.) —   О   каком   временном   периоде   в   жизни   восточных   славян   мы   говорили   на прошлом уроке? — Как вы думаете, о ком пойдет речь на уроке. (Предположения детей.) — Прочитаем тему урока, записанную на доске. («Во времена Древней Руси».) — Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? — Что мы будем делать для достижения этой цели? — Что вам хотелось бы узнать по этой теме?  Сформулируйте свои вопросы. " Древо предсказаний" Назовите вопросы, на которые вы бы хотели получить ответ сегодня на уроке ( вопросы  на табличках прикрепляются к" дереву") ­ Как жили наши предки?. 3 ­ А что же происходило дальше? ­Кто был во главе Руси? ­Когда образовалось государство? ­ Почему оно так называлось? ­Где была столица? 4. Этап открытия нового знания 1. Рассказ учителя Правление у славян. Государей у славян не было, а в каждой семье всеми делами заправлял   старший.   Для   важных   дел   старейшины   сходились   на   веча   (мирские сходки)   и   решали   дела   сообща.   Только   впоследствии   стали   управлять   князья. Когда   они   начали   княжить,   кто   они   были   такие   и   как   зародилось   Русское государство,   достоверно   неизвестно.   В   летописи   рассказывается   об   этом следующее. Между славянскими племенами не было согласия, а были у них все ссоры   да   драки.  Некоторые   племена,  рассудив,  что   добру   от   этого   не   бывать, решили  на  вече  себе князя  выбрать, но  не из  своих, а из  чужих, чтобы  своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море к соседнему варяжскому племени   русь   послы,   и   велено   держать   им   такую   речь:   «Земля   наша   велика   и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами». Три варяго­ русских князя — Рюрик и два его брата — пришли и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началось в 862 г. от Рождества Христова Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью. Стр. 40 Работа с текстом. Составьте вопросы к этому тексту? От каждого ряда выходят 3 ученика и дети задают им вопросы. ­ Как назывался торговый путь? ­Кто такие варяги? ­Кто такие греки? ­Где была столица Древней Руси? и т.п. 2. Работа с картой  Карта на слайде 2, контурная карта в тетради. стр. 15 4 Рассмотрите  карту    на стр.41  учебника.  Каким  цветом  выделена  территория древней Руси  в конце 9 века? (светло­зеленым) – показать на большой карте. А в середине 11 в.?  (светло­зеленый + темно­зеленый) – показать на большой карте. Сравните эти территории по размеру (стала больше, увеличилась).   Как   вы   думаете,   почему   территория   увеличилась?   (славянские   племена объединялись, князья завоевывали земли). Покажите  реку Днепр, город Киев – столицу Древней Руси. Обведите зелёным карандашом границы Древней Руси в 9 веке. ­ Проведите красным карандашом главный торговый путь «из варяг в греки». Работа с учебником. Прочитайте текст на стр. 42 с пометками. Приём " Инсерт" +     О чем вы можете сказать, что знали, но забыли, и текст восстановил ваши знания?  Н­Какая информация явилась для вас новой? Обобщение: Главой Руси был ……(великий князь) Его   советники………(бояре   –   крупные   землевладельцы,   принадлежащий   к высшему слою господствующего класса) Его опора и поддержка…..(дружина)  Каким другим словом вы бы могли заменить слово «дружина»? (войско, армия) Назовите русского князя, который     особенно прославился своими военными подвигами? (Олег) Вспомните литературный источник, из которого мы узнали о князе Олеге? ( 5. Физкультминутка( Как живёшь....) 6. Продолжение работы над открытием новых знаний 5 1. Беседа  о русском князе Владимире Красное Солнышко ( с опорой  на презентацию) Летописи рассказали и о другом славном русском князе — Владимире. Давно он княжил на Руси — тысяча лет прошла с тех пор, а люди все еще помнят его. У русского народа в обычае было давать своим правителям прозвища. Владимира прозвали Красным Солнышком. — Как вы думаете, за что могли дать такое прозвание? (Ответы детей.) Был   Владимир   Красное   Солнышко   умелым   воином   и   мудрым   правителем. Превратил   он   Русь   в   огромную   державу,   о   которой   с   уважением   говорили   в Европе. Большим государством трудно управлять, но еще труднее его защищать. По приказy князя Владимира на южной границе были построены крепости, а от крепостей до самого Киева — сигнальные башни. О   времени   княжения   Владимира   Красное   Солнышко   сложено   много   былин. Именно   в   его   дружине   были   знаменитые   русские   богатыри   Илья   Муромец   и Никита Кожемяка, Добры ни Никитич и Алеша Попович. 2. Работа по репродукциям картин —   Кого   на   Руси   называли   богатырем?   (Человека   очень   большой   силы, стойкости, отваги.) —   Что   общего   у   всех   богатырей? (Они   герои   русских   былин,   совершающие воинские подвиги.) Русских   богатырей   воспевают   в   былинах,   художники   посвящают   им   свои работы. (Учитель показывает репродукцию картины «Богатыри» В.М. Васнецова.) На картине изображены три богатыри — воплощающий силу и мужество Илья Муромец, отважный и честный Добрыня Никитич, сметливый Алеша Попович. В центре на черном коне сидит Илья Муромец. Богатырь зорко всматривается вдаль из­под поднесенной ко лбу руки: нет ли где врагов­кочевников. Слева от Ильи Муромца Добрыня Никитич. Правая рука уже вынимает меч из ножен, и конь его вот­вот понесет в бой. У Алеши Поповича стрела всегда наготове. За спинами богатырей — Русская земля, степь, дремучие леса, низкое небо — это величавый образ Руси. Герои полны решимости не пропустить врага. Когда смотришь на богатырей, охотно веришь, что нет такой страшной силы, которую бы не одолели русские витязи. 6 Сильная дружина была у князя Владимира, но не в этом главная заслуга его. В историю Владимир вошел как креститель Руси, он ввел на Руси новую религию — христианство. —   Как   вы   понимаете   слово   «крещение»?   (Ответы   детей.)   (Слова   на   доске: крещение, христианство.) По ходу урока мы должны выяснить, правы ли вы. Работа по учебнику ( стр.43­44) Чтение статьи самостоятельно ­О   чем   вы   можете   сказать,  что   знали,  но   забыли,  и  текст   восстановил   ваши знания?  ­Какая информация явилась для вас новой? ­О чем информации мало? 7.Этап первичного закрепления (взаимоопрос) Составление «тонких» и «толстых» вопросов, дети готовятся и задают вопросы друг другу. «Толстые» вопросы «Тонкие» вопросы 8. Этап подведения итогов урока ­ К   сожалению   время   нашего   урока   подходит   к   концу.   Много   ещё интересного можно узнать и рассказать о временах Древней Руси. Вы это будете изучать в старших классах. Но мой вам совет ­ поищите материал в энциклопедии или в интернете, и почитайте об этом времени. ­ Мы подведём итог нашего урока. 1. Как называли в то время правителя? 7 2. Кто ему помогал? 3. Какой город был столицей? 4. Какой князь завоевал Царьград? 5. Кого величали «Красным Солнышком?» 6. Какое важное событие произошло в 988 году? 9. Этап рефлексии и оценивания Продолжите предложения ­ Сегодня мы многое узнали на уроке, а что вам было интересно. Продолжите предложение Мне было интересно узнать… Обратимся к нашему древу предсказаний На все ли вопросы мы нашли ответы? 10. Этап ознакомления с домашним заданием  Перечитать текст. стр. 40­45, в тетради  стр. 16. 8

Урок окружающего мира на тему "Во времена Древней Руси" (4 класс)

Урок окружающего мира на тему "Во времена Древней Руси" (4 класс)

Урок окружающего мира на тему "Во времена Древней Руси" (4 класс)

Урок окружающего мира на тему "Во времена Древней Руси" (4 класс)

Урок окружающего мира на тему "Во времена Древней Руси" (4 класс)

Урок окружающего мира на тему "Во времена Древней Руси" (4 класс)

Урок окружающего мира на тему "Во времена Древней Руси" (4 класс)

Урок окружающего мира на тему "Во времена Древней Руси" (4 класс)

Урок окружающего мира на тему "Во времена Древней Руси" (4 класс)

Урок окружающего мира на тему "Во времена Древней Руси" (4 класс)

Урок окружающего мира на тему "Во времена Древней Руси" (4 класс)

Урок окружающего мира на тему "Во времена Древней Руси" (4 класс)

Урок окружающего мира на тему "Во времена Древней Руси" (4 класс)

Урок окружающего мира на тему "Во времена Древней Руси" (4 класс)

Урок окружающего мира на тему "Во времена Древней Руси" (4 класс)

Урок окружающего мира на тему "Во времена Древней Руси" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2019