Урок окружающий мир, 3 класс Как люди считают время.
Оценка 4.8

Урок окружающий мир, 3 класс Как люди считают время.

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
окружающий мир
3 кл
15.08.2018
Урок окружающий мир, 3 класс Как люди считают время.
Публикация является частью публикации:
Урок окружающий мир 3 класс как люди считают время.doc
КАК  ЛЮДИ СЧИТАЮТ ВРЕМЯ                                                                 Цели:  1.ознакомить  учащихся с единицами измерения времени (год, век, тысячелетие, эра); разными системами отсчета   времени;   научить   применять   римские   цифры   для   обозначения   веков;   определять   последовательность событий, соотносить год с веком и век с тысячелетием;  2.развитие внимания, мышления, памяти, воображения. 3. воспитание бережливого отношения к окружающему миру, привитие интереса к изучению истории своего народа, истории возникновения и развития Российского государства. О б о р у д о в а н и е : иллюстрации, рисунки, ИКТ, учебник, тетрадь на печатной основе.                                                                                                                                                                           Х о д   у р о к а I. Организационный момент.   – Отгадайте  з а г а д к и : 1) Тебе дано, а люди пользуются. (Имя.) 2) И у мамы есть, И у папы есть,     И у дочки есть, И у внучки есть, И у лошади есть, И у собачки есть, Чтобы его узнать, Надо вслух назвать. (Имя.)  3) Без чего не может жить человек? (Без имени.) 3) Что у всех есть? (Имя.) 5) Кто родился и не умирал? (Род человеческий.)  II. Проверка домашнего задания. . Рассмотрение понятия «генеалогическое дерево».  На протяжении столетия живут, постепенно сменяя друг друга,  три­четыре поколения. Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «генеалогическое дерево».  – Что же такое генеалогия?  Генеалогия в переводе с греческого означает «родословная». У ч и т е л ь . Знаете ли вы, что история начинается уже с вашего имени? Мы привыкли называть каждого по имени и фамилии.   Но ведь   имя  у  человека   возникло  не  случайно.   Шли  годы,  прежде   чем   древние   люди  придумали  способ выделять отдельного человека из толпы, обращаясь к нему по имени.  Имя присваивается человеку при рождении. Сейчас мы почти точно можем определить по имени принадлежность человека к тому или иному народу. Возникновение фамилий в России относится к XIV–XVI вв., и были они вначале только у феодалов.  Живет человек, имеющий мельницу, естественно, что среди своих односельчан он получает прозвище «Мельник». Проходят годы, и потомки этого мельника получают фамилию Мельниковы, которая уже передается по наследству. Его правнуки   становятся   людьми   разных   профессий   –   агрономами,   сапожниками,   генералами,   но   все   они   остаются Мельниковыми. Это очень распространенная фамилия: в Германии – это Мюллеры, а в Англии – Миллеры, во Франции – Менье. Источником происхождения фамилий могла  быть местность, которой владел данный род: Тверской, Вяземский, Шуйские, Курбские. Большую группу составляли фамилии, которые образовались от названий зверей, птиц, насекомых. В фамилиях различных лиц, Порою нам знакомых, Звучат названья рыб и птиц, Зверей и насекомых. Лисичкин, Раков, Индюков, Селедкин, Мышкин, Телкин, Мокрицын, Волков, Мотыльков, Бобров и Перепелкин.  С. Михалков 1. Работа по карточкам. Слайд.  З а д а н и е   1   Дайте определение словам: поколение, предки, семья. З а д а н и е   2. Соедините стрелками правильные определения: З а д а н и е 3 .  ­ Что обозначает ваше имя. Задание 4.        ­ Распределите по соответствующим колонкам фамилии, которые образовались: от названия  профессий, от особенностей наружности и черт характера человека, от названий животных или растений.  Имена, фамилии,  образованные  от названия профессий Имена, образованные  от особенностей наружности и  Имена, фамилии,  образованные  черт характера  человека  от названий животных  или растений 2. Ответьте на  в о п р о с ы : – Для чего нужны человеку имя, отчество и фамилия?  – Почему человек связан с прошлым непрерывной цепочкой своих предков? – Что связывает каждого человека с прошлым? – Что изучает наука генеалогия?  III. Формирование новых знаний.    ­  Зачем я принесла на урок  линейку? ­ С какой цифры начинается линейка? С нуля.                       Слайд. ­  Когда мы что­то измеряем, то делаем это от начала, от нуля. Посмотрите на градусник для измерения  температуры воздуха.  От нуля измеряется и холодный и теплый воздух. На весах первая цифра тоже  нуль. На  электронных часах  первая цифра суток нуль. Делаем запись в тетрадях: «Все измерения проводятся от начала. Ученые с помощью современных приборов могут измерить любое пространство: от дома, в котором мы живем,  до звезд.  А что же является началом времени и есть ли у  него начало?  Вот вопрос, на который нам пока трудно найти ответ. ­ У объемных предметов три измерения – ширина, длина и высота. Пространство, в котором мы существуем,  весь мир   ,   в котором мы живем – трехмерный        + время.  ­ Знаете ли вы, что такое время?  Утром звонит будильник, вы встаете и идете в школу. Вы знаете, в каком часу начинаются занятия, когда они  заканчиваются, когда приходит время обедать, гулять или ложиться спать. Вы смотрите на часы, по которым можете  определить, который час. Это настоящее время, в котором мы с вами живем. Но люди мечтают о машине времени. Когда  вы открываете книгу сказок, то сразу же попадаете в мир чудес, где время может двигаться назад, вперед или стоять на  месте. Вы уже читали про девочку Алису, которая попала в страну Чудес, где со временем  происходили разные  невероятные вещи. ­  Почему говорят, что время «течет»? Всегда ли время течет вперед или иногда останавливается? Может ли оно  начать обратный ход?                                   Слайд ­  Вода?  Испаряется. ­  Больной? Выздоравливает ­  Урок?       Заканчивается. ­  Чему равна продолжительность урока?   ­ Что с вами происходит за это время? Мы узнаем новое. ­ Что с вами происходит за один год? Мы взрослеем. ­ У каждого тела (живого и неживого), у природы, у погоды . постоянно происходит изменение  состояния». ­ Ученые изменение состояния называют процессом. Что же такое время? ­  Это процессы в природе.                                                       Толковый словарь  ­ Какой процесс является мерой года ­  Движение Земли вокруг Солнца.                                    Слайды ­ Какой процесс является мерой суток?      Время обращения Земли вокруг своей оси. ­ Сколько мы знаем времен года?  – Что такое время?      Толковый словарь.с. 103         Слайд ­ Ребята, сколько вам было лет 2 года назад? Как называется страна, в которой вы живете?  Российская  Федерация. ­ Попробуйте вспомнить яркое событие двухлетней давности : интересные экскурсии,  новогодние подарки,  встречи с интересными людьми . ­ Попробуйте вспомнить, что было 20 лет назад. ­  А страна была? А мама была? ­  Выясняем, что страна называлась СССР, а маме было примерно 10 лет (оживление в классе). ­ Что было 200 лет назад? Страна называлась Царская Россия.  ­ Что было 2 000 лет назад 2  года назад 20 лет назад 200 лет назад 2 000 лет назад 20 000 лет назад 200 000 лет назад 2 000 000 лет назад 20 000 000 лет назад 200 000 000 лет назад 2 000 000 000 лет назад Зарождение жизни на Земле 14 000 000 000 лет назад Возникновение  нашей Вселенной Российская Федерация, мне  было 8 лет СССР,   Царская Россия. Начало нашей эры Конец Ледникового периода Появление человека разумного Возникновение человекообразных обезьян Царство млекопитающих Эпоха динозавров                                – Для обозначения времени люди используют различные единицы измерения. ­ В древности люди делили сутки на «утро», «полдень» и «вечер». В античной Элладе день делился на четыре части:  «рассвет», «время, когда площадь полна народу», «полдень», «конец дня».  ­Египтяне впервые поделили на 12 равных промежутков ночь, затем на 12 отрезков был разделен и день, так что  составились сутки из 24 часов. Какая следующая по возрастанию единица времени? Неделя. У древних вавилонян 7­й, 14­ й, 21­й и 28­й дни месяца считались неблагоприятными для какой­либо трудовой деятельности, которая в эти дни  запрещалась богами. ­ Семидневной неделей широко пользовались древние иудеи. Названия дней производились от порядковых  числительных и лишь последний, седьмой, день носил собственное имя «шаббат» (отсюда «суббота»). В таком виде  семидневная неделя нашла отражение в Библии. Согласно «Книге Бытия», Бог, создатель мира, трудился 6 дней, а на 7­й отдыхал от дел своих.  – Как возникло деление времени на месяцы и годы?  Для удобства счета времени людям проще всего было ориентироваться по повторяющимся явлениям природы.  Большая часть населения Земли живет в условиях смены времен года..  Повторение смены времён года называли «год».  Когда первобытные племена начали переходить к земледелию и скотоводству, чередование весны, лета, осени и зимы  стало у людей формировать представление о годе.  ­ Один из древнейших известных нам календарей – лунно­солнечный вавилонский – состоял из 12 лунных месяцев по  29 или 30 дней. Древние египтяне положили в основу календарных расчетов не месяц, а год – 365 дней. ­ Общепринятые в настоящее время названия месяцев пришли к нам из римского календаря. Древнейший римский год состоял из 10 лунных месяцев с двухмесячным разрывом и охватывал период примерно с марта по декабрь. Время,  свободное от земледельческих работ, просто выпадало из счета, отбрасывалось как «пустое». Позднее были добавлены  еще два месяца: Марциус, Априлис, Майус, Юлиус, Квинтилис, Секстилис, Септембер, Октобер, Новембер, Децембер,  Януариус, Фебруариус. Легко узнать в этих словах знакомые нам современные наименования месяцев. Правильный солнечный календарь был введен в Риме в 46 г. до н. э. по указанию Юлия Цезаря. Юлианский год  состоял из 365 дней, 12 месяцев и начинался 1 января.  ­ В Древней Руси счет времени вели по четырем сезонам года. Началом года была весна, а наиболее важным  считалось лето. Древние славяне давали название месяцам в зависимости от климата тех местностей, где они  жили. Январь     назывался сечень, потому что это был сезон вырубки леса, или студень, так как становилось холодно.     Февраль     – снежень или лютый.  Март – березол, так как начинает цвести береза.       Апрель – цветень (цветение садов).        Май – травень (зеленеет трава).        Июнь – изок (кузнечик), червень (краснеют вишни).        Июль – липец (липы цветут), серпень (время жатвы).        Август – сержень, жнивень.        Сентябрь – вересень (цветение вереска).       Октябрь – листопад, жовтень (желтеют листья).        Ноябрь – листопад, грудень (груда – мерзлая колея на дороге).        Декабрь – студень, грудень.  – Что такое год? (Это отрезок времени в 12 месяцев.)  – Что такое век? (Это отрезок времени в 100 лет.)  – Что такое тысячелетие? (Это отрезок времени в 1000 лет.) Чтобы не потеряться в бесконечном времени, люди выбирают в прошлом событие, которое становится точкой  отсчета. Это событие называют «эра». От него отсчитывают дни, годы, века в одну и другую стороны.   Христианское летосчисление, предложенное Дионисием, было принято не сразу и не везде. Только в середине XV  века во всех документах начинает постоянно указываться дата «от рождества Христова».  Счет лет, которым пользуются современные люди, связан с верой в Иисуса Христа. Первым в нашем  летосчислении считается год рождения Христа. Но так было не всегда.  Древние римляне вели отсчет времени от основания Рима. В жизни древних греков очень важное место занимали Олимпийские игры, поэтому они вели свое летосчисление по  олимпиадам.  Можно себе представить, как трудно было установить, когда происходило то или иное событие. Вот и предложила  христианская церковь создать единую систему отсчета лет: «Пусть год рождения Христа будет первым, следующий –  вторым и т. д.». Постепенно такой счет лет приняли в большинстве стран мира (в России он принят с 1700 года). Время от рождения Христа до наших дней мы называем «нашей эрой», а если какое­то событие произошло  раньше рождения Христа – мы говорим «до нашей эры». Так была создана общая система летосчисления, удобная для всех. Годы в каждой эре принято обозначать известными вам арабскими цифрами: 5­й год новой эры сокращенно  записывают 5 г. н. э. Соответственно, 5­й год до нашей эры – 5 г. до н. э. – Прочитайте, что написано: 7 г. н. э., 237 г. до н. э., 1380 г. н. э., 2 г. до н. э.  А вот столетия принято обозначать римскими цифрами: 9­й век нашей эры записывается так: IX в. н. э., а 2­й век  до нашей эры – II в. до н. э.  – Прочитайте: I в. до н. э., V в. н. э., XX в. н. э., III в. до н. э. Если цифра года заканчивается на два нуля, то первая цифра или первые две цифры – это номер века. 300 год н. э. –  это III век н. э., 1900 год н. э. – XIX век н. э.  Если на месте нулей появляется другая цифра, то это уже следующий век. 301 год н. э. – IV в. н. э., 873 год н. э. – IX  в. н. э., 1420 г. н. э. – XV в. н. э. IV. Закрепление изученного материала.  – Расположите в порядке возрастания единицы измерения: эра, месяц, день, год, век, неделя. – Какие из них можно использовать для описания истории вашей семьи, а какие – для истории города, страны,  народа? – Какой самый маленький отрезок времени?  ­ Какой самый большой? – Что такое время?  – Как измеряют время? – А сейчас проверим, как вы знаете римские цифры. Напишите их значения: IV – … XIX – … XX – … XI – … XIV – … IX – … VII – … XVII – … XIII – … В ы п о л н е н и е   з а д а н и я . – К каким векам относятся перечисленные годы: 1500 г., 1997 г., 2006 г., 788 г., 700 г., 1480 г., 1699 г., 5 г., 1636 г., 33 г., 935 г.? В ы п о л н е н и е   з а д а н и я  4 на с. 15. V. Итог урока. – От какого события египтяне, римляне, греки считали начало календарного года? – Сколько лет длится наша эра? Сколько веков?  – Что такое эра и век? – Какой год был раньше и на сколько: 23 год н. э. и 23 год до н. э.? – Отгадайте  з а г а д к и : 1) У меня есть дерево, на нем 12 веток, на каждой ветке 30 листьев. Одна сторона у листа черная, другая белая. (Год, месяцы, дни, день, ночь.) 2) 12 братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят. (Месяцы.) 3) Нас 7 братьев, летами все равны, а именами разные. Отгадайте, кто мы? (Дни недели.) – Отгадайте  з а г а д к и : ­ Что возвратить нельзя? (Время.) ­ Черная корова весь мир поборола. (Ночь.) ­ Вчера было, Сегодня есть И завтра будет. (Время.) ­ Не стукнет, Не брякнет, А сам придет. (День.) ­  Протянулся мост На семь верст, А в конце моста – Золотая верста. (Неделя.)  ­ Двенадцать братьев Друг за другом бродят, Друг друга не обходят. (Месяцы.)  ­ Вышел старик­годовик, Махнул рукавом, И полетели двенадцать птиц, У каждой птицы по четыре крыла,          В каждом крыле по семь перьев, Каждое перо с одной стороны черное, А с другой – белое.           (Год, месяцы, недели, ночи, дни.)         Домашнее задание: Р.Т. с. 4,5

Урок окружающий мир, 3 класс Как люди считают время.

Урок окружающий мир, 3 класс Как люди считают время.

Урок окружающий мир, 3 класс Как люди считают время.

Урок окружающий мир, 3 класс Как люди считают время.

Урок окружающий мир, 3 класс Как люди считают время.

Урок окружающий мир, 3 класс Как люди считают время.

Урок окружающий мир, 3 класс Как люди считают время.

Урок окружающий мир, 3 класс Как люди считают время.

Урок окружающий мир, 3 класс Как люди считают время.

Урок окружающий мир, 3 класс Как люди считают время.

Урок окружающий мир, 3 класс Как люди считают время.

Урок окружающий мир, 3 класс Как люди считают время.

Урок окружающий мир, 3 класс Как люди считают время.

Урок окружающий мир, 3 класс Как люди считают время.
Скачать файл