Урок «Особенности балетного искусства на примере балета Сергея Прокофьева «Золушка»
Оценка 5

Урок «Особенности балетного искусства на примере балета Сергея Прокофьева «Золушка»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
музыка
3 кл
19.02.2018
Урок  «Особенности балетного искусства на примере балета Сергея Прокофьева «Золушка»
Образовательная: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.С Прокофьева. Знакомство с жанром балета (на примере балета С. Прокофьева «Золушка») углубить знания учащихся о балете, его отличии от оперы и других жанров. Определить жанровые особенности балета С.Прокофьева «Золушка». Развивающая: Развивать навыки слушания и эстетического восприятия музыки, умение сопоставлять различия и сходства в музыке, обобщать пройденный материал. Устанавливать ассоциации между музыкальными и изобразительными образами. Учиться чисто петь , интонировать. Воспитывающая: Воспитывать патриотические чувства гордости за отечественную музыкальную культуру, чувство красоты в таком музыкальном жанре , как балет. Проявлять основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков музыкальных персонажей. Методы обучения: беседа, показ слайдов, видеозаписей фрагментов балета. прослушивание аудиозаписей, пение. Формы организации урока: видео - лекция ,контроль полученных знаний. Оснащение и оборудование урока: Компьютер, ноутбук, выставка нот с произведениями композитора. Музыкальный материал: презентация «Путешествие в театр» С. Прокофьев. «Па де шаль», «Вальс», «Полночь», «Урок танца. Гавот» из балета «Золушка»
откр урок.docx
Урок музыки «Особенности балетного искусства на примере балета Сергея  Прокофьева «Золушка» рекомендован для учащихся 3 класса. Дети уже знакомы с жанром  оперы и балета, знают их жанровые особенности, умеют различать. Данный урок углубляет  знания о балетном искусстве на примере балета «Золушка» С.Прокофьева, написанного по  известной сказке Шарля Перро.  Цель урока: углубить знания о жанре балета, выявить особенности построения  балета «Золушка» С.Прокофьева. Применение ИКТ в данной разработке считаю необходимым, так как балет –  искусство зримое. Не каждый ребенок видел исполнение балета на сцене театра, поэтому  урок музыки – единственное место, где каждый может соприкоснуться с этим искусством.  Именно поэтому на уроке использую не аудио файлы с номерами балета, а видео  фрагменты. Они наиболее ярко показывают особенности музыки, передавая ее нюансы в  движениях артистов. Так же применяю в уроке много анимированных слайдов, что делает атмосферу  урока «сказочной», волшебной. Разработка рассчитана на 1 урок, но применение ИКТ считаю целесообразным на  каждом уроке музыки, особенно при разборе сценических жанров – оперы и балета. Только через зримые образы дети наиболее точно научаться разбираться в сложном многообразии  интонаций музыкального языка. Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение Иглинская СОШ№1 с. Иглино муниципального района  Иглинский район Республики Башкортостан Районный семинар учителей Методического объединенияпо предмету «Искусство» Методическая   разработка посвященная 125­летию со дня рождения Сергея Сергеевича Прокофьева  «Особенности балетного искусства на примере балета Сергея Прокофьева  «Золушка» Выполнила и провела: учитель музыки  Хабирова  Елена  Насимовна.  Место проведения: МБОУ    Иглинская  СОШ№1 Время проведения: 01.03.2016 Учебный предмет: Музыка  Аудитория – учащиеся 3 класса Тема урока: «Особенности балетного искусства на примере балета Сергея  Прокофьева «Золушка» Тип урока:  изучение нового материала  Цели и задачи: Образовательная:  Познакомить учащихся с  жизнью и творчеством  С.С  Прокофьева. Знакомство с жанром балета (на примере балета  С. Прокофьева «Золушка») углубить знания учащихся о балете, его отличии  от оперы и других жанров. Определить жанровые особенности балета  С.Прокофьева «Золушка». Развивающая:  Развивать навыки слушания и эстетического восприятия   музыки, умение сопоставлять различия и сходства в музыке, обобщать  пройденный материал. Устанавливать ассоциации между музыкальными и  изобразительными образами. Учиться чисто петь , интонировать. Воспитывающая:  Воспитывать патриотические чувства гордости за  отечественную музыкальную культуру, чувство красоты в таком музыкальном жанре , как балет. Проявлять основы ориентации в нравственном содержании  и смысле поступков музыкальных персонажей. Методы обучения: беседа, показ слайдов, видеозаписей фрагментов балета.  прослушивание аудиозаписей, пение. Формы организации урока: видео ­ лекция ,контроль полученных знаний. Оснащение и оборудование урока:  Компьютер, ноутбук, выставка  нот с произведениями композитора. Музыкальный материал: презентация «Путешествие в театр»  С. Прокофьев. «Па де шаль», «Вальс», «Полночь», «Урок танца. Гавот» из  балета «Золушка» Ход урока: Музыкальное приветствие. Постановка цели урока . Учитель :Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в   театр.   Посмотрите   на   экран   и   скажите,   что   за   здания   на   нем показаны. (варианты ответов детей) Это – музыкальные театры, расположенные в городах нашей России. Самый большой из них находится в городе Москва и так и называется   –   Большой   театр.   Еще   один   театр­   Мариинский, находится   в   Санкт­   Петербурге.   А   есть   ли   такой   театр     у   нас Башкортостане? Да, есть и находится он в городе Уфа. Скажите, а кто­нибудь   был   там?   Интересно,   что   показывают   в   таких музыкальных театрах? Правильно. Давайте вспомним, чем же отличается опера от балета. У меня написаны 2 абсолютно   определения и пропущены 2 слова.   Вставьте   нужные   слова   в   определение,   чтобы   получилось верно. (проверяем) Вот мы вспомнили, что такое балет и что такое опера. Часто оперы и балеты были написаны на сказочные сюжеты. Но сказка у нас будет еще впереди. А сейчас мы вспомним , какие сказки у нас гуляют по свету, и что в них  чаще всего  побеждает? Для того чтобы петь чисто. Сделаем дыхательное упражнение, затем распоемся. Вокально – хоровая работа  1. Распевка на слоги , по звукам гаммы.  Пение. Песня « Сказки гуляют по свету»  муз. Е.Птичкина сл. М.Пляцковского Задача Методы,приемы Плавное голосоведение Показ педагога Дикция Дыхание Проговаривание   текста без музыки (вне ритма, с ритмом) Словесное   указание   не разрывать фразу «тянем как   ниточку,   не   рвем». Дирижерский жест. 2. Изучение нового материала. Что же такое балет? Волшебный мир сказок, мир наших грёз и сновидений наиболее  совершенно способен воплотить балет. Основа балета ­ танец. Слово «балет» происходит от итальянского «ballo», что значит «танцую».  С чем у вас связывается слово «бал»? Со сказкой? Должно быть, вы  любили в детстве «Золушку»! Но вы правы, потому что бал ­ время  волшебства. На придворные балы приглашалось только избранное общество. И  совсем как в сказке про Золушку, на бал надевали самые красивые и  дорогие наряды, что понятно: праздник ведь. Тогда же родились балы­маскарады ­ прекрасная возможность побыть маской, ощутить  себя кем­то другим. Именно в Италии, более 400 лет назад, и родилось искусство балета. В этой стране издавна любили не просто танцы, а танцевальные  сценки, которые исполнялись в народных комедиях, на карнавалах,  балах и других празднествах. Слова «бал» и «балет» ­ родственные.  Бал – большой танцевальный вечер,  а балет – большой музыкальный спектакль. Балет – это обязательное сочетание танца и музыки. Музыка и танец дружат с незапамятных времён. Оба этих искусства объединяет то,  что они умеют говорить без слов, причём говорить очень ярко,  взволнованно и поэтично. Как и в любом музыкальном спектакле, в балете есть сюжет,  действующие лица. Его герои наделены человеческими чувствами.  Они действуют, думают, радуются и страдают. Но их действия и  чувства раскрыты не с помощью слов или пения, а посредством  танцевальных движений под музыку. Кроме танцев, важную роль в балете играет пантомима, то есть  немая актёрская игра, состоящая из выразительных жестов и  мимики. Пантомима связывает отдельные танцы, помогает развитию действия. Изначально танец был неотъемлемой частью сценического  представления, в котором пели и декламировали текст, а актёры  выступали в туфлях на каблуках. Примерно два столетия назад  танцоры начали носить специальную одежду и особые тапочки –  пуанты.  Они позволяют танцевать на кончиках пальцев, делают движения  более воздушными и лёгкими.  Повторение пройденного А теперь давайте вспомним, кто является  создателем балетного  спектакля? Создатели балетного спектакля: композитор, либреттист (автор  сценария), хореограф (постановщик танцев), а также художник­ декоратор и художник по костюмам. Роль хореографа очень важна в балете. Он разрабатывает движения, соответствующие сюжету,  выстраивает драматургию и соотносит всё это с музыкой. В исполнении балета участвует балетная группа (балерины и  балероны), дирижёр и симфонический оркестр. Чтобы понимать и любить балет, нужно разбираться в танцевальном  искусстве, которое является его основой. Балетный язык – это мир  выразительных танцевальных движений, жестов и мимики.  Движения в балете очень красивы, возвышенны и благородны. Знакомство с балетом С. Прокофьева «Золушка» Одним из самых известных его сочинений является балет  «Золушка». 1. Вы знаете эту сказку? 2. Знаете ли вы писателя, который написал эту сказку? (Шарль  Перро.) 3. Назовите главных героев этой сказки. 4. Куда отправилась главная героиня этой сказки» (На бал.) Композитор С. С. Прокофьев тоже любил сказки, и на сюжет сказки  Шарля Перро «Золушка» он сочинил балет. Впервые балет «Золушка» был показан в Большом театре в 1945  году, когда наша страна одержала победу в Великой Отечественной  войне. Впоследствии «Золушку» ставили во многих других театрах  нашей страны и в различных странах мира.  Галина Сергеевна Уланова 1910 – 1998 Русская и советская балерина, балетный педагог Главную роль в этом балете исполняли разные балерины. Запомните  имя одной из них – Галина Уланова. С. Прокофьев – мастер музыкальных портретов героев. Для каждого героя балета «Золушка» композитор нашёл особые средства  выразительности. Образ Золушки рисуют певучие, плавные мелодии. А в музыке, которая рисует сестёр и мачеху, звучат колючие,  короткие мотивы и острые, стучащие ритмы. Всё это хорошо  слышно с самого начала балета. Первая сцена балета называется «Па де шаль», что означает «танец с шалью». Действие происходит в доме отца Золушки. Сёстры  вышивают шаль, а мать наблюдает за ними. Золушка работает у  очага. Но вот сёстры начинают ссориться. В эпизоде их ссоры  музыка основана на мелких «царапающих» мелодиях. Так и видишь  цепкие движения, резкие жесты сестёр, слышишь их визгливые  выкрики… Недаром сёстрам Золушки в балете даны красноречивые  имена – Кривляка и Злюка.  Слушание: «Па де шаль» 1. Каким был характер музыки, рисующей образы сестёр  Золушки? (Злым, острым, резким, колючим, быстрым.) 2. Кто исполнял музыку? (Симфонический оркестр.) Вначале балета «Золушка» появляется персонаж, которого нет в  сказке Ш. Перро. Это учитель танцев. По сюжету мачеха и сёстры  собираются на бал, и к ним приходит учитель танцев, который  разучивает с ними старинный танец гавот. Танец под названием «гавот» возник во Франции. Это грациозный и  изящный танец с поклонами и неторопливыми движениями.   Видео­просмотр: «Урок танца. Гавот» 1. Какие музыкальные инструменты исполняли главный мотив  «урока танцев»? (Струнные.) 2. Как звучала музыка? (Музыкальный язык яркий, острый.  Композитор слегка посмеивается над важным, чопорным  старинным танцем.) Для этого балета композитор написал необычную музыку – партию  часов, которые должны были напомнить Золушке о том, что пришло  время уезжать с бала. В балете придуман такой ход: в полночь из  часов выйдут карлики, которые будут показывать нужное время.  Послушайте отрывок из балетного либретто. И вот появляется Золушка. Она так хороша, что все взоры  устремляются к ней. Танцы прерываются. Очарованный принц не может отвести от неё глаз. Но и сам он своей красотой,  мужественностью пленяет сердце девушки. Золушка чувствует  себя во дворце легко и свободно. Она подходит к сёстрам,  которые не узнают замарашки в её великолепном наряде. Начинается вальс, который Золушка танцует с принцем. Среди  веселья и танцев счастливая Золушка совсем забывает о времени. Но вдруг появляются карлики: «Пора, Золушка!» ­  напоминают ей часы. «Пора!» ­ неумолимо стучит маятник, и  Золушка стремглав бежит из дворца. Бьёт полночь. По белой широкой лестнице бежит Золушка,  покидая дворец. В спешке она теряет хрустальную туфельку.  Принц бросился за ней, но её и след простыл. Только на ступеньке лестницы лежала маленькая хрустальная туфелька. Обратите внимание на то, как после 12­того удара часов композитор рисует превращение Золушки опять в замарашку. Это покажет  музыка – она станет грустной. Но, в тоже время, мы услышим в ней  надежду на то, что эта сказка закончится хорошо. А сейчас  мы проведем с вами  Физминутку.   Все встали ровно и  изобразили 12 ударов  маятника часов.  Физминутка «Часики» Кто там ходит влево­вправо? Это маятник в часах. Он работает исправно  И твердит: «Тик­так, тик­так». (Руки на поясе, наклоны вправо и  влево) 12 раз  Видео­просмотр «Полночь». 1. В каком музыкальном жанре создал композитор тему часов? (В жанре марша.) 2. Какой вам показалась эта музыка? (Злой, очень громкой.) 3. Что передают звуки симфонического оркестра? (Тиканье и бой часов.) Образ Золушки рисуется, прежде всего, мелодией «Вальса», которая будет звучать в балете неоднократно. Обратите внимание на то, как  будет меняться музыка. Сначала звучит главная мелодия вальса.  Потом она становится всё более торжественной, громкой, рисуя  счастье Золушки на балу. Но в самом громком месте внезапно  возникает тема часов. И после неё мелодия будет печальной,  разочарованной. Видео­просмотр  «Вальс» 1. Какой была музыка в самом начале? (Спокойной, напевной,  мелодичной.) 2. Как изменилась музыка в конце отрывка? (Стала грустной,  безрадостной.) 3. Как по­вашему, что происходит в этот момент на балетной  сцене? (Платье Золушки превращается в старое, исчезают  карета, кони, кучер.) Но не надо расстраиваться, ведь вы все читали эту сказку и знаете,  что она закончится хорошо. Принц и Золушка обретут своё счастье. Смысл сказки о Золушке заключается в утверждении доброго и  человеческого отношения к жизни в противоположность злобе,  зависти и эгоизму. Своей музыкой С. С. Прокофьев воспевает  добрые человеческие качества и осуждает душевную чёрствость и  злобу. Такое противопоставление характеров в искусстве  называется «контраст». 1. Встречается ли в «Вальсе» контраст? (Да.) 2. Какие образы контрастны? (Образ Золушки и образ часов.) 3. Как проявляется контраст в мелодиях? (Мелодия Золушки  нежная, праздничная, мелодия часов резкая, злая.) 4. Какие музыкальные жанры использованы, чтобы подчеркнуть  контраст между этими образами? (Танец вальс и марш.) Познакомившись с музыкой к балету «Золушка», вы убедились в  том, что композитор С. С. Прокофьев сумел разглядеть в сказке  глубину и мудрость, прославил чистоту и прелесть трудолюбивой  девушки Золушки, скромностью, добротой, побеждающей все  невзгоды своей жизни, и высмеял мещанский, корыстный духовный  мирок её злой мачехи и жадных, завистливых сестёр. Любовь к сказке объясняется ещё одной особенностью характера  композитора: до конца своих дней он сохранил свежесть восприятия мира, способность радоваться жизни.  Подведение итогов урока 1. Обратите внимание на слова «бал» и «балет». Как вы думаете,  что их объединяет? 2. Какой танец на балу исполняла Золушка? Какой характер  этого танца? 3. Внимательно послушайте фрагмент «Полночь» из балета С.  Прокофьева «Золушка». Согласны ли вы с композитором,  который дал такое название? Какое в ней настроение? Как вы  думаете, почему? У:  Молодцы, ребята. Итак, с каким балетом мы сегодня познакомились?  Д.: Золушка У.: Назовите фамилию композитора, который написал балет Д.: С.С.Прокофьев У.: Хорошо. Спасибо за урок, до свидания

Урок «Особенности балетного искусства на примере балета Сергея Прокофьева «Золушка»

Урок  «Особенности балетного искусства на примере балета Сергея Прокофьева «Золушка»

Урок «Особенности балетного искусства на примере балета Сергея Прокофьева «Золушка»

Урок  «Особенности балетного искусства на примере балета Сергея Прокофьева «Золушка»

Урок «Особенности балетного искусства на примере балета Сергея Прокофьева «Золушка»

Урок  «Особенности балетного искусства на примере балета Сергея Прокофьева «Золушка»

Урок «Особенности балетного искусства на примере балета Сергея Прокофьева «Золушка»

Урок  «Особенности балетного искусства на примере балета Сергея Прокофьева «Золушка»

Урок «Особенности балетного искусства на примере балета Сергея Прокофьева «Золушка»

Урок  «Особенности балетного искусства на примере балета Сергея Прокофьева «Золушка»

Урок «Особенности балетного искусства на примере балета Сергея Прокофьева «Золушка»

Урок  «Особенности балетного искусства на примере балета Сергея Прокофьева «Золушка»

Урок «Особенности балетного искусства на примере балета Сергея Прокофьева «Золушка»

Урок  «Особенности балетного искусства на примере балета Сергея Прокофьева «Золушка»

Урок «Особенности балетного искусства на примере балета Сергея Прокофьева «Золушка»

Урок  «Особенности балетного искусства на примере балета Сергея Прокофьева «Золушка»

Урок «Особенности балетного искусства на примере балета Сергея Прокофьева «Золушка»

Урок  «Особенности балетного искусства на примере балета Сергея Прокофьева «Золушка»

Урок «Особенности балетного искусства на примере балета Сергея Прокофьева «Золушка»

Урок  «Особенности балетного искусства на примере балета Сергея Прокофьева «Золушка»

Урок «Особенности балетного искусства на примере балета Сергея Прокофьева «Золушка»

Урок  «Особенности балетного искусства на примере балета Сергея Прокофьева «Золушка»

Урок «Особенности балетного искусства на примере балета Сергея Прокофьева «Золушка»

Урок  «Особенности балетного искусства на примере балета Сергея Прокофьева «Золушка»

Урок «Особенности балетного искусства на примере балета Сергея Прокофьева «Золушка»

Урок  «Особенности балетного искусства на примере балета Сергея Прокофьева «Золушка»

Урок «Особенности балетного искусства на примере балета Сергея Прокофьева «Золушка»

Урок  «Особенности балетного искусства на примере балета Сергея Прокофьева «Золушка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018