Урок окружающего мира "Жизнь птиц зимой"
Оценка 4.6

Урок окружающего мира "Жизнь птиц зимой"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
1 кл
11.11.2018
Урок окружающего мира "Жизнь птиц зимой"
Урок окружающего мира "Жизнь птиц зимой" по программе "Начальная школа XXI века". 1-й класс. Птицы – это часть нашей природы, и мы должны охранять их, быть друзьями. Цель: уточнение знаний о жизни птиц зимой. Задачи: • обобщить знания об особенностях жизни птиц зимой, • развивать познавательную и творческую активность детей, • воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природы. Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, рисунки птиц, презентация, кормушки.
Урок окружающего мира.docx
Урок окружающего мира "Жизнь птиц зимой" по программе "Начальная школа XXI века". 1­й класс Цель: уточнение знаний о жизни птиц зимой. Задачи:    обобщить знания об особенностях жизни птиц зимой, развивать познавательную и творческую активность детей, воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру  природы. Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, рисунки птиц,  презентация,                    кормушки. Тип урока: обобщение знаний. ХОД УРОКА I. Организационный момент – Прочитайте слоги и составьте слова. (Приложение 1. Слайд 2) ПТИ ЗИ ЦЫ МОЙ II. Актуализация знаний. Проблемная ситуация – Каких птиц вы видите зимой?  Можно ли увидеть ласточек, лебедей?  Почему? – Какие птицы остаются зимовать? Почему?  (Приложение 1. Слайд 3) III. Сообщение темы – О чём будем говорить на уроке?   (Приложение 1. Слайд 4) IV. Обобщение и систематизация знаний – Отгадайте загадки о птицах и расскажите о них самое  интересное . (подготовленные дети рассказывают, другие дополняют) 1) Спинкою зеленовата, животиком желтовата Чёрненькая шапочка  B полоска шарфика.  (Синица) Меня можно увидеть не только в лесу, но и в городских парках. Я  маленькая, как воробышек. У меня чёрная шапочка, жёлтая грудка, зелёная спинка и острый чёрный клюв. Я охотно поселяюсь в старых хвойных лесах.  Зимой питаюсь семенами ели, сосны и других растений. Я очень подвижная  птица, могу висеть на ветке вниз головой потому, что у меня длинные и  острые когти. – Какие виды синиц у нас обитают?   (Приложение 1. Слайд 5) 2) На ветвях, украшенных  снежной бахромой, Яблоки румяные  выросли зимой. Яблоки по яблоне весело снуют, Гусениц мороженых яблоки клюют.  (Снегири) (Приложение 1. Слайд 6) Я – снегирь. Уверен, что вы меня сразу узнали по моей красной грудке. Я  частый гость зимой в ваших лесах. Не случайно моё имя связано с первым  снегом. Посмотрите, какой у меня толстый чёрный клюв. Я им вылущиваю  семена ягод черёмухи, можжевельника и рябины. Очень люблю я семена  ольхи и берёзы. Голос у меня скрипучий: «Жи­ши», но я издаю и мягкие  звуки: «Фю­фю», «Фьи­фьи». – Объясните название птицы. А ещё снегирей называют «ТИХОПЕВАМИ». – Знаете ли вы, почему? – Прочитаем текст «Песни снегирей и синичек» на с. 99  в учебнике. 3) Он щебечет «Чик­чирик!»              Ищет зёрнышки и крошки. Серый, ростом невелик.                     Зимовать не улетает, Скачет, скачет по дорожке,                Под карнизом  обитает. (Воробей) (Приложение 1. Слайд 7) Я – воробей. Маленькая подвижная птица с коричневыми пёрышками и  твёрдым острым клювом, спокойно переношу холода. Когда мне холодно,  прячу одну лапку в пушистое брюшко, а на другой ноге стою. Но чаще мы  сидим, прижавшись друг к другу, нахохлившись. Мы, воробьи, любим  чистоту и поэтому купаемся зимой в снегу. Мы – главные защитники,  сторожа городских парков и садов. Птенцов  кормим насекомыми и  личинками, принося большую пользу человеку. – Как греются воробьи в сильный мороз? 4) За день всюду пролетит,        Стрекотунья, белобока, Всё, что знает, растрещит.         Наша сплетница… (Сорока)  (Приложение  1. Слайд 8) – Ловкая, подвижная, суетливая птица сорока. Вместе с воронами и галками  она переселяется на зиму ближе к жилью людей. 5) Окраской сероватая,             Крикунья хрипловатая Повадкой вороватая,                Известная персона.  Кто  она?  (Ворона) (Приложение 1. Слайд 9) – Голова, горло и крылья у неё чёрные, а остальное тело – серое. Клюв  крепкий, большой, и ноги большие, сильные. Ходит она важно, большими  шагами. – А  какие птицы остаются  зимой в лесу? 6) Сколько пользы этот нос              Ну, а чтоб жилось тепло, Нашим яблоням принёс!                   Мастерит себе дупло. Эта птица – молодчина:                    Много времени потратил Выбирает всех личинок.                   На своё жилище …  (Дятел) (Приложение 1. Слайд 10) Я – большой пёстрый дятел. Про меня говорят «Лучший друг леса», ласково зовут «Тук Тукич». Вся моя жизнь проходит на деревьях, так как пища моя  – личинки жуков и насекомых, живущих в коре и древесине. Достаю я их  своим длинным тонким языком, который может высовываться изо рта на 10­ 12 сантиметров. Язык у меня липкий с шипами. Мелкие насекомые  прилипают к языку, а большие прямо нанизываются на его конец. А ещё я  питаюсь семенами хвойных деревьев. – У дятла ноги приспособлены к лазанию по стволам деревьев, пальцы на  ногах имеют острые когти и расположены не так, как у других птиц. Два  пальца направлены вперёд, а два назад. Это помогает ему прочно держаться  за кору деревьев.  – Скажи, дятел, за что тебе дали прозвище «Тук Тукич?» 7) Кто там прыгает, шуршит,            Голоском речистым, чистым – Клювом шишки потрошит?          «Кле! Кле! Кле!» –  поёт со  свистом. (Клёст) (Приложение 1. Слайд 11) Нас, клестов, называют «северными попугайчиками». Такое прозвище нам  дали за то, что как настоящие попугаи, мы отлично лазаем по деревьям.  Клюв у нас имеет особую форму: верхняя и нижняя части изогнуты в разные  стороны. Мы срываем спелые шишки и клювом достаём из неё семена. Если  шишка падает на снег, мы не спускаемся за ней, а срываем новую. Упавшие  шишки едят другие лесные звери. – Скажи, пожалуйста, клёст, зачем тебе такой необычный клюв? – Каких ещё птиц можно встретить зимой в лесу? – Можно встретить сойку, свиристель и поползня. (Приложение 1. Слайд  12) V. Физминутка Скачет шустрая синица.                      Вот присела на минутку, Ей на месте не сидится.                      Почесала клювом грудку Прыг­скок, прыг­скок,                        И с дорожки на плетень Завертелась, как волчок.                     Тири­тень, тири­тень. VI. Творческое применение знаний 1) Работа в тетради: с.37. (Отметь птиц, которые зимуют в средней  полосе России.) 2) Викторина «Мир птиц».   (Слайд 13) – Могут ли синицы зимой приносить пользу? (Зимой синицы разыскивают в щёлочках и скважинах коры спрятавшихся насекомых, их яички и  личинки и поедают их в больших количествах.) – Кого называют «тихопевами»? Почему?  (Снегирей) – В какое время года птицы строят гнёзда и выводят птенцов?  – А какая птица выводит птенцов в любое время года, даже среди зимы?    (Клесты – единственные птицы, которые зимой выводят птенцов, даже при 28 градусах мороза. Они выкармливают птенцов жирной кашей из  сосновых и еловых шишек, поэтому птенцы не мёрзнут.) – Узнай  птиц по голосу  (Воробей, дятел, синица.) (Приложение 1. Слайды 14­17) Физминутка – игра «Перелётные и зимующие птицы» – Назову перелётную птицу, вытянуть руки в стороны и махать, как  крыльями. – Назову зимующую птицу, нужно присесть и опустить руки вниз. VII. Контроль усвоения знаний путём воспроизведения информации 1) Столовая для птиц. – Почему зимой многие звери и птицы покидают лес и перемещаются ближе  к человеческому жилью? (Легче найти пищу.) – Что зимой для птиц страшнее голод или холод? Почему? – Как люди помогают птицам? (Приложение 1. Слайд 18) Ученик: Морозы жестокие в этом году… Тревожно за яблоньку в нашем саду. Тревожно за Жучку – в её конуре Такой же морозище, как на дворе Но больше всего беспокойно за птиц, За наших воробышков, галок, синиц: Ведь очень уж холодно в воздухе им. Поможем ли мы беззащитным таким? – Поможем, их надо кормить,  и тогда  им будет легко пережить холода! – Какие кормушки вы смастерили для птиц? Ученик.  Мы кормушки смастерили,  Мы столовую открыли. Воробей, снегирь – сосед, Будет вам зимой обед! Ученик: В гости в первый день недели К нам синицы прилетели. А во вторник, посмотри, Прилетели снегири! Ученик: Три вороны были в среду, Мы не ждали их к обеду. А в четверг со всех краёв –  Стая жадных воробьёв! Ученик: В пятницу в столовой нашей  Голубь лакомился кашей. А в субботу на пирог Прилетело семь сорок! 2) Корм для птиц. – Каким кормом питаются птицы?    Семена подсолнечника едят почти все птицы, но в первую очередь  синицы, воробьи и поползни. Семена дыни и тыквы любят все, кроме синиц и поползней. Овёс, пшено и просо едят воробьи и синицы.  Семена репейника – основной корм щеглов. – В августе­сентябре собирают веточки крапивы, репейника, лебеды. Их  сушат и зимой вешают веточки возле кормушек.    Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно  давать птицам Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов.  Кусочки несолёного сала подвешивают на ниточках. 3) Игра «Для кого угощение?»  (Приложение 1. Слайды 19­23) Рябина (снегири);  сало (синицы); хлебные крошки  (воробьи); шишки (дятел, клёст, сойка); семена подсолнечника   (все птицы). VIII.  Рефлексия – Что узнали о жизни птиц зимой?  Как каждый из нас может помочь  пернатым? Послушайте стихотворение и выделите главные слова.  (Приложение 1.  Слайд 24) С утра и до позднего вечера,                            Порадуют снова пернатые Освоив полянки страниц,                                  Руладами сердце и слух, Хозяйствует в книжке доверчиво                   И крепче подружат с  юннатами Раздольная музыка птиц.                                 Речушка, и роща, и луг. А может быть с этого времени                     От неба до мира подводного Наступит иная пора –                                      Давайте ж, как Родины речь, И станет для птичьего племени                     Умом и душой благородною Милее ещё детвора?! Здоровье планеты беречь! Единое многообразие Мы будем ценить неспроста, Любя и Европу, и Азию, И наши родные места! – А теперь прочитайте первые буквы строк этого стихотворения и  фразу,  которая получилась.СОХРАНИМ ПРИРОДУ ЗЕМЛИ.   (Приложение 1.  Слайд 25) – Птицы – это  часть нашей природы, и мы должны  охранять их, быть  друзьями.

Урок окружающего мира "Жизнь птиц зимой"

Урок окружающего мира "Жизнь птиц зимой"

Урок окружающего мира "Жизнь птиц зимой"

Урок окружающего мира "Жизнь птиц зимой"

Урок окружающего мира "Жизнь птиц зимой"

Урок окружающего мира "Жизнь птиц зимой"

Урок окружающего мира "Жизнь птиц зимой"

Урок окружающего мира "Жизнь птиц зимой"

Урок окружающего мира "Жизнь птиц зимой"

Урок окружающего мира "Жизнь птиц зимой"

Урок окружающего мира "Жизнь птиц зимой"

Урок окружающего мира "Жизнь птиц зимой"

Урок окружающего мира "Жизнь птиц зимой"

Урок окружающего мира "Жизнь птиц зимой"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018