ОГКОУ «Приволжская школаинтернат»
Открытый урок по чтению в 4 классе:
«Идёт волшебница зима»
Подготовила:
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Белова Любовь Алевтиновна Приволжск 2016 г.
Открытый урок по чтению:
«Идёт волшебница зима».
Цели:
o исследовать с помощью каких средств передаётся волшебство зимней
природы; формировать навык выразительного чтения; расширять
словарный запас;
o развивать зрительное восприятие, мышление, речь, творческое
воображение;
o воспитывать интерес к чтению, бережное отношение к природе.
Оборудование: компьютер, презентация, карточки. Ход урока.
1. Организационный момент.
Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома
Сыплет, сыплет снегснежок,
Начинаем наш урок.
2. Дыхательная гимнастика.
(Учитель читает на фоне музыки ветра)
Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают снежинки.
Сейчас мы превратимся в холодный ветер и будем дуть на снежинки.
(Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не
надуваем) – повторим 3 раза
А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом.
3. Речевая разминка.
Составить пословицы (соотнести левую сторону с правой). Слайд 1.
Мороз не велик, в большой мороз.
Береги нос да стоять не велит.
Прочитайте правильно первую пословицу. Объясните смысл.
Прочитайте вторую пословицу и объясните смысл.
4. Подготовка к восприятию нового материала.
Послушайте стихотворение.
Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело,
Точно пеленою все его одело.
Темный лес что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно…
О каком времени года это стихотворение?
Какие картины природы вы представили? Объявление темы урока: «Идёт волшебница зима»
Идёт волшебница зима
(Учитель крепит на доску карточку)
Почему зиму называют волшебницей? Мы ответим на этот вопрос, выполнив
исследовательскую работу. Цель нашего исследования показать
с помощью каких средств передаётся волшебство зимней природы.
Как можно передать волшебство зимы?
(Учитель крепит на доску карточку)
4. Работа по теме урока.
Послушайте и представьте:
В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь начал падать снежок.
Из какого стихотворения эти строчки? («Встреча зимы»)
Кто автор этого произведения? (И. Никитин)
Прочитайте это стихотворение наизусть.
(Читают 12 учся. Выставляются оценки.)
О начале какого времени года говорится в стихотворении? (Начало зимы).
По каким приметам вы это узнали? Прочитайте строчками из стихотворения.
С чем сравнивается снег? (Белый пушок).
Прочитайте строчки, в которых лес изображается как живое существо.
(Смотрит весело лес изпод чёрных кудрей).
Какие краски вы использовали бы для этого стихотворения?
Чтобы ответить на этот вопрос, выполним работу в парах.
Работа в парах. (Карточки со стихами. Приложение 1)
Перечитайте стихотворение про себя и раскрасьте в определённый цвет
столбик стихотворения. (1 пара 1столбик, 2 пара – 2столбик, 3 пара –
3столбик, 4 пара – 4 столбик)
Проверка. (Читаем, называем цвет, который выбрали и объясняем почему). Мы увидели начало зимы в таких красках, а известный художник Аркадий
Александрович Пластов сумел уловить и передать своеобразие начала зимы на
картине «Первый снег». Слайд 2.
Найдите на ней приметы первого снега. (Небольшие сугробы, видна земля,
на берёзе ещё сохранилась листва).
Почему художник изобразил детей? (Чтобы показать, что первому снегу
радуется не только природа, но и дети).
Как можно охарактеризовать настроение ребят? (Удивлённые, радостные)
Что представилось их взору?
Давайте вместе с героями картины опишем первый снег.
Для этого выполним работу в группах.
Работа в группах. (Карточки. Приложение 2)
1 группа подбирает словапризнаки для описания первого снега,
2 группа подбирает словадействия для снежинок.
Проверка. (Прочитать описание первого снега и что делают снежинки).
Ещё раз внимательно посмотрите на картину, и скажите, какие краски
использовал художник для того, чтобы изобразить первый снег.
Как вы думаете, удалось ли художнику передать волшебство начала зимы? С
помощью чего достигается это волшебство?
Краски
(Учитель крепит на доску карточку)
Таким образом, делаем вывод, волшебство начала зимы можно передать при
помощи красок.
Мы познакомились с двумя произведениями, изображающими волшебство
начала зимы. Что общего вы нашли в этих произведениях? (изображение
начала зимы, первого снега).
А в чём отличие? (на картине – с помощью красок, в стихотворении – с
помощью слов). Но необычных слов.
Давайте обратимся к рассказу «Зима в лесу» по И. СоколовуМикитову.
Попробуем найти эти необычные слова в этом рассказе.
6. Физкультминутка для глаз.
Послушайте пересказ этого рассказа (Выставляется оценка).
Как выглядит зимний лес? Прочитайте. Выполним работу в парах.
Работа в парах. (Карточки с описанием зимнего леса и ноты. Ответ
записываем на нотах. Приложение 3)
С чем сравнивается первый снег?
чистая белая скатерть
Какое выражение нам говорит о том, что снега выпало много?
тяжёлые белые шапки
Найдите и запишите слово, которое говорит о лесе, как о живом
существе.
притих
С чем сравниваются звериные и птичьи следы на снегу?
красивые узоры
Проверка. (Выходят и на нотный стан крепят ноты)
Посмотрите, какая красивая мелодия у нас получилась.
Как писатель передаёт волшебство зимней природы?
слова
(Учитель крепит на доску карточку)
Об этом удивительном времени года поэтами и писателями написано
много стихов и рассказов, художниками – картин, а композиторами
много музыки.
Сейчас мы прослушаем музыкальное произведение Петра Ильича
Чайковского, который написал альбом «Времена года», в котором 12
пьес по названиям месяцев года. Пьеса, которая сейчас прозвучит,
называется «Январь».
Как композитор передаёт волшебство зимней природы?
звуки (Учитель крепит на доску карточку)
На протяжении урока мы провели исследовательскую работу.
Посмотрите на доску и скажите, при помощи каких средств можно
передать волшебство зимней природы?
Волшебство зимней природы побуждает людей творить: художников –
красками, композиторов – звуками, поэтов и писателей –
выразительными средствамисловами.
Попробуем и мы, используя эти средства, передать красоту этого
удивительного времени года. Перед вами лежат репродукции картин, на
которых изображены зимние пейзажи. Представьте себе, что ваша
картина ожила. Расскажите о том, какие звуки вы услышали, какие
краски увидели.
Проверка. (Читают учся)
Чей рассказ понравился больше? Почему?
Д/з.
Подготовить рассказ по выбору на темы: «Первый снег», «Каким я
видел снег в лесу», «Каким я видел снег однажды вечером», «Снег».
Рефлексия.
Какое настроение осталось после сегодняшнего урока? У меня на столе
белые и синие снежинки. Если на уроке было интересно и вы не
испытывали трудностей, берём синюю снежинку. Если не понравилось,
и вам было трудно – то берём белую снежинку. Крепим их на доску.
Урок по чтению "Идёт волшебница-зима"
Урок по чтению "Идёт волшебница-зима"
Урок по чтению "Идёт волшебница-зима"
Урок по чтению "Идёт волшебница-зима"
Урок по чтению "Идёт волшебница-зима"
Урок по чтению "Идёт волшебница-зима"
Урок по чтению "Идёт волшебница-зима"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.