Разработка урока по дисциплине "Основы философии" на тему "Античная философия". Используются активные методы обучения, групповая работа, работа в парах, самостоятельная работа. Применяются стратегии критического мышления. Обучающиеся могут оценивать свою работу сами, проводить взаимооценивание, преподаватель оценивает итоги работы. Домашнее задание разноуровневое, носит творческий характер.
Дисциплина: Основы философии
Тема урока: Античная философия
Цель урока:
Образовательная: изучить особенности философии античности,
философские идеи Фалеса, Анаксимендра, Анаксимена, Гераклита, Парменида,
Зенона, Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля, Эпикура. Рассмотреть
становление Римской историографии, особенности
греческой философии,
космологии, культуру древнегреческой скульптуры и архитектуры, развитие науки.
В процессе изучения определить непрерывную связь грекоримской философии и
культуры.
Развивающая: совершенствовать коммуникативные навыки
стедентов, умения анализировать, делать выводы, сравнивать.
Воспитательная: способствовать развитию мировоззрения,
основанного на общечеловеческих ценностях, культуру
межличностного общения.
Описание ожидаемого результата:
Знания: Основные понятия: античность, бытие, кинизм, пифагореизм,
эпикуреизм, стоицизм, гностицизм, неоплатонизм, эманация.
Умения: уметь характеризовать философские идеи античночти
Навыки: работать в парах, группах, индивидуально по заданию
Тип урока: Комбинированный
Методы: 1.Словесный 2. Наглядный 3. Практический 4.
Исследовательский 5. Репродуктивный, 6. Частично-поисковый 7.
Обяснительно-иллюстративный 8. Проблемный
Материалы, учебно-методическая литература, справочная
литература
1. Габитов Т. Х., Философия, учебник, А: Раритет, 2006.
2. Боженов А. Основы философии, «Фолиант», Астана, 2009г., 264 с.
Оборудование, наглядные пособия:
Учебники, раздаточный материал (тесты, задания)
Межпредметные связи:
Всемирная история, основы политологии и социологии,
культурология, основы праваХод урока
I. Организационноцелевой этап
Приветствие, отметка отсутствующих.
Целеполагание: Вспомните периодизацию всемирной истории.
Как можно разделить на периоды философский процесс?
«Мозговой штурм». Какие особенности в развитии общественной
мысли относятся к эпохе Античности? Почему Античность
занимает важное место в развитии философской мысли?
Домашнее
задание
Групповая
работа
(оценивается
спикером
группы)
Работа в паре
(взаимооценивание)
Индивидуальная
работа
(самооценивание)
Работа с текстом
(самооценивание)
Оценивание
Этап урока
Оценка
«Отлично» – выполнено
задание полностью,
высокая активность
«Хорошо» – задание
выполнено, средняя
активность
«Удовлетворительно» –
задание выполнено не
полностью, низкая
активность
II. Проверка домашнего задания.
1.Что включается в содержание термина «древневосточная философия»?
2.Когда и где начинает формироваться философия?
3.Перечислите факторы, способствовавшие формированию философского
мировоззрения.
4.Назовите мировоззренческие предпосылки возникновения древнеиндийской
философии.
5.Назовите мировоззренческие предпосылки возникновения древнекитайской
философии.
6.Расскажите о конфуцианстве, даосизме, буддизме.
III. Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала
Знакомство с планом урока
1.Философия античности – Фалес, Анаксимендр, Анаксимен, Гераклит, Парменид,
Зенон, Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур.
2.Становление Римской историографии. Греческая философия, космология.
3.Непрерывная связь грекоримской философии.
4.Культура древнегреческой скульптуры и архитектуры, развитие науки.
Стратегия «ЗХУ»
Заполнение таблицыЗнаю
Например, определение
«античности»
Хронологические рамки
Хочу узнать
Узнал
IV. Этап усвоения новых знаний
1. Работа в группах
1 группа Фалес, Анаксимендр, Анаксимен
2 группа Гераклит, Парменид, Зенон
3 группа Сократ, Демокрит, Платон
4 группа Аристотель, Эпикур
Выявить основные философские воззрения, первоначало всех вещей, вклад в
развитие науки, открытия
Составить кластер или схему
Выступление от групп
Оценивание
2. Работа в парах
1. Описать философские школы Античности.
2.В чем заключаются главные идеи философии Аристотеля?
3.Выявите особенности философии Античности.
4.Сравните основные положения философии Древнего Востока и Античности.
Сделайте выводы.
Обсуждения
Оценивание
3.Работа индивидуально
Сделайте анализ: Основными представителями направлений и школ античной
философии являются:
1.пифагорейцы (Пифагор) —
2.диалектика Гераклита (Гераклит) 3.элеаты (Парменид, Зенон) —
4.атомисты и наивные материалисты (Демокрит, Эпикур; Фалес, Анаксемен) —
5.софисты и Сократ —
6.платоники (Сократ, Платон, Плотин) —
7. школа Аристотеля
Взаимопроверка, оценивание
4. Заполнить пропуски в тексте
Главным вопросом в древнегреческой философии был _______. Родоначальник
греческой философии _________ рассматривал все существующее многообразие
вещей и явлений природы как проявление единого вечного начала – воды. УАнаксимена таким первоначалом и субстратом всех вещей является бесконечная
стихия _______. У Анаксимандра _______ неопределенное, вечное и
бесконечное, постоянно находящееся в движении первоначало. Главное произведение
Гераклита трактат _______. Гераклит в качестве субстанционально – генетического
начала Вселенной рассматривает _______.
Ответы: вопрос о первоначале мира, Фалес, воздух, апейрон «бесконечное»,
«О природе», огонь.
Пифагор б.д.д. VI ғасырдың аяғында философиялық ілімдер Кіші Азиядан
«Ұлы Элладаға» ауыса бастады.
Пифагордың пікірінше, _______ барлық
заттардың, ғарыштың негізі. Классикалық философия – антика философияның
екінші кезені. Ол Сократтың есімімен тығыз байланысты болғандықтан, _______
немесе _______ деп аталады. Сократ жазбаша еңбектер қалдырмаған, оның
философиялық көзқарастары бізге _______ арқылы жетті.
Жауаптары: сандар, «Сократтан кейінгі», «классикалық кезең», Платон,
Аристотельдің еңбектері.
Оценивание
V. Этап закрепления новых знаний
1. Заполнить таблицу:
представитель, произведение, научные взгляды, идеи
2. Выполнить тестовые задания по теме «Античная философия»
Тестовые задания по теме «Античная философия»
1. Кто является автором термина «философия»?
А. Пифагор;
Б. Фалес;
В. Платон.
2. Каковы источники возникновения античной философии?
А. абсолютный дух;
Б. бурное развитие науки;
В. Рефлексия над мифологией.
3. Натурфилософия это
А. философия природы;
Б. философия, в центре которой стоит человек;
В. философия бытия.
4. Центральным вопросом философии досократиков была проблема:
А. космоса.Б. первоосновы.
В. человека.
5. Апейрон это:
А. неделимая частица;
Б. беспредельное;
В. идея.
6. «Логос» в учении Гераклита – это:
А. слово;
Б. довод;
В. закон.
7. Знание по Сократу тождественно:
А. чувствам;
Б. добродетели;
В. моральным законам.
8. «Смерть земли – рождение воды, смерть воды – рождение воздуха, смерть воздуха
– рождение огня, и обратно». Определите по высказыванию древнегреческого
философа Гераклита, что у него является субстанцией (первоосновой мира)
А. земля;
Б. вода;
В. воздух;
Г. огонь.
9. Парменид утверждал:
А. «бытие неподвижно»;
Б. «земля шарообразна»;
В. «все течет, все изменяется».
10. Афоризм «Человек – мера всех вещей» принадлежит:
А. Протагору;
Б. Сократу;
В. Аристотелю.
11. Диалектика в понимании Сократа это:
А. умение обращаться с понятиями;
Б. искусство спора с целью достижения истины;
В. средство разрешения противоречий, с которыми сталкивается знание на уровне
единичного.
12. Впервые понятие «бытие» было введено в философию
А. Парменидом;
Б. Платоном;
В. Аристотелем.13. Утверждение, что идея вещи существует в самой вещи принадлежит:
А. Аристотелю;
Б. Пармениду;
В. Платону.
14. Платон полагает, что в основе познания лежит:
А. ощущение;
Б. припоминание;
В. сомнение.
15. О четырех первопричинах мира говорил:
А. Платон;
Б. Демокрит;
В. Аристотель;
Г. Гераклит.
16. В своем учении о государстве Аристотель утверждал, что:
А. богатство полезно, если им владеют;
Б. богатство полезно, если им пользуются;
В. богатство не нужно, оно мешает справедливости.
17. В этике Аристотель исходит из принципа:
А. «золотой середины»;
Б. нравственного разума;
В. созерцательности.
18. Кто из названных философов не относился к Афинской школе?
А. Платон.
Б. Фалес.
В. Сократ.
19. Афоризм «Проживи незаметно!» принадлежит:
А. Демокриту;
Б. Зенону Катийскому;
В. Эпикуру;
Г. Диогену Синонскому;
20. Античный философ, деливший жителей своего идеального государства по их
нравственным качествам:
А. Сократ;
Б. Платон;
В. Аристотель.
Оценивает преподавательVI. Домашнее задание
1. Подготовить сообщение об одном из философов античности: Фалес, Анаксимендр,
Анаксимен, Гераклит, Парменид, Зенон, Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель,
Эпикур. (на выбор, с презентацией)
2. Разработать кроссворд по изученной теме
3. Патристика, схоластика – основные направления средневековой философии.
Подготовить дополнительный материал (опережающее задание)
VII. Подведение итогов урока
Выставление оценок.
Комментарии к оценкам, итоги урока.
Выводы: В чем особенности античной философии? Оцените место философии
античности в мировой философской мысли.