Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Духовные истоки победы»
Оценка 4.7

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Духовные истоки победы»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
11.01.2017
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Духовные истоки победы»
Хроника блокадного Ленинграда
Конспект урока.docx

1. Предлагаю вам поработать в парах.

Соедините событие и дату:

1941 г.

Отечественная война с французами

1242 г.

I-ая Мировая война

1914 г.

Нападение фашистской Германии на Советский Союз

1812 г.

Битва на льду Чудского озера

- Проконтролируйте себя.  (слайд) Что объединяет эти даты?

- Какую юбилейную дата отмечала наша страна в мае этого года?  (70-летие победы)

У:    Что предстояло отстоять русскому народу в годы ВОВ?

 

Войны даже в защиту своего Отечества остаются несчастием и бедствием. Даже на справедливой войне солдат вынужден проливать кровь других людей.

 

  -  Может ли  опасность, война пробуждать в человеке благородные душевные качества, вызывать  готовность к самопожертвованию, любви, состраданию,  к вере и молитве?

- Может ли вера и молитва быть оружием победы?

 

- Сегодня на занятии  нам предстоит доказать или опровергнуть наше предположение, пережив некоторые события ВОВ.

 

-  Так как мы рассуждать о качествах души человека, воина, то и тема нашего урока...:  «Духовные истоки победы в годы ВОВ».  (слайд)

 

Задачи урока:  (слайд)

- учиться на примере русских воинов защите своего Отечества. (любви, жертвенности к своему Отечеству, народу);

- развивать умение работать текстом, с историческими источниками;

- воспитывать силу воли, доброжелательное отношение друг к другу, умение делать правильный выбор.

 

2. В какой день началась В.О.В.?

(22 июня – Русская Православная Церковь чествовала праздник – день Всех святых, в земле Российской просиявших).  (слайд)

Православная Камчатка " ЗАПИСКИ ПАЛОМНИКА: Храм Николы на во…

Это был день русской славы, праздник чествования лучших людей, духовной опоры страны, творивших историю: это и великий русский воин Александр Невский, Димитрий Донской, и  князь Андрей  Боголюбский,  и воины-монахи Пересвет  и Ослябе, и богатырь Илья Муромец и многие другие. Именно этот день и стал началом жесточайших испытаний для нашего Отечества.

 

3. Кадры хроники блокадного Ленинграда.  (слайд)

 

Ученик: Народ   был   полон   решимости   отстоять Ленинград. Не смотря на голод и холод, на гибель близких, люди самоотверженно трудились. Они создавали оружие для фронта - танки, пушки, зенитные орудия, автоматы, снаряды, мины, противотанковые бутылки с горючим. Сотни тысяч рабочих и служащих, едва-едва передвигая ноги от слабости, направлялись на окраины города рыть оборонительные сооружения.

 

У. И вот, когда силы жителей города, оставшихся без продовольствия и тепла, были на исходе, Казанскую чудотворную икону Божией Матери вынесли из Князь-Владимирского собора и пронесли по улицам Ленинграда с Крестным ходом. Тогда ленинградцы  вспомнили слова святителя Митрофана Воронежского, сказанные им когда-то Петру I: «Пока в городе будет икона Божией Матери, и перед ней будут возноситься молитвы, враг в город не войдёт».  

4 ноября - праздник казанской иконы божией материГалерея фотохроники

 

У. Ленинградцы выдержали 900 дней блокады (с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 871 день.

-  Что же спасло Ленинград? Какие качества русского человека, воина  раскрылись перед нами  (воля к победе, мужество, стойкость, героизм)

- Несмотря на страшные мучения, народ не утратил своей веры в победу, явив миру пример героизма, стойкости, мужества.

«Победа достигается силой не одного оружия, а силой всеобщего подъёма и могучей веры в победу»

 

 

 - Ленинградцы выстояли, но всё это время война продолжалась. Враг пытался захватить Москву.  Почему именно Москву? 

 (Карта)

 

- 30 сентября 1941 года врагу оставалось до Москвы 300 км. В городе было введено осадное положение. Возводились оборонительные сооружения. Для Красной Армии положение на фронте сложилось критическое, безнадёжное. Немцы окружили под Вязьмой и Брянском войска Западного фронта.  Образовалась брешь шириной в 500 км и фашистские танки устремились к Москве. На тот момент у Советской армии была самая низкая степень  вооружения. На подходе силы из Сибири и Дальнего Востока. Но они будут в пути ещё 2 недели.

  

Танковая группа под командованием  немецкого генерал-полковника Гудериана нанесла сильнейший удар по левому флангу Брянского фронта,  продвинувшись вглубь на 100 км.   Шли упорные бои Можайском рубеже.

Силы противника превосходили силы Красной Армии  почти в 2 раза.

- Ситуация действительно очень опасная, практически безнадёжная, а что бы вы предприняли в таких условиях?  Представьте себя на месте главнокомандующего фронтом.   Попробуйте разработать план спасения, или может быть сдачи Москвы.

В вашем распоряжении:

танки, орудия и миномёты, самолёты, юные курсанты военных училищ, милицейские части, народное ополчение. 

 

Работа в группах (картой). Помните, враг у ворот  времени на раздумье практически нет. Время на подготовку – 3 мин. По  сигналу тревоги вы должны представить презентацию своей операции по плану.

- Главным командующим фронтом был Георгий Константинович Жуков. (слайд)

Жуков решил Москву не сдавать, а бросить все силы на защиту столицы.

 

В городе были открыты храмы. Москвичи особенно горячо взывали к заступничеству: Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Ермогена – московских и всея Руси чудотворцев. (слайд)

 

Ученик: 17 октября, в самый разгар «золотой» осени, неожиданно выпал снег.

18 октября, пошёл  небывалый снегопад. Снегопады сменились дождями и  на дорогах стала такая распутица, что 16 лошадей не могли сдвинуть одну гаубицу. Самолёты не взлетали, танки тонули в грязи. 30 октября немцы остановились в 150 км от Москвы и простояли 2 недели.

 

У: Чем  ещё русские люди защищали  Москвы? (молитвой)  (слайд)

- Какие качества проявили  защитники Москвы?

(Любовь, полагающая душу свою за други своя).

 

- Укрепляемые Духом Святым, с молитвой на устах советские воины снова явили миру пример веры, героизма, любви к Отечеству.      

 

4 декабря, когда немцы рассматривали в бинокли маковки церквей Москвы, там праздновалось Введение во храм Пресвятой Богородицы, наступление на Москву остановилось.

 

6 декабря,  утром, когда в церквах молились святому заступнику Руси Александру Невскому, бойцы Красной Армии, не имея численного превосходства, начали успешное контрнаступление, отбросив немцев на 250 км от Москвы.

 

Общее наступление Советской армии на западном направлении завершилось в апреле 1942г, достойно встречая знаменательную для нашего народа дату -  

5 апреля – 700-летие Ледового побоища, битвы на льду Чудского озера, в которой Александр Невский в 1242г. со своим войском разгромил войско рыцарей немецкого ордена, вторгшееся в Новгородскую землю. Юбилей победы Ледового побоища приходился в 1942г. на Светлое Христово Воскресение – Пасху.

 

Прочитаем отрывки из писем с фронта.

«Хочу рассказать вам, как выжил я после страшного боя. Мы с напарником стреляли из окопа по танку, но он двигался на нас. Я оказался под танком, гусеницы почти задевали меня. Вот-вот раздавит. И тогда вспыхнула в моём сознании молитва: «Господи Иисусе, Сыне Божий! Пресвятая Богородица! Спаси и помоги!»

Всю душу вложил я в эту молитву. А далее… Меня солдаты отрыли, вытащили, и я пришёл в себя. Там же дал я обет Богу и Пресвятой Богородице стать после войны священником»

 

«Помнишь,  мама,  ты  написала мне молитву. Я положила её в медальон. Может, и помогло – я выжила в страшном бою.  Я перед боем медальон поцеловала и  стала молиться… читала  слова молитвы. Слова простые… Никто не видел, как я молилась. Я – тайно, украдкой молилась, осторожно».

 

- Что помогло выжить этим бойцам? (Вера, молитва, заступничество Пресвятой Богородицы).

- Ибо Господь сказал: «Надеющийся на меня да не погибнет».

- В своём ратном деле русский православный человек не чувствовал себя покинутым. Ангел-хранитель, святой, имя, которого носит любой русский человек, сама Богородица всегда были рядом. А надеющийся на милость Божию и сам милующий.

 

 

Прочитайте записки медсестры Зинаиды Корж (слайд)

- Как поступила русская женщина?

- Поработайте в группе.  Прочитайте до конца ответьте на вопросы.

 

«Перевязываю своего, а немец кровью истекает. Ещё немного и умрёт. Я заканчиваю бинтовать нашего и берусь за немца.…Когда пришла повозка, то погрузила обоих и повезла…»

Вопрос:

-Почему Зинаида Корж не оставила раненого немца?

- Какие качества души раскрылись в этом поступке?

- А как бы вы поступили в такой ситуации?

 

 

- В любой войне человек должен оставаться человеком. Воин с мечом в руке и милосердием в сердце. Ибо сказано: Любите и врагов ваших.

 

- Понятия милости у фашистов не было. У каждого немецкого солдата была памятка.  Она так и называлась: «Памятка немецкого солдата»: (слайд)

« У тебя нет сердца и нет нервов, на войне они не нужны. Истреби в себе жалость и сострадание. Убивай всякого русского и советского. Не останавливайся когда перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик – убивай».

 

Только православная душа способна верить, так любить, что лучшее готова отдать за Господа, за Родину свою.

 

 

6. Итог: Вернёмся к нашим вопросам, которые мы поставили в начале урока.

 

-  Может ли  опасность, война пробуждать в человеке благородные душевные качества?

- Какие душевные качества должен  человек проявлять даже на войне?

- Может ли опасность, война приводить к вере и молитве, вызывать  готовность к самопожертвованию, любви, состраданию?

 - Может ли вера и молитва быть оружием победы?

 

Годы войны ознаменовали обращение к Богу многих солдат, офицеров, партизан, старших командиров. «Русь святая храни веру православную, в ней же тебе утверждение». (слова святителя Афанасия)

 

Нельзя забывать, что каждый клочок русской земли окроплён кровью воинов, отдавших за неё свои жизни.

- Отечество – понятие священное, потому что даровано Отцом Небесным. (война называлась Священной). Поэтому его защита – защита Отечества, святой долг каждого гражданина.

 

- Мы с вами правнуки победы, но в каждом из нас борьба продолжается. Это борьба с самим собой. Почти каждый день нам предстоит делать выбор. Как поступить в той или иной ситуации.  И это наш самый трудный бой, который нам предстоит выдержать. И в этой борьбе  мы должны быть достойны победы наших отцов и дедов.


 

Предлагаю вам поработать в парах

Предлагаю вам поработать в парах

Пересвет и Ослябе, и богатырь

Пересвет и Ослябе, и богатырь

Советской армии была самая низкая степень вооружения

Советской армии была самая низкая степень вооружения

Руси Александру Невскому, бойцы

Руси Александру Невскому, бойцы

А как бы вы поступили в такой ситуации? -

А как бы вы поступили в такой ситуации? -
Скачать файл