Урок окружающего мира Золотой век в русской культуре 4 класс
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
04.05.2017
Цель: Продолжить знакомство учащихся с великими представителями российской культуры XIX в, биографическими сведениями о них и произведениями.
Задачи:
образовательные:
1) Закрепить знания об искусстве России XIX века с помощью повторения ранее пройденного материала.
2) Раскрыть понятие «Золотой век» культуры России.
3) Познакомить детей с яркими представителями этого времени.
развивающие:
1) Расширять кругозор учеников.
2) Развивать внимание детей с помощью работы с текстом учебника и с наглядным материалом.
3) Развивать память учащихся с помощью актуализации ранее изученного материала.
воспитательные:
1) Воспитывать любовь к искусству.
2) Воспитывать эстетический вкус.
3) Воспитывать бережное отношение к памятникам искусства.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Октябрьский Перелюбского
муниципального района Саратовской области»
Урок окружающего мира в 4 классе
Программа «Начальная школа 21 века»
Н.Ф.Виноградова
19 век.
«Золотой век»
русской культуры. Уровень класса: средний.
Цель: Продолжить знакомство учащихся с великими представителями российской культуры XIX в,
биографическими сведениями о них и произведениями.
Задачи:
образовательные:
1) Закрепить знания об искусстве России XIX века с помощью повторения ранее пройденного
материала.
2) Раскрыть понятие «Золотой век» культуры России.
3) Познакомить детей с яркими представителями этого времени.
развивающие:
1) Расширять кругозор учеников.
2) Развивать внимание детей с помощью работы с текстом учебника и с наглядным материалом.
3) Развивать память учащихся с помощью актуализации ранее изученного материала.
воспитательные:
1) Воспитывать любовь к искусству.
2) Воспитывать эстетический вкус.
3) Воспитывать бережное отношение к памятникам искусства.
Оборудование:
Блоксхема с компонентами искусства; викторина по сказкам А.С.Пушкина , портреты художников,
композиторов, поэтов XIX века; иллюстрации картин И. Репина "Бурлаки на Волге", Левитана
«Март .Большая вода»
I.
Организационный момент. (1 мин)
Ход урока
Прозвенел уже звонок
Тихо встали на урок
Улыбнулись и присели
Много дел ребята с вами
Ребята, на протяжении нескольких уроков мы с вами знакомились с культурой нашей
страны. Мы начали знакомство с искусством Древней Руси, изучали
культуру России 18 века теперь перед нами «Золотой 19 век». И сегодня мы продолжим знакомится
с поэтами, художниками и писателями XIX века.
II. Знакомство с новым материалом.
1. Вступительная беседа 19 век дал России столько великих людей, что даже перечислить их всех невозможно. А чтобы
рассказать о каждом, понадобится очень много уроков. Культура России этого времени преуспела во
многом: в литературе и музыке, архитектуре и живописи. Многие имена поэтов, писателей появились
и стали известными именно в 19 веке. С некоторыми из них мы познакомимся сегодня на уроке.
Назовите тему урока. Тема урока
Золотой век русской культуры
19 век называют «золотым веком» русской культуры.
Как вы думаете, почему ?
Отгадайте, о ком пойдет речь?
Его называют «солнцем русской поэзии».
2. Знакомство с творчеством А.С.Пушкина. презентация ученика
(сообщение ученика) слайд
Стихотворение « Няне» (рассказывает ученик).
3. Рассказ учителя. Сказки А.С.Пушкина.
А.С.Пушкин одним из первых русских поэтов обратился к жанру сказки. А.С.Пушкин в
Михайловском с благоговением слушал и записывал сказки, которые рассказывала ему няня Арина
Родионовна. О впечатлении, какое они произвели на поэта, можно судить по его письму к брату Льву:
«Знаешь мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно, после обеда езжу верхом, вечером
слушаю сказки … Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
А.С.Пушкин создает пять стихотворных сказок. Назовите их.
В каждой сказке проявляется народность, торжество добра над злом.
Кроме сказок А.С.Пушкин пишет свою первую поэму «Руслан и Людмила».
У лукоморья дуб зеленый
Вспомните, какими строками она начинается? (Чтение отрывка наизусть)
4. Викторина по сказкам А.С.Пушкина.
Отгадайте, из каких произведений эти строки?
*У лукоморья дуб зеленый…..(поэма «Руслан и Людмила»)
*Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет…..( «Сказка о царе Салтане.»)
*Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч…( «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.»)
*Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом….( «Сказка о царе Салтане.»)
*Вот пошел он к синему морю;
Видит, море слегка разыгралось…( «Сказка о рыбаке и рыбке.»)
*Жилбыл поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару,
Посмотреть койкакого товару….( «Сказка о попе и работнике его Балде.»)
*Кирикуку
Царствуй лежа на боку….( «Сказка о золотом петушке.»)
*И останутся на бреге
33 богатыря,
В чешуе златой горя….( «Сказка о царе Салтане.»)
*Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
Как увидел старикиспугался!
В ноги он старухе поклонился…( «Сказка о рыбаке и рыбке.»)
*Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы….( «Сказка о золотом петушке.»)
*Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее…..( «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.»)
5. Проверь себя: (слайд 7)
Что вы узнали о детстве , творчестве, жизни А.С.Пушкина?
Какие произведения вам нравятся больше всего?
Почему А.С.Пушкина называют «солнцем русской поэзии» ?
6. Знакомство с творчеством В.И.Даля.
Мы продолжаем знакомство с писателями 19 века.
Отгадайте загадки: 1)Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
2)Она приходит с ласкою
И со своею сказкою
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет. (Весна)
3)Пришла без красок и без кисти,
Разукрасила все листья. (Осень)
4) 12 братьев друг за другом бродят,
Друг друга не обходят. (Месяцы)
5)Гляжу в окошко
Бродит черная кошка. (Ночь)
6)Протянулся мост на семь верст,
А в конце моста золотая верста. (Неделя)
Как вы думаете, кто сочинил эти загадки?
Этого писателя называют «знаток русского народного творчества». Речь пойдет о
В.И.Даль был удивительный человек морской офицер, военный врач, ученый, собиратель
произведений народного творчества. Современники считали его одним из самых образованных людей.
8. Сказки В.И.Даля. (Слайд
Какие сказки В.И.Даля вы знаете?
9. Пословицы русского народа.
1) Объясните смысл пословиц:
Всякому мила своя сторона.
Родинамать, чужая сторонамачеха.
Береги землю родимую, как мать любимую.
2) Доскажи пословицу: (слайд
3) Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.
Родина мать умей за нее постоять
Береги землю родимую как мать любимую Физкультминутка. (3 мин)
Движения Мы убегаем, мы засыпаем,
Плаваем мы и улетаем
Мы танцуем и поем
Поругаемся, помиримся
И с тобой дружок
мы продолжим наш урок
11. Знакомство с творчеством Н.А.Некрасова.
Мы знакомимся еще с одним поэтом 19 века.
Про него говорили так: «Он чувствовал чужие страдания»
(Слайд
1) Сообщение ученика о Н.А.Некрасове. (Слайд
Стихотворение «Мужичок с ноготок» (читает наизусть ученик).
Однажды в студеную зимнюю пору
я из лесу вышел был сильный мороз
Гляжу поднимается медленно в гору
Лошадка везущая хворосту воз
2) Рассказ учителя.
Детские воспоминания Некрасова связаны с Волгой.
« Благословенная река, кормилица народа!» говорил он о ней. Но именно здесь, на этой
«благословенной реке», ему довелось испытать первое глубокое горе.
Он бродил по берегу в жаркую погоду и, вдруг, услышал какието стоны, а вслед за тем увидел
бурлаков, которые брели вдоль реки.
(Слайд картина Репина «Бурлаки на Волге»)
Написал поэму «Кому на Руси жить хорошо», где рассказал о несправедливости, о необходимости
освободить народ от рабского труда.
Отрывок из стихотворения «На Волге» Н.А.Некрасова читает наизусть ученик.
Старый уч. Стр 96 чтение вслух стиха
12. Проверь себя:
Где родился и провел свое детство Н.А.Некрасов?
Какие темы волновали Н.А.Некрасова в стихах? Композиторы кто это
Петр Ильич Чайковский «Щелкунчик» балет ., «Лебединое озеро»
Михаил Иванович Глинка написал музыку к поэме «Руслан и Людмила»
Художники Тропилин Василий Андреевич портретист
Он был очень жизнерадостным человек и все его картины это люди улыбчивые, радостные,
мечтательные они излучают теплоту, сердечность, скромность, доброту
Илья Ефимович Репин портретист известная картина «Бурлаки на Волге», рассказывает о жизни
простых, бедных людей.
Исаак Ильич Левитан пейзажист его картины это природа родного края во все времена года и
суровая, и теплая, и холодная , и днем и ночью.
III. Проверочная работа (тест)
1. Рефлексия.
Наше путешествие подходит к концу.
Почему же 19 век называют золотым веком русской культуры?
«Жизнь коротка, искусство вечно». Почти два столетия люди знают, помнят, изучают
культуру 19 века, восхищаются шедеврами литературы и искусства…
Что бы хотели взять с собой в наше время?
Залов сияние, балы, приёмы и рауты…
Чудное время собой озаряет их блеск:
Верили люди, страдали, влюблялись без памяти –
Вот он какой, золотой девятнадцатый век
V. Домашнее задание (дифференцированное) (1 мин)
Подготовить Творчество В.И.Даля на выбор ( сообщение стих, презентация, пересказ сказки,
народное творчество, скороговорки, пословицы, заметки о словаре Даля, иллюстрации)
Урок окружающего мира Золотой век в русской культуре 4 класс
Урок окружающего мира Золотой век в русской культуре 4 класс
Урок окружающего мира Золотой век в русской культуре 4 класс
Урок окружающего мира Золотой век в русской культуре 4 класс
Урок окружающего мира Золотой век в русской культуре 4 класс
Урок окружающего мира Золотой век в русской культуре 4 класс
Урок окружающего мира Золотой век в русской культуре 4 класс
Урок окружающего мира Золотой век в русской культуре 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.