Урок по 3 класс ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ «СКАЗКИ О ЦАРЕ САЛТАНЕ» А. С. ПУШКИНА (гуашь)
Оценка 4.8

Урок по 3 класс ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ «СКАЗКИ О ЦАРЕ САЛТАНЕ» А. С. ПУШКИНА (гуашь)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
3 кл
31.03.2018
Урок по 3 класс ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ «СКАЗКИ О ЦАРЕ САЛТАНЕ» А. С. ПУШКИНА (гуашь)
Цели: изучить правила смешения основных красок для получения более «холодного» и «теплого» оттенков; продолжить знакомство с произведениями художников-иллюстраторов; развивать зрительное восприятие, наблюдательность и внимание, логическое мышление; совершенствовать умения и навыки работы художественными материалами; воспитывать интерес к творчеству художников-иллюстраторов детских книг. Оборудование: Изобразительный ряд: иллюстрация М. А. Врубеля «Царевна-лебедь»; образец педагогического рисунка «Сказка о царе Салтане» (гуашь); учебник, книжка для маленьких и научная книга. Музыкальный ряд: музыка из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Белка», «Богатыри», «Царевна-лебедь»).ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ «СКАЗКИ О ЦАРЕ САЛТАНЕ» А. С. ПУШКИНА (гуашь)
2 ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ.docx
ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ «СКАЗКИ О ЦАРЕ САЛТАНЕ» А. С. ПУШКИНА (гуашь) Ц е л и : изучить   правила   смешения   основных   красок   для   получения   более «холодного»   и   «теплого»   оттенков;   продолжить   знакомство   с   произведениями художников­иллюстраторов;   развивать   зрительное   восприятие,   наблюдательность   и внимание,   логическое   мышление;   совершенствовать   умения   и   навыки   работы художественными   материалами;   воспитывать   интерес   к   творчеству   художников­ иллюстраторов детских книг. О б о р у д о в а н и е : И з о б р а з и т е л ь н ы й   р я д:   иллюстрация   М.   А.   Врубеля   «Царевна­лебедь»; образец педагогического рисунка «Сказка о царе Салтане» (гуашь); учебник, книжка для маленьких и научная книга. М у з ы к а л ь н ы й   р я д: музыка из оперы Н. А. Римского­Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Белка», «Богатыри», «Царевна­лебедь»). Х о д   у р о к а I. Организация класса. 1. П р и в е т с т в и е   у ч а щ и х с я . 2. П р о в е р к а   г о т о в н о с т и   к уроку. 3. П о д г о т о в к а   к р а с о к   к работе. II. Постановка темы урока. У ч и т е л ь. Тема сегодняшнего урока продолжает предыдущий урок. И мы выполним нарисованную иллюстрацию в цвете. III. Актуализация знаний учащихся.  С творчеством каких художников­иллюстраторов вы познакомились на предыдущих уроках?  Как вы считаете, какому из художников наиболее полно удалось передать красоту сказочного мира? IV. Вводная беседа. С л о в о   у ч и т е л я.  На  прошлом  уроке  мы  с  вами  говорили  об иллюстрации.  Так что это такое – иллюстрация, в чем ее специфика? Оформление   книг   очень   нелегкое   дело.   Чтобы   выпустить   книгу,   трудятся   люди разных профессий, но главным является художник. Именно он определяет лицо книги – выполняет   обложку,   иллюстрации,   а   также   решает   и   другие   вопросы   книжного оформления.   Даже   на   расстоянии   мы   можем   определить,   какая   перед   нами   книга: учебник или художественное произведение, научная книга или книжка для маленьких. Демонстрация учебника, книжки для маленьких и научной книги. Иллюстрации   в   книге   являются   произведениями   изобразительного   искусства. Художник­иллюстратор помогает нам лучше понять текст, раскрывает его содержание в зрительных образах. В иллюстрации, как и в любом другом произведении искусства, нет ничего   случайного.   Художник,   прежде   всего,   обязательно   обдумывает   замысел иллюстрации, выполняет эскизы и макет будущей книги. Он выбирает формат, решает, кто будет главным героем и какими средствами это будет показано, как расположить персонажей, чтобы правильно передать смысловую связь между ними; каким цветом отличить главного героя. При   рассмотрении   иллюстраций   обратите   внимание   на   их   цветовое   решение. Определите, какие выразительные средства художники использовали в своих работах для передачи сказочности, необычности происходящего, для характеристики главных героев и пейзажа. V. Анализ произведений изобразительного искусства. Перед   вами   иллюстрация   М.   А.   Врубеля «Царевна­лебедь» (1900).   Эта   работа овеяна сказочностью. Царевна­лебедь   –   один   из   наиболее   поэтичных   женских   образов   в   искусстве Врубеля. В этом образе воплощена женская тоска по счастью, большому и светлому человеческому чувству. Бледное лицо царевны с большими печальными глазами полно проникновенной грусти. Современники сравнивали ее с Девой­обидой (образ русского фольклора),   которая   «плещет   лебедиными   крылами   на   синем   море»   перед   днями великих   бедствий.   Последние   лучи   заходящего   солнца   скользят   по   свинцовой поверхности моря, тревожными отсветами ложатся на суровые скалы, бросают нежно­ розовые   блики   на   бледное   серо­лиловое   оперение   сказочной   птицы,   мерцают   в драгоценных   камнях   на   пальцах   и   в   кокошнике   прекрасной   грустной   девы.   Очень близким по духу к образу царевны оказывается образ лебедя из другой картины М. А. Врубеля   – «Лебедь»(1901).   Изображенная   на   ней   большая   белая   птица   не   менее фантастична, чем Царевна­лебедь. Чудесное и естественное в картинах Врубеля тесно переплетаются. От царевны до лебедя – один шаг, но это и есть шаг в сказку, которая, по словам Врубеля, есть не что иное, как «...просто наивная передача самых подробных живых впечатлений натуры». VI. Работа над новым материалом. У ч и т е л ь. Рисунки у вас выполнены с разными композициями: сказочный град на острове, хрустальный домик с белкой, бочка, плывущая по морю, и так далее. Мы с вами, рассматривая иллюстрации художников, пришли к  в ы в о д у , что надо не только композиционно грамотно располагать главных персонажей сказки – в центре, крупно. Надо, кроме того, с помощью света и тени, тональных пятен, цветовых оттенков выделять главных героев.  Вспомните правила смешения основных красок для получения более «холодного» и «теплого» оттенков. Кто их помнит? Верно,   добавляя   в   каждый   из   нужных   цветов   «теплый»   или   «холодный»   цвет,  можно  получить  цвета  более  «теплого»  или  «холодного» оттенков. Допустим, берем зеленый цвет. Чтобы сделать его «теплым», надо добавить желтый цвет, получится желто­зеленый оттенок. Теперь в этот же зеленый добавим синий цвет. Оттенок зеленого сразу изменится. Цвет станет сине­зеленым, а значит, «холодным». То же   самое   происходит,   если   мы   добавляем   в   фиолетовый   цвет   красный   или   синий. Добавим   красный,   цвет   становится   красно­фиолетовым   –   «теплым».   Добавим   синий, цвет становится сине­фиолетовым – «холодным».  Если добавить  в оранжевый  цвет  красный,  то получившийся  красно­оранжевый оттенок будет «теплым» или «холодным»?  А если вместо красного в оранжевый добавим желтый цвет, получившийся желто­ оранжевый цвет будет «холодным» или «теплым»? Обратите   внимание   на   необходимость   выделения   наиболее   интересного, впечатляющего в сюжете. Вы можете главное в рисунке выделить цветом, подчеркнуть контурной линией. VII. Педагогический рисунок. Учитель   объясняет   последовательность   выполнения   рисунка   и   показывает   на образцах. – Сегодня  мы  продолжаем  работы  в  цвете.  Сначала  выполним упражнение. 1. У п р а ж н е н и е   п о   ц в е т о в е д е н и ю . На отдельном листе бумаги составьте основной цвет элементов сказочного пейзажа. Возьмите за основу тот цвет, которого будет больше всего по площади окрашиваемых поверхностей.   Теперь   подберите   к   этому   цвету   несколько   других   цветов.   Эти   цвета должны красиво гармонировать с основным цветом и подчеркивать сказочность сюжета. Я   выполняю   рисунок   белки   в   сказочном   домике.   Белка   –   главный   герой,   она   по размеру   занимает   основную   площадь   моего   рисунка.   Для   белки   беру   оранжево­ коричневый цвет. Теперь подберу другие цвета для домика, ели, пола, которые будут красиво сочетаться с цветом белки. Такими   цветами   являются   темно­зеленый   с   коричневыми   оттенками   в   тени   для еловых веток. Коричневый цвет для пола, чтобы на нем по закону светлотного контраста выделялись орешки и скорлупки. А для домика подойдут очень светлые цвета – желтый, голубой, розовый. Все эти цвета надо разбавить белилами, тогда домик получится очень нежным, волшебным, похожим на хрустальный. 2. Р а б о т а   н а д   и л л ю с т р а ц и е й. Вспомните  п о с л е д о в а т е л ь н о с т ь   от закрашивания   больших   плоскостей   неба,   земли,   объектов   фона;   от   больших   пятен основного цвета героев сказки и их костюмов к проработке деталей (см. Приложение).   з а п о л н е н и я   листа   цветом: 1) Выполню домик желтым цветом. Стараюсь закрасить его так, чтобы не было видно мазков от кисти. 2) Теперь выполню большой кистью вертикальными мазками фон рисунка светло­ зеленым цветом. А после горизонтальными мазками закрашу поверхность пола. 3)   Выполню   цветом   охры   (желто­коричневым)   внутреннюю   поверхность   домика. Желтым цветом нарисую скорлупки на полу, а голубым – ядрышки. 4)   Заключительный   этап   посвящен   окраске   главного   героя   –   белочки.   Сначала выполню ее оранжевым цветом. Пока краска не высохла, по краям короткими штрихами, имитирующими шерсть зверька, прохожу коричневой краской. Оранжевый цвет должен влиться в коричневый и создать красивый переход из одного цвета в другой. Темно­зеленым   цветом   выполню   еловые   ветки.   Каждый   мазок   напоминает иголочку, поэтому его важно класть по форме. Коричневым цветом выполню отдельные уголочки, находящиеся в тени. Проработаю тонкой кистью мелкие детали – глаза, лапки и ушки у белочки, украшения у домика. Помните,   что   композиционное   расположение   главных   персонажей   сказки   надо показать и цветом. Для этого нужно использовать светлотный контраст. Я изображаю белочку насыщенным, темным цветом, и на светлом фоне домика она заметно смотрится. Рисунок закончен. VIII. Самостоятельная работа учащихся. З а д а н и е. Выполните самостоятельно иллюстрацию в цвете. Помните о тех цветах, которые вы подобрали для работы во время упражнения по цветоведению. Старайтесь использовать   в   работе   контрасты   света   и   тени,   цветовых   оттенков.   Кто   выполнит иллюстрацию раньше других, пусть придумает название к своей работе или подберет к ней соответствующие строчки из сказки. IX. Итог урока. 1. В ы с т а в к а   р а б о т  учащихся. У ч и т е л ь. Давайте обсудим ваши работы. У кого и что получилось наиболее удачно. Посмотрите,   какие   красивые   по   цвету   работы   демонстрируют   … (фамилии,   имена учеников). Работы   … (фамилия,   имя   учеников)отличаются   грамотно   продуманной цветовой гаммой и аккуратностью выполнения. Обратите внимание, как удачно выделил … (фамилия,   имя   ученика) самое   интересное   в   сюжете.   А   … (фамилия,   имя ученицы) грамотно подчеркнула цветом главное в рисунке. 2. О б о б щ е н и е   и з у ч е н н о г о  материала.  С иллюстрацией какого художника вы сегодня познакомились?  Как называлось произведение М. А. Врубеля?  Что является отличительной особенностью этой работы?  Как  художник  использует  контрасты  света  и  тени,  цветовых оттенков?

Урок по 3 класс ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ «СКАЗКИ О ЦАРЕ САЛТАНЕ» А. С. ПУШКИНА (гуашь)

Урок по 3 класс ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ «СКАЗКИ О ЦАРЕ САЛТАНЕ» А. С. ПУШКИНА (гуашь)

Урок по 3 класс ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ «СКАЗКИ О ЦАРЕ САЛТАНЕ» А. С. ПУШКИНА (гуашь)

Урок по 3 класс ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ «СКАЗКИ О ЦАРЕ САЛТАНЕ» А. С. ПУШКИНА (гуашь)

Урок по 3 класс ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ «СКАЗКИ О ЦАРЕ САЛТАНЕ» А. С. ПУШКИНА (гуашь)

Урок по 3 класс ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ «СКАЗКИ О ЦАРЕ САЛТАНЕ» А. С. ПУШКИНА (гуашь)

Урок по 3 класс ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ «СКАЗКИ О ЦАРЕ САЛТАНЕ» А. С. ПУШКИНА (гуашь)

Урок по 3 класс ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ «СКАЗКИ О ЦАРЕ САЛТАНЕ» А. С. ПУШКИНА (гуашь)

Урок по 3 класс ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ «СКАЗКИ О ЦАРЕ САЛТАНЕ» А. С. ПУШКИНА (гуашь)

Урок по 3 класс ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ «СКАЗКИ О ЦАРЕ САЛТАНЕ» А. С. ПУШКИНА (гуашь)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2018