Урок окружающего мира в 4 классе "Наш край-Хакасия"
Оценка 4.7

Урок окружающего мира в 4 классе "Наш край-Хакасия"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
05.05.2019
Урок окружающего мира в 4 классе "Наш край-Хакасия"
Данный урок посвящён знакомству с географическим положением, основными природными объектами республики Хакасия. Построение урока соответствует требованиям ФГОС. Работа в группах позволяет ребятам не только самостоятельно добывать знания, но и учиться общению, слушать мнение друг друга. На уроке осуществляются межпредметные связи, которые помогают формировать у учащихся цельное представление о явлениях природы и их значимости.
урок окружающего мира Наш край-Хакасия ШмидтОВ.docx
Методическая разработка урока окружающего мира (4 класс). Тема урока: «Наш край». Цель: расширить представление детей об их родном крае, Воронежской области. Задачи:  1.   Дать   представление   о   своем   крае,   определить   положение   его   на физической   карте   России.   2.   Познакомить   учащихся   с   историческим   прошлым нашего края. 3. Обобщить знания детей о растениях и животных нашего края. 4. Обобщить знания учащихся о природоохранных мероприятиях, проводимых в крае. Планируемые результаты: Познавательные УУД 1. Развивать умения извлекать информацию из карт, схем, иллюстраций, текстов. 2. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам.  Коммуникативные УУД 1. Развивать умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Работать в паре и в группах. Личностные УУД 1. Развивать умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной  деятельности. Ход урока: I.Организационный момент.          ­ Здравствуйте, дорогие друзья!  Мы рады приветствовать вас на заседании Клуба Юных Исследователей (слайд №1).      II. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.  ­ В адрес нашего Клуба пришло электронное письмо (слайд № 2). Давайте его прочитаем: «Дорогие ребята! Я живу в далёкой стране и мечтаю побывать в  разных уголках мира, но моя мечта пока не может осуществиться, и  поэтому я прошу вас рассказать мне о крае, в котором живете вы. Ваш друг  Том».       ­ Ребята, давайте подумаем, что мы можем рассказать о нашем крае нашему  иностранному другу.       ­ Я думаю, вы догадались, чему будет посвящено наше заседание?        ­Сегодня нам с вами предстоит очень многое вспомнить и узнать о крае, в  котором мы живем.       ­ Итак, Клуб юных исследователей начинает свою работу Стихотворение А.Понкратова В Хакасии моей прекрасно всё вокруг:  Общение людей, капели нежный звук. Люблю я пенье птиц услышать поутру, Для двух своих сестриц придумывать игру. И солнце­то у нас и ярче, и теплей, И дождик­то у нас и мягче, веселей. Курганы есть в степях ­ то памятники тем, Кто с честью вёл себя на благо людям всем. В краю моём родном есть много дивных мест:  Озёра, горы, степь, тайга и чудный лес... За что я так люблю Хакасию свою? За то, что здесь живу, учусь, пою... За ширь и красоту лесов, родных полей. За ласку, доброту родных моих людей. Куда ни кинешь взор ­ всё радует вокруг! Ты в гости приезжай в Хакасию, мой друг! Это стихотворение написала жительница нашего города Юлия Кальнишенко. III. Актуализация знаний.       ­ «Люби и знай свой отчий край». Как точно сказано. И правда, можно ли не  любить родной край? Край, где ты родился, где ты пошел в школу, где бегал с  друзьями на речку и в лес, край, где ты живешь? (Нельзя) ­Но можно ли по­настоящему любить то, чего ты не знаешь? (Тоже нельзя)  Вот и получается, что одно без другого невозможно. –А узнать насколько хорошо вы знаете свой край, нам поможет письмо Васи  Перепуткина. – Внимательно прочитайте текст, и отметьте допущенные ошибки. Лучшим  знатоком родного края окажется тот, кто заметит все ошибки и правильно объяснит неточности.     С трудом перевалив через самые высокие горы Хакасии –Салбыкский кряж, я оказался на огромной плоской равнине. Равнина покрыта непроходимыми лесами.  Ни одной деревушки или города здесь не встретишь, только встречаются на моём  пути вековые дубы, высокие берёзы, бурные реки. А от встреч с животными  страшно становится: здесь и пантеры, и шакалы, и зубры. ­ Итак, объектом нашего исследования будет наш край (слайд №3). Работать  будем по плану, результаты исследования записывать (слайд № 4). План. 1. Местоположение. 2.Площадь, состав области. 3. Растительный и животный мир. 4.Охрана окружающей среды.         IV. Формирование новых знаний.        1. Наш край на карте России. Отгадайте загадку: Моря есть – плавать нельзя, Дороги есть – ехать нельзя,  Земля есть – пахать нельзя. Что это? Карта (слайд № 5). ­Какие карты вы знаете? (физическая, политическая, климатическая,  административная) О чём нам может рассказать карта?  ­Сегодня карта будет нашим главным помощником. ­Ребята, посмотрите на карту России, найдите здесь республику Хакасию.  (слайд № 6). Работа в группах: Рассмотрите карту.  Вопросы для обсуждения (слайд № 7): Где располагается республика  Хакасия?  С какими областями и странами граничит? В каких природных зонах  расположена? А какие формы земной поверхности преобладают в области? Какие  реки протекают по территории Хакасии? По условным знакам на карте определите,  какими полезными ископаемыми богата наша земля? (Дети называют полезные  ископаемые, делают вывод о преобладании песка и глины, т.е. строительных пород). ­ Результаты своих исследований заносите в лист ответов 1.           ­ Давайте подведем первые итоги своей работы (слайд № 8).           Ответы учащихся:  1. республика расположена на юге Сибири, Зима здесь долгая и морозная с  сильными горными ветрами, а лето жаркое и солнечное. Хакасия расположена в  трех климатических зонах ­ степной, лесостепной и в тайге, с горным рельефом. В  нижних областях котловин преобладают сухие степи, что касается окраин, то здесь  — лесостепь, а также степи с различными растениями. Склонам Кузнецкого Алатау  свойственно наличие тайги из сосен и лиственниц, а склонам Западных Саян и  Абаканского хребта — кедровые и пихтовые леса. На лесные массивы припадает  около 4 млн га. общей площади.  2. Граничит регион с Алтаем, Тывой, Красноярским краем и Кемеровской  областью. Однако и плотность расселения людей в республике тоже не высока, ведь  численность населения Хакасии едва превышает полмиллиона человек, из которых  более четырехсот тысяч проживают в городах. 3. Регион, где находится республика, богат водными ресурсами. В Хакасии  насчитывается 324 реки, в том числе 4 крупных — Енисей, Абакан, Чулым, Томь.  Самая большая река Хакасии — Абакан. Весь его бассейн от истоков до устья  расположен в республике. Река Абакан образуется слиянием двух рек — Малого и  Большого Абакана, длина её 565км. 2.Нахождение площади республики Хакасия. Площадь РХ составляет 61 900 кв. км. а) найти площадь республики Хакасия, если она в 2 раза больше, чем площадь  Бельгии. Площадь Бельгии составляет 30950 кв. км. в) 1/3 часть Хакасии занята горными массивами. Сколько кв.км занято горами?  20 633 км.кв. 3. Найдите карту с административно­территориальным деление, с.7.  (слайд № 10).        ­ Посчитайте, сколько районов на территории республики Хакасия.  Название района Алтайский Аскизский Бейский Боградский Орджоникидзевский Таштыпский Усть­Абаканский Площадь района  (км2) 1800 8200 4600 4500 6600 20000 8900 Ширинский                                     6800 4. Физкультминутка (слайд № 11). 5. Растительный и животный мир Хакасии.      ­ А сейчас уйдем подальше от населённых пунктов и шумных проезжих дорог и  сделаем остановку на лоне природы. Мы будем вести себя тихо и незаметно. ­Вспомните, какие растения произрастают на территории Хакасии? Для этого ещё раз скажите, в какой природной зоне расположена наша республика? ­Проверим, как вы знаете растения нашего края. Задание: «Найди лишнее  слово», работаем в парах (слайд № 12). Дуб, сосна, осина, лиственница, тополь, ель, ольха, берёза. Медуница, мятлик луговой, ландыш, ягель, ковыль, василек.  Найдите карту «Животный мир области». Внимательно исследуйте её.  Назовите животныхХакасии. Дидактическая игра «Узнай меня» (слайды № 13­19). ­ Богат  наш край разнообразием животных. Сейчас вы сами их назовёте. ­ Какое животное могло бы о себе так сказать?                          * Я самое крупное травоядное животное в лесах Хакасии. (лось)   * А я в наших лесах – лучший строитель, такой уютной хатки как у меня ни  у кого нет (бобр)   * Я  ­ самое трусливое животное в лесу, у меня длинные уши, короткий  хвост (заяц­русак).   *  А я прекрасно прыгаю и лазаю по деревьям (белка).   *  Я  рыжая лесная хищница (лисица).   * Я тоже хищница. Только охочусь всегда ночью, очень хорошо вижу,  бесшумно летаю (сова).   * Моё любимое лакомство – жёлуди, люблю ягоды, орехи, но иногда  во мне  просыпается страшный хищник (кабан)    ­ Какое животное лишнее? Почему? (Бобр,  т.к. обитает в природном сообществе водоём, а остальные в лесу.  Сова, т.к. птица, а остальные звери).  6.Охрана окружающей средыХакасии. ­Мы   продолжаем   заседание.   В   руках   у   меня   необычная   книга.   Кто   мне скажет, что это за книга? Красная книга (слайд №20). ­Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причем более половины из них – за последние 50 лет. Почти все они вымерли по вине человека. ­ Сколько заповедников на территории республики Хакасия? В республике Хакасия расположены Хакасский государственный природный  заповедник и национальный музей­заповедник "Казановка". Хакасский   государственный   природный   заповедник организован   4   сентября 1999 года. Заповедник располагается в Южной Сибири на северном макросклоне Западного   Саяна   и   в   горных   степях   Минусинской   котловины   на   территории Таштыпского, Усть­Абаканского, Боградского, Ширинского и Орджоникидзевского районов Республики Хакасия. Цель создания ­ охрана горных лесных и степных экосистем   Минусинской   котловины   и   Западного   Саяна.   Заповедник   состоит   из девяти кластеров общей площадью 267 565,3 га: "Подзаплотные болота", "Озеро Белё",   "Озеро   Шира",   "Озеро   Иткуль",   "Оглахты",   "Камызякская   степь",   "Хол­ Богаз", "Малый Абакан", "Заимка Лыковых". Здесь водятся птицы, животные и рыбы, такие как: Глухарь; Заяц; Колонок; Белка; Налим; Крот; Таймень; Волк; Лисица; Медведь и др.  V. Закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. VI. Рефлексия деятельности. ­  Многое можно рассказать о нашем крае. Не перечесть всего того, чем он богат и интересен. Но наше заседание подошло к концу. Мы много сегодня узнали, вспомнили,   вы   хорошо   поработали.   Дома   постарайтесь   написать   ответ   нашему иностранному другу. ­А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили свою работу. У вас на партах лежат  ленточки–  чалома:   символ   обрядов   хакасского  народа.  Возьмите  красную ленту, если вы недовольны своей работой, жёлтую, если не все получалось, были небольшие затруднения, зелёную, если вы остались довольны собой, своей работой. И прикрепите их на нашу берёзку на доске. Оценки. ­ Закончить урок хотелось бы словами писателя Ю.К.Ефремова:                               И с гордостью скажу родному краю:                               «Люблю и знаю. Знаю и люблю.           (хором)                               И тем полней люблю, чем глубже узнаю».  ­ Продолжайте изучать свой край, свою малую родину. Любите её, защищайте и помните, что именно от вас зависит, каким наш край будет в будущем.

Урок окружающего мира в 4 классе "Наш край-Хакасия"

Урок окружающего мира в 4 классе "Наш край-Хакасия"

Урок окружающего мира в 4 классе "Наш край-Хакасия"

Урок окружающего мира в 4 классе "Наш край-Хакасия"

Урок окружающего мира в 4 классе "Наш край-Хакасия"

Урок окружающего мира в 4 классе "Наш край-Хакасия"

Урок окружающего мира в 4 классе "Наш край-Хакасия"

Урок окружающего мира в 4 классе "Наш край-Хакасия"

Урок окружающего мира в 4 классе "Наш край-Хакасия"

Урок окружающего мира в 4 классе "Наш край-Хакасия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2019