Урок по предмету «Основы рыночной экономики и предпринимательства»
Тема урока: «Основные вопросы экономики и типы экономических систем».
Тип урока: изучение нового материала.
Технология: обучение в сотрудничестве.
Цель: рассмотреть главные вопросы экономики и выяснить способы их решения в
различных экономических системах.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить учащихся с главными вопросами экономики и способами их решения в
различных экономических системах;
Сформировать у учащихся понятие об экономической системе.
Развивающие:
Развить у учащихся умения выделять главное в изученном материале,
анализировать и обобщать;
Развить умение работать с учебником;
Развивать речь учащихся;
Воспитывающие:
Формирование научного мировоззрения;
Привитие навыков коллективного труда;
Воспитывать уважение друг к другу;
Воспитывать ответственность перед другими учащимися.
Оборудование: доска, тряпка, мел, учебники, карточки с заданием для групп,
мультимедийный проектор, персональный компьютер, экран.
Литература: «Основы экономики и предпринимательства» Л. Н. Череданова
Издательский центр «Академия»2007г.; «Экономика» Липсиц И. В. В 2 книгах учебник для
9 кл. Москва «ВитаПресс» 2004г.; «Основы экономики» С. В. Соколова Издательский
центр «Академия»; Этапы урока,
методы,
средства.
Содержание урока.
Деятельность
учащихся. Организационный
момент (1 мин.)
Добрый день, ребята! Садитесь, пожалуйста.
Сегодня мы приступаем к изучению новой
темы «Основные вопросы экономики и типы
экономических систем».
Психологический
настрой и
педагогические
установки на
организацию
работы на уроке (3
минуты)
Изложение
начальных основ
лекции.
(5 минут)
На прошлом уроке мы познакомились с вами с
понятием экономика,
кто участвует в
экономической жизни и что изучает
экономика как наука.
Сегодня наша встреча будет посвящена
основным вопросам, которые выдвигаются в
экономике, а также способам их решения, но
это будет происходить не в форме обычного
урока, мы будем работать в малых группах.
Групп будет четыре. Сформируйте команды и
придумайте каждой команде название.
Объедините столы и рассаживайтесь. Мы
попытаемся раскрыть нашу тему сообща,
внимательно выслушав друг друга.
Для того чтобы
наша работа была
организованной, распределите роли внутри
группы. Роли записаны на доске.
Капитан – отвечает за слаженность в команде;
Редактор
– проверяет правильность
выполнения;
Организатор
деятельность в команде каждого учащегося;
Ответственный за общение – отвечает за
культуру общения и своевременное оказание
взаимопомощи.
– отвечает за активную
В конце урока я спрошу любого из команды и
по его ответу оценю работу всей группы,
поэтому для вас важно, чтобы каждый из
группы очень хорошо усвоил материал.
Главной экономической проблемой
человечества
является безграничность
человеческих потребностей и ограниченность
экономических ресурсов относительно этих
потребностей. Это заставляет людей делать
выбор, сопоставляя ценность выбираемых благ
и ту цену выбора, которую приходится
Расставляют
столы и
рассаживаются по
группам.
Записать главные
моменты
из
вышесказанного
(Слайд №1). платить. Проблемы, которые возникают в
связи с этим, человечество решает в сфере
экономики с помощью трех главных вопросов:
1. Что надо производить, то есть, какие
товары, и услуги должны быть предложены
потребителям?
2. Как производить, то есть, какой из
способов изготовления следует применить?
3. Как распределять, т.е. для кого
следует эти товары и услуги производить, кто
может претендовать на их получение в свою
собственность?
Казалось бы, при имеющихся условиях
и ограничениях, найти наиболее рациональное
решение невозможно,
но человечество
вынуждено какимто образом организовать
свою хозяйственную деятельность, т.е. создать
определенную систему
Экономическая система это способ
организации общества для решения главных
экономических вопросов, стоящих перед ним.
В зависимости от способа решения главных
экономических проблем и типа собственности
на экономические ресурсы можно выделить
четыре основных типа экономических систем:
1. традиционная
2. рыночная (капитализм)
3. командная (социализм)
4. смешанная.
Задание №1
Цель: знакомство
и изучение типов
экономических
систем и
составление
обобщенной
таблицы.
( 10 минут)
каждая группа,
Итак начнем !
Ребята, у вас на столах имеются учебники,
которые вам понадобятся для выполнения
задания. На доске указаны страницы и
параграфы. Сейчас я раздам каждой группе
карточки с зданиями. Задание заключается в
следующем:
пользуясь
учебным материалом, должна изучить тип
экономической системы,
указанный в
карточке. Затем обобщить этот материал в
таблицу по указанным признакам: способы
решения главных вопросов экономики, типы
собственности на экономические ресурсы,
недостатки системы, преимущества системы.
Для этого у вас имеются ватманы и
фломастеры. На это задание вам дается 10
минут.
Читают указанные
параграфы с
учебников,
заполняют
таблицу,
определяют
отвечающих,
готовятся
отвечать. Презентация
ответов по
изученному
материалу.
(10 минут)
Рассказывают о
каждом типе,
представляют
таблицу.
Время истекло. Сейчас каждая группа
представит презентацию своего ответа. Ребята
ваша задача внимательно слушать своих
товарищей и заполнить по ходу доклада
каждой группы в тетрадях общую таблицу
«Типы экономических систем».
Рассказывает первая группа.
Рассказывает вторая группа.
Рассказывает третья группа.
Рассказывает четвертая группа.
Задание №2
Цель: условное
представление, к
каким
экономическим
системам
относятся сегодня
различные
государства.
(10 минут)
экономической
Молодцы. Теперь давайте закрепим
изученный материал. У каждой команды на
столе
есть карточка, где нарисован
треугольник, вершины которого соответствуют
определенной
системе
(середина соответствует смешанной системе).
Кроме этого я вам раздам характеристики
стран, в которых описываются некоторые
черты экономических систем. Ваша задача
внимательно прочитав проанализировать и
определить тип экономической системы.
Цифры,
которыми вы должны будете
обозначать принадлежность стран к
определенной экономической. системе, будут
соответствовать
номеру
характеристики страны. На выполнение этого
задания 10 минут.
порядковому
Ну что,
Время истекло. Поменяйтесь вашими
карточками с треугольником с соседней
группой.
теперь проверим
правильность ваших ответов. Смотрим на
слайд №2. Теперь оцените команду, которая
дала вам лист на проверку. Критерии оценки
на доске.
Проверка знаний
участников
каждой группы.
(3 минуты)
А сейчас ребята ответьте мне, помогла
ли работа в группах вам лучше разобраться в
новом материале (отвечает редактор группы)?
Какие ошибки были допущены группой
при работе с учебным материалом (отвечает
редактор группы)?
В каких выражениях велось обсуждение
(ответственный за культуру общения)?
Как оценивайте свою работу и знания
типов экономических систем (отвечает
капитан)?
Читают
характеристики,
располагают
цифры на
треугольнике.
Обмениваются
карточками и
сверяют с
ответами,
представленными
на слайде.
Выставляют
оценки.
Отвечают на
вопросы.
Чем значима данная тема для вас и что
вы узнали нового изучив эту тему?
Самоанализ. Ну а я в свою очередь ставлю всем
участникам первой группы …., так как …
На этом урок окончен.
Выводы,
рефлексия,
оценивание.
(3 минуты )
Урок по экономике
Урок по экономике
Урок по экономике
Урок по экономике
Урок по экономике
Урок по экономике
Урок по экономике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.