Урок окружающего мира в 3 классе «Природа в опасности! Охрана природы»
Оценка 4.6

Урок окружающего мира в 3 классе «Природа в опасности! Охрана природы»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
06.01.2017
Урок Природа в опасности Охрана природы - копия.docx

МОУ «Лотошинская средняя общеобразовательная школа №1»

 

 

 

 

Урок окружающего мира в 3 классе

«Природа в опасности!

Охрана природы»

 

 

                                                                                          Попкова Е.В.

Учитель начальных классов

МОУ «Лотошинская СОШ№1»

 

 

 

        Цели урока:

         Обучающие:

      познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу;

      познакомить с заповедниками и национальными парками;

      учить правильному поведению в природе.

 

         Развивающие:

        развивать логическое мышление, память, воображение, речь;

         Воспитательные:

      воспитывать любовь к природе, своей Родине;

      бережное отношение к природе.

 

         Оборудование:

       рисунок с изображением Лесовичка;

       карточки с изображением букв имени сказочного героя;

       музыка “Звуки леса” для физкультминутки;

       аудиозапись рассказа о животных и растениях;

       карточки с разными заданиями по возможностям учащихся (дифференцированно);

       заготовки для проекта;

       презентация;

       аудиозапись.

Содержание урока

1.Организационный момент.

2. Самоопределение к деятельности. Постановка проблемы.

3. Актуализация  знаний.

4. Знакомство с новым материалом:

        1) рассказ учителя; 

        2) работа с учебником;

                     3) рассказ Лесовичка о животных и растениях;  

        4) работа с учебником;

        5)защита проектов;

                     6) физкультминутка;

                     7)правила поведения в природе

5. Закрепление (тестирование).

6.Физкультминутка для глаз;

7.Проектная работа.

8. Рефлексия.

9.Итоги урока.

10.Домашнее задание.

 

 

 

Ход урока

1.   Организационный момент.

- Ребята, встаньте ровно. Садитесь. Начать урок хочу словами замечательного французского писателя, поэта, Антуана де Сент Экзюпери:

 

Быть человеком - это значит чувствовать, что ты за всё в ответе.

 

Как вы понимаете эти слова? (Человек не может совершать необдуманные поступки, за                 каждый свой шаг он должен нести ответственность.)

Пусть эти слова станут девизом нашего урока!

 

2.      Самоопределение к деятельности. Постановка проблемы.

Учитель

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он – свет в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

И  не губи  его святынь.

 

 

        

 

(Слайд 1)

Но что это? Почему так тревожно бьёт колокол? Что случилось? Кто взывает о спасении и кричит нам «SOS» - «помогите»?

Ответы детей.

Учитель

– Во все времена колокола были вестниками тревоги. Сегодня колокола звонят, чтобы пробудить ото сна всех нас, живущих на Земле.

– Как вы думаете, какой теме будет посвящён наш урок? Посмотрите на доске варианты ответов, найдите правильный. (Ответы детей)

 

        

 

 

 

              – Почему эта тема так важна для нас сегодня? (Ответы детей)

  подумайте и скажите, как связаны между собой человек и природа?

(Человек является частью природы, природа даёт человеку возможность дышать, жить, питаться)

 

 (Слайд 2)

     Учитель: Ребята, посмотрите на картинку в презентации. Что вы видите ?

                   – Что это значит? (Надо бережно относиться к природе)

     – Сегодня на уроке мы обсудим современные проблемы окружающей среды, предложим свои варианты помощи.

 

                                           http://rachelcoffeycoaching.com/communities/3/004/011/724/253/images/4608362923.jpg

 

3. Актуализация  знаний.

а) Проверка домашнего задания.

Учитель

- Ребята, к нам в гости на урок пришел человечек.  Но его имя вы сможете узнать, выполнив задания по домашней работе. Все знают игру “Поле чудес”? Давайте поиграем.

 

 

– Вот это слово – имя человечка. Выполняя задание, вы имеете право открыть букву.

 

Л Е С О В И Ч О К

1 2  3  4  5  6  7 8 9

 

1-е задание.

 

Что такое “окружающая среда”? (Слайд 3).

           (Окружающая среда – это всё то, что окружает живое существо и с чем оно связано.)

 

С заданием справились, открываю букву. (Первую Л [ эль])

 

2-е задание.

 

Что изучает наука экология?

 

(Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой). “Экология” образовалась из двух греческих слов: “экос”, что значит “дом”, и “логос”– наука. Экология – это наука о доме. Для человечества домом является вся наша огромная и маленькая планета Земля.)

С заданием справились, открываю букву. (Вторую Е)

 

3-е задание.

 

 Приведите примеры экологических связей:

 

а) живое – неживое;

 б) неживое – живое;

 в) растение – животные;

 г) человек – природа.

 

С заданием справились, открываю букву. (Третью С)

 

4-е задание.

 

Какое значение для людей имеет экология? (Открываю последнюю букву К)

 

           – Так кто сегодня у нас в гостях ? (Лесовичок.)

 

          – А кто такой Лесовичок? (Сторож леса, который следит за порядком, охраняет его от злых людей.) Сегодня он вместе с нами будет на уроке.

 

На доску помещается изображение человечка Лесовичка.

 

                    

 

 

4. Знакомство с новым материалом

1) (Слайд 4)  Рассказ учителя 

Во все времена людей волновали вопросы охраны природы. Указ Петра l, изданный в 1718 году, предписывал «людей, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, наказывать, посылать в каторжные работы».

Этим же указом  Пётр l потребовал построить очистные сооружения в Петербурге и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах. Согласно другому указу об охране водоёмов «… если кто осквернит Неву отбросами, тот будет приговорён к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь…».

Как выдумаете, что заставляло Петра I идти на такие меры?

(Ответы)

– Как мы видим, вопросы охраны природы были важны во все времена. Но особенно остро стоят они в век научно - технического прогресса – в наш век.

 

2)Работа с учебником.

           – Лесовичок советует вам открыть учебник на странице 29 и прочитать  статью «О маленьких ранах» (с.29 «О маленьких ранах»).

Статья «О маленьких ранах»

        Возможно, ты спросишь: а будет ли природе хуже, если я, собирая орехи, сломаю несколько веток, или сорву всего 3-4 цветка, или поймаю одну-единственную бабочку?

        Да, природе будет хуже! Каждая сломанная попусту ветка, каждый сованный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. Если одну такую рану нанесешь ты, другую – кто-нибудь из твоих друзей, третью – кто-то еще, что же станет с природой?!

        А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны.

Ответьте на вопрос:

 О каких «маленьких» ранах» идет речь?

Ответы детей.

 

3) Рассказ Лесовичка о животных и растениях.   Слайд 6 (Звучит аудиозапись статьи на с.29 «О ранах больших»)

Статья  «О ранах больших»

С давних пор люди вмешиваются в жизнь природы. Строят города, дороги, возделывают поля. Все это необходимо. Но для этого приходится уничтожать леса. Вырубают деревья и ради древесины, нужной людям. Вот почему с каждым годом на Земле остается все меньше лесов.

Все больше загрязняются воздух, вода. Мы знаем, что они необходимы для жизни растений, животных, человека. Но с заводов и фабрик в воздух попадает дым, а в реки и озера – сточные воды с вредными веществами…

Из-за того что лесов становится меньше, а воздух и вода загрязняются, страдают многие растения м животные. Им приходится трудно и по другой причине. Людичасто рвут красивые растения, а животных истребляют. По вине людей исчезло немало животных и растений, а многие стали редкими.

Тревожные факты!!!

От загрязнения  воздуха, воды и почвы, из-за варварского отношения человека уменьшается численность  растений и животных.

Ежедневно на Земле безвозвратно исчезает 1 вид животных, а еженедельно 1 вид растений.

 

4) Статья «Охрана природы». (с.31 учебника – прочитаем до заповедников)

Читают дети

Но люди поняли, что нужно беречь и охранять природу. Многие заводы и фабрики переоборудованы и уже гораздо меньше загрязняют окружающую среду. На месте вырубленных лесов люди сажают новые. Запрещено собирать редкие растения и охотиться на редких животных. Сведения о редких растениях и животных внесены в особые Красные книги, которые созданы во многих странах. В нашей стране это Красная книга России.

 

- Ребята, посмотрите вот Красная книга.

 

            

 

 

В прошлом учебном году вы готовили проекты о растениях и животных из Красной книги. Вспомните и назовите животных и растений из Красной книги (тигр, белый журавль, морж, гепард, леопард, подснежник, венерин башмачок, кувшинка, василек луговой).

Слайды 7,8,9,10,11, 12

Далее продолжаем читать с.31 о заповедниках и национальных парках:

В большинстве стран есть особо охраняемые природные территории – заповедники и национальные парки. Заповедники – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной. Национальные парки похожи на заповедники, но между ними есть важное различие. Заповедники обычно закрыты для туристов, а национальные парки – это природные музеи под открытым небом. Здесь проводят экскурсии для всех любителей природы.

В нашей стране около 155 заповедников.

 

5) Защита проектов детьми

Проект «Приокско-Террасный заповедник»

Приокско-террасный государственный заповедник основан 19 июня 1945 года. С 19 марта 2015 года заповедник носит имя Михаила Заблоцкого. Заповедник расположен у реки Оки. С севера на юг территорию заповедника пересекают небольшие речки: Таденка и Пониковка. В южной его части находятся озера: Сионское и Протокское. Здесь много ключей с удивительно прозрачной и вкусной водой.

В послевоенные годы заповедник сохранился только благодаря тому, что в 1948 году выдающимся российским ученым Михаилом Александровичем Заблоцким в нем был организован Центральный зубровый питомник для возрождения этого почти исчезнувшего вида. Таким образом, зубры спасли заповедник от закрытия.

На территории заповедника произрастают 8 редких растений, занесенных в Красную книгу России. Например, венерин башмачок, рябчик Русский. Особой достопримечательностью заповедника является самая крупная и красивая дневная бабочка Махаон обыкновенный. Фауна птиц здесь насчитывает 140 видов, а фауна диких млекопитающих – 57 видов, основные: лось, кабан, олень, косуля, зайцы, бобр, барсук, куница, белка, волк, рысь.

Главной достопримечательностью заповедника является зубр. Он занесен в Красную книгу Российской Федерации как вид, находящийся под угрозой исчезновения.

 

 

 

                

 

Проект «Национальный парк «Лосиный Остров»»

Национальный парк «Лосиный Остров» расположен на территории г. Москвы и Московской области. Общая площадь национального парка более 116215 квадратных километров. Включает в себя 6 лесопарков.

Парк подразделяется на три функциональные зоны:

- особо охраняемая зона (47%);

- зона для прогулок и занятий спортом (27%), открыта по установленным маршрутам;

-зона отдыха (26 %), открыта для массового посещения.

На территории парка располагается Лосиная биостанция, где можно увидеть и пообщаться с живыми лосями и лосятами. В парке преобладают сложные типы леса: береза, сосны, липы, дубы. Есть ольшаники, кленовники, вяз, ясень и др.

Типичные млекопитающие «Лосиного острова» - лось, кабан, ласка, куница, горностай, заяц, белка. Из редких и нуждающихся в охране видов – орешниковая соня, совы, голуби, седой дятел. Характерные виды птиц – выпь, серая цапля.

«Лосиный остров» - это природный музей, где представлено все многообразие растительного и животного мира ближнего Подмосковья. Это уникальный природный комплекс.

 

 

                  

 

 

          6) Физкультминутка. Слайд 13.

              Учитель

           Сейчас Лесовичок приглашает всех нас в лес.

          (Звучит аудиозапись музыки «Звуки леса» и слов физкультминутки учителем)

 

Мы с вами входим в лес.

 Сколько здесь вокруг чудес.

 Руки подняли и покачали –

 Это деревья в лесу.

 Руки согнули, кисти встряхнули –

 Ветер сбивает росу.

 В стороны руки, плавно помашем-

 Это к нам птицы летят.

 Как они тихо садятся

 Покажем – крылья сложили назад.

 Наклонились и присели,

 Заниматься тихо сели.

 

           7) Правила поведения в природе

Учитель

-Ребята, лес называют легкими планеты. И не зря на урок  к нам сегодня пришел Лесовичок.

Лесовичок хочет, чтобы вы назвали правила поведения в природе, которые следует соблюдать. Я буду показывать картинки, а вы называть.

           1. (Слайд 14) На экскурсиях, во время походов и прогулок не ломайте ветви деревьев и кустарников! Растение – живое существо и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Там где много растений, легко дышится!

           2. (Слайд 15) Не повреждайте кору деревьев. Поймите, им больно! Они перестают расти и долго мучительно умирают, только сказать об этом не могут.

           3. (Слайд 16) Не рви цветов в лесу и на лугу! Ведь цветок в вазе – это пленник, приговорённый к смерти. Пусть это чудо радует глаз, омолаживает сердце, душу тех, кто придёт следом за нами. Именно привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений.

          4. (Слайд 17) Нельзя брать яйца из гнёзд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.

         5. (Слайд 18) Не разводите костёр в лесу, если в этом нет необходимости! Кострища – это раны в надпочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15–20 лет. От костра может возникнуть пожар!

        8. (Слайд 19) Не сбивайте грибы, даже несъедобные. Тот кто сшибает палкой мухоморы, не уважает лес, не понимает его. Мухоморы помогают расти деревьям, ими питаются белки, лоси, сороки.

       9. (Слайд 20) В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои норы и гнёзда. Нужно ценить, охранять извечную мудрую тишину, уметь слушать волшебные звуки леса.

      10. (Слайд 21) Не оставляйте после себя в лесу беспорядок. Помните! Брошенная бумага разлагается 2 года, консервная банка не менее 70 лет, полиэтиленовый пакет будет лежать очень долго, так как нет на Земле бактерий, которые могут его разрушить, а осколок стекла в солнечную погоду способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.

     11. (Слайд 22) Сажайте деревья, растения.

     12. (Слайд 23) Кормите птиц.

Учитель

Лесовичок очень рад, что вы знаете правила поведения в природе. Ребята, надо не только знать, но и соблюдать эти правила.

Задание Лесовичка.

– ПОМОГИ ПРИРОДЕ: ПОСАДИ ДЕРЕВО, СДЕЛАЙ КОРМУШКУ, ЗИМОЙ КОРМИ ПТИЦ.

 

5. Закрепление (тестирование)

Учитель

А теперь посмотрим, как вы сумеете справиться с заданием. В этом вам помогут знания, полученные на уроке.

Тест.

Учитель: У вас на партах карточки с заданием, нужно подумать и ответить на них.

(У слабых с вариантами ответов, а у сильных без вариантов.)

 

 Тест “Природа в опасности!”

Слайды 24-28

1. Из-за чего на Земле становится меньше лесов?

 а) из-за вырубки;

б) из-за изменения климата на Земле;

  в)из-за дорог, возделывания полей

 

2. Какой воздух и какая вода необходимы для жизни растений, животных и человека?

  а) прозрачные;

  б) бесцветные;

  в) чистые.

 

3. Отчего загрязняется вода в реках и озёрах?

    а) от использования воды в быту;

   б) от использования воды в производстве;

   в) от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм.

 

4. Что люди делают для спасения живой природы?

   а) создают заповедники, национальные парки;

  б) создают бульвары и скверы;

   в) создают фермы, пасеки и птицефабрики.

 

5. Что такое заповедники?

  а) заповедники – это участки земли, где всякая природа находится под строгой охраной;

 б) заповедники – это участки земли, где выращивают редкие растения со всего мира;

 в) заповедники – это участки земли, где обитает большое разнообразие зверей, птиц и насекомых.

 

6. Физкультминутка для глаз    Слайд 29

         

 7.Проектная работа

Учитель

- Ребята, а сейчас вы будете работать в парах. Перед вами иллюстрация города. Нравится она вам? (Нет!)

Почему?  (Здесь только дома, нет зелени, нет деревьев и людей)

Выполните проект своего двора, в котором вам хотелось бы жить. Всё необходимое у вас есть на партах.

 

8. Рефлексия.

Учитель

            - Ребята, вы многое знаете! Но должны всегда помнить слова замечательного русского писателя Михаила Михайловича Пришвина: “Охранять природу – значит охранять Родину”. 

Что самое важное вы узнали на уроке? (Ответы детей)

Я уверена, что вы сможете не только разбираться в проблемах окружающей среды, но и сможете внести свой вклад в защиту природы.

 

9.Подведение итогов урока

 

Учитель

Молодцы, ребята. Все хорошо поработали. Лесовичку понравилось у вас на уроке.

Тест я проверю к следующему уроку и скажу результаты. А за урок … (оценки) Выставление оценок.

На перемене познакомьтесь с выставкой книг о природе. Они есть в нашей школьной библиотеке, Лесовичок прощается с вами и желает всем удачи, Он отправляется в свои владения.

 

10. Домашнее задание.

Стр. 29 – 34. Выполните задания по выбору на стр. 34

 

 

Используемая литература:

 

1.А.А.Плешаков «Окружающий мир», Москва «Просвещение», 2013 год.

2.Н.Ю.Васильева «Поурочные разработки» по курсу «Окружающий мир», Москва                «ВАКО», 2013 год.

3. С.А. Гамова конспект урока по окружающему миру в 3-м классе по теме: “Природа в опасности. Охрана природы !”

4. А.С.Хазипова конспект урока по окружающему миру в 3-м классе по теме: “Природа в опасности. Охрана природы !”

5.Е.Ю. Храмова презентация на тему “Природа в опасности. Охрана природы !”

6.Ю.Д.Дмитриев «Приокско - террасный заповедник», издательство «Советская Россия», 1979 год.

7. Википедия — свободная энциклопедия.


 

МОУ «Лотошинская средняя общеобразовательная школа №1»

МОУ «Лотошинская средняя общеобразовательная школа №1»

Цели урока : Обучающие : • познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу; • познакомить с заповедниками и национальными парками; • учить правильному…

Цели урока : Обучающие : • познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу; • познакомить с заповедниками и национальными парками; • учить правильному…

Ход урока 1. Организационный момент

Ход урока 1. Организационный момент

Учитель – Во все времена колокола были вестниками тревоги

Учитель – Во все времена колокола были вестниками тревоги

Что такое “окружающая среда”? (Слайд 3)

Что такое “окружающая среда”? (Слайд 3)

Знакомство с новым материалом 1) (Слайд 4)

Знакомство с новым материалом 1) (Слайд 4)

В прошлом учебном году вы готовили проекты о растениях и животных из

В прошлом учебном году вы готовили проекты о растениях и животных из

Проект «Национальный парк «Лосиный

Проект «Национальный парк «Лосиный

Физкультминутка. Слайд 13.

Физкультминутка. Слайд 13.

Закрепление (тестирование) Учитель

Закрепление (тестирование) Учитель

Учитель Молодцы, ребята. Все хорошо поработали

Учитель Молодцы, ребята. Все хорошо поработали
Скачать файл