Урок окружающего мира "Равнины и горы России" (4 класс, Школы России)
Оценка 5

Урок окружающего мира "Равнины и горы России" (4 класс, Школы России)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
07.11.2019
Урок окружающего мира "Равнины и горы России" (4 класс, Школы России)
Конспект урока Равнины и горы России.docx

Тема «Равнины и горы России».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Форма урока: урок – путешествие.

Используемые технологии (методы): технология использования в обучении игровых методов, частично-поисковый метод (обучающиеся самостоятельно решают познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации), информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии.

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: презентация «Равнины и горы России», компьютер, физическая карта России, учебник А.А. Плешаков «Мир вокруг нас».

Цели: проверить знания и умения по данному разделу; форми­ровать адекватную оценку своих достижений; дать представление о равнинах и горах; ознакомить с равнинами и горами на терри­тории России.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с равнинами и горами на территории России, формировать умения работать с физической картой России.

Познавательные: развивать умения, необходимые для работы с различными информационными источниками, развивать познавательную активность , умение наблюдать, делать выводы, способствовать обогащению словарного запаса.

.

Регулятивные: определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя, планировать и контролировать , вносить коррективы и оценивать свою деятельность;

Коммуникативные: способствовать развитию коммуникативной компетентности обучающихся, сотрудничества друг с другом и учителем.

Личностные: способствовать воспитанию любви к своей стране, родному краю; воспитывать патриотов своего Отечества.

 

Ход урока:

I.                   Организационный момент.

- Ребята, сядьте на своих местах поудобнее. Проверьте, все ли у вас готово к уроку? Сегодня на уроке мы откроем ещё одну страничку в книге знаний.

- Не бойтесь проявлять любознательность, задавать вопросы.

II. Актуализация знаний.

А сейчас мы с вами вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. Мы с вами завершили изучение раздела «Земля и человечество». Предлагаю вам проверить свои знания. Повторение (3 минуты)

Ответьте, пожалуйста, на вопросы.

ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ. (за каждый правильный ответ фишка)

1.      Что такое астрономия? Наука о небесных, или космических телах.

2.      Сколько планет в Солнечной системе? Перечисли их. 8 планет. Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Урон, Нептун.

3.      Что изучает наука география? Землеописание

4.      Закончи предложение: «Глобус – это уменьшенная модель земли»

5.      Что изучает история? Приведите примеры исторических источников.

6.      Объект Всемирного природного наследия, находящийся в Рос­сии, — озеро Байкал.

7.      Наука о взаимо­действии живых организмов между собой и средой, в которой они обитают. (Экология.)

      8. Какой объект не относится к культурному наследию?

         а) Тадж- Махал

        б) афинский Акрополь

        в) водопад Виктория

 

9.      Археология – это наука, которая узнает о прошлом, изучая древние предметы, сооружения.

10.  От какого момента лента времени делится на период  до н.э. и н.э. (РХ)

ТЕСТ (5 минут)

Попросим наших гостей помочь нам и проверить наши работы, а мы продолжим путешествие по планете Земля.

II.                Определение темы и цели урока.

(Звучит песня «Россия как мама - одна» 1 куплет + припев).

-Над Россией Солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны ее родней!

- Почему в целом свете нет родней страны?

- Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Мы пройдем по стране, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг. Узнаем, как живут люди, какие растения и животные хотят познакомиться с нами, увидим, как выглядит поверхность, куда текут реки, что таится в недрах.

- Предположите, как будет называть наш новый раздел. «ПРИРОДА РОССИИ», открываем стр.57 и определим чему мы будем учиться, изучая этот раздел.

И всегда с нами будет незаменимая помощница – карта. Сегодня она вам расскажет и покажет, как выглядит земная поверхность.

Посмотрите на физическую карту России. Какие цвета вы на ней видите? Давайте разберемся в этой цветовой гамме. (Отв. детей).

Давайте разберемся в цветовой гамме. Посмотрите на диаграмму (слайд). Главная линия на диаграмме – это «уровень моря», она из всех линий сплошная, остальные пунктирные.

- Что находится ближе всего к уровню моря? (низменности – зеленая окраска)

- Что находится выше низменности? (возвышенности и горы – желтая и коричневая окраска)

            - С цветовой гаммой мы разобрались. Вы готовы в путь?

Давайте уточним тему нашего урока. Наш новый раздел называется Природа России, а вот тему разгадайте.

Носит бабка снежную шапку,

Каменные бока закутаны в облака. (Горы.)

— Как называют большое пространство ровной поверхности? (Равнина.)

Тема нашего урока: Равнины и горы России.

Какие цели мы поставим перед собой?

Цели урока:

 

Ну что, в путь?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Ребята, мы переходим к первой форме рельефа – это равнина.

Равнины - обширные, слегка приподнятые участки суши с высотой менее 600 м. По характеру поверхности делят на холмистые и плоские.

РАБОТА В ГРУППАХ.

Восточно – Европейская равнина – 1 группа

Западно – Сибирская равнина – 2 группа

Среднесибирское плоскогорье – 3 группа

 

План работы группы.

1.      Найди объект на Физической карте.

2.      Подпиши объект на контурной карте.

3.      Изучи информацию об объекте в учебнике стр. 61.

4.      Выбери нужную информацию об объекте из дополнительного источника.

5.      Расскажи об объекте.

 

 

Восточно-Европейская равнина. Протяженность с севера на юг — около 2750 км, с запада на восток - около 2500 км. Площадь составляет около 5,5 млн км2. Поверхность этой равнины не совсем ровная: встречаются низменности, возвышенности, холмы. Равнины с таким рельефом называются холмистыми. На равнине протекают крупные реки, такие, как Волга и Ока. Так как большая ее часть находится в пределах границ Российской Федерации, Восточно-Европейскую равнину иногда называют Русской. На территории этой равнины располагаются такие крупные города, как Москва, Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород, Воронеж и др.

Западно-Сибирская равнина. Это огромная низменность, ее поверх­ность ровная, ее называют «плоская равнина». Это одна из самых низменных равнин планеты, она обладает практически ровным рельефом с высотами в основном до 100 метров над уровнем моря. Такие равнины называются плоскими. Небольшие возвышенности (до 300 метров) встречаются на западе, юге и востоке этой равнины. На физической карте большая её часть окрашена тёмно-зелёным цветом, с помощью специальных значков обозначены зоны болот. По площади она немного уступает Русской равнине и занимает чуть более 2,5 миллионов квадратных километров. На ней много болот и рек. Давайте выясним, почему так много болот на этой равнине. Найдем в на­шем классе плоские поверхности. Это, например, подоконник, стол, крышка шкафа и т. д. Проведите опыт. Посмотрите, поверхность стола плоская. Вылейте на поверхность воду, и она растекается по столу. Представьте себе, что вода, выпавшая в осадках и появившаяся в резуль­тате таяния снегов, никуда не стекает, а остается на поверхности, только часть ее проникает вглубь земли. Так появляются болота. Вот вам и объ­яснение заболоченности этой равнины.

Среднесибирское плоскогорье. Плоскогорье - место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря. На карте оно обозначено желтым или светло-коричневым цветом. Среднесибирское плоскогорье занимает огромную площадь - около 3 миллионов квадратных километров. Это тоже равнина, но здесь преобладают возвышенности с плоской поверхностью и крутыми склонами, которые напоминают горную местность. Площадь Среднесибирского плоскогорья - около 1,5 млн км2. Большинство рек многоводны. Крупнейшие реки: Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тун­гуска, Ангара, Лена и др. Реки богаты рыбой. Большая часть плоскогорья расположена в зоне светлохвойной тайги.

 

В процессе сообщения групп остальные группы подписывают объекты.

Горы России.

На территории нашей страны встречаются не только равнины, но и горы. Они располагаются на юге и востоке России. Образование гор на планете началось миллионы лет назад в результате движения земной коры. Горы делятся на молодые и старые (или древние).

Молодые горы – это те, которые возникли сравнительно недавно и продолжают до сих пор подниматься. Обычно это высокие горы с пикообразными вершинами. В молодых горах часто встречаются вулканы. В древних горах внутренние процессы движения земной коры давно затихли, а внешние - деятельность ветра, талых вод и т.д. - продолжают вести свою разрушительную работу. Поэтому вершины таких гор невысокие, пологие. На территории нашей страны встречаются и молодые, и древние горы.

Полуостров Камчатка.

            - Мы с вами на востоке нашей страны, на полуострове Камчатка.

Найдите полуостров на ваших картах.

            - Что вы можете сказать о поверхности полуострова? (Отв. детей).

- Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка. Какую он имеет высоту? (4750)

 

Вулканы Камчатки – это Всемирное природное наследие России. Вулкан Ключевская сопка извергается каждые 6-7 лет, извержения продолжаются по несколько месяцев. А всего на полуострове 28 вулканов.

Уральские горы – 1 группа

Кавказские горы – 2 группа

Горы Алтай и Саяны – 3 группа.

Уральские горы. Уральский хребет иначе называли «Каменный пояс земли Русской». Реки стекают с Уральского хребта и на запад — в Европу, и на восток — в Азию, потому что Урал делит материк Евразию на Европу и Азию. Гора Народная на Урале самая высокая - 1895 м. Уральские горы называют старыми, их форма плосковершинная.

Кавказские горы. Самые высокие горы России – Кавказские. Это относительно молодые горы. Они сформировались около 25 миллионов лет назад. Их разделяют на две горные системы: Большой и Малый Кавказ. Наиболее известные вершины — горы Эльбрус (5642 м) и Казбек (5033 м) — покрыты вечными снегами и ледниками. В горах Большого Кавказа находится самая высокая вершина нашей страны – Эльбрус. Эту гору называют двуглавой, так как у неё две вершины. Высота первой составляет 5642 метра, второй – 5621 метр. Кавказ — это складчатые горы с некоторой вулканической активностью. Горы, среди прочего, сложены из гранита и гнейса и содержат месторо­ждения нефти и природного газа.

Горы Алтай и Саяны. Длина гор Алтая — более 2000 км. Самая высо­кая гора Алтая — Белуха — 4506 м. Алтай богат различными полезными ископаемыми (железные руды, ртуть, золото, редкие металлы). Имеется более 3500 озер, Алтай входит в Список Всемирного наследия.

Саяны — общее название для двух горных систем на юге Сибири. Различают Западный Саян (длина 650 км, высота до 3971 м - гора Монгун-Тайга, являющаяся высочайшей вершиной Восточной Сибири), и Восточный Саян (длина - около 1000 км, высота до 3491 м - гора Мунку-Сардык). Западный Саян юго-западной частью граничит с Ал­таем. Главный хребет — Водораздельный Саянский хребет с высшей точкой — горой Кызыл-Тайга (3121 м). Между хребтами Саян нахо­дится более десятка котловин, самая знаменитая из которых — Абакано-Минусинская котловина славится своими археологическими памятниками. Стоит отметить большое количество водопадов. Почти везде в Саянах преобладают темнохвойные таежные елово-кедрово-пихтовые леса.

VIII. Подведение итогов урока

Что вы можете сказать о земной поверхности (рельефе) Рос­сии? (На территории страны встречаются горы, молодые и старые, и равнины, среди равнин есть низменности, возвы­шенности, плоскогорья.)

Что такое равнина? (Ровный или холмистый участок земной поверхности.)

Что вы можете сказать о горах? (Горы высоко поднимаются над уровнем моря. Горы бывают молодые (высокие) и старые (невысокие).)

Какие названия гор и равнин вам запомнились? Назовите их.

IX. Рефлексия

Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...» (Ученики по цепочке дополняют предложение.)

Где могут пригодиться в жизни новые знания?

Вставить фразеологизмы с урока русского языка

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 60-65 учебника, выполнить задания.

2.  Р.Т. стр. 30 – 31 подписать равнины и горы на контурной карте, стр.32 № 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Тема «Равнины и горы России».

Тема «Равнины и горы России».

Что изучает история? Приведите примеры исторических источников

Что изучает история? Приведите примеры исторических источников

Давайте уточним тему нашего урока

Давайте уточним тему нашего урока

Выбери нужную информацию об объекте из дополнительного источника

Выбери нужную информацию об объекте из дополнительного источника

Поэтому вершины таких гор невысокие, пологие

Поэтому вершины таких гор невысокие, пологие

Что вы можете сказать о земной поверхности (рельефе)

Что вы можете сказать о земной поверхности (рельефе)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.