Урок окружающего мира. (система Л.В. Занкова) ( 3 класс)
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
окружающий мир
3 кл
01.11.2017
Урок окружающего мира. (система Л.В. Занкова)в 3 классе по теме"Угроза с запада. Ледовое побоище". Данный урок раскрывает перед учащимися судьбоносное значение для Руси Ледового побоища. Урок построен с использованием технологии проблемного диалога. На данном уроке у ребят формируются умения соотносить предметы с историческими этапами, устанавливать последовательность исторических событий; выявлять соответствие между датой и веком.
Угроза с запада. Ледовое побоище..doc
Сценарий урока.
Урок окружающего мира. (система Л.В. Занкова)
Учитель: Потапова Ольга Васильевна
Дата проведения: 11.02.2017г.
Предмет: Окружающий мир
Класс: 3 «А»
Тип урока: урок формирования новых знаний
Вид урока: проблемного диалога
Тема урока: Угроза с запада. Ледовое побоище.
Цель урока:
Деятельностная: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: показать судьбоносное для Руси значение Ледового побоища
Задачи урока:
развивающие
Развитие у учащихся интеллектуальной, исследовательской, информационной, рефлексивной
культуры;
обучающие
Организовать работу учащихся по изучению хода Ледового побоища, помочь учащимся
определить, как в этой исторической битве проявился полководческий талант Александра
Невского;
воспитательные
Воспитание у учащихся гордости и уважения к историческому прошлому своей Родины.
В процессе обучения, кроме привычных предметных учебных действий, формируются
следующие блоки УУД:
через формирование личностных УУД способствовать становлению личностной
позиции к общечеловеческим ценностям, уважение к истории, культуре;
посредством формирования регулятивных УУД
результату под руководством учителя;
развивая коммуникативные умения и навыки, учить работать в паре, в группе;
через формирование познавательных УУД учить осуществлять поиск нужной
информации из различных источников, развивать умение анализировать изучаемые
объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков.
осуществлять пошаговый контроль по
Планируемый результат
Предметные результаты Создать условия для формирования умений соотносить предметы с
историческими этапами, устанавливать последовательность исторических событий; выявлять
соответствие между датой и веком
УУД -Способствовать формированию универсальных учебных действий.
Личностные:
обучающиеся получат возможность для формирования представления об исторических
ценностях Руси;
осознания гражданской идентичности – «Я» как гражданин России.
Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция
Познавательные:
устанавливать последовательность;
соотносить события с историческими этапами;
o проводить аналогии между изучаемым материалом и ранее изученным;
сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельной
практической работы
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, принимать участие в работе парами
и группами
Место урока в системе уроков
Основные понятия и термины темы:
Межпредметные связи (с указанием тем в смежных предметах)
1.Литературное чтение. Работа с отрывком из рассказа Романовской
2. ИЗО. Картина П.Корин»Александр Невский»
Ресурсы урока
1.Учебник «Окружающий мир». Авторы Н.Я. Дмитриева., А.Н.Казаков. Издательство
«Фёдоров» 2013г. часть 2, стр. 29 33.
2. Презентация «Угроза с запада. Ледовое побоище»
3. Раздаточный материал (картинки с изображением карты)
4. Палочки
5. Тексты для работы в группах
6. Листы самооценки ученика.
7. Карточки с тестом
8. Интернет ресурсы
Технологии, формы, методы и приемы организации деятельности учителя и
обучающихся:
Урок построен с использованием технологии проблемного диалога
Метод создания проблемной ситуации, метод дискуссии, методы самоконтроля и самооценки;
формы работы: фронтальная работа, работа в парах и группах, практическо—поисковая и
самостоятельная работа I.
Организационно – мотивационный момент.
Ход урока.
Прозвенел и смолк звонок.
Он собрал нас всех в кружок.
Ребята, крепко вы стоите, легко ли вас столкнуть с места?
А если мы возьмёмся за руки? А теперь легко?
Давайте обнимем друг друга за плечи, встанем плотнее. Легко ли вытолкнуть кого то
одного?
Давайте мы будем вот таким крепким единым государством, так нам будет легче идти к
цели нашего урока.
Сегодня мы с вами отправимся в далёкое прошлое Древнерусского государства.
II.
Создание проблемной ситуации.
( Подводящий диалог)
Посмотрите на историческую карту Древнерусского государства в13 веке.
Что можете рассказать об этом государстве, каким оно было в 13 веке?
( Государство разбито на княжества, князья воюют между собой за лучшие земли,
Каждое княжество замыкалось в себе, вело свое натуральное хозяйство,
общения и обмена между княжествами не было. Шла борьба князей за
княжеский престол в Киеве)
К чему это привело?
( Это привело к ослаблению Древнерусского государства, на него стали нападать)
III. Формулирование проблемы. Версии.
(Настроить учащихся на решение возникшей проблемы)
Я хочу вам предложить выполнить практическую работу в группах. перед вами пучок
палочек и отдельная палочка, попробуйте их сломать.
.Попробуйте сломать палочки , а затем пучок. Вывод.
Работа в группах
Самооценка.(*если вывод сделал самостоятельно без помощи товарища 5 баллов, если нужна была
помощь, но вывод сделал сам 4 балла, если вам помогли с выводом 3 балла, не понял смысла 2
балла)
Как это относится к Древнерусскому государству?
Так какова была главная причина ослабления Руси?
(Раздробленность государства, нет дружбы между князьями) Какая угроза нависла над Древнерусским государством?
(С юговостока Ордынское нашествие. Русь оказалась под игом ордынцев.)
А как вы думаете, только ли с юговостока была угроза Руси? Чтобы ответить на этот
вопрос поработаем в парах.
Я принесла вам историческую карту, но она очень старая и разделена на кусочки. Ваша
задача её собрать.
Работа в паре. Ребята собирают из кусочков карту.
Как вы думаете, что отображает эта карта – схема. (Сражение) Самооценка.(*)
Где происходило это сражение? ( На Чудском озере)
Кто участвовал в этом сражении? (Русские и Ливонские войска)
Давайте посмотрим на историческую карту Древнерусского государства, где находится
Чудское озеро? ( Озеро находится на западе Древнерусского государства)
Значит откуда ещё была угроза для Руси? ( Угроза была ещё и с запада)
– Посмотрите на слова, из слов на доске попытайтесь сформулировать тему урока.
(угроза, ледовое, с запада, побоище.)
Что нам предстоит изучить сегодня на уроке по истории Руси XIII века? УГРОЗА С
ЗАПАДА. ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ.
Что вы уже знаете по этому вопросу?
Работа со словарём (Побоище, Ливонские войска )
Какие задачи поставим перед собой?( ставят задачи на урок)
План работы на слайде.
Нелегкая доля выпала нашим предкам. Много врагов было у Киевской Руси.
Защищать Отечество – священный долг всех людей.
Объясните смысл пословицы «Не числом бьют, а умением». Наш сегодняшний урок
должен доказать справедливость этой пословицы.
Мы сегодня узнаем о новом историческом событии в жизни Древнерусского государства.
IV. Физминутка.
Вышли богатыри русские во поле чистое,
Широка ты Русь привольная, да богатая.
Посмотрели они, нет ли врагов справа, слева.
Тут и горы высокие и реки глубокие,
И всё это земля русская, родимая.
V. Поиск решения проблемы.
(Работа над новым материалом)
У вас на партах карта битвы на Чудско озере, а я вам предлагаю план сражения .Сравните
их
Прослушав рассказ о сражении, дайте ответ на вопрос: Каковы были причины победы
русских войск в этом сражении?
Рассказ учителя с применением интерактивной доски, использование Интернет –
ресурса. Когда князья русские узнали, какая угроза нависла над Древнерусским государством,
они обратились к князю Новгородскому Александру Невскому с просьбой, возглавить
русские войска против немецких рыцарей.
Александр Невский согласился и готовясь к битве, собрал со всей СевероВосточной Руси
народное ополчение и решил дать бой на Чудском озере. Он прекрасно понимал, что перед
ним очень опытный противник, хорошо подготовленный, оснащенный , многочисленный , их
нельзя было недооценивать. Но это не испугало молодого и умного полководца.
5 апреля 1242 года на Чудском озере произошла битва, которая вошла в историю как
«Ледовое побоище».
Александр Невский занял позицию у Вороньего камня, расположив полки под крутыми
берегами на льду озера. В те времена обычным для рыцарских войск, было построение в
виде четырёхугольника с клином, в форме трапеции. Такое построение называли
«свиньёй». Остриём клина была закованная в латы конница. Её задачей был прорыв и
расчленение рядов противника. Учитывая это, Александр Невский отказался от
традиционного построения русских полков в одну линию и расположил свои силы в виде
треугольника, остриём упиравшегося в берег. Основные силы находились на флангах.
В начале битвы, рыцарский бронированный клин, прорвав центр русского войска, втянулся
в глубь его боевых порядков. Ливонцы уже радовались победе, как вдруг . по основанию
клина, последовал мощный удар русских полков с флангов. Они как клещами сдавили
вражескую «свинью». Рыцари дрогнули и бросились в бегство. Их преследование
превратилось в побоище. Более 500 немецких рыцарей погибло и утонуло в этом сражении,
непрочный весенний лед не выдерживал рыцарей закованных в железные латы и ломался
под ними. Ведь не зря Александр Невский выбрал именно это место для битвы.
Каковы были причины победы русских войск в этом сражении? ( Они сражались за
отечество, за свою землю, за свою веру) Какие действия предпринял Александр Невский?
А были другие причины? (да, тяжелые доспехи и тонкий лед)
Посмотрите, во что одеты немецкие рыцари и русские воины. (Работа по слайду и
картинкам) Это была главная причина победы?
= А какова была главная причина? (Грамотный полководец, хорошо знал тактику
немецких рыцарей, угадал с местом боя)
Имеет ли это событие историческое значение?
(Впервые после монгольского нашествия показали, что сильна Русь и не отдаст она ни
пяди своей земли.) ) Какие действия предпринял Александр Невский? (Собрал народное
ополчение со всей Руси)
Вернемся к пословице «Не числом бьют, а умением». Александр Невский доказал
правильность данной пословицы , нужно быть умным и сообразительным и тогда можно
преодолеть все трудности.
VII. Применение новых знаний.
(Первичное закрепление полученных знаний)
Работа по учебнику ст.32
Рассмотрите иллюстрацию по картине Петра Корина «Александр Невский». Каким представил художник Александра Невского? (Высокий, имел красивую
внешность, серьезный ,сильный , он стоит на рубеже русских земель и зорко смотрит,
откуда появится враг. Александр опирается на большой меч. художник использует
серостальной цвет в соединении с красным и черным , это предает картине мощь и
торжественность)
Мы ещё больше узнаем об Александре Невском, поработав с текстом в группах.
Вы должны прочитать текст и ответить на вопрос, который стоит в конце текста.
Александр Ярославич — новгородский князь. Освободил русскую землю от тевтонских
рыцарей. Его представляют великаном. На самом деле Александр Ярославович Невский
был небольшого роста, но большой физической силы и выносливости. Он великолепно
владел мечом и копьем, цепко держался на коне, стойко переносил тяжкие конные и пешие
переходы.
Когда пришла первая угроза с запада и шведские войска высадились у берегов Невы,
Александру собирать силы было некогда. Он сказал своей дружине: «Нас немного, а
враг силён. Но Бог не в силе, а в правде: идите следом за вашим князем!» 15 июля 1240
года неожиданно напал на шведов и одержал первую значительную победу. Эта битва
произошла на реке Нева. Шведы бежали, новгородцы преследовали их. С победой
вернулось русское войско в Новгород, а князь Александр получил к своему имени
почётное прозвание Невский. Было ему тогда двадцать лет.
После смерти Александр Невский ( умер в 1547 году) был причислен к лику святых. Его
именем называют площади, улицы, мосты, храмы, немало воздвигнуто памятников.
Военный орден Александра Невского утвержден женой Петра I, ЕкатеринойI в 1725 году.
Боевой орден Александра Невского введен во время Великой Отечественной Войны 1941
1945 года ( в 1942году)
Работа в группах:
1,4 группы За какие заслуги князя Александра прозвали Невским? В каком году было
это сражение?
2,5 группы Какой это был человек? Какие качества ему присущи?
3,6 группы – Как люди чтят память об Александре Невском?
Самооценка.(*
VIII. Перенос полученных знаний в новую учебную ситуацию .
Вернемся к пословице «Не числом бьют, а умением». (Александр Невский ещё раз
доказал правильность данной пословицы , нужно быть умным и сообразительным и
тогда можно преодолеть все трудности).
Что показали битвы на Неве и Чудском озере? И какое значение они имели для Руси? Чтобы ответить на эти вопросы, прочтите последний абзац текста в учебнике на
странице 32. ( Битвы ещё раз показали, что Русь не отдаст без боя и пяди своей земли)
Какая фраза , Александра Невского, вошла в историю как крылатое выражение?
(Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет…)
Какие чувства вы испытали сегодня на уроке?
Решите тест по теме урока. Выпишите буквы с правильным ответом в листы
самооценивания.
Тест
1. Когда произошло Ледовое побоище?
к) 5 апреля 1240 года
л) 5 апреля 1237 года
м) 5 апреля 1242 года
2. Ледовое побоище состоялось
о) на Чудском озере
п) на Ладожском озере
р) на озере Ильмень
3. Кто возглавлял русские войска в Ледовом сражении?
к) Александр Македонский
л) Александр Невский
м) Александр Суворов
4. С кем сражалось русское войско на Чудском озере?
н) Со шведами
о) С немцами
п) С татаро – монголами
5. Немецкие войска строились
в) «конём»
г) «коровой»
д) «свиньёй»
6. Какая фраза, произнесённая Александром Невским, вошла в историю
как крылатое выражение?
е) Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет…
и) Тяжело в учении, легко в бою.
о) Тише едешь, дальше будешь.
7. Почему русские войска победили немецких рыцарей?
к) Они были сильнее противника
ц) Они защищали Отечество и веру православную
ы) Их было очень много
Самооценка.(* (МОЛОДЕЦ)
IX. Рефлексия.
Какие задачи ставили на урок, смогли их достичь?
(Возвращаемся к проблемным вопросам)
О каком историческом событии в жизни Древнерусского государства вы узнали сегодня
на уроке? Соотнесите дату с веком. (1242 год 13 век)
Почему сражение на Чудском озере названо побоищем? Кто возглавлял сражение?
(самооценка учащихся) Эмоциональное оценивание. (Хлопками высокое, среднее , низкое)
X. Домашнее задание.
1.Написать минисочинение “Защитник земли русской”.
2.С.2932 (чтение, пересказ)
Лист самооценки ученицы _3
класса
Лист самооценки ученика_3
класса
Критерии
Оценка (0 – 3
баллов)
Критерии
Оценка (0 – 3
баллов)
Работа в
группе
Работа в
паре
Работа в
группе
0 1 2 3
0 1 2 3
0 1 2 3
Работа в паре 0 1 2 3
Работа в
группе
0 1 2
3
Самостоятел
ьная работа
0 1 2
3
Работа в
группе
0 1 2
3
Самостоятель
ная работа
0 1 2
3 12 баллов – Молодец! Хвалю!
8 – 11 баллов – На тебя можно
положиться!
4 - 8 баллов – Постарайся, и всё у
тебя получится!
Меньше 4 баллов – Не огорчайся,
работай на уроке активнее!
12 баллов – Молодец! Хвалю!
8 – 11 баллов – На тебя можно
положиться!
4 - 8 баллов – Постарайся, и всё у
тебя получится!
Меньше 4 баллов – Не огорчайся,
работай на уроке активнее!
1 группа.
Александр Ярославич — новгородский князь. Освободил русскую
землю от тевтонских рыцарей. Его представляют великаном. На
самом деле Александр Ярославович Невский был небольшого роста,
но большой физической силы и выносливости. Он великолепно
владел мечом и копьем, цепко держался на коне, стойко переносил
тяжкие конные и пешие переходы.
Когда пришла первая угроза с запада и шведские войска
высадились у берегов Невы, Александру собирать силы было
некогда. Он сказал своей дружине: «Нас немного, а враг силён. Но
Бог не в силе, а в правде: идите следом за вашим князем!» 15 июля 1240 года неожиданно напал на шведов и одержал первую
значительную победу. Эта битва произошла на реке Нева. Шведы
бежали, новгородцы преследовали их. С победой вернулось русское
войско в Новгород, а князь Александр получил к своему имени
почётное прозвание Невский. Было ему тогда двадцать лет.
После смерти Александр Невский (он умер в 1547 году) был
причислен к лику святых. Его именем люди называют площади,
улицы, мосты, храмы, немало воздвигнуто памятников. Военный
орден Александра Невского утвержден женой Петра I, ЕкатеринойI
в 1725 году. Боевой орден Александра Невского введен во время
Великой Отечественной Войны 19411945 годов ( в 1942году)
Вопрос: За какие заслуги князя Александра прозвали Невским? В
каком году было это сражение?
2 группа.
Александр Ярославич — новгородский князь. Освободил русскую
землю от тевтонских рыцарей. Его представляют великаном. На
самом деле Александр Ярославович Невский был небольшого роста,
но большой физической силы и выносливости. Он великолепно
владел мечом и копьем, цепко держался на коне, стойко переносил
тяжкие конные и пешие переходы. Когда пришла первая угроза с запада и шведские войска
высадились у берегов Невы, Александру собирать силы было
некогда. Он сказал своей дружине: «Нас немного, а враг силён. Но
Бог не в силе, а в правде: идите следом за вашим князем!» 15 июля
1240 года неожиданно напал на шведов и одержал первую
значительную победу. Эта битва произошла на реке Нева. Шведы
бежали, новгородцы преследовали их. С победой вернулось русское
войско в Новгород, а князь Александр получил к своему имени
почётное прозвание Невский. Было ему тогда двадцать лет.
После смерти Александр Невский ( умер в 1547 году) был
причислен к лику святых. Его именем называют площади, улицы,
мосты, храмы, немало воздвигнуто памятников. Военный орден
Александра Невского утвержден женой Петра I, ЕкатеринойI в
1725 году. Боевой орден Александра Невского введен во время
Великой Отечественной Войны 19411945 года ( в 1942году)
Вопрос: Какой это был человек? Какие качества ему присущи?
3 группа.
Александр Ярославич — новгородский князь. Освободил русскую
землю от тевтонских рыцарей. Его представляют великаном. На
самом деле Александр Ярославович Невский был небольшого роста,
но большой физической силы и выносливости. Он великолепно владел мечом и копьем, цепко держался на коне, стойко переносил
тяжкие конные и пешие переходы.
Когда пришла первая угроза с запада и шведские войска
высадились у берегов Невы, Александру собирать силы было
некогда. Он сказал своей дружине: «Нас немного, а враг силён. Но
Бог не в силе, а в правде: идите следом за вашим князем!» 15 июля
1240 года неожиданно напал на шведов и одержал первую
значительную победу. Эта битва произошла на реке Нева. Шведы
бежали, новгородцы преследовали их. С победой вернулось русское
войско в Новгород, а князь Александр получил к своему имени
почётное прозвание Невский. Было ему тогда двадцать лет.
После смерти Александр Невский ( умер в 1547 году) был
причислен к лику святых. Его именем называют площади, улицы,
мосты, храмы, немало воздвигнуто памятников. Военный орден
Александра Невского утвержден женой Петра I, ЕкатеринойI в
1725 году. Боевой орден Александра Невского введен во время
Великой Отечественной Войны 19411945 года ( в 1942году)
Вопрос: Как люди чтят память об Александре Невском?
4 группа.
Александр Ярославич — новгородский князь. Освободил русскую
землю от тевтонских рыцарей. Его представляют великаном. На самом деле Александр Ярославович Невский был небольшого роста,
но большой физической силы и выносливости. Он великолепно
владел мечом и копьем, цепко держался на коне, стойко переносил
тяжкие конные и пешие переходы.
Когда пришла первая угроза с запада и шведские войска
высадились у берегов Невы, Александру собирать силы было
некогда. Он сказал своей дружине: «Нас немного, а враг силён. Но
Бог не в силе, а в правде: идите следом за вашим князем!» 15 июля
1240 года неожиданно напал на шведов и одержал первую
значительную победу. Эта битва произошла на реке Нева. Шведы
бежали, новгородцы преследовали их. С победой вернулось русское
войско в Новгород, а князь Александр получил к своему имени
почётное прозвание Невский. Было ему тогда двадцать лет.
После смерти Александр Невский ( умер в 1547 году) был
причислен к лику святых. Его именем называют площади, улицы,
мосты, храмы, немало воздвигнуто памятников. Военный орден
Александра Невского утвержден женой Петра I, ЕкатеринойI в
1725 году. Боевой орден Александра Невского введен во время
Великой Отечественной Войны 19411945 года ( в 1942году)
Вопрос: За какие заслуги князя Александра прозвали Невским? В
каком году было это сражение?
5 группа. Александр Ярославич — новгородский князь. Освободил русскую
землю от тевтонских рыцарей. Его представляют великаном. На
самом деле Александр Ярославович Невский был небольшого роста,
но большой физической силы и выносливости. Он великолепно
владел мечом и копьем, цепко держался на коне, стойко переносил
тяжкие конные и пешие переходы.
Когда пришла первая угроза с запада и шведские войска
высадились у берегов Невы, Александру собирать силы было
некогда. Он сказал своей дружине: «Нас немного, а враг силён. Но
Бог не в силе, а в правде: идите следом за вашим князем!» 15 июля
1240 года неожиданно напал на шведов и одержал первую
значительную победу. Эта битва произошла на реке Нева. Шведы
бежали, новгородцы преследовали их. С победой вернулось русское
войско в Новгород, а князь Александр получил к своему имени
почётное прозвание Невский. Было ему тогда двадцать лет.
После смерти Александр Невский ( умер в 1547 году) был
причислен к лику святых. Его именем называют площади, улицы,
мосты, храмы, немало воздвигнуто памятников. Военный орден
Александра Невского утвержден женой Петра I, ЕкатеринойI в
1725 году. Боевой орден Александра Невского введен во время
Великой Отечественной Войны 19411945 года ( в 1942году)
Вопрос: Какой был человек Александр Невский? Какие качества
ему присущи? 6 группа.
Александр Ярославич — новгородский князь. Освободил русскую
землю от тевтонских рыцарей. Его представляют великаном. На
самом деле Александр Ярославович Невский был небольшого роста,
но большой физической силы и выносливости. Он великолепно
владел мечом и копьем, цепко держался на коне, стойко переносил
тяжкие конные и пешие переходы.
Когда пришла первая угроза с запада и шведские войска
высадились у берегов Невы, Александру собирать силы было
некогда. Он сказал своей дружине: «Нас немного, а враг силён. Но
Бог не в силе, а в правде: идите следом за вашим князем!» 15 июля
1240 года неожиданно напал на шведов и одержал первую
значительную победу. Эта битва произошла на реке Нева. Шведы
бежали, новгородцы преследовали их. С победой вернулось русское
войско в Новгород, а князь Александр получил к своему имени
почётное прозвание Невский. Было ему тогда двадцать лет.
После смерти Александр Невский ( умер в 1547 году) был
причислен к лику святых. Его именем называют площади, улицы,
мосты, храмы, немало воздвигнуто памятников. Военный орден
Александра Невского утвержден женой Петра I, ЕкатеринойI в
1725 году. Боевой орден Александра Невского введен во время
Великой Отечественной Войны 19411945 года ( в 1942году)
Вопрос: Как люди чтят память об Александре Невском?
Урок окружающего мира. (система Л.В. Занкова) ( 3 класс)
Урок окружающего мира. (система Л.В. Занкова) ( 3 класс)
Урок окружающего мира. (система Л.В. Занкова) ( 3 класс)
Урок окружающего мира. (система Л.В. Занкова) ( 3 класс)
Урок окружающего мира. (система Л.В. Занкова) ( 3 класс)
Урок окружающего мира. (система Л.В. Занкова) ( 3 класс)
Урок окружающего мира. (система Л.В. Занкова) ( 3 класс)
Урок окружающего мира. (система Л.В. Занкова) ( 3 класс)
Урок окружающего мира. (система Л.В. Занкова) ( 3 класс)
Урок окружающего мира. (система Л.В. Занкова) ( 3 класс)
Урок окружающего мира. (система Л.В. Занкова) ( 3 класс)
Урок окружающего мира. (система Л.В. Занкова) ( 3 класс)
Урок окружающего мира. (система Л.В. Занкова) ( 3 класс)
Урок окружающего мира. (система Л.В. Занкова) ( 3 класс)
Урок окружающего мира. (система Л.В. Занкова) ( 3 класс)
Урок окружающего мира. (система Л.В. Занкова) ( 3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.