Урок по чтению на тему "Гласные и согласные звуки" (1 класс).

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок по чтению в период обучения грамоте в первом классе на тему "Гласные и согласные звуки". Разработан в соответствии с ФГОС. Цель урока: познакомить с понятиями: «гласный звук», «согласный звук»; способствовать формированию умения: наблюдать за артикуляцией гласных и согласных звуков, выявлять различия, называть особенности гласных и согласных звуков; различать графические обозначения гласных и согласных звуков, использовать их при моделировании слов.Урок по чтению в период обучения грамоте в первом классе на тему "Гласные и согласные звуки". Разработан в соответствии с ФГОС.
Иконка файла материала Урок 7. Гласные и согласные звуи.docx
Урок 7. Гласные и согласные звуки. Познакомить с понятиями: «гласный звук», «согласный звук». Способствовать  формированию умения: наблюдать за артикуляцией гласных и согласных звуков, выявлять различия. Называть особенности   гласных   и   согласных   звуков.   Различать  графические   обозначения   гласных   и согласных звуков, использовать их при моделировании слов.  Способствовать осознанию значимости чтения для дальнейшего обучения, саморазвития. Предметные. Научатся:     Анализировать  слово   с   опорой   на   его   модель:  определять  количество   слогов, называть ударный слог, определять количество и последовательность звуков в слове, количество звуков в каждом слоге, выделять и называть звуки в слове по порядку. ­ Различать гласные и согласные звуки, четко их произносить; ­ Познакомятся со слиянием согласного звука и гласного, его графическим изображением; ­ Выделять в слове слоги­слияния, называя звуки из которых они образуются; ­ Познакомятся со слогом, состоящим из одного гласного звука; ­   Составлять   схемы   слов,   состоящие   из   слога­слияния   и   гласного   звука,   слогов­слияния   и примыкающих слогов. Метапредметные. Личностные. Научатся:  ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». Получат   возможность   для   формирования:  интереса   (мотивации)   к   учению  посредством создания эмоциональной обстановки;  внутренней позиции школьника на уровне  положительного отношения к школе, роли ученика;  Регулятивные. Научатся: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; ­ оценивать результаты своей работы. П   олучат   возможность   научиться:  определять   и   формулировать   с   помощью   учителя   цель деятельности на уроке;  ­ адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;  ­ определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя; ­составлять план выполнения заданий на уроке под руководством учителя. Познавательные. Научатся:  отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике; ­ понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; ­ понимать знаки и символы. Коммуникативные. Научатся: отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; ­ слушать и понимать других; ­ включаться в групповую работу, связанную с общением. ­ работать в паре. Комбинированный. Фронтальная, индивидуальная, работа в парах. Словесный (беседа, объяснение, работа с учебником); наглядный (иллюстрации, показ слайдов); практический. Гласный звук, согласный звук, слог ­ слияние.  Цель урока. Планируемые результаты. Тип урока. Формы  организации УПД  учащихся: Методы организации УПД  учащихся: Основное содержание темы, понятия и термины. Необходимое оборудование и программное обеспечение: Презентация PowerPoint, учебник   Азбука   (с.14­15),   «светофор»   для   оценки   своей   работы;   На доску: план работы на уроке:  Что уже знаем?  Что хотим узнать?  Зачем?  Удалось ли? Рисунок «Мудрая сова».УУД   Личностные. формируется интерес (мотивация) к учению посредством создания эмоциональной обстановки. Регулятивные. Научатся: организовывать   свое рабочее   место   под руководством учителя.   Личностные. формируется интерес (мотивация) к учению посредством создания эмоциональной обстановки. Познавательные. Научатся: понимать   заданный вопрос, в соответствии   с   ним строить   ответ   в устной форме.   Ход урока. Этап урока 1.Мотиваци я учебной деятельност и. 2 мин. Деятельность учителя Итак, друзья, внимание ­ Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее – Начнем скорей урок Обучения грамоте Деятельность обучающихся. 2.Актуализация знаний и  фиксация  затруднений в  деятельности. 5 мин. ­ На парте вы видите: учебник «Азбука»,  светофор для самооценки, листочки для  самостоятельной работы. ­ Как вы,  думаете, какая работа предстоит на этом уроке? ­ Что для этого должны будем сделать?  ­ Готовы? Тогда  вперед!  ­ Работать будем как обычно по плану: ­ Что уже знаем? ­ Что хотим узнать? ­ Зачем? ­ Удалось ли? ­ Итак, что уже знаем? Напомните мне, о чем мы говорили на прошлом уроке? ­ Какие звуки называются речевыми? ­Для чего нужны такие звуки? ­ Приведите пример неречевых звуков? Задание 1. (Учитель вывешивает рисунок на доску). ­ Составьте предложение по схеме и рисунку. ­ Из чего состоят предложения? ­ Сколько слов в  предложении? ­ Как пишем первое слово в предложении?  ­ Почему последнее слово в схеме  написано с большой буквы? ­ Каким видом речи мы пользовались, когда составляли предложение? ­ Что такое устная речь? Узнать новое. Понять,   что   не   знаем,   а потом открыть новое. Узнали,   что   звуки   мы слышим и произносим. Звуки в   окружающем   нас   мире могут   быть   речевыми   и неречевыми. Все   звуки,   которые   издают люди,   называются   звуками речи (речевыми звуками).   С   их   помощью   люди общаются друг с другом. Приводят примеры. Девочка   делает   прическу Барби. Из слов. 4. С большой буквы. Имена     пишутся   с   большой буквы. Устной речью. Все   что   мы   произносим   и­ Что повторили, выполняя задание? Задание 2. ­   Отгадайте   загадки.   Отгадки   запишите   с помощью схем. Определите сколько слогов в слове и поставьте ударение. Сделал дыру, вырыл нору,  Солнце сияет, а он не знает. Заворчал живой замок,  Лег у двери поперек.  Две медали на груди.  Лучше в дом не заходи! Рыжая с пушистым хвостом  живет в лесу под кустом.  ­ Ребята, посмотрите у нас на уроке «Мудрая сова»   и   она   предлагает   вот   такую   схему  к слову лиса.    (Учитель открывает створку и показывает  схему). ­Кто знает, что показывает нам эта схема?  ­Итак, что обнаружили, можем сразу  разобраться, что предлагает нам «Мудрая  сова»?  ­Что мы должны сделать?  ­ Мы знакомились с такими схемами слов?  ­Что мы не знаем? ­А как вы думаете нам надо это узнать?   (Учитель вывешивает солнышко на доску). ­ Ребята, посмотрите, появилось солнышко. А если появилось  солнышко,  значит, нам пора сформулировать тему и цель урока. ­   Откройте   учебник   на   с.14­15.   Найдите   и прочитайте тему урока. ­ Кто прочитает тему урока для всех? ­Тема  урока сегодня: «Гласные  и согласные звуки». ­ Давайте вместе сформулируем цель урока. Что хотим узнать?  (Учитель обобщает). ­  Сегодня   на   уроке   мы   познакомиться   с гласными   и   согласными   звуками, научимся   их   различать   и   обозначать   на схеме слов.     Выявление и 3. места причины затруднений. 3­4 мин.  4. Построение проекта выхода из затруднения. 4­6 мин.   слышим – это устная речь. Составляли   предложение   к схеме.   Вспомнили:   начало предложения, имена пишутся   с   большой   буквы; устную   речь   мы   слышим   и произносим. загадки, (Отгадывают выходит ученик и записывает схему   слова   на   доске. Комментирует).   Крот. Один слог (Дети   вспоминают,   что   в односложных словах ударение не ставим).   Собака.  Три слога,  2­й ­  ударный. Лиса.  Два слога, 2­й ­  ударный. Предполагают. Обнаружили затруднение. (Разобраться,   где   возникло затруднение) Нет.  Что   обозначают   цветные треугольники. Да. Читает один ученик. Высказывают предположение. Чтобы   наша   речь   была Регулятивные. П   олучат возможность научиться: определять и формулировать   с помощью   учителя цель   деятельности на уроке.   Познавательные. Учатся   отвечать   на простые   вопросы учителя,   находить нужную информацию учебнике. в   Коммуникативные. Учатся   слушать   и понимать других.Предметные.  Учатся:  выделять ударный   слог   при произнесении   слова (большей силой голоса,   протяжным произношением). Называть  способы выделения   ударного слога в слове (в том   «позвать» числе:  Различать слово), ударные и безударные слоги. Обозначать ударный   слог   на схеме слова условным знаком. Познавательные. Учатся   понимать заданный   вопрос,   в соответствии   с   ним строить   ответ   в устной форме. Регулятивные. П   олучат возможность научиться: определять цель выполнения   заданий на   уроке   под руководством учителя; Коммуникативные. Учатся   слушать   и понимать других.     Физкультми нутка. 2 мин. 5. Реализация построенного проекта. 5­8 мин. ­ Зачем мы хотим это узнать?  Раз – подняться, потянуться, Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть. которые издают насекомые, животные, скрип, шелест. Всё имеет свои звуки. (На   доску   учитель   вывешивает   рисунок   с изображением аиста). ­ Ребята, кто это? ­ Что вы знаете об аистах? ­ Давайте произнесем слово аист хором. ­ Запишем с х е м у  этого слова: ­ Сколько слогов в этом слове?  ­ Произнесите  первый  слог.  Сколько  звуков вы слышите?  ­ Произнесите второй слог.  ­   Произнесем   этот   слог   протяжно, замедленно.  ­ Сколько в нем звуков?  ­ Какой первый звук?  ­ Какой второй?  ­ Какой третий?  ­ Сколько же всего звуков в слове?  ­  Сколько в первом слоге?  ­ Сколько во втором?  (Учитель рисует схему на доске и пояснят). Каждый   звук   обозначаем   клеточкой. Клеточки   располагаются   одна   за   другой слева направо. Длинной поперечной чертой отделяем один слог от другого. ­ Какой слог ударный?  Докажите. ­ Ч т о   м ы   с е й ч а с   с   в а м и   д е л а л и ? ­   К а к о й   в ы в о д   с д е л а е м ? ­   Произнесите слово аист. Одинаково ли мы произносим все звуки? ­ Произнесите звук [а]. Произнесите [т]. ­ Как вы думаете, чем отличается первый звук слова от последнего?  (Учитель обобщает). При   произнесении   звука   [a]   выдыхаемый воздух во рту не встречает никаких преград, при   произнесении   же   звука   [т]   преграда есть – язык и зубы плотно сомкнуты.  Те   звуки,   которые   произносятся   без правильной и грамотной. Аист. Ответ детей. Один   ученик   записывает схему на доске.   2  протяжно Учащиеся произносят   несколько   раз первый   слог   и   делают в ы в о д ,   что   он   состоит   из одного звука. (­ист.) (иииссст.) Три.  (иии.) (ссс.) (т.) 4­е Один. Три.  Первый.   Он   произносится   с большей силой.  Делили   слово   на   слоги, считали количество звуков в слове. Слова   состоят   из   звуков, которые   следуют   друг   за другом в строгом порядке. Произносят. Делают вывод. Произносят   все   вместе,   а потом каждый сам. Варианты ответов детей.преград, поются, – называются гласными. Те   звуки,   которые   произносятся   с затруднением,   как   бы   через   преграду, называются согласными. ­   Для того чтобы различать гласные звуки на схемах, обозначим их красным цветом. (На наборном полотне выставляются два красных квадратика – обозначение гласных звуков [a] и [и] – и добавляются к ним два белых квадратика – обозначение согласных звуков [с] и [т]). ­ Итак, ребята, какие бывают звуки? ­ Чем гласный звук отличается от согласного? ­ Как обозначаем на схеме гласный звук? ­   Кто   прочитает,   какие   сведения   нам сообщает мудрая сова. ­ Что обозначает  квадратик? ­ А прямоугольник? ­   Давайте   разберемся.   Посмотрите,   что изображено в нижнем правом углу  с.15? ­ Какое дерево склонилось над прудом?  ­ Посчитайте, сколько слогов в слове ива?  ­ Произнесите первый слог. ­   Сколько   звуков   вы   услышали   в   первом слоге? Произнесите первый звук.  ­ Что можете о нем сказать?  ­ Произнесите второй слог.  ­   Сколько   звуков   вы   слышите   во   втором слоге?  ­ Какой гласный?  (Учитель обобщает). В слоге  ­ва  два звука  тесно  между   собой связаны,   они   слились   вместе   и   поэтому произносятся за один раз, без всяких (даже мельчайших) остановок, неразрывно друг от друга.   Обозначать   такое   слияние согласного   с   гласным   мы   будем   не   двумя клеточками, вот так:  При таком изображении видно, что в слоге ­ва  два   звука,   слог   начинается   согласным звуком,   а   заканчивается   гласным,   они слиты друг с другом. Вот почему согласный вместе   с   гласным   будем   называть слиянием.  Итак,   ребята,   что   называется   слога   ­ слиянием? Звуки   бывают   гласные   и согласные. Ответ детей. Красным цветом. Читает один ученик. Один звук. Предположение  детей. Дерево.  Ива. 2 слога. И­ [и]. Он гласный. ­ва 2. Звук [a].Физкультминут ка 2 мин. 6.Первично е закреплени е с проговарива нием во внешней речи. 4-5 мин. Буратино потянулся,  Раз – нагнулся,  Два – нагнулся,  Три – нагнулся.  Руки в стороны развел,  Ключик видно не нашел.  Чтобы ключик нам достать,  Нужно на носочки встать. Работа по учебнику: с. 14. ­ Кто изображен в нижнем левом углу?  ­ Сколько слогов в слове куры?  ­ Произнесем каждый слог протяжно. ­ Сколько гласный звуков услышали?  ­ Назовите их. ­ Произнесите первый слог. ­ Что можете о нем сказать?  ­ Произнесите второй слог.  ­ Что можете сказать о нем? ­  Составим с х е м у  данного слова: ­ Поставьте ударение.  ­ Произнесите слово целиком с ударением на  первом слоге. 2) Аналогичная работа проводится со словом гуси. ­   Почему   у   слов  куры  и  гуси  одинаковые схемы?  ­ Сделайте вывод, что мы повторили и  чему научились, выполняя задание. 7.Самостоят ельная работа. 3-5 мин. Приготовьте листочки, - для самостоятельных работ. - Я называю вам слово, а вы записываете схему, делите на слоги и ставите ударение и обозначаете звуки. Слово: рука. - Проверьте, правильно ли вы выполнили задание. - Сколько слогов в слове рука? - Какой слог ударный? - Сколько звуков в слове? - Какие гласные? - Встаньте, у кого есть ошибки. (Учитель разбирает случаи ошибок). Согласный   звук   вместе   с гласным   звуком   называется слога­слиянием. Куры 2 2             звука, которые слияние Ку­. Два образовали согласного с гласным. ­ ры. Два образовали согласного с гласным. Ученик составляет схему на доске. Ударение   падает   на   первый слог. которые слияние звука, Предметные. Учатся   называть способы   выделения ударного   слога   в слове   (в   том   числе: «позвать»   слово); Различать  ударные и безударные слоги. Обозначать ударный   слог   на схеме слова условным знаком. Познавательные. Учатся   понимать заданный   вопрос,   в соответствии   с   ним строить   ответ   в устной форме. Коммуникативные. Учатся   слушать   и понимать других.     Оба   слова   состоят   из   двух слогов­слияния, ударение падает на первый слог. Повторили   деление   слов   на слоги, учились считать звуки в   словах   и   делать   звуковые схемы слов. Самостоятельно выполняют задание. Один ученик у доски. Регулятивные. П   олучат возможность научиться: определять цель выполнения   заданий на   уроке   под руководством учителя;   Учились составлять схемы слов, делить слова на слоги,8.Включени е в систему Повторение. знаний. 5-8 мин. - Сделайте вывод, чему учились, выполняя задание? Игра «Узнай гласный звук» слышите слово, начинающееся с гласного звука, тогда вы молчите. ириска, эхо, шишка, Оля. согласный». Когда слышите первый согласный звук в слове – хлопок в ладоши. игра, носорог, щенок. Игра «Узнай гласный звук». Я буду называть слова, если вы слышите слово, начинающееся с гласного звука, тогда вы молчите. ­   Я   буду   называть   слова,   если   вы   слышите слово, начинающееся с гласного звука, тогда вы хлопаете, если с согласного – молчите. Слова:  машина,   аист,   урок,   кукла,   ириска, эхо, шишка, Оля. ­   А   теперь   игра  ­ согласный».  согласный звук в слове – хлопок в ладоши. Молодцы! ­ Сделайте вывод, чему учит эта игра?  наоборот  «Узнай Когда   слышите   первый Работа в паре. ­   Найдите   в   учебнике   значок,   который подсказывает нам, о том, что надо поработать в паре. Покажите его соседу по парте. ­ Напомните правила работы в паре. ­   Рассмотрите   рисунок   на   с.14­15.   Что изображено на рисунке? Задание. Задайте   друг   другу   по   три   вопроса   по рисунку.   Придумайте   рассказ   «Лето   в деревне». ­ Кто готов подарить ответ классу? ­   Сделайте  вывод,  что   повторили,   чему учились, выполняя задание? Слого­звуковой   разбор   слова  голуби  (с опорой на схему). ­ Сколько слогов в слове  голуби?  ­ Произнесем каждый слог протяжно. ­ Сколько гласный звуков услышали?  ­ Назовите их. ­ Произнесите первый слог. ­ Что можете о нем сказать?  ­ Произнесите второй слог.  ­ Что можете сказать о нем? ­ Третий. Что можете сказать о нем? ­ Произнесите слово целиком с ударением на  первом слоге. ­   Сравните   схему   этого   слова   со   схемами предыдущих   слов.   Укажите   их   сходство   и различие.  - Сделайте вывод, чему учились, выполняя задание? определять ударный слог, определять количество звуков и отмечать гласные на схеме. Выполняют задание. Различать   согласные   и гласные звуки на слух. Ответ детей. Дети   выполняют   задание. Показывают знак готовности пары к ответу. 2­3 пары. Ответ детей.   3 3. Предметные. Учились обозначать ударный слог на схеме слова условным   знаком. Подбирать  слова   к заданным   схемам   и приводить  примеры слов с ударением на первом,   втором   или третьем слоге. Классифицировать слова  по количеству слогов   и   месту ударения. Учились называть  способы выделения   ударного слога   в   слове (перестановка ударения   в   слове (т.е.   произнесение его   с   ударением   на первом   слоге,   на втором, на третьем и т.п.)).  Регулятивные. П   олучат возможность научиться: определять цель выполнения   заданий на   уроке   под руководством учителя. Коммуникативные. Учатся включаться в групповую   работу, связанную с общением. Работать в паре.       звука, Два образовали согласного с гласным. которые слияние     С х о д с т в о :   все   слоги   – слияния; ударение падает на первый   слог.  Р а з л и ч и е :   в словах куры и гуси два слога, а в слове голуби – три. Учились   делать   слого­ звуковой разбор слов.9. Рефлексия. 2-3 мин. Познакомиться с гласными и согласными звуками, научимся   их   различать   и обозначать на схеме слов.   Регулятивные. Учатся   оценивать результаты   своей работы. Звуки, которые не встречают преград при произношении. Внимание, терпение, и т.д. Самооценка деятельности. ­ Какую цель ставили сегодня на уроке? ­ Удалось ли достичь цели? ­ Какие звуки называются гласными? ­   Как   обозначаем   гласный   звук   на   схемах слов. ­ Какие звуки называются согласными? ­ Что такое слог­слияние? ­ Что вам помогло достичь целей  урока? ­   А   теперь   приготовьте   «светофоры»   для оценивания своей работы. ­   У   каждого   на   парте   лежать   по   три кружочка: красный, желтый и зеленый. ­ ЗЕЛЕНЫЙ кружок – все понятно, могу идти дальше. ­ ЖЕЛТЫЙ кружок  ­ есть затруднения, надо повторить. ­ КРАСНЫЙ кружок ­  материал не усвоили, не готовы перейти к изучению новых тем на последующих уроках. ­   Старайтесь   оценивать   свои   результаты честно и справедливо.