Урок по чтению на тему "Гласный звук [а], буквы А, а."
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
чтение
1 кл
01.04.2018
Урок по чтению в период обучения грамоте в первом классе на тему "Гласный звук [а], буквы А, а." Разработан в соответствии с ФГОС. Цель урока: формировать знания учащихся о звуке [а]буквах А а; умение выделять данный звук в словах, определять место звука в слове; составлять схему слова; находить букву а в словах, читать слоги и слова с данной буквой.Урок по чтению в период обучения грамоте в первом классе на тему "Гласный звук [а], буквы А, а" Разработан в соответствии с ФГОС.
Урок 10. Тема Гласный звук [а], буквы А, а..docx
Урок 10. Тема: Гласный звук [а], буквы А, а.
Формировать знания учащихся о звуке [а]буквах А а; умение выделять данный звук в словах, определять место
звука в слове; составлять схему слова; находить букву а в словах, читать слоги и слова с данной буквой. Учить
выполнять правила поведения в школе.
Способствовать осознанию значимости чтения для дальнейшего обучения, саморазвития.
Предметные.
Научатся:
Выделять звук [а] в процессе слогозвукового анализа с опорой на предметный рисунок и схемумодель слова.
Наблюдать за особенностями произнесения звука [а].
Характеризовать выделенный звук с опорой на таблицу. Доказывать, что звук [а] гласный.
Слышать звук [а] в произносимых словах, определять место нового звука в слове.
Приводить примеры слов со звуком [а] в начале, середине, конце слова.
Узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатные и письменные буквы А, а.
Соотносить звук [а] и букву, его обозначающую. Опознавать новые буквы в словах и текстах на страницах
азбуки.
Определять место изученной буквы на «ленте букв».
Метапредметные.
Личностные.
Научатся ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа»,
«семья».
формирование интереса (мотивации) к учению посредством создания эмоциональной обстановки.
Получат возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного
отношения к школе, роли ученика;
Регулятивные.
Научатся: организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
Оценивать результаты своей работы.
П олучат возможность научиться: определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на
уроке; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;
определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя;
составлять план выполнения заданий на уроке под руководством учителя.
Познавательные.
Научатся:
отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
понимать знаки и символы.
Коммуникативные.
Научатся: отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
слушать и понимать других;
включаться в групповую работу, связанную с общением.
работать в паре.
Комбинированный.
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Словесный (беседа, объяснение, работа с учебником); наглядный (иллюстрации, показ слайдов); практический.
Гласный звук [а], буквы А, а.
Презентация PowerPoint, учебник Азбука (с.2023), «светофор» для оценки своей работы; план: Что уже знаем?
Что хотим узнать? Зачем? Удалось ли? Листочки для самостоятельной работы.
Цель урока.
Планируемые
результаты.
Тип урока.
Формы организации
УПД учащихся:
Методы организации
УПД учащихся:
Основное содержание
темы, понятия и
термины.
Необходимое
оборудование и
программное
обеспечение: Ход урока.
Деятельность учителя
Сегодня нам предстоит потрудиться и узнать много
нового и интересного.
Готовы приступить к работе?
Тогда вперед! Будем работать по плану: что уже
знаем? Что хотим узнать? Зачем? Удалось ли?
Артикуляционная гимнастика.
Послушайте сказку и выполните «зарядку для
язычка».
Жил был на свете весёлый Язычок. У него был свой дом
рот.
Стены щеки (дети надувают щеки), окнагубы и зубы
(дети улыбаются и показывают зубы) Язычок был очень
аккуратный. Каждый день он наводил порядок в своем
домике: чистил стены (дети проводят языком по
внутренней стороне щек),потолок(.. по нёбу),мыл пол (…
по внутренней стороне нижней челюсти), протирал окна
(дети широко открывают рот и проводят языком по
верхним и нижним зубам).
А когда весёлому Язычку становилось скучно, он распевал
песенки. Давайте и мы с ним споем такую песенку.
(Песенка гласных а, о, у, ы, э, я, ё, ю, и, е)
Так у Язычка незаметно и день пройдет. Устанет язычок,
дверку закроет и спать уляжется.
Давайте вспомним, что мы уже знаем?
Ребята, когда язычок пел песню, что он произносил?
На какие две группы делятся звуки речи?
Какие звуки мы называем гласные?
А согласными?
Как обозначаем гласные звуки на схеме? А согласные?
Что называем слогослиянием?
Молодцы!
Отгадайте загадки.
Богиня инструментов всех – звучит журчанье, шелест.
По струнам пальцы пролетят – что даже птицы замолчат.
Деятельность
обучающихся.
Звуки.
На гласные и согласные.
При произношении,
которых выдыхаемый воздух
не встречает преград.
При произношении, которых
выдыхаемый
воздух
встречает преграды.
Ответ детей.
Этап урока
1.Мотивация
учебной
деятельности
.
2 мин.
2.Актуализац
ия знаний и
фиксация
затруднений
в
деятельности
.
5 мин.
3. Выявление
места и
причины
затруднений.
34 мин.
Крылья как у птицы,
Круг над головой,
Живёт над нашей крышей,
Хранит он нас с тобой!
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
На доске рисунки: ангел, арфа, аист
Слова: ангел, арфа, аист
УУД
к
Личностные.
формируется
интерес
(мотивация)
учению
посредством
создания
эмоциональной
обстановки.
Регулятивные.
Научатся:
организовывать
свое рабочее место
под руководством
учителя.
Познавательные.
Научатся:
понимать заданный
вопрос,
в
соответствии с ним
строить ответ в
устной форме.
Регулятивные.
П олучат
возможность
научиться:
определять
и
формулировать с
помощью учителя
цель деятельности
на уроке.
Познавательные.
Учатся отвечать на
простые вопросы
учителя, находить
нужную
информацию
учебнике.
в
Коммуникативны
е. Ребята, посмотрите на доску и назовите предметы,
которые изображены на рисунках. Что объединяет
слова, которые вы произнесли?
Какой это звук гласный или согласный? Почему?
(Учитель вывешивает солнышко на доску).
Ребята, посмотрите, появилось солнышко. А если
появилось солнышко,
значит,
нам пора
сформулировать тему и цель урока.
Определите тему нашего урока.
Тема урока сегодня: «Гласный звук [а], буквы А, а.».
Давайте вместе сформулируем цель урока.
Что хотим узнать на уроке?
(учитель обобщает сказанное)
Сегодня на уроке мы познакомимся с гласным
звуком [а], буквами А, а. Научимся выделять данный
звук в словах; составлять схему слова, читать слоги.
Как вы считаете, для чего (зачем) надо это знать?
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
4.
Построение
проекта
выхода из
затруднения.
46 мин.
Физкультми
нутка.
2 мин.
5.
Реализация
построенного
проекта.
58 мин.
Знакомство со звуком [а]. (По картинке АРФА.)
Ребята, как называется этот чудный инструмент?
Скажите ребята, какой звук слышится в начале
слова АРФА?
Подпоём арфе: «Ааа». Ах, как играла арфа!
С каким звуком мы познакомились?
Звукобуквенный анализ слова и определение
слоговой структуры.
Произнесём название инструмента по слогам.
Произнесём и потянем самый первый звук в этом
слове.
Какой звук мы слышим и как он произносится?
Назовите звуки в первом слоге.
Будет ли этот слог слогом слияния?
Произнесите второй слог и подумайте, будет ли
этот слог слогомслиянием?
Чем интересен для нас этот слог?
Как слышится согласный звук [ф] в слогеслиянии,
когда за ним следует гласный звук [а]?
начинаются со звука [а].
Звук [а] гласный, потому
что при его произношении
выдыхаемый воздух не
встречает преград.
Учатся слушать и
понимать других.
Предполагают.
Высказывают
предположение.
Ответ детей.
Арфа.
Звук [а].
Дети повторяют это
предложение.
Мы познакомились
с гласным звуком [а].
«Арфа». В этом слове
два слога.
«Ааарфа».
Звук [а] — гласный; рот
широко открыт, воздух
проходит
спокойно,
не встречая на своём пути
препятствия.
«[а], [р]».
Нет.
Это отдельные
звуки, т. е. это обратный
слог.
Да, это слогслияние —
[фа].
Мы слышим здесь гласный
звук [а]).
Звук [ф] в слогеслиянии
со звуком
[а]
произносится твёрдо.
Это твёрдый согласный
звук.
Аарфаа.
Познавательные.
Учатся понимать
заданный вопрос, в
соответствии с ним
строить ответ в
устной форме.
Регулятивные.
П олучат
возможность
научиться:
определять цель
выполнения
заданий на уроке
под руководством
учителя.
Коммуникативны
е.
Учатся слушать и
понимать других.
Произнесём всё слово ещё раз и долго потянем
[Ар], [фа]. Второй слог — первый и последний гласные звуки.
Работа со звуковыми схемами.
Произнесите слово по слогам и составьте его
звуковую схему, используя модели звуковых схем.
Произнесите слово полностью и определите
ударный слог. Какой звук ударный?
Сделайте вывод, что узнали о звуке а, выполняя
задание?
Откройте учебник на с.20. Найдите, что нам
сообщает Мудрая сова сегодня на уроке?
Ребята, звук [а] обозначают буквой А. Посмотрите
на изображение этих букв в азбуке на с.21. Они
изображены на красном фоне. Кто помнит почему?
А теперь познакомимся с этой буквой.
Первая заглавная буква А, втораястрочная буква а.
Заглавные буквы нужны для того, чтобы показать на
письме начало предложения, кроме того, некоторые
слова принято писать с большой буквы. Например,
имена людей, название рек, городов и т.д.
Постепенно вы узнаете об этих правилах русского
языка.
Найдите в своих кассах печатную букву А и
покажите.
Прочитайте хором с доски.
А.А.А. А!А!А! А?А?А?
Молодцы!
А теперь прочитайте, что нам сообщает Мудрая сова
о букве А с.21.
Повторим все вместе правило.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Знакомство со звуком [а]. (По картинке АИСТ.)
Произнесите слово по слогам.
Произнесите первый слог. Что вы можете про него
сказать?
Сколько звуков вы слышите во втором слоге?
Слышите ли вы во втором слоге звук [а]?
Подумайте, есть ли во втором слоге слогслияние?
Звукобуквенный анализ слова, определение
слоговой структуры, составление звуковой схемы.
Составьте звуковую схему к слову АИСТ.
Произнесите слово полностью и определите
ударный слог.
Какой звук ударный?
Что мы узнали про гласный звук?
Физкультми
нутка
2 мин.
6.Первичное
закрепление
с
проговарива
нием во
внешней
речи.
45 мин.
слогслияние.
Первый гласный звук [а].
Узнали, что звук [а]
гласный, может быть
ударным и безударным.
Читает один ученик.
Гласный звук обозначаем
на схеме красным цветом.
Эта буква обозначает
гласный звук
Читает один ученик.
Познавательные.
Учатся понимать
заданный вопрос, в
соответствии с ним
строить ответ в
устной форме.
Регулятивные.
П олучат
возможность
научиться:
определять цель
выполнения
заданий на уроке
под руководством
учителя.
Коммуникативны
е.
Учатся слушать и
понимать других.
из одного
А-ист.
Он состоит
звука [а].)
[и], [с], [т] — три звука.
Нет.
Нет. Здесь все раздельные
звуки.
Показывают на схеме.
Ударный первый слог.
Ударный звук гласный [а].
Он может быть ударным
и может один образовать
целый слог.
Звук [а]
образовал первый слог.
Ударный гласный звук
всегда слышится чётко,
ясно [а]. Как слышится ударный гласный звук?
Ответ детей.
С каким звуком мы познакомились и что интересного
о нём узнали?»
Вывод: Мы познакомились с гласным звуком [а].
Один гласный звук может образовать целый слог.
Гласный звук может быть ударным и безударным.
Ударный гласный звук слышится чётко и ясно.
В слогеслиянии согласный звук произносится
твёрдо, если за ним следует гласный звук [а]. Звук
мы слышим и произносим!
Посмотрите, на с.21, какие предметы изображены
на рисунке?
Сколько звуков [а] слышится в словах: астра, айва,
азбука. Какой звук ударный?
Составьте звуковую схему к слову азбука
Что повторили, выполняя задание?
Один ученик на доске.
Учились
составлять
звуковые схемы к словам.
7.Самостояте
льная
работа.
35 мин.
Кто желает прочитать текст под синим ромбиком?
Найдите и подчеркните все буквы А в тексте.
Молодцы!
Что учились делать, выполняя задание?
Читает один ученик.
Читать, искать буквы в
словах
8.Включение
в систему
знаний.
Повторение.
58 мин.
Откройте учебник на с.22. рассмотрите иллюстрации
к сказке «Айболит».
Кто пришел лечиться к доктору Айболиту?
Задание.
Сравните слова ВОЛК и ЛИСА. Чем они похожи,
чем отличаются?
Сколько в них слогов?
Сколько букв? Сколько звуков?
Почему в словах разное количество слогов? (разное
количество гласных звуков).
Задание.
Вспомните сказку.
Составьте предложение про Аленушку по схеме.
Работа в паре.
Соотнесите рисунки и схемы. Найдите ошибку. В
каких словах есть буква а?
(Учитель напоминает правила работы в паре).
Правила работы в паре.
1.Думаю сам.
2. 1в проговаривает 2в, и наоборот.
3. Подарю ответ классу.
(Учитель показывает знак готовности пары к ответу).
Кто готов подарить ответ классу?
Что учились делать?
Ответ детей.
Соотносить рисунки и
схемы. Искать букву а.
9.
Рефлексия.
Какие буквы мы сегодня узнали?
Буквы А, а.
Гласный звук [а].
Звуки мы слышим и произносим!
по
Регулятивные.
П олучат
возможность
научиться:
определять цель
выполнения
заданий на уроке
под руководством
учителя.
Предметные.
Учатся:
Составлять
предложения по
сюжетной картинке
в соответствии с
заданными
схемами.
Определять
на
слух количество
слов
в
предложении.
Произносить
образцу
предложения
восклицательной
интонацией.
Познавательные.
Учатся понимать
заданный вопрос, в
соответствии с ним
строить ответ в
устной форме.
Регулятивные.
П олучат
возможность
научиться:
определять цель
выполнения
заданий на уроке
под руководством
учителя.
Коммуникативны
е.
Учатся слушать и
понимать других.
Регулятивные.
Учатся оценивать
результаты своей
с 23 мин.
Какой звук обозначают буквы А, а?
Чем отличается буква от звука?
Буквы мы видим и пишем.
работы.
Внимание, терпение, и т.д.
Самооценка деятельности.
Какая цель стояла перед нами на уроке?
Удалось ли достичь цель?
Что вам помогло достичь цели урока?
А теперь приготовьте «светофоры» для оценивания своей
работы.
ЗЕЛЕНЫЙ кружок – все понятно, могу идти дальше.
ЖЕЛТЫЙ кружок есть затруднения, надо повторить.
КРАСНЫЙ кружок материал не усвоил, не готов перейти к
изучению новых тем на последующих уроках.
Старайтесь оценивать свои результаты честно и справедливо.
Урок закончен. Спасибо!
Урок по чтению на тему "Гласный звук [а], буквы А, а."
Урок по чтению на тему "Гласный звук [а], буквы А, а."
Урок по чтению на тему "Гласный звук [а], буквы А, а."
Урок по чтению на тему "Гласный звук [а], буквы А, а."
Урок по чтению на тему "Гласный звук [а], буквы А, а."
Урок по чтению на тему "Гласный звук [а], буквы А, а."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.