На уроке дети познакомятся с органами чувств и их значением для человека; научатся беречь органы чувств; продолжат формировать умение самостоятельно работать с текстом. На уроке использованы современные технологии и методы обучения такие: как метод исследований, самостоятельный поиск материала, тестирование, рефлексия.
Органы чувств (3 класс).doc
Урок окружающего мира в 3 классе.
Тема: Органы чувств.
Цель: 1) познакомить детей с органами чувств и их значением для человека; учить
беречь органы чувств; продолжить формировать умение самостоятельно работать с
текстом.
2) развивать речь, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы.
3) воспитывать культуру здоровья.
Ход урока.
1. Оргмомент.
Пусть в этот зимний и прекрасный день
Всем нам сопутствует удача и везение!
И пожелаем мы друг другу, всем гостям
Чудесного настроения!
2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.
Изучая организм человека, нам встретились такие слова:
легкие, пищеварительная, мозг, кишечник, сердце, нервная, кровеносная, желудок
Распределите слова в 2 группы (на доске)
1 группа органы человека, 2 группа системы органов.
Что такое “система органов”? Приведите примеры.
Какая система управляет деятельностью всего организма?
Как называется наука, которая изучает строение тела человека?
Как называется наука, которая изучает работу органов человека?
3. Введение в тему урока. Постановка проблемы.
Зачем человеку нужно знать свой организм? (Чтобы сохранить и укрепить свое
здоровье). Какие пословицы о здоровье вы приготовили дома?
Дал бы бог здоровья, а счастье найдем.
Здоров будешь – все добудешь.
Не рад больной и золотой кровати.
У кого что болит, тот о том и говорит.
Здоровье не купишь – его разум дарит. Мы видим обстановку в классе, слышим мой голос, знаем как писать ручкой,
чувствуем, удобно ли нам сидеть на стуле. Обо всем этом вам сообщают ваши
разведчики. А что это за разведчики, узнаем сегодня на уроке.
Прочитайте надпись. (“Познай самого себя”). (Слайд 1) Подумайте, что значит
“познать самого себя”? (Ответы детей)
А я думаю, процесс познания самого себя длится всю жизнь, потому что мы же
меняемся. С каждым днем чтото в нас добавляется, чтото уходит. Познавать себя
значит совершать маленькие открытия.
4. Изучение нового материала. (Слайд 2)
a) Сегодня на уроке мы с вами узнаем, как человек воспринимает окружающий
мир. Я загадаю загадку, и вы узнаете, с какого «разведчика» мы начнем
разговор.
Брат с братом через дорогу живут,
А один другого не видит
Глаза – орган зрения. (Слайд 3) Глаза самый загадочный орган. Это разведчики
всего увиденного. Рассмотрите глаза друг друга. Каким бывает цвет глаз? Какими
бывают по размеру? Хотите увидеть и узнать строение глаза? Об этом расскажет
ученик. (Слайд 4)
Выступление ученика: Глаза – это окно в окружающий нас мир. Сам глаз
круглый, как яблоко, за что его называют глазным яблоком. Глазное яблоко
наполнено стекловидным веществом, как желе, только прозрачным. Снаружи
глазное яблоко покрыто твердой оболочкой, как яйцо скорлупой. Эта оболочка
называется роговицей. Если ее пробить, то с глазом может пройти то же, что и с
разбитым яйцом. В центре глаза есть черная точка, это – зрачок. Он пропускает
свет и может то расширяться, то сужаться. Цветное колечко вокруг зрачка – это
радужка. От нее зависит цвет глаз. За зрачком находится хрусталик. Он помогает
видеть далекие и близкие предметы. Хрусталик может то сжиматься, как шарик,
то растягиваться, как овал.
У глаза есть свои стражи. Они оберегают от пыли, грязи, ветра. Догадались, о
каких стражниках идет речь? Брови, веки, ресницы. Погладим брови. Они отводят пот,
стекающий со лба. На каждом веке у нас по 80 ресниц, каждая ресница живет 100 дней.
Человек моргает 3 раза в минуту. Зачем? При моргании у человека глаз смачивается
слезной жидкостью, это предохраняет от высыхания и очищает от пыли. (Слайд 5)
Глаз связан с мозгом. Предметы в глазах отображаются перевернутыми.
Правильным изображение делает головной мозг. Глаз имеет сложное строение. Если
глаз повредить, то восстановить зрение практически невозможно. Что нужно делать, чтобы сберечь зрение? Прочитайте об этом в учебнике на странице
132. Устные ответы детей:
Телевизор смотреть 11.5 часа.
Читать книгу и писать на расстоянии 35 см.
Если попала соринка, то нельзя тереть руками.
Делать зарядку для глаз.
При письме свет должен падать слева.
Физкультминутка для глаз.
b) Следующая загадка:
У зверушки на макушке,
А у нас – ниже глаз.
Уши орган слуха. С помощью уха мы слышим. Это второй по важности орган.
Это разведчик всего услышенного.
6 слайд. Потрогайте ушную раковину. Сама она не слышит, а только улавливает
звуки и передает их по слуховому проходу к барабанной перепонке в среднее ухо,
потом во внутреннее и в мозг. Подробнее о строении уха расскажет ученик.
7 слайд. Сообщение: “Органом слуха у человека являются уши, но то, что мы
видим снаружи: ушная раковина – это не самая важная часть нашего уха, она
лишь собирает звук и направляет его в наружный слуховой проход. Там дальше
прячутся ещё среднее, а за ним внутреннее ухо. Так что у нас не два уха, а целых 6!
Наружный слуховой проход закрыт тонкой плёнкой – барабанной перепонкой. Мы
начинаем слышать в тот момент, когда звуковые волны достигают барабанной
перепонки, давят на неё, и она начинает дрожать. Дрожь передаётся в среднее ухо
на 3 маленькие косточки: наковальню, молоточек и стремечко. Стремечко
закрывает отверстие внутреннего уха. Внутреннее ухо представляет собой
раковину, похожую на домик улитки и называется ушной улиткой. Внутри улитки
– жидкость. Когда стремечко давит на овальное окошко, жидкость приходит в
движение. Слуховой нерв воспринимает это движение жидкости и посылает
сигнал в мозг. Мозг обрабатывает сигнал, и мы узнаём голос мамы или любимую
песню”.
Итак, уши это орган слуха. Но, оказывается, у наших ушей есть ещё одна задача.
Какая? Сейчас узнаем.
Физкультминутка закрытыми глазами.
Встали, закрыли глаза, наклонились влево, вправо, вниз, достали пальцами кончики
ног, подняли вверх левую руку, дотронулись правого плеча, подняли обе руки вверх и
потянулись. Молодцы, вы закрытыми глазами чувствовали, где верх, где низ. Об этом нам говорит
орган равновесия, он находится во внутреннем ухе и отвечает за положение тела в
пространстве.
Как нужно беречь свой слух? Найдите ответ на этот вопрос на странице 133 учебника.
Сильный шум портит слух. Не ковыряй в ушах острыми предметами.
c) Загадка:
Между двух светил
В середине я один.
Нос орган обоняния. (8 слайд) Способность чувствовать запахи называется
обонянием. А о разведчике, который рассказывает нам о запахах, расскажет нам
ученик.
9 слайд. Сообщение: “Нос – это орган обоняния. Он способен чувствовать
запахи. В средней части носа расположены обонятельные клетки и нервы. Если
воздух загрязнён вредными пахучими веществами, в мозг посылается сигнал тревоги.
Носовая щель сужается, воздуха проникает внутрь меньше. И, наоборот, аромат
цветов, древесной смолы нам вдыхать приятно. Без воздуха человек может
прожить считанные секунды, может даже минуты”.
Прочитайте на странице 134 что нужно делать, чтобы сохранить хорошее обоняние.
Хорошо мы чувствуем запахи весной и летом. Нос связан с мозгом нервными
нитями. Когда нам запах не нравится, то мозг посылает сигнал тревоги и носовой
проход сужается. А если запах приятный, то дышится легко, нервы успокаиваются.
d) Следующая загадка:
Всегда во рту, а не проглотишь.
Язык орган вкуса. (10 слайд) На языке расположены вкусовые сосочки. В
них собраны окончания нервов, благодаря им человек различает вкус пищи.
Практическая работа №1. На вид вы можете определить, какое вещество
находится в стаканчиках: соль или сахар? Одному ученику дается попробовать с
закрытыми глазами. Он угадывает. В этом ему помогли разведчики вкуса. Это нервные
нити сообщили мозгу, что у человека во рту. О том, что и как чувствует язык,
расскажет нам ученик.
11 слайд. Сообщение: “ Каждый знает, что язык – это орган вкуса. Но мало
кто знает, что язык “пробует” пищу разными участками. На сладкое реагирует
кончик языка, по бокам – участки, чувствительные к солёному, а задняя часть (корень) воспринимает горький вкус пищи. Кроме пищи язык ощущает температуру
пищи и боль. Все эти ощущения возникают благодаря чувствительным сосочкам.
Именно они придают языку бархатистый вид”.
Можно ли по вкусу определить испорчена ли пища? Чувствуете ли вы вкус очень
горячей пищи? Почему нельзя есть слишком горячую пищу? На эти вопросы вы найдёте
ответ на стр.134.
e) И последняя загадка.
Тело сверху прикрываю, защищаю и дышу,
Пот наружу выделяю, температурой тела руковожу.
Кожа – орган осязания. (Слайд 13)
Об этом органе подготовил сообщение ученик.
Сообщение: “ Орган осязания – кожа – это удивительное изобретение природы.
У неё несколько “специальностей”. Она защищает тело от повреждений, ран, грязи,
микробов соединяет все части организма. Кожа спасает нас от внутреннего
перегрева, выделяя наружу пот. Вместе с потом выводятся вещества, ненужные
нашему организму: всевозможные соли, молочная кислота. Вот почему пот на вкус
горькосолёный. Кожа хранит кровь, которая находится в кровеносных сосудах в
глубине её. Кожа может “рассказать” человеку о том, что его окружает”.
Практическая работа №2. Определи предмет на ощупь.
Один ученик у доски закрытыми глазами отгадывает, что он держит в руках. Мяч,
ложка, ручка, кубик. Об этом рассказывает кожа. Да, благодаря коже мы можем
определить предмет даже с закрытыми глазами.
Рассмотрите рисунок и скажите, какие ощущения воспринимает кожа. (Слайд 13).
Кожа чувствует боль, тепло, холод, прикосновения. Старайтесь не ранить кожу, не
обжигать, не обмораживать.
Говорят: не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а ….мозг. Как это понять?
Всеми органами руководит головной мозг. (Слайд 14)
Вы правы. Сигналы от органов чувств поступают в мозг. Он их обрабатывает, и мы
понимаем, что видим, слышим, чувствуем. Причём это происходит так быстро, что вы
даже не успеете сказать “раз”.
Вывод: Если с помощью зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса мы чувствуем
окружающий мир, то, как будут называться все пять органов? Органы чувств.
5. Работа в парах.
Вы были внимательными, справитесь с тестом. 1.Сколько органов ты знаешь?
А) 7
Б) 6
В) 5
2.Соедини линиями органы и их названия
Глаза орган осязания
Уши орган вкуса
Нос орган зрения
Кожа орган обоняния
Язык орган слуха
3. Без какого органа невозможно было бы видеть, слышать, ощущать запахи и вкус?
А) без кишечника
Б) без головного мозга
В) без селезенки
4.В какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека?
А) сутулый, неуклюжий, высокий;
Б) горбатый, бледный, хилый, низкий;
В) стройный, сильный, ловкий, крепкий.
6. Закрепление изученного материала
Давайте проверим, что вы сегодня узнали. Моделирование изученного материала.
(Схему строим на доске).
7. Итог
Посмотрите на мандарин. Какой орган включается? Орган зрения. Потрогайте кожу на
ощупь. Орган осязания. Почистим мандарин. Орган обоняния. Съедим. Орган вкуса.
8. Домашнее задание
1). Учебник, стр. 135, вопросы и задания. Подготовиться рассказывать, как вы их
выполняете правила охраны органов чувств.
2). Подготовь классу 2 вопроса по теме “Органы чувств”. (Слайд 15) “Спасибо за урок, дети!”
Урок окружающего мира "Органы чувств." (3 класс)
Урок окружающего мира "Органы чувств." (3 класс)
Урок окружающего мира "Органы чувств." (3 класс)
Урок окружающего мира "Органы чувств." (3 класс)
Урок окружающего мира "Органы чувств." (3 класс)
Урок окружающего мира "Органы чувств." (3 класс)
Урок окружающего мира "Органы чувств." (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.