Урок по ИЗО 2 класс. ГРАФИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ. ЛИНИЯ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ. РИТМ ЛИНИЙ
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
2 кл
31.03.2018
Цели и задачи: формирование умения чувствовать и опреде¬лять красоту линий как средства художественной выразительности,
использовать ее возможности в собственном творчестве; закрепле¬ние умения передавать свои наблюдения в рисунке; учить приемам композиции; формирование навыков пользования линейкой; укре¬пление межпредметных связей (математика).
Оборудование урока: карандаши, фломастеры, пастель, восковые или цветные мелки (как подмалевок используются рабо¬ты с изображением весенней земли, можно работать гуашью на чистом листе, но создавать линейное изображение, а не живопис¬ное), уголь, тонированная бумага (можно черную бумагу, под мел белый, пастель).
Литературный ряд:М. Пришвин «Лесной ручей», загад¬ки, стихотворения по теме.
Музыкальный ряд: А. Аренский «Лесной ручей», «Пре¬людия»; Э. Григ «Весной».ГРАФИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ. ЛИНИЯ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ. РИТМ ЛИНИЙ
ГРАФИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.docx
ГРАФИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ. ЛИНИЯ
КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ. РИТМ
ЛИНИЙ
Вид занятий: графическое изображение весеннего лесного пейзажа.
Цели и задачи: формирование умения чувствовать и определять красоту линий как
средства художественной выразительности,
использовать ее возможности в собственном творчестве; закрепление умения передавать
свои наблюдения в рисунке; учить приемам композиции; формирование навыков
пользования линейкой; укрепление межпредметных связей (математика).
Оборудование урока: карандаши, фломастеры, пастель, восковые или цветные мелки (как
подмалевок используются работы с изображением весенней земли, можно работать гуашью
на чистом листе, но создавать линейное изображение, а не живописное), уголь,
тонированная бумага (можно черную бумагу, под мел белый, пастель).
Литературный ряд:М. Пришвин «Лесной ручей», загадки, стихотворения по теме.
Музыкальный ряд: А. Аренский «Лесной ручей», «Прелюдия»; Э. Григ «Весной».
Ход урока
I. Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
II. Беседа о средствах рисунка.
О том, как прекрасен и разнообразен мир, можно узнать из стихов и рассказов, слушая
музыкальные произведения и всматриваясь в картины художников. Но поэт, музыкант и
художник воспевают мир, природу каждый посвоему. Живописцы, например,
пишут красками, мастерски пользуясь цветом. Графики передают свои впечатления о мире
часто с помощью черного и белого цветов на бумаге.
Слово «графика» производное от греческого «графо» («черчу», «пишу», «рисую»).
Линия, штрих и тон стали основными изобразительными и выразительными средствами
графики.
Рисунок образуется линиями, штрихами и петлями.
Штрих это короткий след пера или карандаша, он приобретает значение вместе с
другими штрихами, создавая тон, пятно. Линия это след более протяженный. Это один из самых главных и наиболее
выразительных элементов рисунка. Линия может то утолщаться, то утончаться, то
усиливаться, то ослабевать до полного исчезновения.
Умело распоряжаясь этими средствами, художник создает графический образ. В силу
доступности материальноизобразительныхредств, быстроты выполнения, ясности
изобразительного языка, произведения графики получили массовое распространение (осо
бенно с XIV века, в Европе с изобретением книгопечатания, а на Востоке и еще раньше).
Разнообразие материальнотехнических и изобразительных средств и приемов позволило
использовать графику в различных целях, вследствие чего в графике сложились отдельные
виды и жанры:
станковая (самостоятельного значения, на отдельных листах);
книжная;
плакат;
промышленная (в торговле, открытки, проспекты, буклеты и т. п.);
газетножурнальная;
учебнооформительская (обслуживает учебновоспитательный процесс: карты, графики,
наглядные пособия, наглядная агитация).
По использованию изобразительных средств рисунки бывают линейными, светотеневыми,
тоновыми (тональный, силуэт).
Силуэт простейший вид тонового рисунка контурный рисунок, заполненный одним
ровным тоном.
Самое темное у художника это карандаш, самое светлое бумага. Он берет самое темное
в изображаемом объекте в полную силу своего карандаша, а самым светлым остается
бумага. Все остальные тоновые градации он укладывает между этими крайностями.
III. Графические упражнения. Этапы выполнения упражнений:
1) Лист расположить горизонтально (рис. 1):
а) делим его пополам линией сверху вниз;
1
2
3
4
5
6
7
8
9
13
б) еще раз делим пополам образовавшиеся прямоугольники
вертикальными линиями.
2) В прямоугольнике 1 (см. рис. 2 на с. 121) штриховку наносим в
виде сетки линиями, идущими в противоположном направлении,
10
11
12 образовывая мелкую прямоугольную клетку. Заполняем весь квадрат (линии доводим до
сторон прямоугольника). Расстояние между линиями одинаковое.
3) В прямоугольнике 2 (рис. 3) рисуем волнистые линии (волны и расстояние между ними
одинаковые).
4) В прямоугольнике 3 (рис. 4) линии зигзагообразные.
5) В прямоугольнике 4 (рис. 5) рисуем линии наклонные или точки.
6) В прямоугольнике 5 (рис. 6) рисуем линии по кругу от центра и концентрические
окружности.
7) В прямоугольнике 6 (рис. 7) рисуем спирали. 8) В прямоугольнике 7 (рис. 8)рисуем
линии вначале толстые, в полную силу, а в конце еле видные.
9) В прямоугольнике 8 (рис. 9) рисуем снежинку или много снежинок.
Рис. 9
Мы заполнили две левые полосы.
Теперь переходим к третьей полосе (слева, а справа вторая). Здесь мы работаем или
черной и белой гуашью, акварелью либо графическими материалами (карандаш, уголь,
фломастер и т. п.).
10) Прямоугольник 9 мы закрашиваем черной краской.
11) Прямоугольник 12 или оставляем белым, или закрашиваем белым.
12) Прямоугольник 10 закрашиваем смесью белого и черного (в соотношении 1:2).
13) Прямоугольник 11 закрашиваем смесью черного и белого (соотношение 1:2).
Получится растяжка от черного к белому, через серые.
14) В прямоугольнике 13 (рис. 10) придумаем какойнибудь сюжетный рисунок: горы,
лес, ручьи, речки, травка, ежик, зайчик и т. п.
Ребята, а что можно нарисовать линиями из наших прямоугольников 18?
IV. Работа над заданием.
На тонированной бумаге или подмалевке изображаем весенний лесной пейзаж с
использованием графических упражнений. В рисунке обязательно должны быть весенние ручьи, извивающиеся змейками, задумчивые
и тихие, бегущие наперегонки. Задание посвящено ритмической организации места с
помощью линий. Ритм линий важнейшее средство композиционной выразительности.
V. Итоги урока.
Экспрессвыставка, анализ выполненных работ.
Домашнее задание: подумать, где в жизни, в природе встречаются линейные ритмы;
принести репродукции произведений графики, книги о деревьях.
Урок по ИЗО 2 класс. ГРАФИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ. ЛИНИЯ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ. РИТМ ЛИНИЙ
Урок по ИЗО 2 класс. ГРАФИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ. ЛИНИЯ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ. РИТМ ЛИНИЙ
Урок по ИЗО 2 класс. ГРАФИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ. ЛИНИЯ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ. РИТМ ЛИНИЙ
Урок по ИЗО 2 класс. ГРАФИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ. ЛИНИЯ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ. РИТМ ЛИНИЙ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.