Урок окружающего мира "Охрана природы"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 30.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Содержательная цель урока: выявление теоретических основ о способах охраны окружающей природы. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого и способностей к учебной деятельности.Тип урока: урок "открытие нового знания". формы работы на уроке: групповая, в парах, фронтальная, индивидуальная.
Иконка файла материала урок.doc
ФИО учителя Предмет Класс Тема Тип урока Цель урока Задачи Универсальные учебные действия Технологическая карта урока Комина Ольга Ивановна Окружающий мир  (УМК Развивающая система Л.В.Занкова) 4 Охрана природы. Урок систематизации знаний. Содержательная цель: выявление теоретических основ о способах охраны природы. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и  систематизации изучаемого и способностей к учебной деятельности. Обучающие: расширить и дополнить знания учащихся об экологических проблемах,   продолжить знакомство с Красной книгой, показать важность и направления  международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Развивающие: развивать творческий потенциал учащихся; интерес к окружающему миру;  формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать прослушанное, умение  рассуждать, делать выводы; развивать речь, словарный запас.  Воспитывающие: способствовать  воспитанию ответственного отношения к природе,  формирование экологической культуры. Познавательные:   самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников и словарей,  осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире, в т.ч. с помощью инструментов ИКТ;  устанавливать причинно ­ следственные связи в изучаемом круге явлений; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;  смысловое чтение, как осмысление цели чтения;   знаково – символическое моделирование. Коммуникативные:   умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;  осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;  учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственных;  понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;  аргументировать   свою   позицию   и   координировать   её   с   позициями   партнёров   в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Регулятивные:   принимать и сохранять учебную задачу;  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с одноклассниками;  планировать   свои   действия   в   соответствии   поставленной   задачей   и   условиями   её реализации;  адекватно воспринимать предложенную оценку учителя и одноклассников; Личностные:   учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;  принятие   ценности   природного   мира,   готовность   следовать   в   своей   деятельности нормам природоохранительного и здоровьесберегающего поведения;  способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;Оборудование Формы работы  чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы. Компьютер, проектор, учебник «Мы и окружающий мир» Н. Я Дмитриева, презентация по теме «Охрана природы», раздаточный и справочный материал.  Групповая, в парах, фронтальная, индивидуальная1.  Организационный момент. Учитель приветствует детей, настраивает их  на работу. Этапы урока Поздоровалось с людьми солнце на рассвете «Добрый день!» ­ говорит и большим, и детям. День добрым быть должен, и хорошим тоже.  Лишь хороший человек всё на свете сможет. ­Пусть эти стихи балаковской поэтессы Т. Юриной станут девизом нашего урока.2. Актуализация знаний . 2.1Проверка домашнего задания. (работа по карточкам) Прежде чем продолжить открывать новые знания, давайте вспомним,  что мы уже знаем. ­Что мы изучали на прошлом уроке? ­ Что такое научно – техническая революция? Когда она началась? ­Какое значение для человека имела научно – техническая революция? ­ Назовите основные направления, по которым развивается   научно – техническая революция?(скорости, технические устройства, создание синтетических, искусственных материалов, уменьшение размеров устройств, бытовая техника) Карточка № 1. 1.Что такое научно­техническая революция? ______________________________________ ______________________________________ 2.Назови предмет бытовой техники по описанию: а)Сосуд для кипячения воды­ б)Металлический прибор для глажения­ в)Устройство для обогрева помещения­ г)Шкаф для хранения продуктов в холоде­ д)Приспособление для передачи звука на расстояние по проводам и без них­ Карточка № 2. 1.Перечисли современные научно­технические достижения 20­21 века:2.Назови предмет бытовой техники по описанию: а)Сосуд для кипячения воды­ б)Металлический прибор для глажения­ в)Устройство для обогрева помещения­ г)Шкаф для хранения продуктов в холоде­ д)Приспособление для передачи звука на расстояние по проводам и без них­ ­Проверка карточек. 2.2. А сейчас я предлагаю ответить односложными ответами (да, нет) на мои утверждения.  № п/п Утверждения да нет 1 2 3 4 5 Компьютеры ускорили процесс обработки информации. Работа за компьютером экономит  ваше время для отдыха.  Работа за компьютером сохраняет ваше здоровье. Пища, приготовленная в микроволновке полезна. Современный транспорт улучшает нашу жизнь. ­ Какой вопрос вызвал у вас разногласия?  + + + + + +­ Почему? 3.Постановка проблемы. ­ Как результаты научно – технической революции повлияли на природу? ­Какая проблема встала перед людьми в конце XX века? 4.Целеполагание. ­Какую тему сегодня будем изучать на уроке? ­А для чего мы будем изучать эту тему? ­ Что нам предстоит выяснить на уроке?  (способы охраны природы) ­Научно­техническая революция с одной стороны приносит благо, а с другой стороны несёт опасность для человека и природы. Вы согласны с этим утверждением? ­Для того чтобы ответить на этот вопрос однозначно нам необходимо разбиться на 5 групп. 5.Открытие нового знания. Практическая работа (работа в группах) I группа «Лингвисты» будет разбираться в терминологии. (словарь Ожегова) II группа «Историки» будет искать ответ на вопрос «Как давно существует проблема охраны природы»?  (учебник стр. 60­61) III группа «Экологи» будут изучать широту охвата экологической проблемой разными организациями  (учебник стр. 61) IV  группа  «Защитники природы»  будет искать ответ на вопрос «Какие меры по охране природы используют в нашей стране» и области? (учебник стр. 62­64)V  группа  «Охрана растений и животных»  будет искать ответ на вопрос     «Куда заносятся  растения и животные находящиеся на грани вымирания»?  ­Когда была учреждена Красная книга ?  ­Какие животные и растения туда заносятся? ­Какого цвета ее страницы? (черный, красный, желтый, зеленый., белый, серый) ­Подумайте, по какому принципу выбирались цвета? ­Выступление групп. 1 группа:   Экология ­   наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде. Эколог ­  человек, занимающийся состоянием окружающей среды, природы, их защитой. Конвенция –  Международный договор по какому­нибудь определенному вопросу. Заповедник –  заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы. Заказник –  лесной, степной или водный участок, в пределах которого под особой охраной находятся отдельные виды животных, растений. Лесопарк ­  лесной массив в городе.  Красная книга –список названий  редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. 2 группа: Наши предки на заре человечества полностью зависели от природы. От   знаний о природе и от умения пользоваться ими зависела жизнь человека.  Уже в те далекие времена люди заметили, что если неправильно собирать корни или семена, яйца птиц, бездумно охотиться к животным, то можно остаться без необходимых средств к существованию. И люди стали принимать меры к охране самого главного своего богатства— окружающей   природы   и   отдельных   ее   компонентов.   Из   поколения   в   поколение   передавалось   «табу»   —   запреты,   ограничивавшие   или запрещавшие убивать различных животных, собирать растения в тот или иной период года, в том или ином месте. С появлением государства эти обычаи, правила превратились в законы. Первые такие законы на Руси появились в XI в., они записаны в древнейшем своде законов ЯрославаМудрого  «Русская правда»­ограничение добычи лебедей, бобров и других ценных животных. ­Указ Петра l , изданный в 1718 году, предписывал «преслушников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, наказывать батогами,  посылать в каторжные работы». Этим же указом  Пётр l потребовал построить очистные сооружения в Петербурге и обязал всех граждан  обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах. ­Согласно другому указу об охране водоёмов «… если кто осквернит Неву отбросами, тот будет приговорён к избиению кнутом или к ссылке в  Сибирь…» ­Петр 1 запретил добычу полезных ископаемых. ­ Как мы видим, вопросы охраны природы были важны во все времена. Но особенно остро стоят они в век научно – технического прогресса.  Почему же? Тревожные факты!!!  За последние 30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем  всё человечество за предыдущие 2 – 3  миллиона лет.  Леса – «лёгкие планеты» ­ вырубаются быстрее, чем вырастают. Ежегодно площадь лесов уменьшается на  2 процента ( это 20 га за  сутки)  Пресная вода, пригодная для использования, составляет на Земле только 2 процента.  Мусор заполонил планету настолько, что, если его не уничтожать, то через 10­15 лет он покроет всю нашу планету слоем толщиной 5  метров.  От загрязнения  воздуха, воды и почвы, из­за варварского отношения человека уменьшается численность  растений и животных.  Ежедневно на Земле безвозвратно исчезает 1 вид животных, а еженедельно 1 вид растений. 3 группа: Люди всего мира обеспокоены состоянием природы на Земле.   Была принята Конвенция по ограничению торговли редкими животными и растениями.   Организован Всемирный фонд дикой природы, выделяющий средства на охрану редких животных и растений.   Создана организация «Гринпис» (Зеленый мир), которая борется за чистоту  окружающей среды.   Создан Международный союз охраны природы, который в 1963г. учредил Красную книгу.   29 марта проводится ежегодная акция «Час Земли» 22 апреля был объявлен Всемирным днём Земли. В этот день множество отрезков материи с подписями россиян в защиту природы было пронесено и по всей нашей стране. Из кусков составили флаг Земли – драматический символ, призывающий людей относиться к природе с уважением. Это самый большой флаг, его площадь 660 квадратных метров.  Волонтерское движение нашей школы (сбор макулатуры, участие в городских конкурсах: «Кормушки, домики  птицам», уборка мусора). 4 группа: На территории нашей страны созданы заповедники. В настоящее время их более 101:  ­Астраханский   (1919   год,60   видов   рыб,   лаборатория   по   разведению   осетровых   рыб,   царство   птиц,   кабаны,   норки,   енотовидные   собаки, камышовые коты, лотос),  ­Ильменский минералогический  ( На Южном урале,1920 год, редкие минералы, самоцветы)  ­Приокско – Террасный (около Москвы, разные природные сообщества: от ельников до степей)  ­Кандалакшский (за Полярным кругом, на Кольском полуострове. разная природа­ лес, тундра, каменные утесы) 5 ученик ­Красная книга была учреждена Международным союзом охраны природы в 1966 году. Хранится в швейцарском городе Морже. В неё заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите. ­Каждая страница книги имеет свой цвет. Вот эти цвета: черный, красный, желтый, зеленый. Подумайте, по какому принципу выбирались цвета? 1­виды исчезающие. Они, как и Красная книга записаны на красных страницах. Это  быстро исчезающие животные. Их мало, но ещё можно встретить.(альбатрос,  снежный барс, красный волк, амурский тигр) 2­виды сокращающиеся. Они записаны на жёлтых страницах. Эти виды встречаются в достаточном количестве для выживания, но их численность очень быстро  сокращается.(морж, розовый фламинго, джейран 3­виды редкие. Они записаны на белых страницах. Эти виды не находятся под угрозой вымирания, но встречаются очень редко.(белый медведь) 4­виды неопределённые. Названия этих животных расположились на серых страницах. Эти животные до сих пор мало изучены.(слоновая черепаха) 5­виды восстановленные. Они записаны на зелёных страницах. Это животные, которых удалось спасти от вымирания.(зубр.речной бор, лось)6­исчезнувшие виды. Это чёрные страницы. Этих животных мы больше никогда не увидим. Их нет на нашей планете. (саблезубый тигр, странствующий голубь,  большерогий олень. морская корова) ­ А как сейчас  можно защитить природу? (создать заповедники, национальные парки,заказники) ­Да, ребята, одним из реальных дел, которые направлены на сохранение исчезающих видов растений и животных, является создание  заповедников и национальных парков.  (слайд 2) ­ Посмотрите на карту Российской Федерации. На ней показаны  существующие в нашей стране заповедники.  Главное отличие заказников и  национальных парков от заповедников в том, что в них разрешены посещения для туристов, но только по указанным тропинкам и дорогам. В них горожане могут познакомиться с нетронутыми уголками природы, с жизнью населяющих их животных. (Слайд 3) Виды заповедников:  ­комбинированный;                                                   ­ландшафтный;                                                           ­биосферный;                                                                      ­ минералогический    Физминутка                                                 6.Включение нового знания в систему знаний и повторений.  ­Чтение в учебнике информации о заповедниках. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. ­Работа в парах по учебнику и сбор информации об 1 понравившемся  заповеднике России  по плану, запись информации в тетрадь: ­где находится (показать на карте);   ­вид заповедника;­когда был образован;                    ­природные условия;                      ­растения  и животные заповедника;                                     ­занятия ученых в заповеднике. ­Проверка работы в парах (Слайды 4­10 Астраханский заповедник, 11­14 Ильменский заповедник, 15­17 Приокско­Террасный  заповедник, 18­21 Кандалакшский заповедник)   ­ А на территории нашей области есть заповедники?  (  Нет. В Саратовской области есть Хвалынский национальный парк)  (Презентация) 8.Рефлексия ­Что нового узнали на уроке? Какие открытия сегодня сделали? ­Достигли ли вы поставленной цели урока? ­Каким способом достигали целей? ­Кто больше всех помогал на уроке? ­Оцените свою работу на уроке смайликом. ­А сейчас составьте синквейн, выразив свое отношение к теме урока. 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).  Природа  Загрязненная, беззащитная. Сохранять, беречь, любить.  Природа требует бережного отношения.  Жизнь. 9.Домашнее задание (дифференцированное): 1.обязательное: стр.60­65 пересказ, ТПО № 76,77 (экологические проблемы нашего края, растения и животные Красной книги нашего края) 2.творческое: выполните  мини­проект: а)«Преобрази свой двор» (нарисовать или сделать макет своего двора ) б)«Правила поведения на природе в знаках»(нарисовать знаки правил поведения на природе) в)«Стань природе другом» (сочинить  стихотворение  «Береги природу») Карточка № 1.1.Что такое научно­техническая революция? ______________________________________ ______________________________________ 2.Назови предмет бытовой техники по описанию: а)Сосуд для кипячения воды­ б)Металлический прибор для глажения­ в)Устройство для обогрева помещения­ г)Шкаф для хранения продуктов в холоде­ д)Приспособление для передачи звука на расстояние по проводам и без них­ Карточка № 2. 1.Перечисли современные научно­технические достижения 20­21 века: 2.Назови предмет бытовой техники по описанию: а)Сосуд для кипячения воды­ б)Металлический прибор для глажения­ в)Устройство для обогрева помещения­ г)Шкаф для хранения продуктов в холоде­ д)Приспособление для передачи звука на расстояние по проводам и без них­№ п/п Утверждения да нет 1 2 3 4 5 Компьютеры ускорили процесс обработки информации. Работа за компьютером экономит  ваше время для отдыха.  Работа за компьютером сохраняет ваше здоровье. Пища, приготовленная в микроволновке полезна. Современный транспорт улучшает нашу жизнь.I группа «Лингвисты» будет разбираться в терминологии. (словарь Ожегова) Экология ­    Эколог ­   Конвенция­ Заповедник –   Заказник­ Лесопарк­  Красная книга –II группа «Историки» будет искать ответ на вопрос «Как давно существует проблема охраны природы»?  (учебник стр. 60­61)III группа «Экологи» будут изучать широту охвата экологической проблемой разными организациями  (учебник стр. 61)IV  группа  «Защитники природы»  будет искать ответ на вопрос «Какие меры по охране природы используют в нашей стране» ? (учебник стр. 62­64)V  группа  «Охрана   растений   и  животных»  будет   искать   ответ   на   вопрос       «Куда   заносятся  растения   и   животные находящиеся на грани вымирания,исчезновения»?  ­Когда была учреждена Красная книга ?  ­Какие животные и растения туда заносятся? ­Какого цвета ее страницы?  ­Что обозначает цвет страниц?  Чёрная –   Красная –   Жёлтая –   Зелёная – Серая  Белая План сбора информации о заповеднике: ­где находится (показать на карте):  ­вид заповедника:                                               ­когда был образован:­природные условия:                       ­растения  и животные заповедника:                                   ­занятия ученых в заповеднике: