Урок Окружающий мир 4 класс Тема: «Как жить в мире людей?».
Оценка 5

Урок Окружающий мир 4 класс Тема: «Как жить в мире людей?».

Оценка 5
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
15.08.2018
Урок Окружающий мир 4 класс Тема: «Как жить в мире людей?».
Урок Окружающий мир 4 класс Тема: «Как жить в мире людей?». Цели и задачи: Овладение картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть», «мораль», «право». Чувственно-эмоциональное отношение к миру: замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву) – личностные УУД – нравственно-этическая ориентация. Формируются следующие УУД: Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль и оценка (рефлексия) своей деятельности. Познавательные логические: развитие умения анализировать, сравнивать, группировать информацию; устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать цепочку логических рассуждений. Коммуникативные: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания различного типа; развитие умения работать в группе.
Урок Окружающий мир 4 класс Тема «Как жить в мире людей»..docx
Урок Окружающий мир 4 класс Тема: «Как жить в мире людей?». Цели и задачи: Овладение картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с  первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль», «право».  Чувственно­эмоциональное отношение к миру: замечать и объяснять, какие поступки людей  противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву) – личностные УУД –  нравственно­этическая ориентация. Формируются следующие УУД: Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль и оценка  (рефлексия) своей деятельности. Познавательные логические: развитие умения анализировать, сравнивать, группировать информацию;  устанавливать причинно­следственные связи, выстраивать цепочку логических рассуждений. Коммуникативные: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие  в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания различного типа; развитие  умения работать в группе. Оборудование: проблема урока на доске (напечатанная крупным шрифтом и закрыта ватманом);  карточки: внутренний голос, совесть, другие люди, право, мораль;  карточки с заданиями для групп;  таблички для рефлексии «Ресторан», листочки бумаги у детей; электронная презентаци План урока: I Закрепление усвоенных понятий.      ­ Что такое «общество»? (группа людей с общими интересами). Назовите синонимы этого слова  (совокупность, круг людей, социум).     ­ Когда интересы и желания людей не совпадают или противоречат друг другу, то … (может  возникнуть «конфликт»). Синонимы… (разногласие, столкновение).    ­Как вы понимаете, что такое «компромисс»? (попытка выслушать друг друга; сделать взаимные  уступки; попробовать договориться). Синоним … соглашение. II Постановка проблемы. ­ Представьте, что вы пришли на концерт (звучит красивая музыка). Какие эмоции вы сейчас  испытываете? (положительные: радость, удовольствие) На слайде появляется надпись: «Музыка вызывает положительные эмоции. Музыканты  поступают хорошо». ­ Представьте, что уже поздний вечер, вы устали, завтра вам рано вставать. Вдруг ваш сосед­ музыкант начинает громко играть ту же самую музыку, что вы недавно слушали на концерте. Какие  эмоции вы испытываете сейчас? (отрицательные: раздражение, недовольство, возмущение) На слайде появляется ещё одна надпись: «Музыка вызывает отрицательные эмоции. Музыкант поступает плохо». ­ Посмотрите на экран. Какое противоречие вы заметили? (музыка одна и та же, но поступок  музыкантов мы расцениваем, то как хороший, то как плохой.  ­ Какой возникает вопрос? Давайте сформулируем проблему урока – его главный вопрос. На слайде появляется проблемный вопрос: « Что помогает человеку оценивать совершённые им  поступки и те, которые он намеревается совершить?» III Актуализация знаний. Работа с иллюстрацией в учебнике. ­ Опишите, какая ситуация изображена на рисунке­заставке. (Мальчики разбили стекло футбольным мячом). ­ Какой они совершили поступок? (плохой) ­ А как вы это определили? ­ А сами ребята поняли, какой они совершили поступок? (Да, они осторожно заглядывают в комнату, им  стыдно, это видно по их лицам) ­ Ребятам кто­нибудь сказал, какой они совершали поступок? ­ А как ребята сами поняли, что совершили плохой поступок – ведь им никто не подсказывал? Можно  предположить, что их что­то «грызёт» изнутри?(«внутренний голос», совесть) ­ А если бы «внутренний голос» не подсказал ребятам, кто бы это сделал? ­ Другие люди (на доске выстраивается схема)  Что помогает человеку оценивать совершённые им поступки и те, которые он намеревается  совершить?                                                                                                     внутренний голос                                                              другие люди                                                                                                                  совесть IV Поиск решения проблемы (открытие нового знания). 1 Совесть, мораль. ­ Так что же такое совесть? (способность человека решать, что хорошо, а что плохо, отделять добро от зла, чувство нравственной ответственности за своё поведение перед обществом). ­ Какого человека называют «бессовестный»?  (того, кто совершает плохие поступки и при этом не испытывает угрызений совести). ­ Чего, по­вашему, нужно стыдиться в жизни? Что такое «неблаговидный» поступок? Работа в группах. Задание группам: написать 10 самых важных правил поведения, которые необходимо соблюдать  любому человеку. Затем первая справившаяся группа читает свои правила, а остальные отмечают в  своих записях знаком «+» те ответы, которые совпадают и озвучивают новые варианты. Правила,  отмеченные «+» подтверждают, что существуют общие, принятые всем обществом правила поведения. ­ Как называются общие, принятые всем обществом правила поведения (с.33 учебника). Кто дома нашёл  толкование слова «мораль»? ­  Это многозначное слово:1) нравственные нормы поведения, совокупность норм и принципов  поведения; 2) логический поучительный вывод (мораль басни); 3) нравоучение (читать мораль). ­ Назовите синонимы «морали» (нравственность, этика). (на доске под надписью «другие люди» появляется слово «мораль»). Задание группам: ­ Назовите качества человека, который живёт: по совести                                                                   не по совести добрый                                                                        злой честный                                                                      бессовестный добросовестный                                                        лживый трудолюбивый                                                           грубый вежливый                                                                   безответственный справедливый                                                             жестокий внимательный ­ Опираясь на написанное вами (10 правил и качества), попробуйте вывести «золотое правило  нравственности». («Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе»). Физкультурная пауза «Морские волны». 2 Право.  ­ Сейчас я буду описывать ситуации, а вы скажете, что помогает людям оценить свой поступок. а) Перед мамой стоит дочка и говорит: «Мама, прости, что я тебя вчера обманула…»  ­ Девочка совершила хороший поступок?  ­ А что помогло ей понять, что она была не права? (совесть) б) По улице идёт человек на костылях. Мальчик, проходящий мимо, дразнит его. Старушка, сидящая на  скамейке, сказала: «Как тебе не стыдно!» ­ Мальчик совершил хороший поступок?  ­ Его совесть говорит ему о том, что так поступать нельзя? ­ Кто напомнил ему принятые в обществе устные правила поведения? ­ Как эти правила называются? (мораль) в) Школьник перебегает дорогу на красный свет светофора, полицейский останавливает его и говорит:  «Ты нарушил правила дорожного движения!» ­ Какой поступок совершил мальчик? Говорит ли ему это его совесть? Кто напомнил ему, что так делать нельзя? ­ Как называются такие правила? (мораль) ­ Прочитайте в учебнике ещё раз, что такое «мораль».  ­ Эти правила записаны в государственных документах? А правила дорожного движения? (это  государственный документ).  ­ Как называются правила поведения людей, записанные в государственных документах? (законы, права) (на доске под надписью «другие люди» добавляется слово «право»). ­ Если человек не слышит голоса  совести и не подчиняется требованиям морали, то, что защищает  порядок в обществе? (право) V Выражение решения проблемы. Применение нового знания.  ­ Давайте вернёмся к проблеме урока. Что мы хотели сегодня выяснить? ­ Как люди отличают, что хорошо, а что плохо? ­ Давайте на закрепление поиграем. Игра «У кого доводов больше?» Утверждение «Лучше жить по совести». Учащиеся приводят доводы,  подтверждающие его. VI Итог. ­  Большое начинается с малого. Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором: дома, в школе, в общественных местах, наедине с собой и т.д. И мы делаем выбор. Не замечаем порой тяжёлую мамину   сумку,   позволяем   себе   взять   с   тарелки   самый   большой   кусок   торта,   подставить   подножку первокласснику, швырнуть камень в кошку или  собаку, прочитать чужое письмо, спрятаться за чью­то спину, а можно в ущерб себе поступать честно.   ­ И в заключение я хочу познакомить вас с мудрой притчей.            «Однажды молодой человек шёл по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли ещё что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошёл себе дальше.                   Прошло 30 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – всё у него уже было. Только этот эпизод из далёкой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.  ­ Помнишь, много лет назад кто­то кинул тебе в кружку битое стекло ­ это был я. Прости меня,– сказал человек.  ­ Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своём сердце 30 лет, – ответил слепой.     VII. Рефлексия.                                                                                                            Метод «Ресторан»  (АМО ­ активный метод обучения)                                                                                                                        ­ Оцените свои ощущения после урока.  Представьте, что сегодняшний день вы провели в ресторане и   директор ресторана просит вас ответить на несколько вопросов (только у нас ресторан  интеллектуальный):  ­ Больше всего мне понравилось…  ­ Я почти переварил…  ­ Я переел…  ­ Пожалуйста, добавьте…       Участники пишут свои ответы на карточках и прикрепляют на доску возле выбранного высказывания,  комментируя.  Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на  будущее  – (формирование регулятивных и коммуникативных УУД: умение самостоятельно оценивать  свою работу, определять круг своего незнания). ­ Пригодятся ли вам полученные знания? Спасибо за урок. Тема: «Права обязанности человека в обществе» Формы работы:  групповая, самостоятельная, индивидуальная Тип урока: получение новых знаний Цели и задачи урока: ­ познакомить учащихся с основным документом «Всеобщей декларацией прав  человека», отражающей права ребёнка в обществе; ­ научить правилам ведения дискуссий, умению выслушать мнение других, доказывать свою точку зрения; ­ воспитывать нормы правильного поведения детей и нравственные качества личности; ­ определить принципы (правила) жизнедеятельности в классном коллективе и обществе; ­ развивать познавательные способности детей, их кругозор. Ход урока: 1.Организационный момент Наш урок я хотела бы начать с такого вопроса. ­ Как определить, что такое человек? ­ Откройте учебник на стр. 26. Прочитайте высказывания. Подчеркните красным цветом с чем можно согласиться, зелёным – с чем согласиться нельзя (обсуждение) Теперь своё определение (Человек – это прямоходящее, общественное животное) ­ Интересно, вопрос был один, а вы ответили на него по­разному. Почему? ­ Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть своё отличающее его от остальных людей. Все мы понимаем друг друга, у нас есть что­то общее, что нас объединяет. Что это? Это слово мы отгадаем поработав с кроссвордом 1 2 3 4 5 Дети заполняют кроссворд 1 Качество человека, любящего говорить правду. (Правдивость) 2 Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности. (Разумность) 3 Антоним существительному «неряшливость». (Аккуратность) 4 Качество учтивого человека, соблюдающего правила приличия. (Вежливость) 5 Качество человека с высокоразвитым чувством долга, ревниво относящегося к  своим обязанностям. (Ответственность) Учитель: Какое слово выделилось? (Право) О чём мы будем говорить на уроке? Тема нашего урока: «Права и обязанности человека в обществе» ­ А что такое права человека в обществе?(Ответы детей) Толковый словарь Ожегова даёт нам такое определение права ­ … Обобщая ваши ответы «Права  ­ это то, что ты можешь делать, а можешь и не делать» ­ Какими же правами обладает человек в нашем государстве? (Ответы детей) Существуют документы, в которых отражены права человека. Это Декларация прав и свобод человека и гражданина. ­ Декларация – это международные документы о правах человека. Приняли её в 20  ноября 1959 года. В протест против ужасов Второй Мировой войны. В дополнение к этим  законам в 1960 году приняли Конвенцию о правах ребёнка. А все законы по которым  живут граждане России – это Конституция. Предлагаю рассмотреть ваши права, основываясь на статьи из этих документов. Работа в группах. 1 группа. Статья 1 – Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Статья 3 – Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. 2 группа. Статья 4 – Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии. Статья 5 – Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному  обращению. 3 группа. Статья 12 – Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища. Статья 17 ­ Каждый человек имеет право владеть имуществом. Никого нельзя  произвольно лишать имущества. 4 группа. Статья 26 – Каждый человек имеет право на образование. Статья 24 ­ Каждый человек имеет право на отдых. Список героев: «Ванька» (24) Старик Хоттабыч (4) Три поросёнка (12) Сестрица Алёнушка и братец Иванушка (5) Золушка (1) Филлипок (26) Красная Шапочка (3) Буратино (17) Выступления групп ­ Итак мы можем подвести первые итоги: что же такое права? (Ответы детей) На доске плакат: Твои права кончаются там, где начинаются права другого. Твои права кончаются там, где начинаются обязанности. ­ Попробуйте объяснить эти высказывания. (Ответы детей) ­ Что же такое обязанности? (Ответы детей) На доске: Обязанности – это то, что ты должен делать хочешь ты этого или нет. Какие обязанности должны соблюдать школьники? (Ответы детей) ­ Откройте учебники на стр. 28, прочитайте текст. ­ Работа в группах: подумайте как озаглавить текст. Найдите и выделите в тексте какие  обязанности каждый из вас должен выполнять. (Ответы учеников) ­ Каждая группа получает карточки на которых написаны ключевые слова. Вам нужно  опираясь на слова в карточках сформулировать обязанности школьника. Начинать со  слова «обязан» 1 группа: ­ аккуратно, опрятно, одежда ­ уважительно, к товарищам, к сотрудникам, к гостям 2 группа: ­ прогул, уважительная причина ­ принимать аккуратно, пища, спокойно, столовая 3 группа: ­ имущество, бережно, школьное ­ домашнее задание 4 группа: ­ бегать, перемена, драться ­ на уроках, принадлежности, необходимые (составленные формулировки вывешиваются на доске) ­ Что хотели бы добавить? ­ А какая обязанность сейчас для вас самая главная? (учиться) Рефлексия. ­ У вас на столах лежат листики в клеточку, на них написаны цифры. Я буду читать вам  высказывания, а вы ставите «+», если высказывание верное, и «­« , если неверное. 1 – Декларация написана для того чтобы люди лучше знали свои права (+) 2 – В старину считали, что ребёнок без битья не выучится. И били – те самым нарушали  обязанности ребёнка (­) 3 – Ребёнок имеет право не учиться (­) 4 – «Конвенция о правах ребёнка» принята в дополнение к декларации прав человека (+) 5 – Конституция – не основной закон нашей страны (­) 6 – При возникновении конфликтов, все проблемы надо решать кулаками (­) 7 – Декларация называется всеобщей, т.к. написана для всех (+) 8 – Когда ты ходишь в школу, ты помогаешь своей стране выполнять конвенцию (+) Самоанализ деятельности: В моих руках «волшебный микрофон». Каждый из вас имеет право сказать, что ­ Я узнал… Чему ­ Я научился… Что ­ Мне захотелось… (Ответы детей) Итог урока: ­ Как вы считаете справились мы с работой? Дома вы начнёте писать свою книгу по правам человека. Назвать её можно «Мои права».  На первой странице написать «Кто я?». Вклеить свою фотографию и написать: ­ сколько лет, какие интересы, что любите, о своей семье, домашних животных, обо всём,  что нравиться. А потом будем записывать интересные суждения, рисовать свои права.

Урок Окружающий мир 4 класс Тема: «Как жить в мире людей?».

Урок Окружающий мир 4 класс Тема: «Как жить в мире людей?».

Урок Окружающий мир 4 класс Тема: «Как жить в мире людей?».

Урок Окружающий мир 4 класс Тема: «Как жить в мире людей?».

Урок Окружающий мир 4 класс Тема: «Как жить в мире людей?».

Урок Окружающий мир 4 класс Тема: «Как жить в мире людей?».

Урок Окружающий мир 4 класс Тема: «Как жить в мире людей?».

Урок Окружающий мир 4 класс Тема: «Как жить в мире людей?».

Урок Окружающий мир 4 класс Тема: «Как жить в мире людей?».

Урок Окружающий мир 4 класс Тема: «Как жить в мире людей?».

Урок Окружающий мир 4 класс Тема: «Как жить в мире людей?».

Урок Окружающий мир 4 класс Тема: «Как жить в мире людей?».

Урок Окружающий мир 4 класс Тема: «Как жить в мире людей?».

Урок Окружающий мир 4 класс Тема: «Как жить в мире людей?».

Урок Окружающий мир 4 класс Тема: «Как жить в мире людей?».

Урок Окружающий мир 4 класс Тема: «Как жить в мире людей?».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.08.2018