Урок окружающего мира "Наша дружная семья" (2 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 17.07.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Форма урока выбрана с учётом возрастных особенностей детей, что способствует активизации познавательной деятельности учащихся, возбуждению интереса к предстоящей работе. Используются индивидуальная и групповая формы работы. В уроке использованы аудиозапись, сценки, пословицы, проекты детей. Цель урока: формировать навыки культуры общения и поведения в семье.
Иконка файла материала ОТКР урок 21.02.19..doc
Предмет, класс: Окружающий мир 2 класс УМК:  «Школа России», автор Плешаков А.А. Тема: "Наша дружная семья" Цели: формировать навыки культуры общения и поведения в семье  Планируемые образовательные результаты: Личностные:  Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.  Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать  конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.  Развитие осознания необходимости культуры общения в семье.  Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные  поступки можно оценить как хорошие или плохие. Метапредметные: Регулятивные УУД:  Умение находить и формулировать проблему урока вместе с учителем.  Умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования  различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и  аргументировать свою точку зрения и оценки событий.  Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы. Познавательные УУД:  Ориентироваться в учебнике, справочной литературе и других источниках.  Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.  Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения  рассуждений.  Развитие способностей к творческому мышлению. Коммуникативные УУД:  Донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.  Совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре. Предметные:  Отбирать из предложенных важные для семейной жизни условия  Уметь различать родственные взаимосвязи.  Определять роль в жизни человека культуры семейного общения1.Организационный момент. Ход урока: Прозвенел уже звонок, начинается урок. Мы сегодня не одни, гости на урок пришли. Повернитесь поскорей, поприветствуйте гостей, Подтянитесь, улыбнитесь и тихонько все садитесь. ­ На уроке, как и всегда, нам сегодня пригодятся вот такие качества: с ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ь,  (сообразительность) с ­ ­ ­ ­ ­ ­ а,   (смекалка)  в ­ ­ ­ ­ ­ ­ е,    (внимание) т ­ ­ ­ ­ ­ ­ е    (терпение) И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ! 2. Мотивация к учебной деятельности. У КАЖДОГО НА ПАРТЕ ЛЕЖАТ СМАЙЛИКИ ДЛЯ САМООЦЕНКИ. В КОНЦЕ УРОКА ПОДВЕДЁМ ИТОГ. 3. Проверка домашнего задания. ­ Дома вы готовили загадки по теме: «Здоровье и безопасность». Посмотрите на выставку работ. После урока я выставлю всем отметки за домашнее задание. 2.Постановка проблемы.  ­ А где вы учитесь правилам здорового образа жизни? (В школе, через средства массовой  информации, …) ­Оказывается, очень важным для каждого человека является … А что? Мы узнаем сегодня на уроке. ­ Я прочитаю вам историю, которая произошла с одним мальчиком. А вы, ребята, постарайтесь  проследить, как менялось настроение героя, чтобы потом поразмышлять, высказать своё мнение,  почему это происходило, и определить тему урока. Голосовая запись: Жил­был мальчик Толя. Как и все дети, он учился в школе. Однажды Тля пошел в школу, не выучив урока, очень, боялся, что учитель вызовет его к доске. – Ах, если бы я смог стать невидимкой, чтобы меня никто не видел и не слышал, – подумал он.  Учитель начал урок с переклички. Когда очередь дошла до Толи, услышав свою фамилию, мальчик  ответил: “Я здесь” Но учитель, вздохнув, сказал: “Жаль, что Толя не пришел сегодня в школу. Я  как раз хотел вызвать его к доске отвечать”. Тут Толя понял, что стал невидимкой, и очень этому  обрадовался. После урока ученики выбежали на улицу. Они весело разговаривали друг с другом,  смеялись, играли в разные игры. Вместе с ними выбежал и Толя. Но ребята не видели мальчика.  Толя напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастаться, что он  невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что­то смешное, даже  конфеты предлагал. Но ребята не замечали его. Толе стало скучно, и он побежал домой. Во дворе  он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его. – Мама, вот он я! Но мама не слышала и не видела его. – Не хочу быть невидимкой, – заплакал Толя. Хочу, чтобы мама меня видела, хочу разговаривать с  ребятами, хочу, чтобы учитель вызвал меня отвечать урок! Очень плохо быть одному! И Толя снова стал обыкновенным мальчиком.– Заинтересовала вас эта история? Что особенного запомнилось? – Ребята, что загадал Толя? – Сбылось ли его желание? – Какое чувство испытал Толя в начале истории? Как изменилось его чувство в конце? – Понравилось Толе быть невидимкой? Почему? – Какой вывод можно сделать из этого рассказа? (Человек не может жить на этом свете без  общения с другими людьми.) Вывод.    Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться  своими горестями и радостями, то есть не с кем общаться. В своей жизни мы общаемся с разными людьми, но самые близкие люди для нас – это наши родные,  наша семья. 3. Сообщение темы и целей урока. ­ Как вы думаете, какая тема нашего урока? (общение, семья)  Да, мы начинаем изучать большой раздел учебника «Общение». В своей жизни мы общаемся с  разными людьми. 4. Изучение нового материала. С кем мы общаемся? (с одноклассниками, учителями, и т. д.)  С кем чаще? (родителями) Где это происходит? (В школе, на улице, дома) Цель. Люди делятся друг с другом своими переживаниями, радостями, восторгом, печалью.  Человек не может жить без общения с другими людьми. Мы отправляемся в путешествие по  стране общения. Мы общаемся не только с людьми, но и с книгами.  а) откройте учебники на с.42. А кто самые близкие люди для каждого из вас? (родители, бабушки и дедушки… ­ семья)  б) конкретизация темы урока   ­ На этом уроке мы более подробно остановимся на общении в семье, домашних делах  взрослых и детей, о возможности взаимопомощи между членами семьи, культуре общения семьи.  ­Прочитайте тему: « Наша дружная семья». ­Как вы понимаете, что такое «СЕМЬЯ»? (родственники, люди, живущие вместе) ­ А связаны ли между собой семья и общение? Мы общаемся в семье?  Работа над понятием «семья». ­ Давайте попробуем сегодня выяснить, какую семью называют дружной? Я ставлю знак вопроса! А сейчас поиграем в игру «ОТГАДАЛКИ».                       Она  лучше всех на свете,       Набатчикова Без нее прожить нельзя. Есть она у Кати, Пети И, конечно, у меня. (мама)Шкаф тяжелый кто подвинет?         Бутенко Кто розетки нам починит, Кто все полочки прибьет, В ванной утром кто поет? Кто в машине за рулем? На футбол мы с кем пойдем?  (папа) На него смотрю всегда            Якунина И беру с него пример. Он  на папу так похож! Но только с сединой – и что ж?  (дедушка) У мамы работа, у папы работа,                         Жемчугов           У них для меня остается суббота! А  с нею я дома всегда,  Она не ругает меня никогда!   (бабушка) Маме на радость, папе в награду,                      Смильгин Он появился, наследник – отрада. Родной, несмышленый, пуговки–глазки –  Ему все вниманье, забота и ласки.  (сын) У мамы сестра                             Тата Веселей не найдете! Ей очень горжусь  Ведь она моя …   (тётя) К нам приехал папин брат.                        Данила Встрече с ним я очень рад! Он твердит,  в глаза мне глядя: «Руку жми, ведь я твой…  (дядя) Оформление доски: По мере отгадывания загадок на доске при помощи карточек со словами  выстраивается  схема:Вот такая схема у нас получилась! ­ Где же можно узнать точное толкование слова «семья»? (В толковом словаре) ­ Наши ребята работали с толковым словарём, давайте узнаем, что же они выяснили.  Поделитесь, пожалуйста, своими сведениями. Словарь Ожегова С.И.    СЕМЬЯ ­ это группа живущих вместе близких родственников. ­ Образуйте однокоренное слово к слову семья. (семейный, семейка) ­ Придумайте словосочетание с этим словом. (семейный альбом) ­ К сегодняшнему уроку дети готовили ПРОЕКТЫ о своих семьях. Послушайте, что  получилось.  СЫРБУ МАРГАРИТА Мой папа, Виктор Петрович. Он весёлый, целеустремлённый и ответственный. Мы часто ездим с  ним в гости, ходим в баню и катаемся на коньках. Я «папина» дочка! Сама я весёлая, послушная, помогаю маме с братиком, а также занимаюсь бальными танцами, где  уже добилась результатов. Марина Станиславовна – это моя мама. Она строгая, но заботливая. Она поддерживает меня на  всех моих турнирах в качестве тренера. ГОЛУБ КРИСТИНА Я очень люблю свою семью и дорожу ею! Наша семья дружная и крепкая! Семья – самое главное в  жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.  БЕЛОВ МАТВЕЙ Я братом своим очень­очень горжусь И в этом всем с радостью вновь признаюсь! Знакомы с рожденья и с детства дружны, Поэтому очень друг другу нужны! Спасибо за то, что ты добр и умён, Отзывчив, надёжен, красив и силён! Готов ты помочь и понять меня рад, Ты — самый хороший и преданный брат! КРАВЧЕНКО КОНСТАНТИН Папа, мама, старшая сестра и бабушка – это мои самые дорогие и любимые люди на свете – это моя семья! Сейчас хочу рассказать о своих бабушках.  Моя бабушка Валентина Степановна. Она много знает и рассказывает мне про окружающий мир. Я  люблю с ней играть в настольные игры и делать уроки, когда она приезжает к нам. А  у  бабушки Людмилы Ивановны самые вкусные пироги. Она сама живёт в Карелии. Я люблю  бывать у неё в гостях. в) Поговорим о культуре общения ­ Попробуем разыграть ситуацию… Итак, покажет сценку наша первая творческая группа. К дедушке и бабушке        (Ирина, Бутенко, Ярослав, Иванова, Мане) Настя и Володя, В гости на оладушки в выходной приходят. Внук Володя попросил:  ­ Дед, налей мне чаю.Дед голову склонил, Вове отвечая: ­ Плохо слышу я внучок, не чета тебе я. Я уже ведь старичок, вот и слух слабеет.  Настя бабушке грубит: ­ Ты не видишь что ли, Что солонка тут стоит, На столе без соли?»     Насте бабушка в ответ:  ­ Я ведь вижу плохо, Мне уже не мало лет, помоги мне кроха. Стало после этих слов стыдно детям очень. Вова говорит: ­ Готов! Я во всем помочь им».  ­ Да и мне не по себе, Настя вторит брату ­ В том, что стали вы слабей, вы не виноваты! Через много, много лет мы такие будем. Я – бабуля, Вова – дед, все стареют люди. Глазки, ушки заболят  и у нас, когда­то. Так разумно говорят славные ребята! Ставят сами всё на стол Чай по чашкам льётся. Тут и дедушка расцвёл,  Бабушка смеётся! Вы, ребята, никогда близким не грубите. Деда с бабушкой  всегда от души любите! ­ Ребята, что вы чувствовали, когда смотрели эту сценку? Почему ребята рассердились? (что  дед чаю не налил, соли нет в солонке) ­ Чего они не учли? (что дедушка с бабушкой старенькие) ­ Можно ли грубить старшим, маме, папе, дедушке, бабушке.  ­ А сейчас закройте, пожалуйста, глазки, представьте своих родных. ­ Это удивительно, но когда вы закрыли глаза и вспомнили своих родных, наш класс осветился  множеством улыбок. Как вы думаете почему? ­ Значит, в ваших семьях царит любовь и доброта. ­ Вдохните в себя эту любовь и доброту, а ещё свежесть и красоту сегодняшнего дня. Я желаю вам  успехов и удачи на уроке. Продолжаем урок. ­ Можем ли мы теперь ответить на вопрос:  Что такое «КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ»? (….)Вывод. Культура общения ­ вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное  отношение к человеку. ­ Нужна ли она в семье? Почему? (Культура общения нужна нам, чтобы семья была дружная и  счастливая) ­ Можно ли обижать того, кто тебя любит? ( Нельзя, потому что они любят и заботятся о нас) ­ Послушайте стихотворение, которое приготовил Никита.  Папа разбил      Драгоценную вазу  Бабушка с мамой  Нахмурились сразу.  Но папа нашелся:    Взглянул им в глаза  И робко и тихо  “Простите” сказал.   И мама молчит,       Улыбается даже.  ­ Мы купим другую,  Есть лучше в продаже…  “Простите!” ­         Казалось бы,  Что в нем такого?  А вот ведь какое  Чудесное слово!  ­ Ребята, а вы знаете, почему папу так легко простили?  Как вы попросите прощение? Можно ли грубить друг другу, давать обидные прозвища,  обижать младших? (…)     г) Необходимо вместе выполнять работу по дому   ­ Давайте сейчас откроем тетради стр.24, выполним задание №2. (Проверка вслух) Пришло время выслушать третью творческую группу. Будьте внимательны, вы должны  понять, без чего ещё нельзя жить в семье. 3 группа    Сценка "Помощник" Вова плачет тонко­тонко                       (Кира, Илья Р, Даша, Влад) И глаза трет кулаком: – Я вам больше не девчонка, Не пойду за молоком. Мама смотрит без улыбки: – Что же, сделаешь ошибку. Мне не будешь помогать – Не пущу тебя гулять. Посмотрел, подумал он: – Ну давай уж свой бидон. Вове грустно и обидно, Он шагает стороной. – Может, так не будет видно Всем бидона за спиной. Дядя с длинными усами, Высоченный, как отец, Улыбнулся:– Видно, маме  Помогаешь? Молодец! И уже не стороной Вова гордо шел домой. Хоть по лестнице шагал, Молоко не расплескал. – Мама, что еще купить? Я могу сейчас сходить! Вывод. В семье все надо делать вместе, помогать друг другу. А как у вас в семье? Вывод. Молодцы! Заботьтесь о родителях, у них много трудностей. 5.Первичное закрепление.  Самостоятельная работа в парах «Признаки дружной семьи» с последующей проверкой  (вычеркнуть предложения, со смыслом которых не согласны). 1 вариант: 1. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. 2. Члены семьи любят и  не обижают друг друга. 3. Живут в одной квартире. 4. Для каждого члена семьи своя отдельная квартира. 5. Вместе занимаются домашним хозяйством. 2 вариант: 1. Каждый член семьи отдыхает отдельно. 2. Вместе распределяют деньги на покупки. 3. Вместе отдыхают и проводят свое свободное время. 4. У каждого свой кошелек. 5. У каждого члена семьи свое хозяйство. 6. Физкультминутка. ­ Молодцы! Вы такие подвижные, активные! Скажите, как вы считаете, наш класс можно назвать  СЕМЬЁЙ? 7. Продолжение работы по теме урока.  Работа в группах с пословицами. Игра «Склей  пословицы». (Начало пословиц у одной группы  детей, продолжение пословицы у другой группы детей). 8. Рефлексия. Проектная творческая деятельность. ­Давайте продемонстрируем, как мы усвоили урок. Постройте Дом своей мечты. Подумайте, что должно быть обязательно в вашем счастливом доме.  понимание раздражение вражда любовь взаимопомощь ссора радость безразличие уважение наказаниеВопросы      – Что же такое семья? – Какую семью можно назвать дружной? – Какие правила культурного общения вы запомнили? – Какие чувства, эмоции испытали сегодня на нашем занятии? – Какое открытие вы сделали для себя сегодня? ­ ПОКАЖИТЕ, пожалуйста, карточку с изображением смайлика, соответствующего  вашему настроению в конце урока. ­  Дорогие ребята, а чтобы вы ещё лучше запомнили правила общения в семье, я хочу подарить вам  ПАМЯТКИ   9. Домашнее задание. Учебник : стр.44­45, пересказ. Рабочая тетрадь:  стр.25. № 5 .