Предмет: русский язык
Тема: Времена глаголов.
Тип
урока:
Урок «открытия» нового знания
Цели урока
Образовательная
- знакомство учащихся с временными формами глагола;
- закрепление знаний по теме «Глагол»;
- совершенствование умения распознавать глаголы по временам, неопределенную форму глагола;
- формирование умения применять на практике полученные знания;
Развивающая
- развивать орфографическую зоркость, речевые умения;
- развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, доказывать, работать по алгоритму;
Воспитательная
- воспитание интереса к русскому языку;
- воспитание аккуратности, любознательности, интереса к предмету;
- воспитание читательской активности;
Задачи урока:
- Углубить знания и представления учащихся о глаголе.
- Познакомить учащихся с временными формами глагола.
- Продолжить работу над умением работать с текстами.
- Продолжить работу по развитию речи детей, творческого начала, пополнение их словарного запаса.
Дидактический материал
- электронная презентация «Время глагола»
- карточки с учебными заданиями, литературными текстами, таблички для оформления доски
Планируемый результат
|
||
Личностные умения |
Метапредметные умения
|
Предметные умения |
Проявлять: - интерес к изучению темы; - осознание успешности при изучении темы; - формирование личной позиции к героям урока.
|
Познавательные умения: - определять часть речи и обосновывать своё мнение; - определять опознавательные признаки изучаемой орфограммы и обосновывать свое мнение; - использовать приобретенные знания при работе с заданиями, текстом. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - соотносить учебные действия с изученным алгоритмом; - выполнять проверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога; - согласовывать позиции с партнером и находить общее решение при работе в парах.
|
- Определять часть речи по ее признакам. - Обозначать графически орфограмму.
|
Ход урока
Цель деятельности |
Ситуативное задание |
Планируемый результат |
Прим. |
|||||||||||||||||||||
1 этап: Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
||||||||||||||||||||||||
Цель: 1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу») через просмотр фрагмента фильма; 2) организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); 3) организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок урока («могу»): за счёт опоры на тему предыдущего урока. |
– Здравствуйте, ребята! ( СЛАЙД 2)- Посмотрите видеофрагмент из кинофильма «Гостья из будущего», подумайте, чего не может быть на самом деле? (Алиса из будущего, была в космосе…) -Что не изменилось в будущем? (учится в школе, живет в Москве) -Почему авторы фильма считают, что школа будет и через 100 лет? (всегда необходимо учиться) – Продолжите предложение Сегодня я пришёл на урок русского языка для того, чтобы … - Сегодня я пришла к вам на урок русского языка для того, чтобы помочь вам становиться еще грамотней. В русском языке еще много секретов. Мы обязательно постараемся открыть еще один. Запишите дату, классная работа. (СЛАЙД 3) щгчклатгсохл -Запишите каллиграфически в тетрадь. - Исключите буквы (зачеркните карандашом), обозначающие глухие согласные звуки. Проверь по слайду. - Какое слово получилось? (глагол) Оцените свою работу стикером 1, занесите в лист для рефлексии. (Зеленый-все понятно, желтый-есть затруднения, красный- много затруднений, нужно повторить)
|
– самоопределение (Л); – смыслообразование (Л); – целеполагание (П); – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). |
видео
Светофор на доске, у детей лист для рефлексии
Приложение 1 |
|||||||||||||||||||||
2 этап: Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. |
||||||||||||||||||||||||
Цель: 1) актуализировать морфологические признаки глагола; 2) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогия, обобщение; 3) организовать выполнение учащимися запланированного задания для изучения нового на данном уроке; 5) создать условия для фиксации учащимися возникшего затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
|
- Однажды у глагола брали интервью, и вот что он о себе рассказал: (у детей листочки с текстом). Когда я вам буду читать, выберите ту информацию, которая вам знакома и поставьте +; о чём бы вам непременно захотелось узнать, поставьте -.
- Что мы знаем о глаголе? (Кластер коллективный) - Что вам непременно захотелось узнать о глаголе? (Изменение по времени) -Оцените выполнение задания стикером 2 -Сформулируйте тему урока. (Изменение глаголов по времени) -Какие цели поставим? (узнать какие времена есть у глагола? Как узнать время? Где применить знания в жизни?) .
|
– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – подведение под понятие (П); – выполнение пробного учебного действия (Р); – фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К). |
Приложение 2
|
|||||||||||||||||||||
3 этап: Выявление места и причины затруднения |
||||||||||||||||||||||||
Цель: 1) создать условия для проведения учащимися пошагового анализа своих действий с опорой на эталон; 2) организовать фиксацию учащимися шага, на котором возникло затруднение; 3) организовать выявление учащимися причины затруднения.
|
- Мы постараемся составить сегодня таблицу-памятку. Она состоит из трех столбцов. (СЛАЙД 4)
- У вас есть догадки, гипотезы? Предложения о том, какие есть времена у глагола? (Затруднение) - Для этого я вам предлагаю провести исследование в группе.
|
– извлечение необходимой информации из текстов (П); – использование знаково-символических средств (П); – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); – определение основной и второстепенной информации (П); – постановка и формулирование проблемы (П); – структурирование знаний (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); |
Карточка №1
|
|||||||||||||||||||||
4 этап: Построение проекта выхода из затруднения и его реализация |
||||||||||||||||||||||||
Цель: 1) создать условия для построения детьми нового способа решения орфографической задачи; 2) применить новый способ действий для слов, вызвавших затруднение; 3) зафиксировать новый способ действия в речи и с помощью эталона; 4) зафиксировать преодоление возникшего затруднения |
Работа в группах: Во время работы в группе помните, что вы несете ответственность не только за себя, но и за всю группу; умейте слушать друг друга, уважать мнение товарищей.
1 группа: Была я малышкой, Играла с пустышкой, Гуляла с братишкой И с няней-мартышкой. (Е. Благинина) 2 группа: Сейчас я живу в небольшом зоопарке. Я в школу бужу по утрам малышей. (Е. Благинина) 3 группа. В понедельник или в среду Всё я брошу и уеду, И оставлю их одних, Безобразников моих. (Е. Благинина)
- По окончанию работы каждая группа отвечает на поставленные вопросы (СЛАЙД 5). - Назовите глаголы. - По какому признаку они собраны в одном стихотворении? - Когда это действие происходило – вчера, давно в прошлом, происходит – сейчас, будет происходить – завтра, послезавтра, в будущем ? - В каком времени употреблены ваши глаголы?
- Сколько времен у глагола? - Как их будем различать? - Какие вопросы – помощники будем использовать для определения времени глагола? Оцените работу в группе стикером 3 Сверим свои выводы с учебником (правило стр.112)
-Объясните, что нужно сделать, чтобы определить время глагола? (устно) -Составим алогритм (Разрезной в парах)
1. Это глагол? 2. Отвечает на вопросы: Что делает? Что делают? Обозначает действие которое совершается сейчас в момент речи –Н.Вр Что делал? Что сделал? Действие уже свершилось, произошло – Пр.вр Что сделает? Что сделают? Что будет делать? Действие будет происходить, произойдет – Б.вр 3. Вывод: (СЛАЙД 6) с алгоритмом
Оцените свою работу стикером 4
Физкультминутка:
На слух - «шаг вперед – б.вр, шаг назад – Пр.вр» Выполняем действие-н.вр - Стою, прыгаю на двух ногах, марширую, буду прыгать, прыгаю на одной ноге, стою, приседали, хлопаю, топали, топаю, стою, наклоняюсь в стороны, стою, сижу. - В каком времени было больше глаголов?
|
– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений, координирование разных позиций (К); – разрешение конфликтов (К). – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений (К); – самоопределение (Л); – смыслообразование (Л); – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); – поиск и выделение необходимой информации (П); – выбор наиболее эффективных способов решения орфографических задач (П); – планирование (П); – прогнозирование (П); – структурирование знаний (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К); |
Приложение 3
Разрезной алгоритм Прилож 4
|
|||||||||||||||||||||
5 этап: Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
||||||||||||||||||||||||
Цель: создать условия для выполнения учащимися типовых заданий на использование изученного способа действия с проговариванием во внешней речи.
|
ТРЕНАЖЁР: Используя данный алгоритм, потренируемся в определении времен глаголов (СЛАЙД 7)
Игра «Четвертый лишний»
Бегут, тает, засвищут, говорят Вышел, постучал, играли, распустятся Растаял, зазеленеет, будет петь, оденется. |
– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); – извлечение из текстов необходимой информации (П); – использование знаково-символических средств (П); – подведение под понятие (П); – установление причинно-следственных связей (П); – выполнение действий по алгоритму (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); |
|
|||||||||||||||||||||
6 этап: Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль |
||||||||||||||||||||||||
Цель: 1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на применение нового способа действий; 2) организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону для самопроверки; 3) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка.
|
Словарный диктант с комментированием (2 человека у доски, в тетрадях, проверка по слайдам) Будьте внимательны-«ловушки» -Доскажи глагол, подпиши время. (СЛАЙД 8) Мы исходили городок Букавльно, вдоль и поперек И так устали мы в дороге Что еле-еле …. ноги. (тащим -что делаем?-Н.вр) Дружнее этих
двух ребят (СЛАЙД 9)Фальшивят, путают слова Поют кто в лес, кто по дрова Ребята слушать их не станут От этой песни уши…(вянут-Н.вр. что делают) Я хотел устроить бал И гостей к себе ….(позвал-Пр.вр.-что сделал?) (СЛАЙД 10)Медведица рыщет, Вот пришла и осень И придут метели И с прощальным криком Птицы….(улетели-Пр.вр. Что сделали)
Оцените стикером 5
|
– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); – извлечение из текстов необходимой информации (П); – использование знаково-символических средств (П); – подведение под понятие (П); – выполнение действий по алгоритму (П); – доказательство (П); – контроль (Р); – коррекция (Р); – оценка (Р); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); |
|
|||||||||||||||||||||
7 этап: Включение нового знания в систему знаний и повторение |
||||||||||||||||||||||||
Цель: 1) организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия; 2) тренировать нахождение в тексте глаголов и определению их времен 3) тренироваться в работе с текстами, нестандартным заданиями;.
|
Работа в парах. На слайде и у каждой пары на листе + 2 чел. на доске: (СЛАЙД 11)
- Прочитай. Что вас рассмешило? Рыбы по полю гулять, Жабы по небу летать. Мышки кошку изловить, В мышеловку посадить. Долго, долго крокодил Море синее тушить. (К.И.Чуковский) -Сформулируйте задание. - Исправьте глаголы, выпишите их, определите время. - Для чего необходимо знать временные формы глагола? Проверка по слайду (самооценка стикером 6)
Проверим себя (Если успели)
– Следующее задание – для самостоятельной работы. – Как вы думаете, зачем нужна самостоятельная работа? – Найти и подчеркнуть в тексте глаголы, подписать время. Большая полая вода заливает землю. В широкой воде колышется оранжевое небо. Березы на берегу речки кипят от ветра. За речкой виднеются крестьянские мазанки, плетни с кувшинами на кольях. Куры бродят по улицам, кричат петухи. Нежная желтизна окутала старую вербу. Лиловым цветением полыхал персиковый сад. Вот-вот полопаются набухшие цветом почки яблонь. Скоро утонут в зелени луга, рощи и леса.
|
– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); – понимание текстов, извлечение необходимой информации (П); – подведение под понятие (П); – моделирование, преобразование модели (П); – использование знаково-символических средств (П); – установление причинно-следственных связей (П); – самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П); – выполнение действий по алгоритму (П); – построение логической цепи рассуждений (П); доказательство (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – контроль, коррекция, оценка (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – постановка вопросов (К); – адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); – осознание ответственности за общее дело (Л); – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |
Текст –ловушки
Приложение 4
|
|||||||||||||||||||||
8этап: Рефлексия деятельности |
||||||||||||||||||||||||
Цель: 1) организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке; 2) соотнести цель и результаты своей учебной деятельности и зафиксировать степень их соответствия; 3) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке; 4) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления; |
- Какую учебную задачу вы решали сегодня на уроке? - Удалось это сделать? - Вернемся к кластеру, можем ли мы дополнить его? (Глаголы изменяются по временам, бывают настоящего, прошедшего и будущего времени.) Проанализируйте рефлексивный лист, каких стикеров у вас больше? - В чем возникли затруднения и удалось ли их преодолеть? (что получилось, какие задания понравились, над чем необходимо поработать завтра)
Домашнее задание (по выбору). 1. Творческое. Составь сказку о путешествии глагола во времени. 2. Я иду по лесной тропинке. Земля поднимается холмиком. Показываются две широкие лапки и мокрый нос. Это крот. Он роет нору. Зверек выглядывает и опять ныряет в глубину. На полянке остается кучка рыхлой земли. -определите время глаголов в текст -как можно изменить время глагола? -запишите в другом времени (каждый для себя сам выбирает время) 3. Выпиши из текста глаголы, определи время. Виктор Голявкин. ЛукьянКатю вызвали отвечать урок, а Маша в окно засмотрелась. Катя подсказку ждёт, а Маша видит собаку Лукьяна и говорит тихо, вслух: — Лукьян... Катя думала, ей подсказали, и повторяет: — Лукьян... — При чём тут Лукьян?! — удивился учитель. Учитель сердито смотрит на Катю. Катя сердито смотрит на Машу. А Маша спокойно смотрит в окно. 4. Спиши глаголы, определи время.
|
– рефлексия способов и условий действия (П); – контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); – самооценка на основе критерия успешности (Л); – адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К); – планирование учебного сотрудничества (К); – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |
|
Приложение1
Лист рефлексии
Исключи буквы |
Таблица «ЗХУ» |
Работа в группе |
Составь алгоритм |
Словарный диктант |
Исправь и запиши глаголы |
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
|
Знаю «+» |
Хочу знать «-» |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
6 |
|
|
Приложение 3
Работа в группах (1 группа)
1. Найдите в тексте глаголы.
2. Задайте вопросы и попробуйте определить, по какому признаку они собраны в столбике.
Была я малышкой,
Играла с пустышкой,
Гуляла с братишкой
И с няней-мартышкой. (Е. Благинина)
Глаголы |
Вопросы |
Когда происходит действие |
Время глагола |
|
|
|
|
Работа в группах (2 группа)
1. Найдите в тексте глаголы.
2. Задайте вопросы и попробуйте определить, по какому признаку они собраны в столбике.
Сейчас я живу в небольшом зоопарке.
Я в школу бужу по утрам малышей.
(Е. Благинина)
Глаголы |
Вопросы |
Когда происходит действие |
Время глагола |
|
|
|
|
Работа в группах (3 группа)
1. Найдите в тексте глаголы.
2. Задайте вопросы и попробуйте определить, по какому признаку они собраны в столбике.
В понедельник или в среду
Всё я брошу и уеду,
И оставлю их одних,
Безобразников моих.
Е. Благинина
Глаголы |
Вопросы |
Когда происходит действие |
Время глагола |
|
|
|
|
Алгоритм для 1 группы
1. Это глагол?
2. Отвечает на вопросы: Что делает? Что делают?
3. Обозначает действие, которое совершается сейчас в момент речи
4. Это глагол настоящего времени.
Алгоритм для 2 группы
1. Это глагол?
2. Отвечает на вопросы: Что делал? Что сделал?
3. Действие уже свершилось, произошло
4. Это глагол прошедшего времени.
Алгоритм для 3 группы
1. Это глагол?
2. Отвечает на вопросы: Что сделает? Что сделают? Что будет делать?
3. Действие будет происходить, произойдет.
4. Это глагол будущего времени.
Рыбы по полю гулять,
Жабы по небу летать.
Мышки кошку изловить,
В мышеловку посадить.
Долго, долго крокодил
Море синее тушить.
(К.И.Чуковский)
Рыбы по полю гулять,
Жабы по небу летать.
Мышки кошку изловить,
В мышеловку посадить.
Долго, долго крокодил
Море синее тушить. (К.И.Чуковский)
Рыбы по полю гулять,
Жабы по небу летать.
Мышки кошку изловить,
В мышеловку посадить.
Долго, долго крокодил
Море синее тушить. (К.И.Чуковский)
Найти и подчеркнуть в тексте глаголы, подписать время. (Н.вр, Пр.вр, Б.вр.)
Большая полая вода заливает землю. В широкой воде колышется оранжевое небо. Березы на берегу речки кипят от ветра. За речкой виднеются крестьянские мазанки, плетни с кувшинами на кольях. Куры бродят по улицам, кричат петухи. Нежная желтизна окутала старую вербу. Лиловым цветением полыхал персиковый сад. Вот-вот полопаются набухшие цветом почки яблонь. Скоро утонут в зелени луга, рощи и леса.
Найти и подчеркнуть в тексте глаголы, подписать время. (Н.вр, Пр.вр, Б.вр.)
Большая полая вода заливает землю. В широкой воде колышется оранжевое небо. Березы на берегу речки кипят от ветра. За речкой виднеются крестьянские мазанки, плетни с кувшинами на кольях. Куры бродят по улицам, кричат петухи. Нежная желтизна окутала старую вербу. Лиловым цветением полыхал персиковый сад. Вот-вот полопаются набухшие цветом почки яблонь. Скоро утонут в зелени луга, рощи и леса.
Найти и подчеркнуть в тексте глаголы, подписать время. (Н.вр, Пр.вр, Б.вр.)
Большая полая вода заливает землю. В широкой воде колышется оранжевое небо. Березы на берегу речки кипят от ветра. За речкой виднеются крестьянские мазанки, плетни с кувшинами на кольях. Куры бродят по улицам, кричат петухи. Нежная желтизна окутала старую вербу. Лиловым цветением полыхал персиковый сад. Вот-вот полопаются набухшие цветом почки яблонь. Скоро утонут в зелени луга, рощи и леса.
Все понятно
Понятно, но есть затруднения
Много затруднений, надо повторить
Глагол
Что делать?
Что сделать?
Действие предм.
Н.ф-Что делать? Что сделать?
Не с гл.пишется отдельно.
Является сказуемым
Изменяется по числам
Часть речи
Н.вр Б.вр
Пр.вр
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.