Методическая разработка урока.
УРР по литературе в 10 классе.
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
Тема: Письмо литературному герою.
Цель: знакомство с формой и истоками эпистолярного жанра;
с методикой обучения работе в жанре письма;
совершенствовать умения и знания в написании сочинения в жанре письма по изученному произведению;
показать, что через письмо раскрывается внутренний мир человека;
вооружить школьников умениями давать речевую характеристику персонажа;
воспитывать у учащихся внимание к содержательной стороне высказываний действующих лиц, интерес к форме изложения мыслей, выражения чувств, умение понимать функцию отдельной речевой единицы;
познакомить с определенным кругом теоретических сведений о языке и о разных сторонах анализа языка персонажа;
воспитание и развитие воссоздающего воображения школьников;
закрепление знаний по теме сочинения.
Оборудование: выставка книг: Н. Карамзин «Письмо русского путешественника», Ф.М. Достоевский «Бедные люди», А.С. Пушкин, толковый словарь И.С. Ожегова, проектор, презентация «Античные времена».
Ход урока
I. Организационный момент
1. Слово учителя
Мы закончили изучение социально-психологического романа М.Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Сделали выводы о том, что толкнуло Родиона Раскольникова на совершение преступления. Определили проблемы, которые поднимает писатель в романе. И сегодня перед нами стоит задача: написать сочинение по произведению.
II. Сообщение целей и задач урока
1. Слово учителя
Жанр сочинения по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» мы построим в необычной для нас форме – форме письма. С умением писать личные письма мы познакомились в 5 классе.
Сегодня мы адресуем письма литературным героям.
III. Актуализация полученных знаний
1. Учитель ставит перед учащимися проблемный вопрос
Что же такое письмо?
Ученик 1 (подготовленный заранее)
Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь
кому-нибудь (из словаря Ожегова). Письмо стало необходимым тогда, когда общение на большом расстоянии при помощи звучащей речи стало невозможным.
Люди для общения сначала использовали предметы, которым придавали то или иное значение. Стрела могла быть известием о войне, засохшая ветка – о болезни старшего в племени вождя.
Ученик 2
Очень интересно предание «о письме», которое послали скифы в ответ на требование персидского царя покориться перед ним. Были посланы мышь, лягушка, 5 стрел, что означало: если персы зароются в землю, спрячутся в воду или взлетят в небо, то стрелы скифов все равно их найдут. Потом такое общение стало возможным через письмо.
Ученик 3 (презентация)
Письмо существовало как особый литературный жанр уже в античные времена (Цицерон, Сенека) и достигло своего расцвета где-то в XVIII веке (Свифт, Руссо, Гете). В этот период появляются произведения, построенные в форме переписки действующих лиц, в так называемой эпистолярной форме.
2. Работа в тетрадях. Работа со справочной литературой
1. Ученик 4 (презентация)
Эпистола (лат. Epistola – письмо) – литературное произведение в форме письма, где излагаются суждения автора по поводу определенного предмета; как литературный жанр эпистола в России существовала в 18 веке.
2. Учитель (проблемный вопрос)
Какие русские эпистолы вам известны?
Предполагаемые ответы учеников:
Первая русская эпистола написана Тредиаковским. Известны эпистолы Сумаркова и знаменитое «Письмо о пользе стекла» Ломоносова.
3. Ученик 4
Эпистолярная форма – композиционная форма художественных произведений, построенных в виде переписки двух или нескольких лиц.
Эпистолярная форма – редкое явление в литературе, и в последнее время почти вышла из употребления. К эпистолярной форме относятся послания, письма.
4. Учитель (проблемный вопрос)
Вспомните художественные произведения, построенные в эпистолярной форме.
Предполагаемые ответы учеников:
Н. Карамзин «Письмо русского путешественника», Ф.М. Достоевский «Бедные люди», неоконченный роман в письмах А.С. Пушкина.
Некоторые из перечисленных книг представлены сегодня на нашей выставке.
Чем же руководствовались люди для написания писем?
Предполагаемые ответы учеников:
Существовали специальные книги-письмовики, которые включали в себя соответствующие образцы на все случаи жизни. Для составления писем необязательно было обладать соответствующим образованием, достаточно было иметь под рукой письмовик.
Сама традиция книг-письмовиков канула в Лету. Но правила, по которым пишутся письма, остались.
5. Ученик 5
Истоки эпистолярных произведений уходят еще в древнюю литературу – как составной элемент многих повестей. В литературе XVIII-XIX веков эпистолярное построение произведения становиться самостоятельной формой выражения главной мысли, идеи, взглядов автора; Пушкин, Лермонтов, Достоевский, а позже М. Цветаева и А. Ахматова не раз обращались к эпистоле как к жанру. Возникает постепенно эпистолярный жанр в художественной литературе.
Итак, эпистолярное произведение – это литературный жанр, выполненный в форме письма.
6. Учитель (проблемный вопрос)
- Вспомните произведения, в которых через послание к какому-либо лицу автор излагает свои взгляды, мысли.
Предполагаемый ответ учащихся:
Стихотворение А.С. Пушкина «И.И. Пущину», М.Ю. Лермонтов «Завещание», в повести А.С. Пушкина встречается немало писем, принадлежащих различным персонажам повести.
- Для чего нужны письма?
Предполагаемый ответ учащихся:
Письмо – разговор с отсутствующим, в котором мысли и чувства одного лица выражаются явно, а другого – предполагаются. Письма нужны, чтобы передать какую-либо информацию, люди сообщают друг другу о самых разных вещах, обращаются друг к другу с просьбами и пожеланиями, задают вопросы и отвечают на них.
- Каковы особенности эпистолярного письма?
Предполагаемый ответ учащихся:
Наличие обращений, вводных слов, риторических вопросов, употребление местоимений, индивидуальность слога пишущего, эмоционально окрашенные слова, краткие и ясные фразы.
IV. Мотивация учебной деятельности
1. Слово учителя
- Что же надо писать в письмах? Каков план написания письма?
Предполагаемый ответ учащихся:
О делах, увлечениях, можно поделиться мыслями о волнующих вопросах.
- План письма запишем в тетрадях:
1) Дата.
2) Приветствие, обращение.
3) Изложение того, что хочешь написать. Вопросы о том, о чем хочешь узнать.
4) Заключение.
5) Подпись.
2. Учитель (класс делится на группы, каждая из которых получает задание: написать коллективное письмо литературному герою роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
- Ваша задача написать письмо литературному герою.
I гр. – Р. Раскольникову
II гр. – Соне Мармеладовой
III гр. - Лужину
IV гр. – Порфирию Петровичу.
Необходимо из произведения выписать нужные факты и мысли, записать свои выводы, сопоставить, сравнить, обобщить, систематизировать материал, расположить его, используя все средства логики речи.
- Предлагаю вам свой вариант письма Соне Мармеладовой.
Уважаемая Софья Семеновна!
Позвольте мне вас так называть.
Вам принадлежит честь считать себя источником обновления жизни Раскольникова. Вы боялись Раскольникова, а он стыдился перед вами и мучил вас за это «своим презрительным и грубым обращением». Когда же наконец «он воскрес», вы (Софья) поняли, что он «бесконечно любит вас». Вы – живущая «только одною его жизнью» - «были до того счастливы, что почти испугались своего счастья».
Я понимаю, в чем «правда» ваша, по каким принципам вы жили, во имя чего вы «преступили». Я глубоко уважаю вас за то, что вы «энергетически и олицетворено протестуете против устройства общества».
Вы «преступили», чтобы спасти от голодной смерти брата и сестру, больную мачеху и пьяницу-отца. Во имя любви к ним вы готовы были перенести любые страдания. Я считаю, что так может поступить только человек с чуткой душой, наделенный даром бесконечного сострадания к людям. Ваши чуткость, любовь, сострадание, умение «читать» в душе человеческой вызывают у меня неподдельное восхищение.
Во имя любви к людям вы избираете путь насилия над собой, ради спасения других идете на унижение и позор. По мнению вашего автора, это один из путей решения проблемы обновления мира.
Я удивляюсь вашей решительности, силе, уверенности. Хорошо, что вера в бога дала вам силы, сохранила вашу чистую душу.
Но разрешите не согласиться с одним: я не совсем согласна с тем, что нет счастья в комфорте, что покупается счастье страданиями. Я считаю, что человек рождается для счастья, человек заслуживает свое счастье и не всегда страданием.
Я благодарна вам за то, что ваша «правда» заставляет задуматься над актуальными и сегодня проблемами: что делать, чтобы изменить жизнь (протест или смирение, сострадание)? В чем нравственная норма поведения человека в обществе? Насколько влияет на судьбу человека среда, нравственная ответственность человека за свои поступки, поведение?
Будьте счастливы, Вы это заслужили.
V. Работа над темой урока
Самостоятельная работа в группах.
VI. Рефлексия
Учащиеся читают письма, адресованные литературным героям. «Сегодня на уроке я …»
VII. Домашнее задание
Использованная литература
1. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2007.
2. Скиргайло Т.О. Методика обучения работе над сочинением нетрадиционных жанров. – Москва ООО «ТНД» «Русское слово», 2004.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.