Урок: Первый фортепианный концерт си-бемоль минор, соч. 23

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Это произведение Чайковского не сразу было понято современниками, но впоследствии прославило своего автора. Первый фортепианный концерт Чайковского стал действительно первым - первым образцом национальной классики в концертном жанре. Уже были созданы концерты Рубинштейна - талантливые, блестящие. Но это ещё не было в полной мере русской классикой. Появление концерта воодушевило многих любителей музыки в России. «Поздравляю с первым русским фортепианным концертом, написал его Пётр Ильич»,- писал весною 1875 года С. И. Танеев. В этом произведении Чайковский использовал малороссийские народные мотивы. В первой части это - напев украинских слепцов-лирников, в финале - песня «Выйди, выйди, Иваньку».
Иконка файла материала 13.docx
Первый фортепианный концерт си­бемоль  минор, соч. 23 Это произведение Чайковского не сразу было  понято современниками, но впоследствии  прославило своего автора. Первый фортепианный концерт Чайковского стал  действительно первым ­ первым образцом  национальной классики в концертном жанре. Уже  были созданы концерты Рубинштейна ­  талантливые, блестящие. Но это ещё не было в  полной мере русской классикой. Появление концерта воодушевило многих  любителей музыки в России. «Поздравляю с  первым русским фортепианным концертом,написал его Пётр Ильич»,­ писал весною 1875 года  С. И. Танеев. В этом произведении Чайковский использовал  малороссийские народные мотивы. В первой части  это ­ напев украинских слепцов­лирников, в  финале ­ песня «Выйди, выйди, Иваньку».  Впрочем, не все сразу приняли и поняли  замечательное своеобразие этого подарка русской  музыке. Знаменитый пианист Николай  Рубинштейн, которому был посвящён Первый  концерт, встретил его в штыки: «Концерт никуда  не годится...». Кроме того, он считал, что его  почти невозможно исполнить (через несколько лет  почти та же история повторится со Скрипичным  концертом). В ответ Чайковский вспылил: «Я не  изменю ни единой ноты», и снял посвящение  Рубинштейну. Впоследствии концерт вы ходил спосвящением Гансу фон Бюлову, который и  исполнил его впервые. Вскоре Первый фортепианный концерт стал одним  из самых известных и репертуарных произведений  П. И. Чайковского. А в качестве одного из его  блестящих исполнителей прославился... Николай  Рубинштейн, некогда столь безапелляционно  отвергший его.   Полонез из оперы «Евгений Онегин» Чайковский часто черпал вдохновение в народной и танцевальной музыке. Танцу находится место  не только в балетах, но и в «Евгении Онегине», а  также во многих инструментальных  произведениях композитора...Характерной чертой творчества Чайковского в  целом является широкое использование народной  мелодики и танцевальных форм. Это касается не  только знаменитых балетов композитора, где  наличие соответствующих элементов диктуется  законами жанра, но также симфоний и других  произведений. Удивительно органично, например,  звучит полонез в опере «Евгений Онегин».  Полонезом открывается третий акт оперы. Своею  беззаботностью он контрастирует с драматизмом  разворачивающихся на глазах у зрителей событий:  Онегин вернулся из путешествия и, попав в дом  своего старинного приятеля Гремина, встретился  там с Татьяной, его женою. Надо думать, вы  помните, какая буря чувств охватила Евгения при  этой встрече, как был он поражён переменой,  произошедшей в Татьяне.Энергичная, полная жизни танцевальная музыка  подчёркивает одиночество героя, обречённого на  страдание.   Серенада для струнного оркестра, соч. 48. Вальс Это одно из самых бесконечно очаровательных и  популярных произведений Чайковского. Даже сам  композитор признавал его одним из своих  любимых, отмечая, что чем больше оркестр, тем  лучше звучание произведения. Несмотря на то, что  он был великолепным мастером оркестровки,  всегда знающим, какие инструменты использовать  для достижения максимального эффекта, в  Серенаде слышно, что его природная  изобретательность и воображение были способныпроизвести на свет богатую палитру звучания,  задействовав только одни струнные. На первом исполнении в 1880 году Вальс вызвал  столько аплодисментов, что был исполнен на бис.  В нём звучит замечательная мелодия, вкрадчивая  главная тема, подхваченная оркестром с его  ритмичным вальсом. Здесь Чайковский передаёт в  музыке счастливое и беззаботное состояние.   Романс, соч. 5 в переложении для струнного  оркестра Романс был написан после неудачного увлечения  композитора итальянской певицей Дезире Арто  (сопрано). В первоначальном варианте он  создавался для фортепиано. В оркестровом  переложении основную мелодию ведут скрипки,дважды прерываемые оркестром с живой, более  оптимистичной темой. Но даже в ней, вплоть до  самого конца, можно услышать меланхоличные,  грустные нотки, которые придают мелодии едва  уловимые цыганские интонации. Гимн любви. Свадебный марш Мендельсона Без этой мелодии невозможно представить себе  самый счастливый день жизни. Она ­ главная  музыка свадьбы, называемая «Марш  Мендельсона». Проходят десятилетия, а  «Свадебный марш» не кажется кризисом жанра, и  ему не спешат найти замену. Но мало кто знает,  каким человеком был композитор, написавший ее,  и был ли любим, и любил ли сам?3 февраля 1809 года в Гамбурге в семье богатого  банкира А. Мендельсона­Бартольди родился  мальчик. Его назвали Якоб Людвиг Феликс.  Феликс значит "счастливый". Жизнь, кажется,  оправдывала это имя: все было к услугам  одаренного ребенка, все давалось ему легко,  словно игра: языки и литература, музыка и  рисование, плавание и верховая езда. Красивая внешность, богатство, блестящее  образование и талант. Он владел этими  «сокровищами», о которых многие лишь мечтали.  Феликс с успехом мог бы стать математиком,  юристом, филологом, художником, музыкантом.  Но только музыка станет его жизнью. В 17 лет Феликс Мендельсон пишет увертюру «Сон в летнюю ночь» и «просыпается» известным  композитором. Через шестнадцать лет послесвоего первого счастливого взлета прусский  король поручает ему написать музыку к этой  комедии Шекспира. К своей юношеской увертюре  Феликс добавляет ряд номеров, среди которых и  «Свадебный марш», сделавший его имя  бессмертным. Феликс Мендельсон выступает как пианист,  дирижирует, интерпретирует музыкальные  произведения, сочиняет музыку. Но сердце  музыканта свободно. Легкие влюбленности быстро  проходят. И ему начинается казаться, что большая  любовь никогда не случится в его благополучной  жизни. В конце октября 1830 года Феликс отправляется в  Италию: эта страна всегда дарила ему  вдохновение. Сочная зелень садов и  виноградников, освещенных теплыми лучамисолнца, и высокое безоблачное небо. «Как  гармонично вписываются в колорит природы  итальянские женщины в ярких нарядах с цветами в  волосах!», ­ восторгался Мендельсон. Сначала была Венеция. Потом Рим. Здесь он  напишет «Итальянскую симфонию», и именно  здесь в его воображении возникнет образ любимой  женщины. Феликс совершает долгие прогулки по  окрестностям Рима и любуется пейзажами. Он  часто бывает в Ватикане. Однажды в зале одного из музеев Феликс Мендельсон остановился около  картины Николы Пуссена «Святая Сесилия». Покровительница музыки была изображена у  клавикорда. Она наигрывала какую­то мелодию,  которую внимательно слушали девочка и мальчик.  Ласковый взгляд был обращен на двух танцующих  купидонов, третий ­ парил над ними. Он долгосмотрел на эту прекрасную женщину и был уверен,  что она олицетворяет благородство, гармонию,  красоту. Покидая Ватикан, Феликс полушутя сказал себе,  что когда­нибудь он обязательно встретит такую  Сесилию и она станет его женой. Безмятежное  лицо Святой Сесилии будет сниться ему долгие  пять лет. Светлое видение тускнело под волнами  новых жизненных впечатлений, но не исчезало. Оно воскресло неожиданно и воплотилось в образе  прекрасной девушки. Эту встречу,  предопределенную им самим, подарит летний  вечер во Франкфурте­на­Майне. Феликс приехал  сюда совершенно случайно, чтобы заменить  заболевшего друга, который работал дирижером в  «Музыкальном обществе Святой Сесилии».Мендельсон и группа молодых людей, любителей  хоровой музыки, отправились музицировать в лес.  Зеленая лужайка стала импровизированной сценой, над которой куполом сплетались кроны вековых  деревьев. Неподвижный теплый воздух, запах  цветущих растений, звуки музыки создавали  сказочную атмосферу. Звучала здесь и «Песня  жаворонка» Мендельсона. Когда темнота окутывала лес, вся поляна  осветилась огнями факелов, фонарей, свечей, и  последовал веселый ужин на траве. Феликс  заметил, что недалеко от него сидит девушка. У  нее было красивое лицо с правильными чертами,  окаймленное локонами. Композитор не мог  оторвать от него взгляд. Но не только очарование  девушки притягивало Феликса. Этот образ будил  воспоминание, давно живущее в его сердце. Дажечерты лица казались знакомыми. Пикник подходил  к концу, а Феликс, как завороженный, наблюдал за  незнакомкой. Он боялся, что девушка исчезнет, и  ее имя навсегда останется тайной. Через десять  минут Мендельсон был представлен. Услышав, что  ее зовут Сесилия Жанрено, он вздрогнул. Это был  перст судьбы. Сесиль, как на французский манер звали ее дома,  происходила из уважаемой семьи старожил города. В салоне госпожи Жанрено, вдовы проповедника  франко ­ протестантской  общины и матери  семнадцатилетней Сесиль, всегда собиралось  изысканное общество. Феликс все чаще  отказывается от встреч с друзьями и знакомыми,  меньше работает, не отвечает на самые заманчивые светские приглашения. Он хочет только одного:быть гостем дома Жанрено и больше времени  проводить с Сесиль. Но все­таки Феликс старательно пытается не  выдавать нахлынувших чувств и только старому  другу Фердинанду Хиллеру постоянно говорит о ее красоте и признается в том, какое счастье видеть  Сесиль. Феликс Мендельсон, этот блестящий  молодой мужчина, влюблен! Эта новость облетает  весь Франкфурт, и только Сесиль наивно не  догадывается об этом и также скрывает от всех  свои чувства. Однако вскоре Мендельсон должен был уехать в  Голландию. Узнав от него о предстоящей разлуке,  Сесиль погрустнела. Набравшись храбрости,  Феликс спросил, будет ли она помнить его? Она  ничего не ответила, но взгляд голубых глаз был  красноречивее любых слов. Феликс покидалГерманию окрыленным. Но путешествие оказалось  нелепой затеей. Он не замечает красоты  Голландии, напротив его раздражает абсолютно  всё: и пейзажи, и Гаага, и море, и врачи,  прописавшие ему не менее двадцати купаний. Как  можно жить без сердца, если оно осталось рядом с  любимой Сесиль? После возвращения в сентябре без всякого  промедления Феликс делает предложение и вновь  уезжает. Его жизнь давно расписана по дням и  часам: в это время в Лейпциге начинается  концертный сезон, на котором он выступает как  пианист и дирижер. Он не присутствует даже на  празднике в честь их помолвки, устроенном дедом  Сесиль. В марте 1837 года наконец­то состоялась свадьба.  Венчание прошло в протестантской церквиФранкфурта. Сесиль и Феликс были счастливы.  Сестра Фанни так и окрестила молодую пару  «Фелисии» ­ счастливые. Свадебное путешествие  они провели в Шварцвальде и на берегах Верхнего  Рейна. В горах таял последний снег, и пробивалась  первая зелень. Они гуляют по живописным  окрестностям, делают зарисовки, ведут дневник.  Феликс много сочиняет. Любовь, уединение,  красота ­ наслаждение первых дней совместной  жизни. В октябре молодая пара поселяется в Лейпциге в  собственном доме с видом на поля и лес. Вскоре он наполнится звонкими детскими голосами. В 1838  году Сесиль подарила мужу первенца Карла  Вольфганга Павла. В 1839 году родилась Мари, в  1841­м ­ Пауль, в 1843­м – Феликс и в 1845­м ­  Лили. Каждый раз, когда в семье рождалсяребенок, Мендельсон выделял значительную сумму для помощи нуждающимся молодым матерям.  Одинокая жизнь Феликса Мендельсона­Бартольди  кончилась. «Я живу так покойно, как только можно мечтать.  Жена, дети благополучны, работы полно ­ чего же  лучшего может желать человек? Я ничего другого  у неба не прошу», ­ писал он другу. Рядом с ним  была его муза и мать его детей ­ Сесиль. Их любовь хранила Святая Сесиль, загадочно улыбавшаяся с  полотна старого мастера, предсказывая счастье. И  «Свадебный марш» Мендельсона навсегда стал  гимном для всех, кто нашел свою любовь. Звуки музыки «Свадебный марш» Мендельсона получил  признание и начал свой путь с королевской  свадьбы 25 января 1858 года...Всемирно признанный «Свадебный марш» Феликса  Мендельсона­Бартольди был написан в 1843 году  для спектакля Вильяма Шекспира «Сон в летнюю  ночь», но большой известности тогда не получил.  Лишь через пятнадцать лет произошло событие,  которое стало для этого сочинения судьбоносным.  19 мая 1857 года прусский двор и Букингемский  дворец объявили о свадьбе Английской принцессы  Виктории Саксен­Кобург­Готской и кронпринца  Пруссии Фридриха III, 8­ого короля Пруссии. Несмотря на юный возраст, принцесса Виктория,  серьезно отнеслась к подготовке свадебного  торжества. Английская принцесса сама утверждала предложенные ей композиции цветов, меню, фасон  платья и свадебную церемонию. Сама же выбирала  и музыку.Она лично выбрала два марша. Под один из них в  памятный день 25 января 1858 года отец повел  юную невесту к алтарю. Это был  «Свадебный хор» из оперы Вагнера «Лоэнгрин». А из церкви, после  венчания, супруги выходили под торжествующие  звуки увертюры Мендельсона из пьесы «Сон в  летнюю ночь».  С этого дня марш Мендельсона  обрел мировую  славу и утвердился в качестве свадебного марша  во время бракосочетания. Судьба «Свадебного  хора» Вагнера сложилась менее удачно. Его знают  лишь любители музыки...Роберт Шуман. Мечта о недосягаемом Шуман был тонким интеллектуалом, обладающим  пылкой и упрямой натурой. Не только даром, но и  крестом стали для Шумана его душевная чуткость  и отзывчивость ко всему возвышенному.  Композитор окончил свои дни в лечебнице для  душевнобольных... Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в  саксонском городке Цвиккау. Отец его, Август  Шуман, владел издательством, выпускавшим книги карманного формата. Дела Шумана старшего шли  успешно, но, несмотря на это, он все время боялся  разориться, потерять капитал. Мать РобертаШумана также не отличалась крепким  психическим здоровьем, нередко пребывая в  состоянии «слезливой сентиментальности».  Атмосфера родительского дома не могла не  повлиять на будущего композитора ­ он рос  мнительным, замкнутым мальчиком. В шесть лет Шумана отдали в частную школ у  Дёнера, семи лет он стал учеником известного  органиста Иоганна Кунтша, а уже в 1819 году,  побывав вместе с отцом на концерте пианиста­ виртуоза Игнаца Мошелеса, маленький Роберт  принял решение стать профессиональным  музыкантом. Тогда родители только улыбнулись в  ответ. Они прочили сыну совсем другую  будущность и не могли предположить, что музыка  станет для него чем­то большим, чем просто  детское увлечение. Пока же родители одобрялиувлечение Роберта. Август Шуман, желая сделать  приятное своему баловню (Роберт был младшим в  семье), приглашал в дом музыкантов­любителей. В  гостиной Шуманов часто звучали произведения  Гайдна, Вебера и других выдающихся  композиторов (преимущественно ­ немецких). Шуман, между тем, еще и сам толком не знал, по  какому пути ему следует идти. Его порывистая  натура не позволяла ему остановиться на чем­либо  одном. Да, в девять лет он заявил, что станет  музыкантом. Теперь ему шестнадцать, и он со  страстью пишет стихи (а также романы и  трагедии), вдохновляясь творениями Шиллера,  Байрона и Вальтера Скотта. Подлинным же его  кумиром стал позабытый ныне любимец немецких  романтиков Жан Поль. Восемнадцати лет от роду  Шуман говорил: «Я еще не знаю, кто я. Думаю, уменя есть воображение... Я точно не мыслитель: я  никогда не могу сделать логическое заключение. А  рожден ли я поэтом (ведь стать им невозможно),  решать потомкам». Юность композитора была омрачена двумя  тяжелыми потерями – сначала умер его отец, а  затем, вследствие долгой психической болезни,  скончалась сестра. Первое столь близкое  столкновение со смертью легло непосильным  грузом на плечи впечатлительного, всегда готового впасть в отчаяние Шумана. Возможно, в смерти  сестры он увидел еще и своеобразное  предостережение себе самому (известно, что  композитор всю жизнь боялся сойти с ума). Оставаться в осиротевшем родном доме Шуману  было невыносимо. Утешения он искал в поездках,  много путешествуя по немецким городам. А в 1828году юноша поступил на юридический факультет  Лейпцигского университета. Таков был исход  долгой борьбы с матерью и опекуном, которые  настаивали на том, что Роберту необходимо, в  конце концов, «заняться делом». Борьба «между  поэзией и прозой» (говоря словами самого  композитора) закончилась победой – пусть  временной и внешней ­ прозы. Сыновний долг  Шуман выполнял, впрочем, не очень­то усердно.  Юриспруденция не привлекала его, казалась ему  слишком «низменной материей». С куда большим рвением он предавался занятиям  совсем другого рода ­ много общался с  лейпцигскими музыкантами, брал уроки игры на  фортепиано у Фридриха Вика. Благодаря Вику  Шуман достиг больших высот исполнительского  мастерства, но в 1832 году ему пришлосьотказаться от мечты стать пианистом виртуозом.  Желая достичь совершенства в игре на  фортепиано, он сконструировал особое  приспособление для тренировки безымянного,  самого слабого, пальца и «разрабатывал» его, пока  не изувечил. Правая рука оказалась практически  парализованной. О публичных выступлениях  теперь нечего было и думать. В 1830 году Шуман бросил университет и стал  домашним учителем в семье Фридриха Вика, очень  заботившегося о музыкальном образовании своих  детей. Особенно талантливой ученицей оказалась  Клара Вик – в одиннадцать лет она уже блестяще  выступала как пианистка. Примерно в это же  время Шуман становится автором почтенной  «Всеобщей музыкальной газеты». Сотрудничество  продолжалось недолго ­ после восторженнойпубликации о мало кому известном тогда Шопене,  именно в ней прозвучали знаменитые слова:  «Шапки долой, господа, перед вами гений!»  Шуман был уволен. Нельзя сказать, что он сожалел об этом. Слишком расходились бюргерские взгляды  «Всеобщей музыкальной газеты» с его  собственными воззрениями на искусство. Критики  газеты толковали о «приятности», Шуман – о  серьезности и возвышенности. В своих  предпочтениях он не был одинок, вскоре вокруг  него образовался кружок единомышленников.  «Каждый вечер, ­ рассказывал сам композитор об  этом кружке, ­ как бы случайно сходились  несколько человек, большею частью молодых  музыкантов; ближайшею целью этих сходок было  обыкновенное общественное собрание; но, тем неменее, здесь происходил взаимный обмен мыслями  о музыке, искусстве, которое было для них  насущною потребностью». Как правило, страстные  разговоры молодых людей сводились к одной теме  ­ упадку современной музыки и поэзии. «Однажды, ­ продолжает Шуман свой рассказ, ­ молодым  горячим головам пришло на мысль не быть  праздными зрителями этого упадка, а постараться  снова возвысить поэзию и искусства». Результатом этого решения стало основание  «Нового музыкального журнала». Подчеркивая  направленность своего издания, Шуман снабдил  его девизом «Молодость и движение», а эпиграфом к первому выпуску поставил шекспировскую  фразу: «Лишь те, кто пришел посмотреть  веселенький фарс, будут обмануты». Композитор  был весьма чутким музыкальным критиком ­ однимиз первых он приветствовал творчество Брамса,  Листа, Берлиоза. Журнальная деятельность,  впрочем, не помешала ему писать музыку. Именно  в 1830­е годы он создал свои лучшие  фортепианные циклы. В 1840 году Роберт Шуман женился на Кларе Вик,  выросшей к этому времени из девочки­ вундеркинда в красивую молодую женщину. Нужно сказать, что Фридрих Вик, учитель Шумана и отец  Клары, долго не соглашался на этот брак. Нет, не  потому, что желал для дочери более  состоятельного и благополучного супруга.  Маэстро Вик хотел, чтобы Клара продолжала  концертную деятельность и была свободна от  семейных обязательств. Тем не менее, влюбленные обвенчались, и первая  пора их брака стала самым счастливым временем вжизни Шумана. Клара родила Шуману восьмерых  детей, однако не оставила музыкальной карьеры.  Муж был ей предан и буквально оживал в ее  присутствии, когда же Клара уезжала на гастроли,  впадал в депрессию и много пил. В 1840 году он пишет свои лучшие песенные  циклы, в 1841­м ­ четыре крупных симфонических  произведения, в 1842­м – несколько квартетов и  квинтетов. А в 1843 году композитор написал  ораторию «Рай и Пери». Шуманы много  гастролируют (так, в 1844 году они побывали даже  в России, хотя здесь большая часть лавров  досталась Кларе, блестящей пианистке и  очаровательной женщине, а не Шуману, ее  угрюмому спутнику). Но уже и в эти, казалось бы,  безоблачные годы начинает давать о себе знать  тяжелое психическое расстройство, сведшее, вконце концов, музыканта в могилу. Временами  Шуман становится замкнутым, раздражительным.  Только Клара может удержать его от  необдуманных поступков. Композитору  становится все труднее общаться с людьми. В 1843 году он пытается вести в консерватории  Лейпцига классы композиции и чтения партитур,  но преподавательская деятельность мучительна  для него, и он с отвращением оставляет ее. В 1844  году он прекращает работу в своем журнале. Шуманы в поисках уединения переезжают в  Дрезден. Но и здесь психическое состояние  композитора продолжает ухудшаться. Через  несколько лет Роберт Шуман в последний раз  пробует «включиться» в общественную жизнь –  становится дирижером городского оркестра в  Дюссельдорфе. Но взаимопонимания соркестрантами Шуману достичь не удается, и он  вновь оказывается в одиночестве. В начале 1854 года он пытается покончить с собой. В состоянии умопомешательства Шуман пытался  утопиться в Рейне. Его спасают, но душевное  здоровье к нему больше не возвращается. 29 июля  1856 года композитор умирает в частной клинике  для душевнобольных.   «Разум ошибается, чувство ­ никогда»,­ говорил  Шуман. Эту «максиму» он последовательно воплощал во всех своих произведениях.   Цикл «Детские сцены»В 1838 году Шуман тайно обручился с Кларой,  скрыв это от ее отца. В марте он написал ей, что  совсем недавно сочинил тринадцать маленьких  пьес под названием «Детские сцены» ­ нечто вроде  воспоминаний о детстве. Не только прославленная  пьеса «Грёзы», но и почти все остальные –  настоящие маленькие шедевры. Под впечатлением  музыки Шумана Чайковский написал свой  «Детский альбом», в котором можно найти  русский аналог почти каждой пьесы немецкого  композитора.   Концерт ля минор для фортепиано с оркестром  соч. 54Шумановский фортепианный концерт ля  минор ­  один из самых значительных  концертов во всей  немецкой музыке  XIX столетия.  В 1841 году Шуман наконец­то внял призывам  Клары сочинить нечто по­настоящему грандиозное. На одном дыхании он написал две симфонии и  «Фантазию» ля минор для фортепиано с  оркестром, посвятив последнюю жене. Клара Шуман была самой горячей поклонницей  таланта своего мужа и с удовольствием исполнила  «Фантазию» ля минор. Однако композитор не был  ею вполне доволен и на некоторое время отложил  работу. В 1845 году он прибавил  к ней ещё две  части, тем самым превратив ее в полномасштабный концерт. Первое исполнение концерта состоялось 1 января  1846 года в знаменитом Лейпцигском Гевандхаусе.Дирижировал оркестром Фердинанд Гиллер (ему  и посвящен концерт), а за роялем была, разумеется,  неизменная Клара Шуман. Публика привыкла к несколько иной трактовке  фортепианного концерта, к виртуозным трюкам и  встретила утончённое сочинение Шумана, скорее,  равнодушно. Но по мере того как Клара на  протяжении своей долгой жизни играла этот  концерт снова и снова, он все больше нравился  слушателям и вскоре прочно вошёл в репертуар  пианистов. Его полюбили за богатство идей,  теплоту и лиризм.     Романс « В сиянье теплых майских дней» В сиянье тёплых майских дней Листок раскрылся каждый,Во мне тогда проснулась Любви и ласки жажда. В сиянье тёплых майских дней Звенело птичек пенье, И я поведал милой Любви моей томленье.  Этот цикл появился в том самом 1810 году,  который обозначен в жизни Шумана как «год  песен». В основе его лежат шестнадцать  стихотворений Генриха Гейне, которые также  вдохновляли Шуберта, Мендельсона и Листа. В  стихотворении Гейне образ весны сливается с  пробуждением юного, свежего чувства такого же  естественного, радостного, поэтичного, как  цветение майской природы, как звонкое пение  птиц.Романс « В сиянье теплых майских дней» передает  состояние любви, томления, надежд и тревог, так  хорошо знакомое самому Шуману, ведь он сам  совсем недавно все это пережил. «Любовь поэта»  один из самых знаменитых вокальных циклов  Шумана. Композитор создал произведения, в  которых текст и музыка звучат гармонично,  дополняют друг друга.Иоганн Себастьян Бах. Жизнь и бессмертие  гения   Вся моя музыка принадлежит Богу, и все мои  способности Ему предназначены... (И. С. Бах)   Иоганн Себастьян Бах предстает перед нами  умудренным старцем в музыкеи, наверно, одним из  самых великих композиторовв мире. Но сам Бах  удивился бы этому. Он сочинялмузыку во славу  Господа и чтобы удовлетворить своюнеиссякаемую любознательность, а не для будущейславы. И  действительно, в годы своей жизни он былизвестен  как великолепный органист, а не каккомпозитор.  Он никогда не выезжал из Германии  идовольствовался просто тем, что выполнял  своюработу музыканта. Особое значение для Бахаимелитрадиции: музыкальные традиции его  семьи,религиозные традиции его Родины,  традиционныеметоды композиции в музыке. Они  для него былигораздо важнее перемен в  музыкальной моде. Бах несобирался ничего менять в этом мире, но он поднялпрежнюю музыку на  небывалую, величественнуювысоту. Его творчество очень обширно имногогранно. Ни один композитор не может с нимсравниться.   Музыка в семье Перед рождением Баха Европа была раздираема на части многочисленными войнами, в результате  которых немецкий Рейх был в упадке. В течение 30 лет император Фердинанд II вел жесточайшую  войну против своих врагов: Дании и Швеции ­ на  севере, Франции и Голландии ­ на западе. Да и всамой Германии было поднято восстание под  руководством протестантской церковной  верхушки, которая баялась сильных католических  убеждений императора. В 1648 г. наконец закончилась Тридцатилетняя  война, но император Священной Римской империи  Фердинанд II потерял в ней большую часть своей  силы – более 300 областей и провинций, которые,  собственно, и составляли мощь его империи. И  теперь эта огромная раздробленная сеть городов и  областей управлялась, фактически, местными  правителями – либо представителем церкви, либо  городским Советом, либо просто дворянином.  Музыканты тогда были в услужении у этих  правителей. Их работой было исполнять музыку во время религиозных праздников,  городских  торжеств, или развлекать придворных.В Тюрингии, центральной провинции Германии,  жила одна необычная семья, которая вот уже  несколько поколений являла на свет прекрасных  музыкантов. Это была семья Бахов. А так как  после окончания Тридцатилетней войны вновь  заиграла музыка, то снова стала расти и  известность семьи Бахов. И уже скоро в Тюрингии  имя Бах означало «музыкант». Раз в год большая  семья собиралась вместе. Тут были деды и  прадеды, дяди, братья и двоюродные братья. Они  все исполняли музыку и обсуждали семейные дела. Это было что­то вроде семейной музыкальной  гильдии, и считалось , что дети, появляющиеся в  семье, тоже должны были в неё вступить. Великий религиозный реформатор Мартин Лютер  (1483 ­ 1546) тоже проживал в Тюрингии. Много  церковных гимнов, написанных им, помоглисформироваться традиции сочинения церковной  музыки в этой части Германии. Он верил, что  музыка помогает донести до людей учение  Господа. Семья Бахов тоже видела в музыке  средство выражения своей духовной веры.   Жажда знаний 21 марта 1685 г. у Иоганна Амброзиуса Баха и его  жены Элизабет родился восьмой ребенок. Они,  конечно, думали, что Иоганн Себастьян будет  хорошим музыкантом, как и все остальные в семье. Но они не предполагали, что и через сотни лет он  будет считаться одним из величайших  композиторов. Бах родился в городе Айзенах, недалеко от замка  Вартбург, куда в 1521 г. был заточен Лютер. Отецего был преуспевающим музыкантом, который  исполнял церемониальную музыку в городской  ратуше, а позднее устроился и на вторую работу ­  придворным музыкантом у местного графа. Он  обеспечил своим детям солидное музыкальное  образование, научив их игре на скрипке,  музыкальном инструменте, на котором играл сам.  Их родственник Иоганн Кристоф Бах был  музыкальным руководителем городского Собора.  Себастьян любил сидеть рядом с ним на органных  хорах, восхищаясь его игрой и написанной им  музыкой. Вскоре Себастьян становится опытным  хористом. В возрасте восьми лет юный Бах поступил в  католический лицей, где когда­то учился Лютер,  но вскоре внезапно в его жизни произошла  трагедия. В 1694­65 гг. в течение девяти месяцевумирают его отец и мать. Оставшись бездомным  сиротой, он пошел жить к своему старшему брату  Кристофу, который был органистом в городе  Ордруфе. Кристоф стал давать ему уроки музыки  на органе и научил его основным правилам  музыкальной композиции. Себастьян был томим жаждой знаний. Он  прекрасно учился и в школе, и дома. Существует  рассказ о том, что у брата дома был сборник  музыкальных пьес известных композиторов, и что  Себастьяну не разрешалось разучивать их, потому  что они считались слишком сложными для 1 2­ летнего мальчика. Но он все­таки раздобыл этот  сборник и тайком при свете луны весь его  переписал. Брат обнаружил это и отнял у него и  сам сборник, и его копию.Юноша с новыми идеями Теперь у Кристофа уже была своя семья и свои  дети, и он был не в состоянии давать кров своему  брату. Поэтому в 1700 г. Себастьян покинул  Ордруф, чтобы продолжить свое образование в 240 километрах отсюда, в г. Люнебурге. Он выиграл  музыкальную степень хориста в школьном хоре  собора Св. Михаила, дававшую ему возможность  получать стипендию и оплачивать жильё. Он пел в  хоре, пока не начал ломаться его голос, а затем  стал играть на скрипке в оркестре. Уровень  исполнения был здесь очень высоким, и поэтому на лучшую тренировку он не мог бы и рассчитывать.  Кроме этого он многие часы проводил в школьной  библиотеке, изучая композиторов прошлого и  традиционные методы композиции, включая  многоголосье. А в то же время его игра на органестановилась все более совершенной в результате  уроков, которые он брал у знаменитого органиста  Георга Бёма. В 1703 г. в возрасте 18 лет Себастьян вернулся в  Тюрингию в поисках работы. Семья Бахов на  протяжении многих лет работала в Арнштадте, и  Себастьян стал здесь органистом в Новом соборе.  Он получал хорошее жалованье, а в этом соборе  был новый орган. В те годы органист должен был сам писать музыку  для церковных служб, но некоторые произведения  Баха просто пугали прихожан. Он часто  импровизировал новые блестящие вариации в  мелодиях традиционных церковных гимнов,  сочиняя их заново на ходу. Публика жаловалась,  что его исполнение было слишком вольным, и  поэтому остальным исполнителям было трудно заним следовать. Это удручало Баха, так же как и  плохое отношение к нему остальных хористов,  многие из которых были гораздо старше его и не  позволяли собой командовать. Однажды с Бахом даже подрался один из  музыкантов оркестра, которого он обвинил в  плохой игре на фаготе. Ситуация еще больше  обострилась, когда он на четыре месяца уехал в  гости к выдающемуся органисту Букстехуду в  далекий город Любек. Когда Себастьян вернулся  обратно в Арнштадт, проехав 320 километров, то  предстал перед разъяренным городским Советом.  Его обвинили в том, что он слишком долго  отсутствовал, что его музыка сложнее, чем  положено, и самое страшное­ то, что будто  слышали, как он исполнял музыку в органныххорах вместе с женщиной. Это было нарушением  правил, и Бах вынужден был оправдываться.   Виртуоз органа Девушка в органных хорах была его троюродной  сестрой, которая, как и все в их семействе, была  хорошим музыкантом. Через год она вышла замуж  за Себастьяна. Но к тому времени он оставил  работу в Арнштадте. Он устал работать с  посредственным хором и чувствовал, что  городской Совет не одобряет его музыки. Поэтому он стал искать по всей Тюрингии новую работу и в  1707 г. становится органистом собора Св. Блаза в  Мюльхаузене. Здесь он мечтал получить большую  свободу для развития своих новых замыслов и для  создания более новаторской музыки.Вскоре Бах уже хорошо известен здесь как  органный виртуоз. Он знал все про работу органа и  к нему часто обращались за советом, как улучшить  звучание того или иного инструмента. В то время  он сочинял музыкальные произведения двух  жанров. Одни были основаны на традиционных  хоралах или гимнах, к которым Бах добавлял  вариации и прелюдии.  Хорошо известная мелодия  оставалась прежней, но поверх неё он накладывал  новую мелодию. Это известно как контрапункт. Более поздний пример такого произведения ­ его  знаменитая версия Рождественского Хорала  «Wachet Auf», или «Бодрствование спящего». Органные произведения другого вида были более  вольными по стилю, с великолепными эффектами  и драматическими контрастами. Создавать такие  сочинения Бах научился из музыки, исполняемойБукстехудом. Одно из самых смелых таких  произведений ­ это токката и фуга d­минор,  которая в полной мере использует все  возможности органа. Но через год Бах покидает Мюльхаузен.  Жалованье было ничтожным, а пастор собора Св.  Блаза был пиетистом, который предпочитал очень  примитивную духовную музыку. Бах считал, что  будет писать музыку «во славу Господа». А город  Мюльхаузен больше не мог дать ему такую  возможность.   Бах и барокко Приблизительно в 1630 г. в Риме возникло новое  течение в искусстве, известное как барокко,  которое скоро распространилось по всей Европе.Барокко объединило вместе живопись,  архитектуру и скульптуру. Чтобы произвести  новые сильные впечатления, художники создавали  такой внутренний и внешний облик храмов,  который возвышал дух людей и захватывал  дыхание. Здесь каждая деталь была тщательно  продумана, чтобы соответствовать замыслу. Для  простого народа эти сооружения были так же  величественны, как и сами небеса. Такого эффекта и добивались художники. Такие произведения, как Св. Тереза скульптора  Бернини, являются типичными для итальянского  барокко. Огромная скульптурная группа, кажется,  плывёт в вышине на облаке, а лучи света  спускаются сверху золотыми стрелами. Всё это,  как и выражение лица самой святой Терезы,преподносит нам её жизнь как ослепительную  театральную сцену. Хотя барокко возникло в Италии, оно  распространилось и в других странах Римской  империи. Людовик XIV применил его при  строительстве своих роскошных дворцов, таких  как Версаль во Франции. Но цель Людовика была – возвеличить себя, а не Бога. Вслед за Францией барокко приняли и другие  страны северной Европы, и его влияние проникло и в музыку. Бах и Гендель ­ два самых ярких  композитора барокко. Присутствие драмы в их  музыке, контраста между нежностью и мощью,  хором и солистом, голосами и инструментами ­ все это характерные черты барокко. Такие работы, как «Магнификат» Баха, покоряют  нас своим блеском, так же как и некоторые зданиятого времени. Например, величественный  Австрийский монастырь в Мелке построен на  высокой скале на берегу Дуная и смотрится как  сказочный замок. Внутри него ­ церкви, статуи,  своды, купола, росписи, алтари и церковная утварь ­ все представляет собой сочетание золота и света. И поэтому неудивительно, что немецкие государи  тоже хотели иметь такие же произведения  архитектуры. Они приглашали на работу  архитекторов, чтобы те строили для них  роскошные дворцы, которые были бы  произведениями барокко, даже лучшими, чем в  самой Италии.   Двор Веймара В июле 1708 г. Бах был назначен придворным  органистом и камерным музыкантом герцогаВильгельма Эрнста Сакс­Веймарского. Это  назначение резко отличалось от его работы при  городском Совете, и Баху выдали форму, какую  носили все домашние слуги. Герцог был очень  строгим и набожным человеком, но любил  поощрять хорошую музыку в своем маленьком  герцогстве. Бах обязан был играть в дворовой  часовне и на концертах в придворном оркестре. Здесь у него было больше свободного времени для  сочинительства, поэтому большинство его лучших  произведений для органа написаны именно в эти  годы жизни в Веймаре. Предполагалось также, что  Бах будет сочинять кантаты для часовни, и его  великолепная аранжировка для хора, известная под названием «Иисус, радость Мольбы», является  одной из них. Другая известная мелодия «Пусть  овцы свободно пасутся», также была написана вэто время, но не для церкви. Это была часть  светского произведения, известного как  «Охотничья кантата», которая была написана ко  дню рождения герцога. К этому времени выдающееся мастерство Баха­ органиста сделало его знаменитостью. Должно  было состояться большое состязание на публике,  чтобы сравнить его искусство с игрой приехавшего самого знаменитого французского органиста Луи  Маршана. Но в назначенное время Маршан не  явился. Он тайно покинул город самой ранней  каретой, вероятно потому, что побаивался своего  соперника. Известность принесла Баху то, что у него теперь  было много учеников, и он начал сочинять для них  сборник несложных произведений, который назвал  «Клавирная книжечка». Это было началом егопреподавательской деятельности, которая потом  длилась всю его жизнь. Когда скончался капельмейстер герцога  Вильгельма Эрнста, Бах думал, что эта должность  достанется ему. Но на этот главный музыкальный  пост был назначен сын покойного. Тогда Бах  решил уволиться со службы у герцога. Но тот был  очень рассержен и не отпустил его, а даже на один  месяц посадил в тюрьму. Своенравный композитор вскоре был с позором освобожден и ему разрешили вместе с семьей покинуть двор Веймара.   Годы в Кётене Несколько последующих лет были очень  счастливыми для Баха. В августе 1717 г. он  получил должность капельмейстера при дворепринца Леопольда Анхальта Кётенского. Леопольд любил музыку, и сам хорошо играл на виоле да  гамба. Ему очень нравилось общество Баха, и он  предоставил семье Баха прекрасные комнаты в  своём дворце. Баха в Кётене почти не просили писать духовную  музыку, и поэтому он начал экспериментировать с  инструментальными произведениями. Он сочинил  несколько сонат и концертов для скрипки и  флейты с жизнерадостными, похожими на песни,  мелодиями. Они показывают, как сильно было  влияние на Баха итальянских композиторов. Он  изучал итальянскую музыку ещё в Веймаре, и  особенно ему нравились концерты Вивальди. В этот период Бах написал шесть концертов,  посвященных маркграфу Бранденбурга. Мелодии  так искусно сочинены, что каждый инструментвыгодно проявляет свои лучшие возможности.  Принц Леопольд, вероятно, играл на виоле басовую линию, в то время как Бах любил играть на  скрипке, так чтобы сидеть посреди музыкантов.  «Бранденбургские» концерты ­ одни из самых  значительных произведений Баха. Когда все, казалось, было прекрасно, разразилась  трагедия. В июле 1770г., когда Бах вернулся из  путешествия, умерла его жена Мария Барбара.  Неожиданно, после 13 лет семейной жизни, он  остался вдовцом, а его четверо детей ­ без матери.  Но через 17 месяцев Бах женится на Анне  Магдалене Вилке, двадцатилетней певице,  обладательнице сопрано. Их брак был счастливым,  и Бах посвятил ей два сборника своих  произведений.Между тем два его старших сына проявляли  незаурядные способности к музыке. Бах написал  для них замечательный сборник клавишных пьес,  который учил их исполнять и понимать музыку. Он назывался «Хорошо темперированный клавир» и  состоял из 24 произведений. В музыке существует  24 музыкальных ключа­ 12 мажорных и 12  минорных. В этом сборнике Бах поместил  прелюдию и фугу для каждого из них. Через  двадцать лет он напишет второй том этого  сборника с новой прелюдией и фугой для каждого  музыкального ключа.   Кантор Лейпцига В декабре 1721 г. принц Леопольд, у которого  работал Бах, женился. Новая принцесса не любила  музыки, и она стала настаивать, чтобы её муж непроводил так много времени с музыкантами. Бах  чувствовал, что пора покинуть Кётен. И еще он  хотел, чтобы его повзрослевшие дети были  поближе к хорошему университету. Поэтому он  написал специальную кантату для конкурса на  должность кантора собора Св. Фомы в Лейпциге.  Он опять, через пятнадцать лет сочинительства  для светских господ, жаждал писать духовную  музыку, и город Лейпциг представлял для него  такую возможность. Лейпциг был большим торговым центром  Саксонии. У него не было своего  аристократического правителя, а он управлялся  городским магистратом. И в мае 1723 года  магистрат предложил Баху новую работу.  Удивительно то, что он был уже третьим  кандидатом на эту должность. Сначала она былапредложена знаменитому композитору Телеману,  но магистрат был раздосадован, когда тот от неё  отказался. На посту кантора у Баха было очень много работы. Он должен был сочинять и исполнять музыку  каждую неделю для двух главны соборов города,  присматривать за мальчиками, учащимися школы  Св. Фомы, учить их музыке и латыни, и еще  сочинять музыку для городских торжеств. У него оставалось мало времени для репетиций, а  исполнителями были в основном ученики школы.  Некоторые из них попадали в хор по решению  магистрата, хотя не знали нот, что еще больше  усложняло работу Баха. И кроме всего этого, у  Баха всё больше прибавлялось работы дома, по  мере того, как росла его семья. Всего у него было  20 детей, десять из которых умерли вмладенчестве. Однажды он похвастался своему  другу, что в его семье достаточно талантов, чтобы  составить хор или небольшой оркестр.   Драма в соборе Несмотря на утомительную работу в  Лейпциге, Бах всё равно продолжал оставаться  прекраснейшим исполнителем. Он энергично вел  исполнение своих произведений, играя или на  скрипке, или на клавишном инструменте, и  продолжал восхищать слушателей своей  непревзойденной игрой на органе. Поэтому его  часто приглашали играть в соседние города. Эти  поездки приносили ему хорошие доходы, но зато  ими были недовольны Лейпцигские власти,  которые предпочли бы, чтобы он был просто  хорошим школьным учителем.Он прожил при соборе Св. Фомы 27 лет до самой  своей смерти. Его отношения на службе были  сложными, и он частенько подумывал об уходе, но  в работе кантора была и своя положительная  сторона. Она давала ему возможность исполнять на публике свои полномасштабные произведения. В  исполнении этих произведений участвовали хоры,  оркестр, солисты, клавишные исполнители и даже  виртуозы­музыканты, которые, случалось,  приезжали в город. Первое из таких грандиозных произведений было  написано Бахом к Пасхе в 1724 г. Оно называлось  «Страсти по Иоанну» и повествовало об истории  Христа, Тайной Вечере, суде и распятии на кресте.  Другое произведение он написал в l727 г. ­ это  «Страсти по Матфею», и оба эти произведения  очень театральны по стилю исполнения. В ихмузыке толпы народа взрываются гневом, а такие  образы как апостол Петр, Пилат и Ирод имеют  свои собственные сольные партии. Рассказчик  ведет повествование, а традиционные лютеранские  гимны как бы плавно перевиваются между ариями.  Тот же самый подход он использовал и при  написании в 1734 г. «Рождественской оратории»,  рассказывающей о появлении на свет Христа. И опять у Баха были неприятности оттого, что он  делает духовную музыку слишком похожей на  оперу. Но для Баха положение улучшилось, когда  в 1730г. во главе школы Св. Фомы встал новый  ректор Иоанн Маттиас Гешнер. Он высоко ценил  музыку Баха и смог улучшить стесненное  положение семьи Баха в школе.   Концерты в кофейняхК великому сожалению Баха в 1734 году Гешнер  был заменен на посту ректора школы Св. Фомы  высокомерным молодым человеком по имени  Август Эрнести, который считал, что в школе  должно быть меньше музыки. Он постоянно  старался подорвать авторитет Баха и сделал так,  что ученики его перестали слушаться. Случались  даже драки в органных хорах во время служб. Так  началась вражда между упрямым кантором и  двадцатисемилетним ректором, которая длилась не один год. Бах искал выход. Он решил обратиться прямо к  королю Августу III с прошением о должности  придворного композитора по совместительству. Он надеялся, что придворный титул оградит его от  Лейпцигских властей. План удался. Он написал  величественную католическую мессу и её первуючасть посвятил королю. Месса В­минор оказалась  самым грандиозным музыкальным духовным  произведением из всех когда­либо написанных, и в  1 736г. он, наконец, получил придворную  должность. Проблемы в школе Св. Фомы все продолжались,  поэтому Бах решил уделять больше времени  сочинению светской музыки. В 1729г. он стал  руководителем кружка под названием Коллегия  музыкантов, который состоял в основном из  музыкантов ­ студентов университета. Они  собирались на свои выступления каждую пятницу в кофейне Циммермана. Кофе тогда был новым  модным напитком, и посетители Циммермана  попивали кофе из своих чашек и слушали Баха и  его музыкантов. Это было новшеством, так как