Урок окружающего мира в 4 классе "Наш край-Хакасия"
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
05.05.2019
Данный урок посвящён знакомству с географическим положением, основными природными объектами республики Хакасия. Построение урока соответствует требованиям ФГОС. Работа в группах позволяет ребятам не только самостоятельно добывать знания, но и учиться общению, слушать мнение друг друга. На уроке осуществляются межпредметные связи, которые помогают формировать у учащихся цельное представление о явлениях природы и их значимости.
урок окружающего мира Наш край-Хакасия ШмидтОВ.docx
Методическая разработка урока окружающего мира (4 класс).
Тема урока: «Наш край».
Цель: расширить представление детей об их родном крае, Воронежской области.
Задачи: 1. Дать представление о своем крае, определить положение его на
физической карте России. 2. Познакомить учащихся с историческим прошлым
нашего края. 3. Обобщить знания детей о растениях и животных нашего края. 4.
Обобщить знания учащихся о природоохранных мероприятиях, проводимых в крае.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД
1. Развивать умения извлекать информацию из карт, схем, иллюстраций, текстов.
2. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД
1. Развивать умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Работать в паре и в группах.
Личностные УУД
1. Развивать умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на заседании
Клуба Юных Исследователей (слайд №1).
II. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.
В адрес нашего Клуба пришло электронное письмо (слайд № 2). Давайте его
прочитаем: «Дорогие ребята! Я живу в далёкой стране и мечтаю побывать в
разных уголках мира, но моя мечта пока не может осуществиться, и
поэтому я прошу вас рассказать мне о крае, в котором живете вы. Ваш друг
Том».
Ребята, давайте подумаем, что мы можем рассказать о нашем крае нашему
иностранному другу.
Я думаю, вы догадались, чему будет посвящено наше заседание?
Сегодня нам с вами предстоит очень многое вспомнить и узнать о крае, в
котором мы живем.
Итак, Клуб юных исследователей начинает свою работу
Стихотворение А.Понкратова
В Хакасии моей прекрасно всё вокруг:
Общение людей, капели нежный звук.
Люблю я пенье птиц услышать поутру,
Для двух своих сестриц придумывать игру.
И солнцето у нас и ярче, и теплей, И дождикто у нас и мягче, веселей.
Курганы есть в степях то памятники тем,
Кто с честью вёл себя на благо людям всем.
В краю моём родном есть много дивных мест:
Озёра, горы, степь, тайга и чудный лес...
За что я так люблю Хакасию свою?
За то, что здесь живу, учусь, пою...
За ширь и красоту лесов, родных полей.
За ласку, доброту родных моих людей.
Куда ни кинешь взор всё радует вокруг!
Ты в гости приезжай в Хакасию, мой друг!
Это стихотворение написала жительница нашего города Юлия Кальнишенко.
III. Актуализация знаний.
«Люби и знай свой отчий край». Как точно сказано. И правда, можно ли не
любить родной край? Край, где ты родился, где ты пошел в школу, где бегал с
друзьями на речку и в лес, край, где ты живешь? (Нельзя)
Но можно ли понастоящему любить то, чего ты не знаешь? (Тоже нельзя)
Вот и получается, что одно без другого невозможно.
–А узнать насколько хорошо вы знаете свой край, нам поможет письмо Васи
Перепуткина.
– Внимательно прочитайте текст, и отметьте допущенные ошибки. Лучшим
знатоком родного края окажется тот, кто заметит все ошибки и правильно объяснит
неточности.
С трудом перевалив через самые высокие горы Хакасии –Салбыкский кряж,
я оказался на огромной плоской равнине. Равнина покрыта непроходимыми лесами.
Ни одной деревушки или города здесь не встретишь, только встречаются на моём
пути вековые дубы, высокие берёзы, бурные реки. А от встреч с животными
страшно становится: здесь и пантеры, и шакалы, и зубры.
Итак, объектом нашего исследования будет наш край (слайд №3). Работать
будем по плану, результаты исследования записывать (слайд № 4).
План.
1. Местоположение.
2.Площадь, состав области.
3. Растительный и животный мир.
4.Охрана окружающей среды.
IV. Формирование новых знаний.
1. Наш край на карте России. Отгадайте загадку:
Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя.
Что это? Карта (слайд № 5).
Какие карты вы знаете? (физическая, политическая, климатическая,
административная) О чём нам может рассказать карта?
Сегодня карта будет нашим главным помощником.
Ребята, посмотрите на карту России, найдите здесь республику Хакасию.
(слайд № 6). Работа в группах: Рассмотрите карту.
Вопросы для обсуждения (слайд № 7): Где располагается республика
Хакасия? С какими областями и странами граничит? В каких природных зонах
расположена? А какие формы земной поверхности преобладают в области? Какие
реки протекают по территории Хакасии? По условным знакам на карте определите,
какими полезными ископаемыми богата наша земля? (Дети называют полезные
ископаемые, делают вывод о преобладании песка и глины, т.е. строительных пород).
Результаты своих исследований заносите в лист ответов 1.
Давайте подведем первые итоги своей работы (слайд № 8).
Ответы учащихся:
1. республика расположена на юге Сибири, Зима здесь долгая и морозная с
сильными горными ветрами, а лето жаркое и солнечное. Хакасия расположена в
трех климатических зонах степной, лесостепной и в тайге, с горным рельефом. В
нижних областях котловин преобладают сухие степи, что касается окраин, то здесь
— лесостепь, а также степи с различными растениями. Склонам Кузнецкого Алатау
свойственно наличие тайги из сосен и лиственниц, а склонам Западных Саян и
Абаканского хребта — кедровые и пихтовые леса. На лесные массивы припадает
около 4 млн га. общей площади.
2. Граничит регион с Алтаем, Тывой, Красноярским краем и Кемеровской
областью. Однако и плотность расселения людей в республике тоже не высока, ведь
численность населения Хакасии едва превышает полмиллиона человек, из которых
более четырехсот тысяч проживают в городах.
3. Регион, где находится республика, богат водными ресурсами. В Хакасии
насчитывается 324 реки, в том числе 4 крупных — Енисей, Абакан, Чулым, Томь.
Самая большая река Хакасии — Абакан. Весь его бассейн от истоков до устья
расположен в республике. Река Абакан образуется слиянием двух рек — Малого и
Большого Абакана, длина её 565км.
2.Нахождение площади республики Хакасия.
Площадь РХ составляет 61 900 кв. км.
а) найти площадь республики Хакасия, если она в 2 раза больше, чем площадь
Бельгии. Площадь Бельгии составляет 30950 кв. км.
в) 1/3 часть Хакасии занята горными массивами. Сколько кв.км занято горами?
20 633 км.кв.
3. Найдите карту с административнотерриториальным деление, с.7.
(слайд № 10).
Посчитайте, сколько районов на территории республики Хакасия.
Название района
Алтайский
Аскизский
Бейский
Боградский
Орджоникидзевский
Таштыпский
УстьАбаканский
Площадь района
(км2)
1800
8200
4600
4500
6600
20000
8900 Ширинский
6800
4. Физкультминутка (слайд № 11).
5. Растительный и животный мир Хакасии.
А сейчас уйдем подальше от населённых пунктов и шумных проезжих дорог и
сделаем остановку на лоне природы. Мы будем вести себя тихо и незаметно.
Вспомните, какие растения произрастают на территории Хакасии? Для этого
ещё раз скажите, в какой природной зоне расположена наша республика?
Проверим, как вы знаете растения нашего края. Задание: «Найди лишнее
слово», работаем в парах (слайд № 12).
Дуб, сосна, осина, лиственница, тополь, ель, ольха, берёза.
Медуница, мятлик луговой, ландыш, ягель, ковыль, василек.
Найдите карту «Животный мир области». Внимательно исследуйте её.
Назовите животныхХакасии.
Дидактическая игра «Узнай меня» (слайды № 1319).
Богат наш край разнообразием животных. Сейчас вы сами их назовёте.
Какое животное могло бы о себе так сказать?
* Я самое крупное травоядное животное в лесах Хакасии. (лось)
* А я в наших лесах – лучший строитель, такой уютной хатки как у меня ни
у кого нет (бобр)
* Я самое трусливое животное в лесу, у меня длинные уши, короткий
хвост (заяцрусак).
* А я прекрасно прыгаю и лазаю по деревьям (белка).
* Я рыжая лесная хищница (лисица).
* Я тоже хищница. Только охочусь всегда ночью, очень хорошо вижу,
бесшумно летаю (сова).
* Моё любимое лакомство – жёлуди, люблю ягоды, орехи, но иногда во мне
просыпается страшный хищник (кабан)
Какое животное лишнее? Почему?
(Бобр, т.к. обитает в природном сообществе водоём, а остальные в лесу.
Сова, т.к. птица, а остальные звери).
6.Охрана окружающей средыХакасии.
Мы продолжаем заседание. В руках у меня необычная книга. Кто мне
скажет, что это за книга? Красная книга (слайд №20).
Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных,
причем более половины из них – за последние 50 лет. Почти все они вымерли по
вине человека. Сколько заповедников на территории республики Хакасия?
В республике Хакасия расположены Хакасский государственный природный
заповедник и национальный музейзаповедник "Казановка".
Хакасский государственный природный заповедник организован 4 сентября
1999 года. Заповедник располагается в Южной Сибири на северном макросклоне
Западного Саяна и в горных степях Минусинской котловины на территории
Таштыпского, УстьАбаканского, Боградского, Ширинского и Орджоникидзевского
районов Республики Хакасия. Цель создания охрана горных лесных и степных
экосистем Минусинской котловины и Западного Саяна. Заповедник состоит из
девяти кластеров общей площадью 267 565,3 га: "Подзаплотные болота", "Озеро Белё", "Озеро Шира", "Озеро Иткуль", "Оглахты", "Камызякская степь", "Хол
Богаз", "Малый Абакан", "Заимка Лыковых".
Здесь водятся птицы, животные и рыбы, такие как: Глухарь; Заяц; Колонок;
Белка; Налим; Крот; Таймень; Волк; Лисица; Медведь и др.
V. Закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
VI. Рефлексия деятельности.
Многое можно рассказать о нашем крае. Не перечесть всего того, чем он
богат и интересен. Но наше заседание подошло к концу. Мы много сегодня узнали,
вспомнили, вы хорошо поработали. Дома постарайтесь написать ответ нашему
иностранному другу.
А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили свою работу. У вас на партах
лежат ленточки– чалома: символ обрядов хакасского народа. Возьмите красную
ленту, если вы недовольны своей работой, жёлтую, если не все получалось, были
небольшие затруднения, зелёную, если вы остались довольны собой, своей работой.
И прикрепите их на нашу берёзку на доске.
Оценки.
Закончить урок хотелось бы словами писателя Ю.К.Ефремова:
И с гордостью скажу родному краю:
«Люблю и знаю. Знаю и люблю. (хором)
И тем полней люблю, чем глубже узнаю».
Продолжайте изучать свой край, свою малую родину. Любите её, защищайте
и помните, что именно от вас зависит, каким наш край будет в будущем.
Урок окружающего мира в 4 классе "Наш край-Хакасия"
Урок окружающего мира в 4 классе "Наш край-Хакасия"
Урок окружающего мира в 4 классе "Наш край-Хакасия"
Урок окружающего мира в 4 классе "Наш край-Хакасия"
Урок окружающего мира в 4 классе "Наш край-Хакасия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.