Данный материал используется для проведения урока по экономике в 8 классе по теме"Производство.Основной и оборотный капитал".
Учащиеся самостоятельно принимают решение по эффективному использованию дорогого материала с наименьшими отходами для снижения затрат и получения максимальной прибыли. Ищут оптимальный вариант раскроя используя свои знания по математике,технологии и черчению. Формируется экономическое мышление, необходимое в современных условиях рыночной экономики. Кроме того, я использую данное исходное упражнение для объяснения темы в 10 классе "Альтернативная стоимость", где так же важны критерии выбора и принятие правильного решения.Урок по экономике в разделе "Обществознание" по теме"Производство.Основной и оборотный капитал"(8класс) и "Альтернативная стоимость" (10 класс)
Материал представлен учителем экономики ,высшей квалификационной
категории, Вайзбург Надеждой Ивановной
МБОУ СШ №10, г.Павлово Нижегородской области.
1
Тема: «Производитель», урок в 8 классе
«Основной и оборотный капитал. Эффективность оборотного
Урок
капитала».
Цели урока: Учащиеся определяют наиболее эффективный способ использования оборотного
капитала на конкретном примере раскроя деталей из листов 6м. Х 13м. с наименьшими
отходами, для получения максимальной прибыли. Учащихся называют факторы
эффективности оборотного капитала.
Формирование у учащихся рационального экономического мышления.
Понятие: оборотный капитал, факторы эффективности оборотного капитала .
Содержательный стандарт: оборотный капитал наиболее ликвидная часть имущества
фирмы, т.е. это та ее часть, которая может быть направлена на оплату товаров и услуг, уплату
налогов. Это относится не только к денежным средствам, но и к продукции фирмы, а также к
значительной части реализуемых товарных запасов. Рациональное использование оборотного
капитала, получение максимально возможной отдачи от этой части средств предприятия
важное условие его успешной работы. Ускорение оборачиваемости может быть только
результатом уменьшения сроков «пролёживания» капитала, уменьшение остатков его частей.
Оборотный капитал обеспечивает бесперебойность процесса производства и реализации
продукции.
Материал: раздаточный материал, калькулятор, бумага, линейка, карандаши .
Раздаточный материал №1
Упражнение.
1. В вашем распоряжении 200 листов дефицитного материала размером 6м. Х 13м.
Из каждого такого листа необходимо выкроить заготовки деталей двух видов
заготовка типа A – размер 5м. Х 4м.
заготовка типа Б – размер 2м. Х 3м.
Для производства требуется следующая комплектность деталей: на одну деталь типа
А необходимо 5 деталей типа Б.
Варианты раскроя.
2. Рассмотреть несколько способов раскроя деталей типа А и типа Б на листах размером
6м. Х 13м.
6м.
спо
соб
13м
.
спо
соб
6м.
спосо
б
13м
.
спо
соб 2
3. Выбрать и обосновать варианты раскроя деталей типа А и типа Б из 200 листов при
котором соблюдается условие комплектности т.е. А:Б = 1:5 с наименьшими отходами.
4. Что может улучшить использование оборотного капитала? Назовите факторы
эффективного использования оборотного капитала.
Решение задания
Варианты раскроя :
№ варианта
Тип А шт.
Тип Б шт.
Отходы м2
1.
3
0
18
2.
1
9
4
3.
2
6
2
4.
3
1
12
5.
0
12
6
6.
0
13
0
Какой же план раскроя наиболее рационален?
I вариант :
II вариант :
III вариант :
100 листов раскраиваем вариантом №2 – 100 А + 900 Б
100 листов раскраиваем вариантом №3 – 200 А + 600 Б
Получаем 300 А + 1500 Б, отходы – 600 м2
комплектность соблюдается.
150 листов раскраиваем вариантом №3 – 300 А + 900 Б
50 листов раскраиваем вариантом №5 – 0 А + 600 Б
Получаем 300 А + 1500 Б, отходы – 600 м2
комплектность соблюдается.
150 листов раскраиваем вариантом №3 – 300 А + 900 Б
50 листов раскраиваем вариантом №6 – 0 А + 650 Б
Получаем 300 А + 1550 Б, отходы – 300 м2
комплектность соблюдается и у фирмы в запасе остаётся 50 деталей типа Б.
Вывод: Факторами улучшения использования оборотного капитала может быть
уменьшение отходов, ускорение производственного цикла, качество и комплектность
продукции.
Урок экономики в 10 классе.
Тема: «Ограниченность и выбор. Альтернативная стоимость»Цели урока : Учащиеся находят оптимальные варианты раскроя листов размером 6м Х 13м ,
сводят данные в таблицу и на их основании строят кривую производственных возможностей.
Учащиеся определяют наиболее эффективный способ использования оборотного капитала на
конкретном примере раскроя деталей из листов 6м. Х 13м. с наименьшими отходами, для
получения максимальной прибыли.
3
Понятия: Кривая производственных возможностей.
На этом уроке рассматриваются примеры индивидуального и группового принятия
решений поиска варианта раскроя деталей, и построения кривой производственных
возможностей.
Содержательный стандарт. Производственные ресурсы ограничены. Выбор,
совершаемый людьми, имеет последствия, как в настоящем, так и в будущем. Оценка выбора
и альтернативной стоимости субъективна, такие оценки различны у различных людей и разных
обществ. Проблема выбора имеет значение для определения границы производственной
возможности. Это можно показать с помощью кривой производственных возможностей,
которая является примером моделирования экономики, часто используемого в
экономических исследованиях.
Раздаточный материал №1.
Упражнение.
1. В вашем распоряжении листы дефицитного материала размером 6м. Х 13м. –
100 штук
Из каждого такого листа необходимо выкроить заготовки деталей двух видов
заготовка типа A – размер 5м. Х 4м.
заготовка типа Б – размер 2м. Х 3м.
2. Рассмотреть несколько способов раскроя деталей типа А и типа Б
Варианты раскроя.
6м.
спо
соб
6м.
спос
об
13м
.
спо
соб
13м.
спос
об
6м.
спос
об
6м.
спос
об
13м.
спо
соб
13м.
спосо
б
Решение задания 4
Варианты раскроя
№ варианта
Тип А шт.
Тип Б шт.
1
3
0
2
1
9
3
2
6
4
3
1
5
0
13
Построение кривой производственных возможностей (КПВ).
Тип Б шт.
131
211
109
876
543
21
№5
сп
ос
об
№2
№3
№4
№1
12345
Тип А шт.
Кривая производственных возможностей – это линия, любая точка на которой
показывает какое количество деталей можно получить (раскроить) в различных комбинациях.
КПВ показывает предел, максимум возможного объёма производства при полном
использовании данной величины ресурсов. 5