Урок окружающего мира по теме: «Москва златоглавая»
Оценка 4.7

Урок окружающего мира по теме: «Москва златоглавая»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
25.02.2017
Урок окружающего мира по теме: «Москва златоглавая»
Конспект разработан для обучающихся 3 класса по учебнику А.А.Вахрушева. Вначале урока задают основной вопрос, на который получают ответ в конце урока.На данном уроке обучающиеся изучают тему в группах с использованием материала учебника и дополнительного материала, который для них предоставлен учителем. После подготовки идет выступление групп.
урок окр мир 3 кл москва златоглавая.docx
Урок окружающего мира по теме: «Москва златоглавая» Цель:  создание условий для осмысления того, что Москва не только столица России, но и один из  красивейших городов мира. Основная мысль урока:  Кремль – “сердце Москвы” со времён Московского государства является центром  столицы России. Задачи: 1. Сформировать представление о Москве, как столице России, показать взаимосвязь Москвы древней и  современной. Раскрыть последовательность превращения древней Москвы в столицу огромного  российского государства. 2. Формирование у детей образа Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса  архитектурных и исторических памятников времён Московского государства. 3. Создание образа царя Ивана Грозного (1533 – 1584) и смутной эпохи его правления. 4. Способствовать формированию гордости за принадлежность к своему народу, государству, его  славному историческому прошлому. Оборудование:    карточки для учащихся  сигнальные карточки, магниты учебник А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, С.В. Тырин  “Окружающий мир. Моё Отечество” 3­ ий класс (часть 2) рабочая тетрадь “Моё Отечество”. Ход урока: I.Орг.момент: Положите правую ладонь на левую сторону груди.  ­ Что вы чувствуете? (биение сердца) ­ Как оно бьется?  Сегодня мы продолжаем изучать историю нашей страны. За хорошую работу я  буду раздавать сердечки.  II. Проблемная ситуация ­ А для чего нам нужно сердце?  (Сердце – орган человека для перекачки крови, разносящий по организму питательные вещества ко всем  органам) ­ Может ли человек жить без сердца? (нет) На доске:   ­ Прочитайте выражение: Москва – сердце России. Кремль­сердце Москвы.       сердце со стрелками : движение, питание ­ Как вы думаете, Москва, Кремль выполняют такую же функцию, как и наше сердце? (нет) ­ Тогда какой же возникает вопрос? (Почему Москва­сердце России, а Кремль – сердце Москвы? Почему  Кремль называют сердцем России?) Прочитайте тему урока на доске «Москва златоглавая». ­ Как думаете, почему её так назвали? Попробуем найти ответ  на данный вопрос: «Почему Москву называют златоглавая?» III. Поиск решения. ­ Кто из вас был в Московском Кремле? ­ Какие у вас остались впечатления от посещения Кремля? ­ Можете ли вы предположить, почему Московский Кремль называют сердцем России? Кремль очень красивый. В Кремле много соборов, музеев. Кремль находится в столице, а столица – самый главный город России. Москва начала строиться с Кремля. В Кремле работает наше правительство. ­ Чтобы доказать или опровергнуть ваши гипотезы какие цели мы перед собой поставим? (Познакомиться с историей Кремля.  Узнать, чем он знаменит и т.д.) ­ А что обозначает слово «кремль»? (крепость, укрепление) ­ Из чего состоит любая крепость? (из стен, башен) ­ Какими должны быть эти стены? Зачем? ­ Как вы думаете, а Кремль, который мы знаем, всегда был таким? ­ Итак, обратимся к истории  Кремля. Вот он, первый Кремль сосновый, За бревенчатой стеной. Так родился город новый, И назвался он Москвой. Да не город – деревушка, На пригорке – церковушка, Кучка княжьих теремов, Да десятка два домов. ­ Его обнесли даже рвом и земляным валом, но от дождя и снега он долго продержаться не мог. Вот прошло немало лет И на старом пепелище, На Кремлёвском городище Вырастают снова срубы С крепостной стеной из дуба. За стеною – терема, И амбары и дома. ­ Это произошло в 14 веке. Разрослась Москва, стала центром русских земель. Но в 14 веке случилась на Руси  засуха, в церкви «Всех святых» занялся пожар, ветер быстро разнес огонь, и через 2 часа Москвы не стало,  сгорела «от копеечной свечки», как тогда говорили. И прошло 130 лет, Прежде чем увидел свет Кремль московский, только новый – Не дубовый, не сосновый. Дмитрий – князь, Ивана – внук, Переделал всё вокруг. Для Кремля с каменоломни Возят камни целый год. И былой стене на смену Строят каменную стену. ­ Шли годы. Тесно стало Москве в белокаменных стенах, и в конце 15 века построили новый Кремль – из  красного кирпича, тот самый, который мы знаем сейчас, только верхушки башен были надстроены позднее.  Когда же в XV веке Москва стала столицей русского государства, государь всея Руси Иван III хотел, чтобы Москва была самым красивым и неприступным городом. Он пригласил итальянских мастеров, под их руководством более 10 лет руками русского народа строился новый Кремль. В это время и были возведены красные   зубчатые   стены   (ласточкин   хвост),   стройные   башни   и   знаменитые   кремлёвские   соборы,   которые дошли до наших дней. – Башни   кремля   делали   крепость   особенно   надёжной,   с   них   издалека   был   виден   неприятель. Первоначально было построено более 20 башен, сейчас остались 7 основных. В башнях хранились запасы продовольствия и оружия, в них же размещались и защитники Кремля. Не случайно за многовековую историю Кремль ни разу не был взят штурмом. – Какие версии уже подтвердились? (напротив подтвердившихся версий ставим знак +) Релаксация. ­ А сейчас закройте глазки и медленно посчитайте от 0 до 5. Мы отправляемся с вами в виртуальное путешествие на территорию Кремля, на Соборную площадь.  (включить колокольный звон) ­ Откройте глаза и посмотрите, как выглядит Соборная площадь. ­ Как вы думаете, почему она так называется? (здесь стоят красивые дворцы, храмы, соборы) ­ Послушайте, как красиво звучат колокола. – Чтобы ближе познакомится с архитектурными зданиями Кремля, мы поработаем в группах. Каждая группа получает   свое   задание   и   вычитывает   нужную   информацию   из   учебника.   Также   есть   дополнительная информация. Подготовив информацию, выберите в каждой группе экскурсовода. Не забывайте о правилах работы в группе. Если возникнут трудности, вопросы, вам достаточно будет поднять красную сигнальную карточку. Время на выполнение этой работы – 5 минут. Работа в группах. Каждой группе задание на листах: (Коммуникативные, познавательные УУД) ­ Итак, мы на Соборной площади. Экскурсоводы готовы? Отправляемся на экскурсию. Выступления детей. «Колокольня Иван Великий»     (1 группа) 1   группа –   Прочитайте   текст   со   слов   «Наши   друзья   вошли   в   Кремль…»   до   слов   «…на   самых отдаленных окраинах». Подготовь рассказ о колокольне Ивана Великого. – Несколько столетий колокольня «Иван Великий» оставалась самым высоким зданием Москвы.       Путники, идущие в столицу, видели её за много километров от города.  Колокола «Ивана Великого» звонили по самым главным праздникам, их звон был слышен даже на отдалённых окраинах Москвы.        Заслышав его, горожане спешили к Кремлю, где проходила праздничная церковная служба.         Бело­золотую кремлёвскую звонницу знал каждый, а про рослого человека в народе говорили: «Вырос детинушка с Ивана Великого».             На колокольне и звоннице висят 22 колокола. Они украшены орнаментами, надписями, которые указывают в каком году отлиты, чьим повелением, в чьё правление, кто лил колокол. Дополнительная информация:  Эта   церковь   простояла   недолго   ­   аккурат   до   1505   года,   и   уже   в   том   же   году   специально приглашенный из Италии архитектор Фрязин приступил к строительству новой церкви. Постройка новой   церкви   была   приурочена   к   смерти   князя   Ивана   III   и   полностью   завершена   в   1508   году. Москвичи диву буквально диву давались ­ таких высоких каменных храмов Москва, да и вся Русь ещё не видела: ведь Высота храма в самой высокой точке равнялась 81 метру. В 1600 году Борисом Годуновым  церковь  Ивана  Великого  была  основательно   модернизирована   ­  к ней  был  пристроен дополнительный ярус цилиндрической формы. Наверняка многим знакомо одно расхожее выражение: «во всю Ивановскую». Так вот, пошло оно именно из этих мест ­ рядом с храмом Ивана Великого (с его восточной стороны) была площадь, которую назвали Ивановской. Вот на этой­то площади «во всю Ивановскую» глашатаи озвучивали княжеские указы, а палачи наказывали виновных. «Царь – колокол» (6 группа)  – Недалеко от колокольни на каменном постаменте установлен «Царь­колокол» – самый большой в мире. Он весит 200 тонн, его высота более 6 метров, диаметр более 7 метров. Во время большого московского пожара в 1737 г. отливка «Царь­колокола» сильно раскалилась, он треснул, и от него отвалился кусок в 11,5 тонн. Так и остался колокол на земле. Не суждено ему было огласить Москву чудесным звоном. В 1836 г. он был установлен на постаменте около колокольни «Ивана­ Великого». «Успенский собор» (2 группа) 2 группа – Прочитай на с.59 об Успенском соборе.  Какое событие произошло в нем?  Как вы понимаете слово «венчался»?  Как стали называть теперь великого государя? – Главным   собором   Москвы   был   Успенский   собор.   Здесь   проходило   венчание   на   царство   всех русских царей. – А как вы понимаете слово “венчался”? (христианский обряд – возложения на голову короны­венца). Дополнительная информация: Успенский собор, находящийся на территории Московского Кремля, в течение очень длительного времени  являлся главным храмом столицы. Ученые­историки, проводя археологические исследования, обнаружили некоторые даты на древних  захоронениях под вскрытыми полами этого собора. Доподлинно известно, что задолго до возведения  Успенского Собора, на том же самом месте был построен храм из дерева. Также известно, что ещё в 12 веке он  не был разрушен временем. Уже в 1327 году в Москве был возведён первый храм из камня. Его расположением  является самая высокая точка на Кремлевском холме, поэтому собор и получил интересное историческое  название «собор, что на Маковице». Постройка нового храма под руководством мастера­итальянца вдохнуло в  собор буквально новую жизнь. Так в конце 15­го века здесь был коронован на княжество внук Ивана 3  Димитрий, а уже в 1547 году здесь же венчали на царство небезызвестного Ивана Грозного. Начиная с  Петра Первого, короновать всех российских императоров только в Успенском Соборе стало доброй традицией. Европейцы в лице французских наполеоновских вояк не преминули в 1812 году осквернить и спалить этот  храм, однако уже во время войны он был полностью восстановлен.  «Венчание на царство» (группа 8) Прочитайте текст учебника на стр. 59 от слов «вы видите венчание…» до конца абзаца. – Вы видите венчание на царство внука Ивана III, рисунок на стр. 59, Ивана Васильевича Грозного. Храм   полон  людей  в  роскошных   длинных  одеждах,   под  сводами  храма   звучало   красивое   пение. Старый священник возлагает на голову 17­летнего юноши Ивана IV золотую, украшенную собольим мехом внизу, а сверху увенчанную крестом, шапку. Это шапка Мономаха. С того времени (XVI в.) великого государя стали называть царём. «Шапка Мономаха» (7 группа) – Шапка Мономаха осталась символом царской власти в России. Она хранится в Оружейной палате Кремля. Шапка мономаха Знаменитая регалия весит чуть менее килограмма. По изначальным описаниям следует, что её основа изготовлена из дерева и изнутри обклеена бархатом. С внешней стороны она обложена восьмью филигранными пластинами   из   золота.   Её   украшения   составляют   соболиный   мех   на   оторочке   и   43   драгоценных   камня: сапфиры, изумруды, рубины и жемчуг. Интересен тот факт, что стоимость Шапки никогда не была переведена в денежные единицы; до сих пор на сей счёт нет свободной информации. Шапка имела особый статус и функцию. Ею венчали на правление всех государей с Ивана Грозного (1546) до Ивана V (1682), старшего брата Петра Первого. Причём каждый государь надевал Шапку лишь однажды: во время торжественной церемонии её прилюдно возлагали на голову нового царя, а после празднества прятали в сокровищницу. Но Пётр Первый повысил статус русских государей, и эту традицию упразднили. Отныне императоров короновали венцом (а с 1762 Большой императорской короной), а Шапка присутствовала на празднествах только в качестве реликвии. – Иван Грозный – первый русский царь. – Почему же его прозвали Грозным?  9   группа –   Рассмотрите   иллюстрации   на   с.60.   Что   изображено   на   первой   и   второй   иллюстрации? Подготовьте ответ на вопрос «Почему Ивана IV называли Грозным?» Дополнительный материал. Иван Грозный (1530­1589) одна из самых мрачных фигур XVI столетия. Однако под суровыми чертами мучителя можно различить скорбные черты жертвы. На четвертом году жизни он потерял отца, великого князя Василия III, а на восьмом и мать, великую княгиню Елену, вероятно, отравленную кем­то из бояр. Впечатления детства были тягостны. На всю жизнь царь был испуган неоднократно повторявшимися  событиями боярского своеволия. Убийства, интриги и насилия, окружавшие его, способствовали  развитию в нём подозрительности, мстительности и жестокости. Склонность мучить живые существа  проявлялась у Ивана уже в детстве, и приближенные одобряли  это. Сначала он мучил животных, а  потом принялся и за людей. Когда ему было еще тринадцать лет, он велел схватить первосоветника  боярского князя Андрея Шуйского и отдать его на растерзание псам. В 1560 году Иоанн IV лишается жены, которая, по словам историка К. М. Карамзина, унесла с собой  добродетель царя. Потеряв доверие к ближайшим сотрудникам, царь окружает себя развратными  любимцами. Начинаются казни. В 1581 году новый страшный грех пал на душу тирана: в припадке гнева он убил ударом посоха в  голову любимого сына и наследника престола царевича Ивана. После смерти наследника Иоанн прожил два с небольшим года: в начале 1584 года у него обнаружилась страшная болезнь: гниение  внутренностей, сопровождавшаяся наружной опухолью. Ему было пятьдесят с небольшим, а выглядел  он уже дряхлым глубоким стариком. В последний год он уже не мог сам ходить — его носили. При  царствовании прозванный «Мучителем», в историю Иван IV вошел Грозным. Фигура противоречивая.  При жизни успел сделать множество положительных и отрицательных дел. Но почему Иван Грозный?  Иван с малолетства был свидетелем вражды и борьбы за трон бояр Бельских с родом бояр Шуйских. С  той поры были заложены ростки подозрительности, жестокости, мстительности. Иван 4­й обладал  природным острым умом, блестящим красноречием и талантом писателя­публициста. Он был тонким  политиком, искусным дипломатом и крупным военным организатором. Но человек бурных страстей,  нервный, резкий, вспыльчивый, Иван 4­й был наделен очень тяжелым деспотичным характером. Он  быстро терял самообладание, приходил в страшную ярость. С ранней юности у него проявились две  черты: подозрительность и жестокость. Иван 4­й не терпел ни малейшего ослушания. Князя Репнина по  распоряжению царя казнили за отказ надеть шутовскую маску. Мстительность Ивана 4­го приводила к  тому, что гибли ни в чем не повинные люди. Вместе с боярами казнили их слуг, дворню, даже холопов и крестьян. Первый царь России вошел в историю как беспощадный тиран, прозванный народом Грозным. – Какой самый красивый храм России хранит память о злодеяниях Ивана Грозного? «Собор Василия Блаженного» (5 группа) – Иван IV вошел в историю не только как тиран. Он был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью. Царь способствовал организации книгопечатания в Москве и строительству храма Василия Блаженного на Красной площади. – Народное предание гласит, что Иван Грозный жестоко отплатил мастерам за их труд. Он спросил у них, могут ли они построить собор ещё краше, и они ответили ему, что могут. Тогда он приказал выколоть им глаза, чтобы они не смогли сделать собор ещё краше. ­ Вот еще один пример жестокости Ивана Грозного. «Благовещенский собор» (3 группа) 3 группа – Прочитайте на с.60 о Благовещенском соборе. Расскажите, что о нем узнали. Тяжкие грехи не давали покоя государю. Часто по длинным переходам своего дворца он приходил в Благовещенский собор. Здесь, стоя на коленях, грозный царь вспоминал имена невинно убитых им людей и пытался вымолить у бога прощение. – Этот собор был домовой церковью Ивана Грозного. История Благовещенского храма изобилует множеством интересных деталей, и одна из них связана с росписью. Расписать храм повелел князь Василий III. Кроме художественных работ по росписи, нужно было ещё создать дорогие оклады для икон ­ только из золота и серебра. Достоверно известно, что роспись храма была блестяще выполнена знаменитым иконописцем того времени Федором Едикеевым.  Дополнительная информация: Этот древнейший столичный православный собор был построен во второй половине 15 века ­ сначала как храм  для семьи великого князя, а впоследствии ­ для царской семьи. Точная дата возведения самого первого варианта Благовещенского собора историкам хорошо известна ­  это 1397 год. Инициатором постройки выступил князь Василий I, сын знаменитого Дмитрия Донского. Храм  был построен из дерева и в старину назывался храмом «Благовещения, что на Сенях». Дело в том, что в то  время здание храма было выстроено около сеней княжеского дворца, отсюда он и получил свое название.  Известно, что тогда храм был расписан специально приглашенными мастерами­иконописцами, среди которых  были Андрей Рублев, некий Прохор из Городца и Феофан Грек. Во второй половине 15 века, когда со дня основания Благовещенского храма прошло 100 лет, его решили  перестроить. На практике это свелось к тому, что старый храм из дерева был снесен, и на его месте возведен  новый ­ из камня. Да, в то время приглашенные итальянские мастера уже вовсю занимались постройкой  каменных строений Московского Кремля. Казалось бы, что и нет необходимости искать кого­то другого: ведь  итальянцы ­ лучшие в мире специалисты по камню! Тем не менее на высочайшем уровне был отдан приказ  поручить строительство Благовещенского храма нашим архитекторам ­ Кривцову и Мышкину. «Архангельский собор» (4 группа) 4 группа – Прочитайте на с.60­61 об Архангельском соборе. Расскажите, что о нем узнали. Над   полом   рядами   возвышались   каменные   надгробия   великих   и   мудрых,   грозных   и   милостивых московский правителей.  Дополнительная информация: Уже в 14 веке на Руси случилось несчастье ­ неурожай ржи. Тогда же начался голод и с целью избавления   от   него   князь   Московский   Иван   Калита   дал   обет   возвести   храм.   К   сожалению,   у историков насчёт этого храма имеется очень мало сведений ­ достоверно известно, что храм возведён летом 1333 году, а освящен ­ в сентябре того же года. Под конец правления Московского князя Ивана   III   собор   св.   Архистратига   Михаила   обветшал   настолько,   что   встал   вопрос   об   его реконструкции. Дело в том, что собор сильно пострадал ещё от одного события ­ сильного удара молнии в 1450 году. Поэтому в мае 1505 года князь Иван III Васильевич только и успевает, что повелеть разобрать старый собор и заложить новый. Дожить до конца строительства ему не удалось, а похоронен он был в только что начавшем строиться новом Архангельском соборе. Довел дело до финального конца его прямой наследник ­ сын и князь Василий III. Храм, построенный под его началом, благополучно дожил до наших дней. – Всё в этой жизни имеет своё начало и свой конец. Умер самый первый и самый грозный царь Российского Государства.  – Собор этот самый пышный из всех кремлёвских соборов, украшен белокаменными раковинами и резными пирамидами. Он напоминает сказочный заморский дворец. IV. Выражение решения проблемы. ­ Мы с вами познакомились с соборами, памятниками истории и культуры России. ­ А как нужно относиться к памятникам культуры? (очень бережно, чтобы сохранить для потомков) ­ Посмотрите на Соборную площадь еще раз.  ­Что общего у всех соборов, что бросается в глаза? (золотые купола) Ответили на вопрос : «Почему Москву называют златоглавая?» ­Что же мы хотели сегодня выяснить? ­ Какие версии еще подтвердились? ­ Можете ли вы теперь доказать, что Кремль – сердце Москвы и России? ­ Сравните свой вывод с авторским на с.61. V. Рефлексия. – Вам понравилось наше путешествие? – Наша экскурсия прошла успешно. Человеческая мудрость гласит: «Только та страна, в которой люди помнят о своём прошлом, достойна будущего!» Я думаю, что у нашей страны есть будущее, потому что мы интересуемся прошлым своей страны. VI. Итог урока. ­ Чью работу на уроке вы хотели бы отметить? – Что узнали о Москве? О Кремле? – Какие чувства возникают у вас, когда вы слышите слова Москва, Кремль? Д\з: Рт

Урок окружающего мира по теме: «Москва златоглавая»

Урок окружающего мира по теме: «Москва златоглавая»

Урок окружающего мира по теме: «Москва златоглавая»

Урок окружающего мира по теме: «Москва златоглавая»

Урок окружающего мира по теме: «Москва златоглавая»

Урок окружающего мира по теме: «Москва златоглавая»

Урок окружающего мира по теме: «Москва златоглавая»

Урок окружающего мира по теме: «Москва златоглавая»

Урок окружающего мира по теме: «Москва златоглавая»

Урок окружающего мира по теме: «Москва златоглавая»

Урок окружающего мира по теме: «Москва златоглавая»

Урок окружающего мира по теме: «Москва златоглавая»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2017