Урок окружающего мира "Равнины и горы России" (4 класс, Школы России)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.11.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока Равнины и горы России.docx

Тема «Равнины и горы России».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Форма урока: урок – путешествие.

Используемые технологии (методы): технология использования в обучении игровых методов, частично-поисковый метод (обучающиеся самостоятельно решают познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации), информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии.

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: презентация «Равнины и горы России», компьютер, физическая карта России, учебник А.А. Плешаков «Мир вокруг нас».

Цели: проверить знания и умения по данному разделу; форми­ровать адекватную оценку своих достижений; дать представление о равнинах и горах; ознакомить с равнинами и горами на терри­тории России.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с равнинами и горами на территории России, формировать умения работать с физической картой России.

Познавательные: развивать умения, необходимые для работы с различными информационными источниками, развивать познавательную активность , умение наблюдать, делать выводы, способствовать обогащению словарного запаса.

.

Регулятивные: определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя, планировать и контролировать , вносить коррективы и оценивать свою деятельность;

Коммуникативные: способствовать развитию коммуникативной компетентности обучающихся, сотрудничества друг с другом и учителем.

Личностные: способствовать воспитанию любви к своей стране, родному краю; воспитывать патриотов своего Отечества.

 

Ход урока:

I.                   Организационный момент.

- Ребята, сядьте на своих местах поудобнее. Проверьте, все ли у вас готово к уроку? Сегодня на уроке мы откроем ещё одну страничку в книге знаний.

- Не бойтесь проявлять любознательность, задавать вопросы.

II. Актуализация знаний.

А сейчас мы с вами вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. Мы с вами завершили изучение раздела «Земля и человечество». Предлагаю вам проверить свои знания. Повторение (3 минуты)

Ответьте, пожалуйста, на вопросы.

ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ. (за каждый правильный ответ фишка)

1.      Что такое астрономия? Наука о небесных, или космических телах.

2.      Сколько планет в Солнечной системе? Перечисли их. 8 планет. Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Урон, Нептун.

3.      Что изучает наука география? Землеописание

4.      Закончи предложение: «Глобус – это уменьшенная модель земли»

5.      Что изучает история? Приведите примеры исторических источников.

6.      Объект Всемирного природного наследия, находящийся в Рос­сии, — озеро Байкал.

7.      Наука о взаимо­действии живых организмов между собой и средой, в которой они обитают. (Экология.)

      8. Какой объект не относится к культурному наследию?

         а) Тадж- Махал

        б) афинский Акрополь

        в) водопад Виктория

 

9.      Археология – это наука, которая узнает о прошлом, изучая древние предметы, сооружения.

10.  От какого момента лента времени делится на период  до н.э. и н.э. (РХ)

ТЕСТ (5 минут)

Попросим наших гостей помочь нам и проверить наши работы, а мы продолжим путешествие по планете Земля.

II.                Определение темы и цели урока.

(Звучит песня «Россия как мама - одна» 1 куплет + припев).

-Над Россией Солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны ее родней!

- Почему в целом свете нет родней страны?

- Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Мы пройдем по стране, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг. Узнаем, как живут люди, какие растения и животные хотят познакомиться с нами, увидим, как выглядит поверхность, куда текут реки, что таится в недрах.

- Предположите, как будет называть наш новый раздел. «ПРИРОДА РОССИИ», открываем стр.57 и определим чему мы будем учиться, изучая этот раздел.

И всегда с нами будет незаменимая помощница – карта. Сегодня она вам расскажет и покажет, как выглядит земная поверхность.

Посмотрите на физическую карту России. Какие цвета вы на ней видите? Давайте разберемся в этой цветовой гамме. (Отв. детей).

Давайте разберемся в цветовой гамме. Посмотрите на диаграмму (слайд). Главная линия на диаграмме – это «уровень моря», она из всех линий сплошная, остальные пунктирные.

- Что находится ближе всего к уровню моря? (низменности – зеленая окраска)

- Что находится выше низменности? (возвышенности и горы – желтая и коричневая окраска)

            - С цветовой гаммой мы разобрались. Вы готовы в путь?

Давайте уточним тему нашего урока. Наш новый раздел называется Природа России, а вот тему разгадайте.

Носит бабка снежную шапку,

Каменные бока закутаны в облака. (Горы.)

— Как называют большое пространство ровной поверхности? (Равнина.)

Тема нашего урока: Равнины и горы России.

Какие цели мы поставим перед собой?

Цели урока:

 

Ну что, в путь?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Ребята, мы переходим к первой форме рельефа – это равнина.

Равнины - обширные, слегка приподнятые участки суши с высотой менее 600 м. По характеру поверхности делят на холмистые и плоские.

РАБОТА В ГРУППАХ.

Восточно – Европейская равнина – 1 группа

Западно – Сибирская равнина – 2 группа

Среднесибирское плоскогорье – 3 группа

 

План работы группы.

1.      Найди объект на Физической карте.

2.      Подпиши объект на контурной карте.

3.      Изучи информацию об объекте в учебнике стр. 61.

4.      Выбери нужную информацию об объекте из дополнительного источника.

5.      Расскажи об объекте.

 

 

Восточно-Европейская равнина. Протяженность с севера на юг — около 2750 км, с запада на восток - около 2500 км. Площадь составляет около 5,5 млн км2. Поверхность этой равнины не совсем ровная: встречаются низменности, возвышенности, холмы. Равнины с таким рельефом называются холмистыми. На равнине протекают крупные реки, такие, как Волга и Ока. Так как большая ее часть находится в пределах границ Российской Федерации, Восточно-Европейскую равнину иногда называют Русской. На территории этой равнины располагаются такие крупные города, как Москва, Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород, Воронеж и др.

Западно-Сибирская равнина. Это огромная низменность, ее поверх­ность ровная, ее называют «плоская равнина». Это одна из самых низменных равнин планеты, она обладает практически ровным рельефом с высотами в основном до 100 метров над уровнем моря. Такие равнины называются плоскими. Небольшие возвышенности (до 300 метров) встречаются на западе, юге и востоке этой равнины. На физической карте большая её часть окрашена тёмно-зелёным цветом, с помощью специальных значков обозначены зоны болот. По площади она немного уступает Русской равнине и занимает чуть более 2,5 миллионов квадратных километров. На ней много болот и рек. Давайте выясним, почему так много болот на этой равнине. Найдем в на­шем классе плоские поверхности. Это, например, подоконник, стол, крышка шкафа и т. д. Проведите опыт. Посмотрите, поверхность стола плоская. Вылейте на поверхность воду, и она растекается по столу. Представьте себе, что вода, выпавшая в осадках и появившаяся в резуль­тате таяния снегов, никуда не стекает, а остается на поверхности, только часть ее проникает вглубь земли. Так появляются болота. Вот вам и объ­яснение заболоченности этой равнины.

Среднесибирское плоскогорье. Плоскогорье - место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря. На карте оно обозначено желтым или светло-коричневым цветом. Среднесибирское плоскогорье занимает огромную площадь - около 3 миллионов квадратных километров. Это тоже равнина, но здесь преобладают возвышенности с плоской поверхностью и крутыми склонами, которые напоминают горную местность. Площадь Среднесибирского плоскогорья - около 1,5 млн км2. Большинство рек многоводны. Крупнейшие реки: Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тун­гуска, Ангара, Лена и др. Реки богаты рыбой. Большая часть плоскогорья расположена в зоне светлохвойной тайги.

 

В процессе сообщения групп остальные группы подписывают объекты.

Горы России.

На территории нашей страны встречаются не только равнины, но и горы. Они располагаются на юге и востоке России. Образование гор на планете началось миллионы лет назад в результате движения земной коры. Горы делятся на молодые и старые (или древние).

Молодые горы – это те, которые возникли сравнительно недавно и продолжают до сих пор подниматься. Обычно это высокие горы с пикообразными вершинами. В молодых горах часто встречаются вулканы. В древних горах внутренние процессы движения земной коры давно затихли, а внешние - деятельность ветра, талых вод и т.д. - продолжают вести свою разрушительную работу. Поэтому вершины таких гор невысокие, пологие. На территории нашей страны встречаются и молодые, и древние горы.

Полуостров Камчатка.

            - Мы с вами на востоке нашей страны, на полуострове Камчатка.

Найдите полуостров на ваших картах.

            - Что вы можете сказать о поверхности полуострова? (Отв. детей).

- Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка. Какую он имеет высоту? (4750)

 

Вулканы Камчатки – это Всемирное природное наследие России. Вулкан Ключевская сопка извергается каждые 6-7 лет, извержения продолжаются по несколько месяцев. А всего на полуострове 28 вулканов.

Уральские горы – 1 группа

Кавказские горы – 2 группа

Горы Алтай и Саяны – 3 группа.

Уральские горы. Уральский хребет иначе называли «Каменный пояс земли Русской». Реки стекают с Уральского хребта и на запад — в Европу, и на восток — в Азию, потому что Урал делит материк Евразию на Европу и Азию. Гора Народная на Урале самая высокая - 1895 м. Уральские горы называют старыми, их форма плосковершинная.

Кавказские горы. Самые высокие горы России – Кавказские. Это относительно молодые горы. Они сформировались около 25 миллионов лет назад. Их разделяют на две горные системы: Большой и Малый Кавказ. Наиболее известные вершины — горы Эльбрус (5642 м) и Казбек (5033 м) — покрыты вечными снегами и ледниками. В горах Большого Кавказа находится самая высокая вершина нашей страны – Эльбрус. Эту гору называют двуглавой, так как у неё две вершины. Высота первой составляет 5642 метра, второй – 5621 метр. Кавказ — это складчатые горы с некоторой вулканической активностью. Горы, среди прочего, сложены из гранита и гнейса и содержат месторо­ждения нефти и природного газа.

Горы Алтай и Саяны. Длина гор Алтая — более 2000 км. Самая высо­кая гора Алтая — Белуха — 4506 м. Алтай богат различными полезными ископаемыми (железные руды, ртуть, золото, редкие металлы). Имеется более 3500 озер, Алтай входит в Список Всемирного наследия.

Саяны — общее название для двух горных систем на юге Сибири. Различают Западный Саян (длина 650 км, высота до 3971 м - гора Монгун-Тайга, являющаяся высочайшей вершиной Восточной Сибири), и Восточный Саян (длина - около 1000 км, высота до 3491 м - гора Мунку-Сардык). Западный Саян юго-западной частью граничит с Ал­таем. Главный хребет — Водораздельный Саянский хребет с высшей точкой — горой Кызыл-Тайга (3121 м). Между хребтами Саян нахо­дится более десятка котловин, самая знаменитая из которых — Абакано-Минусинская котловина славится своими археологическими памятниками. Стоит отметить большое количество водопадов. Почти везде в Саянах преобладают темнохвойные таежные елово-кедрово-пихтовые леса.

VIII. Подведение итогов урока

Что вы можете сказать о земной поверхности (рельефе) Рос­сии? (На территории страны встречаются горы, молодые и старые, и равнины, среди равнин есть низменности, возвы­шенности, плоскогорья.)

Что такое равнина? (Ровный или холмистый участок земной поверхности.)

Что вы можете сказать о горах? (Горы высоко поднимаются над уровнем моря. Горы бывают молодые (высокие) и старые (невысокие).)

Какие названия гор и равнин вам запомнились? Назовите их.

IX. Рефлексия

Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...» (Ученики по цепочке дополняют предложение.)

Где могут пригодиться в жизни новые знания?

Вставить фразеологизмы с урока русского языка

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 60-65 учебника, выполнить задания.

2.  Р.Т. стр. 30 – 31 подписать равнины и горы на контурной карте, стр.32 № 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Посмотрите также