Урок Окружающий мир 3 класс "Славяне"
Оценка 4.9

Урок Окружающий мир 3 класс "Славяне"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
04.04.2017
Урок Окружающий мир 3 класс  "Славяне"
Цели урока: научить школьников соотносить основные исторические события с датами (период Древней Руси), Находить период Древней Руси (9-13вв) на «ленте времени». Планируемые достижения: 1. Предметные: Знания: представление о жизни, быте, занятии населения Древней Руси Умения: работа с исторической картой «Древней Руси», показывать место поселения древних славян, давать характеристику историческим терминам. 2. Метапредметные: Познавательные: использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации и ответов на вопросы о славянах; Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: уметь договариваться при решении вопросов о славянах (работа в группе, в паре.)На уроке дети получат представление о жизни, быте, занятии населения Древней Руси. Проведут работу с исторической картой «Древней Руси», научатся показывать место поселения древних славян, давать характеристику историческим терминам.
Окружающий мир 3класс.docx
Конспект урока "Окружающий мир". 3­й класс.   Тема урока: Славяне. Цели урока: научить школьников соотносить основные исторические события с датами  (период Древней Руси), Находить период Древней Руси  (9­13вв) на «ленте времени». Планируемые достижения: 1. Предметные: Знания: представление о жизни, быте, занятии населения Древней Руси Умения: работа с исторической картой «Древней Руси», показывать место поселения  древних славян, давать характеристику историческим терминам. 2. Метапредметные: Познавательные: использовать естественно­научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации и ответов на вопросы о славянах; Регулятивные:  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: уметь договариваться при решении вопросов о славянах (работа в  группе, в паре.) ХОД УРОКА 1. Орг. момент Проверяю готовность класса к уроку. Организую детей на восприятие. Звенит, заливается школьный звонок, Вас ждет интересный, полезный урок. Чудесным пусть будет у вас настроенье, Легко и прелестно дается ученье! – Ребята, скажите, как называется наука, которая изучает прошлое  человечества? (История) – А как называется раздел, который мы с вами изучаем? (Человек в разные исторические  времена) – Я хочу проверить, а как вы знаете некоторые исторические термины, понятия,  относящиеся к разным эпохам/периодам нашей страны.  Игра «Эрудит» (проверка эрудиции одного ученика). Класс делится на  группы (четвёрок). Каждая группа получает от учителя по 1 термину. За  1­2 минуты каждая группа должна уточнить, согласовать предельно точно и верно  объяснение слова. Побеждает та группа, чьё толкование было точным и позволило  отвечающему правильно угадать слова. 1. Монах, который написал «повесть временных лет». Звали его Нестор, жил в XI –  начале XII века.(Летописец) 2. Этот городок, превратился в большой центр, в него вошли другие города: Можайск,  Коломна, Переславль­Залесский. Как называется этот центр? (Княжество, а в конце  XIII века – Московская Русь.) 3. 4. 5.   Венец­корона, которую возложили на голову при венчании на царство. Шапка  Мономаха. (Первый царь – Иван Грозный) Большое сильное государство, которое образовалось в конце XVII века.  Империя (Император Пётр I). Союз, объединение 21­й национальной республики, а так же краёв и  областей. (Федерация.) проверка ученика у доски, проверка групп. 2. Подведение к цели урока – Давайте вернёмся во времена Древней Руси. Назовите дату этого периода (IX­XIII в.).  Покажите на ленте времени. Как называется народность, жившая в это время на  территории Древнего государства. (Древние славяне) ­  Значит,   я   думаю,   что   вы   догадались   какова     тема   нашего   сегодняшнего   урока? («Славяне».) ­Что бы вы хотели сегодня узнать на уроке?  (познакомиться с жизнью, бытом, занятии населения Древних славян) 3. Освоение нового материала Представьте себе, что мы с вами попали в то далёкое время и отправляемся в гости к  нашим предкам – славянам. Выберите из предложенных средств передвижения то, которое  будет удобно и транспортабельно в то далекое время: самолёт, автомобиль, корабль,  лодка­долблёнка. Почему? Орудия труда (иллюстрация) Серп (жать, собирать урожай), рало, соха (для вспашки), цеп (молотить). Работа с картой. – Посмотрите на карту. Территорию Европейской части страны почти сплошь покрывали  леса. Там, где сейчас обширные поля и многолюдные города, тогда можно было увидеть  лишь деревья, заросли кустарника и непроходимые болота. Только по широким,  полноводным рекам можно было проплыть через лесные чащи. 3. Выскажите свои предположения, где мы найдём поселения    В глубине леса  На берегу реки 4. На каких реках селились племена? (Рассмотрите карту). Действительно, полторы тысячи лет назад, племена селились по берегам рек Днепр,  Волхов, Ока, Западная Двина. (1 человек у доски), Каким цветом показано на карте поселение славян? Вывод: селились по берегам рек, осваивали земли нашего края. Итак, постепенно с юга на север осваивались земли славянами. Значит, наш путь  к  славянам на долблёнке проляжет в северном направлении. Плывём на лодке по реке и  видим: над высоким холмом над рекой вьётся дымок. – Почему на холме, а не в низине?  Прочитайте про себя 3 абзац на странице 10 и найдите ответ (вдруг да река разольётся,  издали можно было увидеть приближающегося врага). 6. Подойдём поближе. Слышен людской гомон. На поляне то тут, то там стоят строения. Как вы думаете, всегда ли можно было так удачно найти полянку без зарослей деревьев и  кустов?  Давайте рассмотрим подробней об устройство славян. Что мы видим вокруг строений?  (ров, частокол, земляной вал) Зачем? (Время было беспокойное, жители соседних  посёлков часто воевали друг с другом). Дом был на метр углублён в землю, стены сложены из тонких стволов деревьев – жердей,  очищенных от веток и коры. Жерди соединены между собой деревянными шипами, связаны для прочности гибкой корой и смазаны глиной, чтобы не было щелей. Из жердей сделана и  крыша, покрытая толстым слоем соломы. Рядом с жилищем находится сарай, загон для  скота, погреб (землянка). Дом обязательно стерегла собака, но больше всего она была необходима для охоты на лося, бобра,  лису, белку, зайца. А вот и сами хозяева вышли нас встречать.(Одежда славян) Одежда была довольна простой. В нее входили: рубаха, ризы, порты, женские сарафаны,  штаны. Шили одежду преимущественно из льна, хлопка. Обувью служили лапти. – Сейчас мы проведём физ. минутку. Физминутка ­ Ребята мы отправимся в лес, в котором жили восточные славяне.  Руки подняли и помахали  Это деревья в лесу.  Руки согнули, кисти встряхнули­  Ветер сбивает росу.  В стороны руки, плавно помашем­  Это к нам птицы летят.  Как они сядут, тоже покажем­  Крылья сложили назад. 7. Внутреннее убранство Пора заходить в дом. Что мы увидим в доме, расскажет 1 ученик: – В доме темно и сыро. Слабый след просачивается сквозь небольшие оконца,  прорубленные в стенах. На ночь и в холода их закрывали досками или соломой – ведь  стёкол тогда не было. В углу, сложенная из камня печь. Она обогревала дом и на ней же  готовили пищу. Топилась она по­чёрному – это значит, что дымовой трубы не было, и  печной дым выходил через оконца, двери и отверстия в кровле. Почти всё свободное место  в доме занимали стол и две­три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена,  покрытых звериными шкурами – это постели. Но всё же такое жилище укрывало от  непогоды и диких зверей. 4. Применение освоенного в практической деятельности Что ели люди в древности? А) Картофель, помидоры, чай Б) Шашлык, кофе, сахар В) Каши, квас, тюрю (квас с хлебом), соленья, рыбу. Какой посудой пользовались славяне? А) фарфоровая,  Б) глиняная, В) стеклянная,  Г) деревянная. Чем занимались славяне? А) Кузнечное дело, но производство металла было небольшим;333 Б) Гончарное производство; В) Охота; Г) Рыболовство; Д) Земледелие. Кроссворд (работа в паре) 1. Основное занятие славян (земледелие). 2. Где выбирали место славяне для поселения (на реке). 3. Какой вид занятий славян связан с рекой (рыболовство). 4. Для какой цели славяне держали дома собаку (для охоты). 5. Название лодки выдолбленной из цельного дерева (долблёнка). Что могли найти археологи при раскопках древнего славянского городища. Поднимите  руку, если услышите возможные находки (находки восточных славян IX века). – рыболовные крючки (острога была, спец. копьё) + глиняные черепки – деньги (XIV век) – кирпичная кладка дома + ручная мельница + кузнечные принадлежности Домашнее задание: Учебник «Окр. мир» стр.104­105 Подготовить рассказы на тему:    1 ряд – Где селились славяне и почему именно там? (чем обусловлено место выбора  поселений) 2 ряд – Внешний и внутренний вид жилища славян 3 ряд – Занятия славян (орудия труда) 5. Рефлексия деятельности (итог урока) – Какую задачу ставили? – Что нового узнали? ­ Что на уроке у вас хорошо получилось? ­ Над чем еще надо поработать?

Урок Окружающий мир 3 класс "Славяне"

Урок Окружающий мир 3 класс  "Славяне"

Урок Окружающий мир 3 класс "Славяне"

Урок Окружающий мир 3 класс  "Славяне"

Урок Окружающий мир 3 класс "Славяне"

Урок Окружающий мир 3 класс  "Славяне"

Урок Окружающий мир 3 класс "Славяне"

Урок Окружающий мир 3 класс  "Славяне"

Урок Окружающий мир 3 класс "Славяне"

Урок Окружающий мир 3 класс  "Славяне"
Скачать файл