Урок окружающего мира "Охрана природы"
Оценка 4.9

Урок окружающего мира "Охрана природы"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
окружающий мир
4 кл
30.05.2017
Урок окружающего мира "Охрана природы"
Содержательная цель урока: выявление теоретических основ о способах охраны окружающей природы. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого и способностей к учебной деятельности.Тип урока: урок "открытие нового знания". формы работы на уроке: групповая, в парах, фронтальная, индивидуальная.
урок.doc
ФИО учителя Предмет Класс Тема Тип урока Цель урока Задачи Универсальные учебные действия Технологическая карта урока Комина Ольга Ивановна Окружающий мир  (УМК Развивающая система Л.В.Занкова) 4 Охрана природы. Урок систематизации знаний. Содержательная цель: выявление теоретических основ о способах охраны природы. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и  систематизации изучаемого и способностей к учебной деятельности. Обучающие: расширить и дополнить знания учащихся об экологических проблемах,   продолжить знакомство с Красной книгой, показать важность и направления  международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Развивающие: развивать творческий потенциал учащихся; интерес к окружающему миру;  формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать прослушанное, умение  рассуждать, делать выводы; развивать речь, словарный запас.  Воспитывающие: способствовать  воспитанию ответственного отношения к природе,  формирование экологической культуры. Познавательные:   самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников и словарей,  осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире, в т.ч. с помощью инструментов ИКТ;  устанавливать причинно ­ следственные связи в изучаемом круге явлений;  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;  смысловое чтение, как осмысление цели чтения;   знаково – символическое моделирование. Коммуникативные:   умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;  осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;  учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственных;  понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;  аргументировать   свою   позицию   и   координировать   её   с   позициями   партнёров   в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Регулятивные:   принимать и сохранять учебную задачу;  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с одноклассниками;  планировать   свои   действия   в   соответствии   поставленной   задачей   и   условиями   её реализации;  адекватно воспринимать предложенную оценку учителя и одноклассников; Личностные:   учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;  принятие   ценности   природного   мира,   готовность   следовать   в   своей   деятельности нормам природоохранительного и здоровьесберегающего поведения;  способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Оборудование Формы работы  чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы. Компьютер, проектор, учебник «Мы и окружающий мир» Н. Я Дмитриева, презентация по теме «Охрана природы», раздаточный и справочный материал.  Групповая, в парах, фронтальная, индивидуальная 1.  Организационный момент. Учитель приветствует детей, настраивает их  на работу. Этапы урока Поздоровалось с людьми солнце на рассвете «Добрый день!» ­ говорит и большим, и детям. День добрым быть должен, и хорошим тоже.  Лишь хороший человек всё на свете сможет. ­Пусть эти стихи балаковской поэтессы Т. Юриной станут девизом нашего урока. 2. Актуализация знаний . 2.1Проверка домашнего задания. (работа по карточкам) Прежде чем продолжить открывать новые знания, давайте вспомним,  что мы уже знаем. ­Что мы изучали на прошлом уроке? ­ Что такое научно – техническая революция? Когда она началась? ­Какое значение для человека имела научно – техническая революция? ­ Назовите основные направления, по которым развивается   научно – техническая революция?(скорости, технические устройства, создание синтетических, искусственных материалов, уменьшение размеров устройств, бытовая техника) Карточка № 1. 1.Что такое научно­техническая революция? ______________________________________ ______________________________________ 2.Назови предмет бытовой техники по описанию: а)Сосуд для кипячения воды­ б)Металлический прибор для глажения­ в)Устройство для обогрева помещения­ г)Шкаф для хранения продуктов в холоде­ д)Приспособление для передачи звука на расстояние по проводам и без них­ Карточка № 2. 1.Перечисли современные научно­технические достижения 20­21 века: 2.Назови предмет бытовой техники по описанию: а)Сосуд для кипячения воды­ б)Металлический прибор для глажения­ в)Устройство для обогрева помещения­ г)Шкаф для хранения продуктов в холоде­ д)Приспособление для передачи звука на расстояние по проводам и без них­ ­Проверка карточек. 2.2. А сейчас я предлагаю ответить односложными ответами (да, нет) на мои утверждения.  № п/п Утверждения да нет 1 2 3 4 5 Компьютеры ускорили процесс обработки информации. Работа за компьютером экономит  ваше время для отдыха.  Работа за компьютером сохраняет ваше здоровье. Пища, приготовленная в микроволновке полезна. Современный транспорт улучшает нашу жизнь. ­ Какой вопрос вызвал у вас разногласия?  + + + + + + ­ Почему? 3.Постановка проблемы. ­ Как результаты научно – технической революции повлияли на природу? ­Какая проблема встала перед людьми в конце XX века? 4.Целеполагание. ­Какую тему сегодня будем изучать на уроке? ­А для чего мы будем изучать эту тему? ­ Что нам предстоит выяснить на уроке?  (способы охраны природы) ­Научно­техническая революция с одной стороны приносит благо, а с другой стороны несёт опасность для человека и природы. Вы согласны с этим утверждением? ­Для того чтобы ответить на этот вопрос однозначно нам необходимо разбиться на 5 групп. 5.Открытие нового знания. Практическая работа (работа в группах) I группа «Лингвисты» будет разбираться в терминологии. (словарь Ожегова) II группа «Историки» будет искать ответ на вопрос «Как давно существует проблема охраны природы»?  (учебник стр. 60­61) III группа «Экологи» будут изучать широту охвата экологической проблемой разными организациями  (учебник стр. 61) IV  группа  «Защитники природы»  будет искать ответ на вопрос «Какие меры по охране природы используют в нашей стране» и области? (учебник стр. 62­64) V  группа  «Охрана растений и животных»  будет искать ответ на вопрос     «Куда заносятся  растения и животные находящиеся на грани вымирания»?  ­Когда была учреждена Красная книга ?  ­Какие животные и растения туда заносятся? ­Какого цвета ее страницы? (черный, красный, желтый, зеленый., белый, серый) ­Подумайте, по какому принципу выбирались цвета? ­Выступление групп. 1 группа:   Экология ­   наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде. Эколог ­  человек, занимающийся состоянием окружающей среды, природы, их защитой. Конвенция –  Международный договор по какому­нибудь определенному вопросу. Заповедник –  заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы. Заказник –  лесной, степной или водный участок, в пределах которого под особой охраной находятся отдельные виды животных, растений. Лесопарк ­  лесной массив в городе.  Красная книга –список названий  редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. 2 группа: Наши предки на заре человечества полностью зависели от природы. От   знаний о природе и от умения пользоваться ими зависела жизнь человека.  Уже в те далекие времена люди заметили, что если неправильно собирать корни или семена, яйца птиц, бездумно охотиться к животным, то можно остаться без необходимых средств к существованию. И люди стали принимать меры к охране самого главного своего богатства— окружающей   природы   и   отдельных   ее   компонентов.   Из   поколения   в   поколение   передавалось   «табу»   —   запреты,   ограничивавшие   или запрещавшие убивать различных животных, собирать растения в тот или иной период года, в том или ином месте. С появлением государства эти обычаи, правила превратились в законы. Первые такие законы на Руси появились в XI в., они записаны в древнейшем своде законов Ярослава Мудрого  «Русская правда»­ограничение добычи лебедей, бобров и других ценных животных. ­Указ Петра l , изданный в 1718 году, предписывал «преслушников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, наказывать батогами,  посылать в каторжные работы». Этим же указом  Пётр l потребовал построить очистные сооружения в Петербурге и обязал всех граждан  обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах. ­Согласно другому указу об охране водоёмов «… если кто осквернит Неву отбросами, тот будет приговорён к избиению кнутом или к ссылке в  Сибирь…» ­Петр 1 запретил добычу полезных ископаемых. ­ Как мы видим, вопросы охраны природы были важны во все времена. Но особенно остро стоят они в век научно – технического прогресса.  Почему же? Тревожные факты!!!  За последние 30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем  всё человечество за предыдущие 2 – 3  миллиона лет.  Леса – «лёгкие планеты» ­ вырубаются быстрее, чем вырастают. Ежегодно площадь лесов уменьшается на  2 процента ( это 20 га за  сутки)  Пресная вода, пригодная для использования, составляет на Земле только 2 процента.  Мусор заполонил планету настолько, что, если его не уничтожать, то через 10­15 лет он покроет всю нашу планету слоем толщиной 5  метров.  От загрязнения  воздуха, воды и почвы, из­за варварского отношения человека уменьшается численность  растений и животных.  Ежедневно на Земле безвозвратно исчезает 1 вид животных, а еженедельно 1 вид растений. 3 группа: Люди всего мира обеспокоены состоянием природы на Земле.   Была принята Конвенция по ограничению торговли редкими животными и растениями.   Организован Всемирный фонд дикой природы, выделяющий средства на охрану редких животных и растений.   Создана организация «Гринпис» (Зеленый мир), которая борется за чистоту  окружающей среды.   Создан Международный союз охраны природы, который в 1963г. учредил Красную книгу.   29 марта проводится ежегодная акция «Час Земли»  22 апреля был объявлен Всемирным днём Земли. В этот день множество отрезков материи с подписями россиян в защиту природы было пронесено и по всей нашей стране. Из кусков составили флаг Земли – драматический символ, призывающий людей относиться к природе с уважением. Это самый большой флаг, его площадь 660 квадратных метров.  Волонтерское движение нашей школы (сбор макулатуры, участие в городских конкурсах: «Кормушки, домики  птицам», уборка мусора). 4 группа: На территории нашей страны созданы заповедники. В настоящее время их более 101:  ­Астраханский   (1919   год,60   видов   рыб,   лаборатория   по   разведению   осетровых   рыб,   царство   птиц,   кабаны,   норки,   енотовидные   собаки, камышовые коты, лотос),  ­Ильменский минералогический  ( На Южном урале,1920 год, редкие минералы, самоцветы)  ­Приокско – Террасный (около Москвы, разные природные сообщества: от ельников до степей)  ­Кандалакшский (за Полярным кругом, на Кольском полуострове. разная природа­ лес, тундра, каменные утесы) 5 ученик ­Красная книга была учреждена Международным союзом охраны природы в 1966 году. Хранится в швейцарском городе Морже. В неё заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите. ­Каждая страница книги имеет свой цвет. Вот эти цвета: черный, красный, желтый, зеленый. Подумайте, по какому принципу выбирались цвета? 1­виды исчезающие. Они, как и Красная книга записаны на красных страницах. Это  быстро исчезающие животные. Их мало, но ещё можно встретить.(альбатрос,  снежный барс, красный волк, амурский тигр) 2­виды сокращающиеся. Они записаны на жёлтых страницах. Эти виды встречаются в достаточном количестве для выживания, но их численность очень быстро  сокращается.(морж, розовый фламинго, джейран 3­виды редкие. Они записаны на белых страницах. Эти виды не находятся под угрозой вымирания, но встречаются очень редко.(белый медведь) 4­виды неопределённые. Названия этих животных расположились на серых страницах. Эти животные до сих пор мало изучены.(слоновая черепаха) 5­виды восстановленные. Они записаны на зелёных страницах. Это животные, которых удалось спасти от вымирания.(зубр.речной бор, лось) 6­исчезнувшие виды. Это чёрные страницы. Этих животных мы больше никогда не увидим. Их нет на нашей планете. (саблезубый тигр, странствующий голубь,  большерогий олень. морская корова) ­ А как сейчас  можно защитить природу? (создать заповедники, национальные парки,заказники) ­Да, ребята, одним из реальных дел, которые направлены на сохранение исчезающих видов растений и животных, является создание  заповедников и национальных парков.  (слайд 2) ­ Посмотрите на карту Российской Федерации. На ней показаны  существующие в нашей стране заповедники.  Главное отличие заказников и  национальных парков от заповедников в том, что в них разрешены посещения для туристов, но только по указанным тропинкам и дорогам. В них горожане могут познакомиться с нетронутыми уголками природы, с жизнью населяющих их животных. (Слайд 3) Виды заповедников:  ­комбинированный;                                                   ­ландшафтный;                                                           ­биосферный;                                                                      ­ минералогический    Физминутка                                                 6.Включение нового знания в систему знаний и повторений.  ­Чтение в учебнике информации о заповедниках. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. ­Работа в парах по учебнику и сбор информации об 1 понравившемся  заповеднике России  по плану, запись информации в тетрадь: ­где находится (показать на карте);   ­вид заповедника; ­когда был образован;                    ­природные условия;                      ­растения  и животные заповедника;                                     ­занятия ученых в заповеднике. ­Проверка работы в парах (Слайды 4­10 Астраханский заповедник, 11­14 Ильменский заповедник, 15­17 Приокско­Террасный  заповедник, 18­21 Кандалакшский заповедник)   ­ А на территории нашей области есть заповедники?  (  Нет. В Саратовской области есть Хвалынский национальный парк)  (Презентация) 8.Рефлексия ­Что нового узнали на уроке? Какие открытия сегодня сделали? ­Достигли ли вы поставленной цели урока? ­Каким способом достигали целей? ­Кто больше всех помогал на уроке? ­Оцените свою работу на уроке смайликом. ­А сейчас составьте синквейн, выразив свое отношение к теме урока. 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).  Природа  Загрязненная, беззащитная.  Сохранять, беречь, любить.  Природа требует бережного отношения.  Жизнь. 9.Домашнее задание (дифференцированное): 1.обязательное: стр.60­65 пересказ, ТПО № 76,77 (экологические проблемы нашего края, растения и животные Красной книги нашего края) 2.творческое: выполните  мини­проект: а)«Преобрази свой двор» (нарисовать или сделать макет своего двора ) б)«Правила поведения на природе в знаках»(нарисовать знаки правил поведения на природе) в)«Стань природе другом» (сочинить  стихотворение  «Береги природу») Карточка № 1. 1.Что такое научно­техническая революция? ______________________________________ ______________________________________ 2.Назови предмет бытовой техники по описанию: а)Сосуд для кипячения воды­ б)Металлический прибор для глажения­ в)Устройство для обогрева помещения­ г)Шкаф для хранения продуктов в холоде­ д)Приспособление для передачи звука на расстояние по проводам и без них­ Карточка № 2. 1.Перечисли современные научно­технические достижения 20­21 века: 2.Назови предмет бытовой техники по описанию: а)Сосуд для кипячения воды­ б)Металлический прибор для глажения­ в)Устройство для обогрева помещения­ г)Шкаф для хранения продуктов в холоде­ д)Приспособление для передачи звука на расстояние по проводам и без них­ № п/п Утверждения да нет 1 2 3 4 5 Компьютеры ускорили процесс обработки информации. Работа за компьютером экономит  ваше время для отдыха.  Работа за компьютером сохраняет ваше здоровье. Пища, приготовленная в микроволновке полезна. Современный транспорт улучшает нашу жизнь. I группа «Лингвисты» будет разбираться в терминологии. (словарь Ожегова) Экология ­    Эколог ­   Конвенция­ Заповедник –   Заказник­ Лесопарк­  Красная книга – II группа «Историки» будет искать ответ на вопрос «Как давно существует проблема охраны природы»?  (учебник стр. 60­61) III группа «Экологи» будут изучать широту охвата экологической проблемой разными организациями  (учебник стр. 61) IV  группа  «Защитники природы»  будет искать ответ на вопрос «Какие меры по охране природы используют в нашей стране» ? (учебник стр. 62­64) V  группа  «Охрана   растений   и  животных»  будет   искать   ответ   на   вопрос       «Куда   заносятся  растения   и   животные находящиеся на грани вымирания,исчезновения»?  ­Когда была учреждена Красная книга ?  ­Какие животные и растения туда заносятся? ­Какого цвета ее страницы?  ­Что обозначает цвет страниц?  Чёрная –   Красная –   Жёлтая –   Зелёная –  Серая  Белая План сбора информации о заповеднике: ­где находится (показать на карте):  ­вид заповедника:                                               ­когда был образован: ­природные условия:                       ­растения  и животные заповедника:                                   ­занятия ученых в заповеднике:

Урок окружающего мира "Охрана природы"

Урок окружающего мира "Охрана природы"

Урок окружающего мира "Охрана природы"

Урок окружающего мира "Охрана природы"

Урок окружающего мира "Охрана природы"

Урок окружающего мира "Охрана природы"

Урок окружающего мира "Охрана природы"

Урок окружающего мира "Охрана природы"

Урок окружающего мира "Охрана природы"

Урок окружающего мира "Охрана природы"

Урок окружающего мира "Охрана природы"

Урок окружающего мира "Охрана природы"

Урок окружающего мира "Охрана природы"

Урок окружающего мира "Охрана природы"

Урок окружающего мира "Охрана природы"

Урок окружающего мира "Охрана природы"

Урок окружающего мира "Охрана природы"

Урок окружающего мира "Охрана природы"

Урок окружающего мира "Охрана природы"

Урок окружающего мира "Охрана природы"

Урок окружающего мира "Охрана природы"

Урок окружающего мира "Охрана природы"

Урок окружающего мира "Охрана природы"

Урок окружающего мира "Охрана природы"

Урок окружающего мира "Охрана природы"

Урок окружающего мира "Охрана природы"

Урок окружающего мира "Охрана природы"

Урок окружающего мира "Охрана природы"

Урок окружающего мира "Охрана природы"

Урок окружающего мира "Охрана природы"

Урок окружающего мира "Охрана природы"

Урок окружающего мира "Охрана природы"

Урок окружающего мира "Охрана природы"

Урок окружающего мира "Охрана природы"

Урок окружающего мира "Охрана природы"

Урок окружающего мира "Охрана природы"

Урок окружающего мира "Охрана природы"

Урок окружающего мира "Охрана природы"

Урок окружающего мира "Охрана природы"

Урок окружающего мира "Охрана природы"

Урок окружающего мира "Охрана природы"

Урок окружающего мира "Охрана природы"

Урок окружающего мира "Охрана природы"

Урок окружающего мира "Охрана природы"

Урок окружающего мира "Охрана природы"

Урок окружающего мира "Охрана природы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017