Урок окружающего мира "Жизнь птиц зимой"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок окружающего мира "Жизнь птиц зимой" по программе "Начальная школа XXI века". 1-й класс. Птицы – это часть нашей природы, и мы должны охранять их, быть друзьями. Цель: уточнение знаний о жизни птиц зимой. Задачи: • обобщить знания об особенностях жизни птиц зимой, • развивать познавательную и творческую активность детей, • воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природы. Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, рисунки птиц, презентация, кормушки.
Иконка файла материала Урок окружающего мира.docx
Урок окружающего мира "Жизнь птиц зимой" по программе "Начальная школа XXI века". 1­й класс Цель: уточнение знаний о жизни птиц зимой. Задачи:    обобщить знания об особенностях жизни птиц зимой, развивать познавательную и творческую активность детей, воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру  природы. Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, рисунки птиц,  презентация,                    кормушки. Тип урока: обобщение знаний. ХОД УРОКА I. Организационный момент – Прочитайте слоги и составьте слова. (Приложение 1. Слайд 2) ПТИ ЗИ ЦЫ МОЙ II. Актуализация знаний. Проблемная ситуация – Каких птиц вы видите зимой?  Можно ли увидеть ласточек, лебедей?  Почему? – Какие птицы остаются зимовать? Почему?  (Приложение 1. Слайд 3) III. Сообщение темы – О чём будем говорить на уроке?   (Приложение 1. Слайд 4) IV. Обобщение и систематизация знаний – Отгадайте загадки о птицах и расскажите о них самое  интересное . (подготовленные дети рассказывают, другие дополняют) 1) Спинкою зеленовата, животиком желтовата Чёрненькая шапочка  B полоска шарфика.  (Синица) Меня можно увидеть не только в лесу, но и в городских парках. Я  маленькая, как воробышек. У меня чёрная шапочка, жёлтая грудка, зелёнаяспинка и острый чёрный клюв. Я охотно поселяюсь в старых хвойных лесах.  Зимой питаюсь семенами ели, сосны и других растений. Я очень подвижная  птица, могу висеть на ветке вниз головой потому, что у меня длинные и  острые когти. – Какие виды синиц у нас обитают?   (Приложение 1. Слайд 5) 2) На ветвях, украшенных  снежной бахромой, Яблоки румяные  выросли зимой. Яблоки по яблоне весело снуют, Гусениц мороженых яблоки клюют.  (Снегири) (Приложение 1. Слайд 6) Я – снегирь. Уверен, что вы меня сразу узнали по моей красной грудке. Я  частый гость зимой в ваших лесах. Не случайно моё имя связано с первым  снегом. Посмотрите, какой у меня толстый чёрный клюв. Я им вылущиваю  семена ягод черёмухи, можжевельника и рябины. Очень люблю я семена  ольхи и берёзы. Голос у меня скрипучий: «Жи­ши», но я издаю и мягкие  звуки: «Фю­фю», «Фьи­фьи». – Объясните название птицы. А ещё снегирей называют «ТИХОПЕВАМИ». – Знаете ли вы, почему? – Прочитаем текст «Песни снегирей и синичек» на с. 99  в учебнике. 3) Он щебечет «Чик­чирик!»              Ищет зёрнышки и крошки. Серый, ростом невелик.                     Зимовать не улетает, Скачет, скачет по дорожке,                Под карнизом  обитает. (Воробей) (Приложение 1. Слайд 7) Я – воробей. Маленькая подвижная птица с коричневыми пёрышками и  твёрдым острым клювом, спокойно переношу холода. Когда мне холодно,  прячу одну лапку в пушистое брюшко, а на другой ноге стою. Но чаще мы  сидим, прижавшись друг к другу, нахохлившись. Мы, воробьи, любим  чистоту и поэтому купаемся зимой в снегу. Мы – главные защитники,  сторожа городских парков и садов. Птенцов  кормим насекомыми и  личинками, принося большую пользу человеку. – Как греются воробьи в сильный мороз? 4) За день всюду пролетит,        Стрекотунья, белобока, Всё, что знает, растрещит.         Наша сплетница… (Сорока)  (Приложение  1. Слайд 8) – Ловкая, подвижная, суетливая птица сорока. Вместе с воронами и галками  она переселяется на зиму ближе к жилью людей.5) Окраской сероватая,             Крикунья хрипловатая Повадкой вороватая,                Известная персона.  Кто  она?  (Ворона) (Приложение 1. Слайд 9) – Голова, горло и крылья у неё чёрные, а остальное тело – серое. Клюв  крепкий, большой, и ноги большие, сильные. Ходит она важно, большими  шагами. – А  какие птицы остаются  зимой в лесу? 6) Сколько пользы этот нос              Ну, а чтоб жилось тепло, Нашим яблоням принёс!                   Мастерит себе дупло. Эта птица – молодчина:                    Много времени потратил Выбирает всех личинок.                   На своё жилище …  (Дятел) (Приложение 1. Слайд 10) Я – большой пёстрый дятел. Про меня говорят «Лучший друг леса», ласково зовут «Тук Тукич». Вся моя жизнь проходит на деревьях, так как пища моя  – личинки жуков и насекомых, живущих в коре и древесине. Достаю я их  своим длинным тонким языком, который может высовываться изо рта на 10­ 12 сантиметров. Язык у меня липкий с шипами. Мелкие насекомые  прилипают к языку, а большие прямо нанизываются на его конец. А ещё я  питаюсь семенами хвойных деревьев. – У дятла ноги приспособлены к лазанию по стволам деревьев, пальцы на  ногах имеют острые когти и расположены не так, как у других птиц. Два  пальца направлены вперёд, а два назад. Это помогает ему прочно держаться  за кору деревьев.  – Скажи, дятел, за что тебе дали прозвище «Тук Тукич?» 7) Кто там прыгает, шуршит,            Голоском речистым, чистым – Клювом шишки потрошит?          «Кле! Кле! Кле!» –  поёт со  свистом. (Клёст) (Приложение 1. Слайд 11) Нас, клестов, называют «северными попугайчиками». Такое прозвище нам  дали за то, что как настоящие попугаи, мы отлично лазаем по деревьям.  Клюв у нас имеет особую форму: верхняя и нижняя части изогнуты в разные  стороны. Мы срываем спелые шишки и клювом достаём из неё семена. Если  шишка падает на снег, мы не спускаемся за ней, а срываем новую. Упавшие  шишки едят другие лесные звери. – Скажи, пожалуйста, клёст, зачем тебе такой необычный клюв? – Каких ещё птиц можно встретить зимой в лесу?– Можно встретить сойку, свиристель и поползня. (Приложение 1. Слайд  12) V. Физминутка Скачет шустрая синица.                      Вот присела на минутку, Ей на месте не сидится.                      Почесала клювом грудку Прыг­скок, прыг­скок,                        И с дорожки на плетень Завертелась, как волчок.                     Тири­тень, тири­тень. VI. Творческое применение знаний 1) Работа в тетради: с.37. (Отметь птиц, которые зимуют в средней  полосе России.) 2) Викторина «Мир птиц».   (Слайд 13) – Могут ли синицы зимой приносить пользу? (Зимой синицы разыскивают в щёлочках и скважинах коры спрятавшихся насекомых, их яички и  личинки и поедают их в больших количествах.) – Кого называют «тихопевами»? Почему?  (Снегирей) – В какое время года птицы строят гнёзда и выводят птенцов?  – А какая птица выводит птенцов в любое время года, даже среди зимы?    (Клесты – единственные птицы, которые зимой выводят птенцов, даже при 28 градусах мороза. Они выкармливают птенцов жирной кашей из  сосновых и еловых шишек, поэтому птенцы не мёрзнут.) – Узнай  птиц по голосу  (Воробей, дятел, синица.) (Приложение 1. Слайды 14­17) Физминутка – игра «Перелётные и зимующие птицы» – Назову перелётную птицу, вытянуть руки в стороны и махать, как  крыльями. – Назову зимующую птицу, нужно присесть и опустить руки вниз. VII. Контроль усвоения знаний путём воспроизведения информации 1) Столовая для птиц. – Почему зимой многие звери и птицы покидают лес и перемещаются ближе  к человеческому жилью? (Легче найти пищу.) – Что зимой для птиц страшнее голод или холод? Почему? – Как люди помогают птицам? (Приложение 1. Слайд 18) Ученик: Морозы жестокие в этом году… Тревожно за яблоньку в нашем саду.Тревожно за Жучку – в её конуре Такой же морозище, как на дворе Но больше всего беспокойно за птиц, За наших воробышков, галок, синиц: Ведь очень уж холодно в воздухе им. Поможем ли мы беззащитным таким? – Поможем, их надо кормить,  и тогда  им будет легко пережить холода! – Какие кормушки вы смастерили для птиц? Ученик.  Мы кормушки смастерили,  Мы столовую открыли. Воробей, снегирь – сосед, Будет вам зимой обед! Ученик: В гости в первый день недели К нам синицы прилетели. А во вторник, посмотри, Прилетели снегири! Ученик: Три вороны были в среду, Мы не ждали их к обеду. А в четверг со всех краёв –  Стая жадных воробьёв! Ученик: В пятницу в столовой нашей  Голубь лакомился кашей. А в субботу на пирог Прилетело семь сорок! 2) Корм для птиц. – Каким кормом питаются птицы?    Семена подсолнечника едят почти все птицы, но в первую очередь  синицы, воробьи и поползни. Семена дыни и тыквы любят все, кроме синиц и поползней. Овёс, пшено и просо едят воробьи и синицы. Семена репейника – основной корм щеглов. – В августе­сентябре собирают веточки крапивы, репейника, лебеды. Их  сушат и зимой вешают веточки возле кормушек.    Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно  давать птицам Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов.  Кусочки несолёного сала подвешивают на ниточках. 3) Игра «Для кого угощение?»  (Приложение 1. Слайды 19­23) Рябина (снегири);  сало (синицы); хлебные крошки  (воробьи); шишки (дятел, клёст, сойка); семена подсолнечника   (все птицы). VIII.  Рефлексия – Что узнали о жизни птиц зимой?  Как каждый из нас может помочь  пернатым? Послушайте стихотворение и выделите главные слова.  (Приложение 1.  Слайд 24) С утра и до позднего вечера,                            Порадуют снова пернатые Освоив полянки страниц,                                  Руладами сердце и слух, Хозяйствует в книжке доверчиво                   И крепче подружат с  юннатами Раздольная музыка птиц.                                 Речушка, и роща, и луг. А может быть с этого времени                     От неба до мира подводного Наступит иная пора –                                      Давайте ж, как Родины речь, И станет для птичьего племени                     Умом и душой благородною Милее ещё детвора?! Здоровье планеты беречь! Единое многообразие Мы будем ценить неспроста, Любя и Европу, и Азию, И наши родные места! – А теперь прочитайте первые буквы строк этого стихотворения и  фразу,  которая получилась.СОХРАНИМ ПРИРОДУ ЗЕМЛИ.   (Приложение 1.  Слайд 25)– Птицы – это  часть нашей природы, и мы должны  охранять их, быть  друзьями.