Урок по ИЗО 2 класс. «ГРАФИКА ЗИМНЕГО ЛЕСА». ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

  • Разработки уроков
  • docx
  • 31.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели и задачи: знакомство с графикой - видом изобразитель¬ного искусства; овладение новыми инструментами (пером, палоч¬кой, кистью, черным карандашом, углем), выразительными средст¬вами (линией, штрихом), техникой (растушевкой); развитие наблю¬дательности и внимания к природе; укрепление межпредметных связей (чтение, природоведение, окружающий мир). Оборудование урока: черная тушь, чернила, перо, па¬лочка, тонкая кисть или уголь, тряпочка, резинка. Зрительный ряд: материалы экскурсий или слайды, фото¬графии деревьев зимнего леса; репродукции графических произве¬дений: М. Мибурич «Зима», Г. Верейский «В саду», И. Билибин «Русский север», А. Дейнека «Девочка у окна», В. Фаворский - ил¬люстрации к рассказу А. Н. Толстого: «Русак», «Пролетающие птицы», Г. Кроллис «Дерево солнца»; таблица «Как дерево растет». Литературный ряд:М. Пришвин «Рассказы о природе»; стихотворения, загадки по теме. Музыкальный ряд: П. Чайковский «Декабрь» (из цикла «Времена года»).«ГРАФИКА ЗИМНЕГО ЛЕСА». ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
Иконка файла материала ГРАФИКА ЗИМНЕГО ЛЕСА.docx
«ГРАФИКА ЗИМНЕГО ЛЕСА». ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ Вид занятий: рисование тушью, карандашом, углем. Цели и задачи: знакомство с графикой ­ видом изобразительного искусства; овладение  новыми инструментами (пером, палочкой, кистью, черным карандашом, углем),  выразительными средствами (линией, штрихом), техникой (растушевкой); развитие наблю­ дательности и внимания к природе; укрепление межпредметных связей (чтение,  природоведение, окружающий мир). Оборудование урока: черная тушь, чернила, перо, палочка, тонкая кисть или уголь,  тряпочка, резинка. Зрительный ряд: материалы экскурсий или слайды, фотографии деревьев зимнего леса;  репродукции графических произведений: М. Мибурич «Зима», Г. Верейский «В саду», И.  Билибин «Русский север», А. Дейнека «Девочка у окна», В. Фаворский ­ иллюстрации к  рассказу А. Н. Толстого: «Русак», «Пролетающие птицы», Г. Кроллис «Дерево солнца»;  таблица «Как дерево растет». Литературный ряд:М. Пришвин «Рассказы о природе»; стихотворения, загадки по теме. Музыкальный ряд: П. Чайковский «Декабрь» (из цикла «Времена года»). Ход урока I. Организация класса. Проверка отсутствующих, готовности к уроку. II. Беседа по теме урока. Учитель знакомит детей с графикой (от grapho ­ «пишу») ­ видом изобразительного  искусства, с новыми инструментами и материалами (перо, палочка, кисть, черный  карандаш, уголь), выразительными средствами (линия, штрих, пятно), техникой (растушев­ ка) графики. На этом уроке дети работают тушью, черными чернилами, пером, палочкой или тонкой  кистью (можно угольной палочкой, черным карандашом) и выполняют рисунки  линией. Линия, штрих ­основной способ работы этими материалами (см. рис. 1­12, с. 29­ 31).Выразительность линий создается разным характером: прямые, ломаные, волнообразные,  пересекающиеся, тонкие, толстые линии. Можно рисовать обыкновенной палочкой, опуская ее заостренный конец в жидкую черную  тушь, а также С целью развития внимания к природе и наблюдательности учитель предлагает детям  представить лес без листьев и увидеть в графичности линий красоту обнаженных веток,  богатство их форм, поворотов, движений. Самое важное ­ почувствовать это, увидеть и  отобразить в рисунке разнообразие линий. Учитель. Посмотрите вокруг. Назовите предметы белого и черного цвета. Чаще всего  белым цветом обозначают все светлое, доброе, ясное, а черным ­ печальное, тревожное,  жуткое. Эти цвета по отношению друг другу контрастны, резко противоположны. Но эти  же цвета, как и противоположные предметы в жизни, могут уживаться вместе, и тогда мир  предстает более многообразным. ­ Чем отличаются цветные краски от черной и белой? ­  Есть две   группы   цветов ­  хроматические и ахроматические. Названия их образованы от греч. слова «хроматос» ­  «цвет». Следовательно, хроматические ­ все цветные краски, ахроматические ­не  содержащие цвет (черный, белый, серый). А вот что о черном и белом цветах можно узнать из  загадок: В чёрном поле заяц белый Прыгал, бегал, петли делал. (Мел.) Через поле напрямик, Скачет белый воротник. (Заяц­беляк.) Белый на белом написал, где бегал, Рыжая пройдет, белого найдёт. (Заяц и лиса.) Что за коняшки? На всех тельняшки. (Зебра.) Сероват, зубоват, по полю рыщет, Телят, ягнят ищет. (Волк.) Белые мухи на поле сели. (Снег, снежинки.) Скатерть бела ­ всю землю одела.(Снег.) На деревья, на кусты с неба падают цветы, Белые пушистые, только не душистые.(Снег.) А вот веселое, забавное стихотворение: Чёрной ночью чёрный кот Прыгнул в чёрный дымоход, В дымоходе чернота,Отыщи­ка там кота! Давайте рассмотрим произведения графиков и ответим на вопросы: ­  С помощью каких выразительных средств художник изображает красоту леса,  деревьев? (Линия, пятно, силуэт, свет и тень, ритм.) Рисунки тушью, карандашом или углем называются графикой. Изображая зиму черной  тушью, можно рисовать не только кистью, но и пером (металлическим и птичьим) и  обыкновенной, остро заточенной палочкой (с острым или расщепленным концом). Если нажмешь сильно, линия получится яркой, но не длинной, если слегка ­ линия станет  тоненькой. Но самое интересное, когда нажимаешь по­разному, ведя одну линию, а руку от  листа не отрываешь, ­ линия получается словно живая. Линии бывают колючими,  острыми, плавными. — Придумайте свой лес, сочините его. В искусстве сочинение на какую­нибудь тему  называется композицией. Нарисуйте несколько маленьких эскизов­композиций на тему  «Графика зимнего леса». Постарайтесь, чтобы деревья были разной формы и по­разному  располагались на листе.   Д. Рожкали. Соколик ржи ­ А как вы думаете, можно ли зиму назвать временем черно­белой графики? ­ Когда в лесу остается меньше цвета? (Зимой. Деревья почти черные на фоне белого  снега?) III. Работа над заданием. Самостоятельная работа учащихся. По таблице «Как дерево растет» дети объясняют зависимость расположения ветвей и  характера силуэта от породы дерева. Напомнить учащимся, что, выполняя определенную  роль, каждая часть дерева (корни, ствол, ветви, листья, цветы, плоды) имеет и  определенную форму. Выбор того или иного приема в рисунке и живописи диктуется  формой и строением дерева и его частей, а также художественным замыслом. ­ Какие  деревья бывают по характеру? (Елка ­ пушистая, густая; березка ­ стройная, гибкая,  белая с черными полосами; дуб ­корявый, ветвистый, толстый и мощный; ива ­  поникшая, гибкая, «длинноволосая», струящаяся.) Работу можно выполнить на тонированной бумаге. Далее несложный пейзаж, состоящий из  1­2 деревьев, дороги и леса, можно изобразить по­разному. Например, нарисовать деревья и дорогу фронтально, вытянув слева направо. А можно найти такую точку зрения, так  скомпоновать пейзаж, что дорога будет уходить от зрителя в глубину и помогать передаче  пространства. Деревья можно поместить на переднем плане.Стихотворение и загадки: ЕЛИ Ели на опушке – До небес макушки – Слушают, молчат, Смотрят на внучат. А внучата ­ ёлочки, Тонкие иголочки У лесных ворот Водят хоровод. И. Токмакова Вроде сосен, вроде ёлок, А зимой без иголок. (Лиственница.) Никто не пугает, А вся дрожит. (Осина.) Кудри в речку опустила И о чём­то загрустила. А о чём она грустит, Никому не говорит. (Ива.) Что же это за девица? Не швея, не мастерица. Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год. (Ёлка, сосна.) Когда человек бывает деревом? (Со сна.) IV. Итоги урока.При подведении итогов урока по возможности организовать выставку работ учащихся  всего класса. Уборка рабочих мест. Домашнее задание: принести в класс книги, журналы, иллюстрированные черно­белыми  линейными (графическими) рисунками.

Посмотрите также