Урок окружающего мира "Органы чувств" 3 класс
Оценка 4.6

Урок окружающего мира "Органы чувств" 3 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
окружающий мир
3 кл
02.04.2017
Урок окружающего мира "Органы чувств" 3 класс
Цели урока: ознакомить детей с органами чувств и их значением для человека; учить беречь органы чувств. Оборудование: 1. Плакат «Человек» 2. Рисунки с изображением органов чувств, таблички, листочки с заданием с заданием. 3. Предметы: ручка, пенал, резиновый мячик, подставка для книг, духи, колокольчик, мягкая игрушка, лимон, конфета и др. 4. Цветные карандаши.
Органы чувств. Урок.doc
Гимназия №7 им. В.М.Воронцова                                                                                                        г. Воронеж                                                                                             Левобережного района                Цели урока:      ознакомить детей с органами чувств и их значением                                        для   человека; учить беречь органы чувств.  Оборудование: 1. Плакат «Человек»                                        2. Рисунки с изображением органов чувств, таблички,                                             листочки с заданием с заданием.                                        3. Предметы: ручка, пенал, резиновый мячик,                                              подставка для книг, духи, колокольчик, мягкая                                                    игрушка, лимон, конфета и др.                                        4. Цветные карандаши.                                                                                           Учитель: Родина Татьяна Валериевна Ход урока: 1.Организационный момент. Долгожданный дан звонок,                     Начинается урок.                               2. Наблюдение за природой    . ­ Какое сейчас время года? ­ Какие зимние месяцы вы знаете? На доске: Декабрь – студень, стужайло, лютень.    В древние времена на Руси декабрь называли «студень»: в этом месяце начиналась зима,  приходила стужа, становилось студёно. От слов стужа, стынуть, застывать – древнее  название месяца. ­ Про декабрь говорят, что он год кончает, зиму начинает. ­ Как вы понимаете смысл этой поговорки? ­ 22 декабря – день зимнего равноденствия. Что это значит? ­ Именно поэтому говорят, что в декабре солнце поворачивает на лето, а зима на мороз. ­ А какие поговорки и приметы о зиме знаете вы? 22 декабря – Анна, Стефан (на Анну волки сбегаются в стаи и становятся особенно  опасными) 23 декабря – день рождения русского писателя Н.Н.Носова. ­ Какие его произведения вам известны? 3. Проверка домашнего задания.  ­ Положите перед собой листочки. Прочитайте первое задание и допишите предложения. 1. Допиши предложения.     б)   Органы,       выполняющие   общую   работу,      а) Организм человека состоит из частей ­   ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­     образуют ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­   ­ Какие органы человека вы знаете?  ­ Какую работу они выполняют?  ­ Что такое системы органов? Приведите примеры.  ­ Какая система управляет деятельностью организма?  ­ Во втором задании закрасьте одним цветом таблички, относящиеся к одной системе     органов.  ­ Обменяйтесь листочками. Что закрасили одним цветом?   2.    Обеспечивает движение           крови в организме              Управляет              деятельностью             всего организма    Головной мозг, спинной             Обеспечивает   2 мозг, нервы     переваривание пищи Пищеварительная система      Кровеносная система          Нервная система Пищевод, желудок,                кишечник          Сердце, кровеносные                   сосуды  ­ Что изучает анатомия, физиология, гигиена?  ­ Какие пословицы о здоровье вы подобрали и записали? 4. Сообщение темы и цели урока. 1. С помощью какого органа ты узнаёшь о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел будильник? 2. С помощью какого органа ты видишь, что нарисовано или написано в этой книге? 3. Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели, у лиственницы? 4. Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, цветка, духов? 5. С помощью какого органа ты отличаешь сладкую пищу от горькой, кислую пищу   от солёной?   Ответы: 1. ухо 2. глаз 3. кожа 4. нос 5. язык  ­ Какие это органы?  ­ «Органы чувств» ­ это тема нашего урока. Сформулируйте цели урока.  ­ Человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств. К ним относятся…   ­ Я загадаю вам загадку, ответив на нее, вы узнаете, с какого органа чувств мы     начнем разговор:                        Брат с братом                        Через дорогу живут,                         А один другого не видит.                                                                                       (Глаза)                            Маленький, кругленький,                            А до неба докинешь.                                                             (Глаза)      Глаза  – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаём о том, что творится вокруг, и в то же время именно глаза больше всего говорят о человеке.      В древности учёные предполагали, что человеческая душа смотрит на мир через дыры глаз. И, если подумать, это почти так и есть. Наш глаз устроен примерно как фотоаппарат, в котором, когда нажимаешь кнопку затвора, открывается маленькое круглое отверстие. Через это отверстие свет попадает на плёнку и рисует на ней то, на что был направлен фотоаппарат. 3 Один заранее подготовленный ученик сообщает:    Зрение   –   способность   воспринимать   величину,   форму,   цвет   предметов   и   их расположение.   Человеческий   глаз   не   видит   предмет   сразу.   Глаз   воспринимает   лишь световые волны. Эта информация передаётся в определённый участок мозга. И тогда эти световые волны воспринимаются в виде определённых предметов. Тогда человек видит его цвет, размер. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете.      Берегите зрение! Дефекты зрения – это близорукость и дальнозоркость.         Видимость предметов меняется с возрастом человека: десятилетний ребёнок хорошо видит   на   расстоянии   3   см,   в   45   лет   –   33   см,   а   в   70   лет   необходимы   очки   для рассматривания близких предметов. У человека развивается дальнозоркость. Близорукость чаще развивается от длительного напряжения зрения при плохой освещённости помещения.   Работа в рабочей тетради.   стр.58 зад. 1  ­ Прочитайте.  ­ Соедините слова столбика стрелками. Глаза ­ ….. (на доске запись– глаза – орган зрения)  ­ Продолжим разговор об органах чувств.  ­ О каком органе чувств эта загадка?                                                   У зверушки –                                                    На макушке.                                                   А у нас –                                                    Ниже глаз.                                                                               (Уши)   ­ С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку и т.д. Второй по важности орган чувств у человека – ухо.       Ухо разделяется на наружное, среднее и внутреннее.             То, что мы  называем  «ушами»  ­ это так называемые  наружные уши, или  ушные раковины.            Сами они ничего не слышат, а только улавливают звук, который по своей природе является просто колебаниями воздуха. Посредине каждой ушной раковины есть маленькое отверстие,   с   него   начинается   идущий   внутрь   головы   ушной   проход.   Он   заканчивается тоненькой пластиночкой – барабанной перепонкой. Эти колебания передаются в среднее ухо, которое лежит по другую сторону барабанной перепонки, а затем в третье ухо – внутреннее ухо, и далее в мозг. Ухо – очень тонкий и сложный орган чувств.        Если закрыть глаза, ты всё равно будешь чувствовать, где верх, где низ, наклонился стул   вправо   или   влево.   Об   этом   сигнализируют   органы   равновесия,   заложенные   во внутреннем ухе. Значит, ухо – это орган слуха и равновесия.       Один заранее подготовленный ученик сообщает:         Слух ­ способность организма воспринимать звуковые волны. Звуковые поступают в определенный   участок   мозга,   и   перерабатывается   там   таким   образом:   мы   слышим   и понимаем слова.      Слух тесно связан с речью. Ребенок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности общения.      Люди, которые потеряли слух, могут общаться на особом языке с помощью мимики и жестов. 4 Работа в рабочей тетради. стр.58 зад. 1  ­ Прочитайте.  ­ Соедините слова столбика стрелками. Ухо ­ … (на доске запись–  ухо – орган слуха) 5. Физкультминутка.   Проводится физкультминутка для глаз: 1) Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4­5 раз. 2) В среднем темпе проделать  3­4 круговых движений  глазами в правую сторону, столько в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счёт 1­6. Повторить 1­2 раза. 6 .Работа по теме.  ­ А вот следующая загадка:                         Между двух светил                         В середине я один.                                                               (Нос)     ­  Обоняние  – это способность  человека  чувствовать  запахи.  Обоняние  –  это страж  у воздушных ворот, он определяет качество воздуха.      Чувство запаха возникает только тогда, когда человек делает вдох.      Поднесите к носу пахучее вещество. При нормальном дыхании вы будете ощущать его запах.   Задержите   дыхание   на   некоторое   время,   и   запаха   чувствовать   не   будете,   хотя источник его находится у самого носа.       Запахи могут поглощаться, и поэтому часто одежда впитывает запах табачного дыма, пищи, духов.           Влажный   воздух   повышает   чувствительность   к   запахам.   Вспомните,   какую   массу запахов вы чувствуете после дождя в саду, в парке.      Огорчения, волнения временно притупляют обоняние. стр. 134, учебник Работа в рабочей тетради. стр.58 зад. 2  ­ Найдите в учебнике определение обоняния.  Работа в рабочей тетради. стр.58 зад. 1  ­ Прочитайте.  ­ Соедините слова столбика стрелками. Нос ­ … (на доске запись–нос– орган обоняния)  ­ Отгадайте следующую загадку. О чём она?                                     Всегда во рту,                                     А не проглотишь.                                                                  (Язык) 5 Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот. Сладкое и солёное язык ощущает  своим кончиком, кислое – боками, а горькое – корнем.  Работа в рабочей тетради. стр.58 зад. 1  ­ Прочитайте.  ­ Соедините слова столбика стрелками. Язык ­… (на доске запись– язык – орган вкуса)   Кожа             Кожа,   оказывается,   может   «рассказать»   человеку   о   том,   что   его   окружает. Чувствительность нашего «скафандра» заключается в том, что он сообщает нам, к чему мы прикасаемся.       Закрыв глаза, ты можешь почувствовать шероховатость, гладкость, форму, ребристость поверхности, к которой прикоснулся, и угадать, что перед тобой. Это чувство называется осязанием.        Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жар, жжение или удар, решить, что   для   нас   хорошо,   а   что   плохо.   Это   свойство   коже   придают   пролегающие   в   ней малюсенькие нервные окончания.        Но кожа не только предупреждает нас об угрозе для нашего тела, еще более важная ее задача – противостоять этой угрозе. Для этого кожа, как и кости, сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость, то есть растяжимость.        Таким прочным и одновременно упругим веществом, входящим в состав клеток кожи, является органическое вещество кератин. Благодаря  нему кожа никогда сама не рвется и не сползает. Работа в рабочей тетради. стр.58 зад. 1  ­ Прочитайте.  ­ Соедините слова столбика стрелками. Кожа ­… (на доске запись– кожа– орган осязания) стр.58 зад. 2  ­ Найдите в учебнике определение осязания.    Органы чувств и мозг       ­ Сегодня вы узнали о том, какую роль в нашей жизни играют органы чувств. И все же ученые говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!» Как же это понять?   ­ Прочитайте текст на экране.         С помощью чувств мы воспринимаем всю информацию не только из внешнего мира, но и ту, что поступает от самого нашего тела.         Например, изнутри мы получаем  сигналы из желудка, давно оставшегося без дела, и начинаем испытывать чувство голода.        Нервные окончания тянутся во все части нашего организма, чтобы по одним из них передавать приказы мышцам, а по другим – принимать сообщения в мозг.        Получив такие сообщения­сигналы, мозг и создает у нас чувство голода, жажды, боли и другие. 6 Из внешнего мира мы воспринимаем информацию тоже в виде чувств. Это только потом мы подключаем разум, чтобы он мог их осознать и принять нужное решение.        Только благодаря чувствам у нас и есть связь с внешним миром. Этих чувств пять. Это   зрение,   слух,   вкус,   осязание,   обоняние.   Есть   еще   чувство   равновесия,   которое обычно называют шестым чувством.         Все органы чувств действуют совместно. Они помогают и дополняют. Друг друга. Все органы чувств имеют память. Каждый из вас ел яблоко, и никто его не спутает со вкусом огурца.        А те предметы, которые вы не знали, вам трудно будет определить.       ­ Расскажите, как органы чувств связаны с головным мозгом?  ­ Проведём эксперимент. (Учитель вызывает к доске 2­3 ребят, завязывает им глаза. Дети должны определить предмет наощупь.)  ­ Теперь вы убедились, что органы чувств имеют память!   Работа по группам.  ­ Прочитайте материал учебника и назовите правила гигиены:                  1 гр. – для глаз                               3 гр. – для кожи                  2 гр. – для ушей.                            4 гр. – для языка ­ Как вам помогут знания, полученные на уроке? 7. Итог урока.  ­ Ребята, скажите, что знает этот человек об окружающем мире?  ­ Как думаете, какой орган поможет ему увидеть красоту цветущего луга, голубое небо над головой? (глаза)  ­ Какой орган поможет услышать пение птиц, голос мамы? (уши)  ­ Какой орган поможет почувствовать запах хлеба, цветов? (нос)  ­ Что поможет передать тепло маминых рук? (кожа)  ­ С помощью какого органа отличим сладкую пищу от горькой? (язык)  ­ С помощью органов чувств мы и воспринимаем окружающий мир.  ­ А о том, почему текут слёзы, и почему слёзы называют «крокодиловыми»  и о многом другом можно узнать из книги «100 вопросов и ответов» 8. Домашнее задание, выставление оценок. 1. Прочитать в учебнике статью «Как мы воспринимаем окружающий мир! (с.132­135), подготовить ответы на вопросы раздела «Проверь себя» 2. Выполнить задания 1­4 (с.135, учебник) 7

Урок окружающего мира "Органы чувств" 3 класс

Урок окружающего мира "Органы чувств" 3 класс

Урок окружающего мира "Органы чувств" 3 класс

Урок окружающего мира "Органы чувств" 3 класс

Урок окружающего мира "Органы чувств" 3 класс

Урок окружающего мира "Органы чувств" 3 класс

Урок окружающего мира "Органы чувств" 3 класс

Урок окружающего мира "Органы чувств" 3 класс

Урок окружающего мира "Органы чувств" 3 класс

Урок окружающего мира "Органы чувств" 3 класс

Урок окружающего мира "Органы чувств" 3 класс

Урок окружающего мира "Органы чувств" 3 класс

Урок окружающего мира "Органы чувств" 3 класс

Урок окружающего мира "Органы чувств" 3 класс
Скачать файл