Урок по ИЗО 3 класс. «ДАРЫ ОСЕННЕГО САДА И ОГОРОДА» (акварель)
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
3 кл
13.05.2018
Цели: ознакомить с произведением изобразительного искусства; развивать умение сравнивать цвет и форму натуры с выполняемым рисунком; закреплять значения труда в жизни человека.
Оборудование:
Изобразительный ряд: репродукция Т. Н. Яблонской «Хлеб»; образец педагогического рисунка «Дары осеннего сада и огорода» (акварель); яблоко, груша, морковь и огурец (настоящие или муляжи).
Литературный ряд: стихотворения – А. Максаев «Бахчевник», Л. Чернышова «Огород», С. Погореловский «Слава миру на земле!»; загадки.«ДАРЫ ОСЕННЕГО САДА И ОГОРОДА» (акварель)
ДАРЫ ОСЕННЕГО САДА И ОГОРОДА.docx
«ДАРЫ ОСЕННЕГО САДА И ОГОРОДА»
(акварель)
Ц е л и : ознакомить с произведением изобразительного искусства; развивать умение
сравнивать цвет и форму натуры с выполняемым рисунком; закреплять значения труда в
жизни человека.
О б о р у д о в а н и е :
И з о б р а з и т е л ь н ы й р я д: репродукция Т. Н. Яблонской «Хлеб»; образец
педагогического рисунка «Дары осеннего сада и огорода» (акварель); яблоко, груша,
морковь и огурец (настоящие или муляжи).
Л и т е р а т у р н ы й р я д: стихотворения – А. Максаев «Бахчевник», Л. Чернышова
«Огород», С. Погореловский «Слава миру на земле!»; загадки.
Х о д у р о к а
I. Организация класса.
1. П р и в е т с т в и е у ч а щ и х с я .
2. П р о в е р к а г о т о в н о с т и к уроку.
3. П о д г о т о в к а к р а с о к к работе.
II. Постановка темы урока.
– Тема сегодняшнего урока – «Дары осеннего сада и огорода», которые мы будем
рисовать с натуры.
III. Вводная беседа.
С л о в о у ч и т е л я. Закончилось лето, и вы вместе с родителями, бабушками и
дедушками убираете осенний урожай.
Расскажите о своих впечатлениях от наблюдений за уборкой осеннего урожая в
саду и огороде.
Какими осенними работами заняты колхозники и горожане?
В это время у земледельца много дел. Он убирает все засеянное и посаженное
весной, запасает еду, готовит поля под будущий урожай. Осенью идет уборка урожая.
Его убирают машинами – комбайнами. Осенью также убирают картофель и овощи:
капусту, морковь, свеклу. После уборки урожая вносят удобрения на поля, а затем поля
вспахивают. Зимой вспаханная почва быстро промерзает, и в ней погибает часть семян
сорняков, вредные насекомые и их личинки, спрятавшиеся в почву на зиму. На некоторые вспаханные поля уже осенью высевают семена ржи и пшеницы. На огородах
сеют морковь, петрушку, укроп.
В садах, парках, скверах высаживают молодые деревья и кустарники. Нижнюю часть
стволов плодовых деревьев белят известью или специальной краской.
Осенью и в городах, и в селах люди заготавливают топливо на зиму, утепляют
квартиры, закладывают на хранение фрукты и овощи. Земледельцы потрудились на
славу. Вся страна благодарит своих кормильцев, без которых не могла бы расти и
богатеть наша Родина. Послушайте такие стихи:
СЛАВА МИРУ НА ЗЕМЛЕ!
Слава
Миру на земле!
Слава
Хлебу на столе!
Вот он –
Хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой;
Вот он –
Теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом,
На каждый стол
Он пожаловал – пришел.
В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло:
Сколько рук его растило,
Охраняло,
Берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом – тем, что на столе, – Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло:
Сколько рук его растило,
Охраняло,
Берегло!
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки, –
Вырастай богатырем!
Слава
Миру на земле!
Слава
Хлебу на столе!
Слава тем,
Кто хлеб растил, –
Не жалел
Трудов и сил!
Слава им,
Привет от нас
В добрый день,
В счастливый час!
Сергей Погореловский
А какие литературные произведения, посвященные трудовым достижениям русских
людей на полях нашей Родины, вы знаете?
Послушайте стихотворения, которые я приготовила к уроку. БАХЧЕВНИК
Хороши у нас арбузы
В эту осень на бахчах,
Ходит сторож седоусый
С одностволкой на плечах.
Оглядит арбузы зорко
И вернется к шалашу,
Хрустнет дымчатая корка –
Сок струится по ножу.
А. Максаев
ОГОРОД
У меня есть огород,
Все, ребята, там растет.
Вот подсолнух золотой
Чуть качает головой.
Огурцы растут на грядке,
Возле них горошек сладкий,
И чеснок, и кабачок,
И демьянки, и лучок.
Ну, а лучше всех арбуз –
Удивительный на вкус.
Кукурузные початки
До чего ж вкусны и сладки,
Их старательно ращу.
Всех ребят я угощу.
Л. Чернышова IV. Анализ произведений изобразительного искусства.
У ч и т е л ь. Перед вами репродукция картины Татьяны Ниловны Яблонской
«Хлеб». Эта работа наполнена радостью жизни, искренней верой в человека труда,
горячей любовью и уважением к нему.
Что вы видите на этой картине?
Летний солнечный день. На колхозном току кипит работа: молотят хлеб, насыпают
его в мешки, везут на элеватор. На борту одной из машин укреплено красное полотнище.
Надпись на нем: «Хлеб – сила и могущество нашего государства».
Огромная скирда еще не обмолоченного хлеба свидетельствует об обильном урожае,
которого добились колхозники своим самоотверженным трудом. Люди работают у
молотилок, веялок, насыпают тяжелые мешки, грузят их на машины. Им, скромным
труженикам, подлинным героям, Яблонская уделила главное внимание. Художница с
искренней любовью и большой жизненной убедительностью показала людей труда.
Хорошо передан ритм бодрого, радостного, дружного труда колхозников. Особенно
ярко это выражено в образе молодой, красивой, жизнерадостной колхозницы. Ее
смуглое разрумянившееся лицо с живыми умными глазами озарено приветливой, чуть
задорной улыбкой. Ноги ее утопают в золотистом зерне; красивым, сильным жестом она
засучивает рукав. Как по смыслу, так и по конструкции картины она главная героиня. К
ее крепкой фигуре сходятся все линии композиции, все персонажи подчинены ей: и
колхозница, завязывающая мешок с зерном, и фигуры женщин на дальнем плане.
Образ этой девушки как бы символизирует красоту мирного труда. Картину «Хлеб»
пронизывает жизнерадостное настроение, и этому во многом способствует ее
живописный строй. Яркий свет летнего солнца играет на лицах и одеждах колхозниц, от
золотой пыли воздух кажется чуть туманным.
Т. Н. Яблонская говорила: «Мне хотелось передать радость коллективного труда
прекрасных людей».
Отгадайте, какие овощи и фрукты мы сегодня будем рисовать.
Лежит Егор под межой,
Накрыт зеленой фатой.
Что это такое?
Верно, это огурец.
Какова у огурца форма?
При этом помните, что огурец имеет не просто овальную форму. У него очень
вытянутые пропорции.
А какова цветовая окраска огурца?
Сверху зелено, Что это такое? (Морковь.)
Снизу красно,
В землю вросло.
Синий мундир,
Желтая подкладка,
В середине сладко.
Что это такое? (Слива.)
V. Педагогический рисунок.
Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на
образцах.
– Внимательно посмотрите, как я выполню рисунок этих фруктов и овощей (см.
Приложение).
1. Работу веду от начала и до конца сразу краской – акварелью. Намечаю место
каждого из предметов таким образом, чтобы между фруктами и овощами промежуток
оказался меньше, чем поле вокруг них. Сразу же не просто определяю, где будет
нарисован тот или иной предмет, но и выполняю вторую задачу – определяю форму, на
которую он похож. Яблоко похоже на круг, грушу можно вписать в треугольник. Огурец
и морковь похожи на вытянутые овалы. Только надо учесть, что у моркови один конец
более широкий.
2. Тщательно определяю форму каждого из изображаемых предметов, при этом
уточняю пропорции каждого фрукта и овоща.
3. Каждый из фруктов и овощей по контуру прорисовываю более насыщенным
цветом. Для яблока этот цвет будет красным, для груши и огурца – темнозеленым, для
моркови – коричневым.
4. Для перехода от этих темных цветов возьмем другие оттенки. Этими цветами
заливаем всю поверхность предметов, оставляем лишь белыми, нетронутыми небольшие
участки в верхней части слева.
Что это за поверхности?
Верно, это блики – самые освещенные места на предмете, куда солнечные лучи
лучше всего попадают.
Около красного цвета у яблока проложим оранжевокрасный цвет, грушу зальем
зеленожелтым, а огурец – зеленым цветом. Для моркови возьмем чистый оранжевый
цвет.
Теперь ведем работу еще более тонкими оттенками. Главная задача – выполнить
наброски как можно ближе по цвету к натуральным. Рисунок закончен. VI. Самостоятельная работа учащихся.
Перед вами сложные задачи:
1) за ограниченное время необходимо грамотно расположить четыре предмета;
2) определить их пропорции и форму;
3) найти те цвета на палитре, которые соответствуют фруктам и овощам в натуре.
VII. Итог урока.
1. В ы с т а в к а р а б о т учащихся.
У ч и т е л ь. А сейчас перед вами лучшие работы ваших одноклассников. Эти работы
отличаются декоративностью и оригинальностью.
2. О б о б щ е н и е и з у ч е н н о г о материала.
С репродукцией какой художницы вы сегодня познакомились?
Кто запомнил название картины, которую выполнила Т. Н. Яблонская?
Чему посвящено это произведение?
Урок по ИЗО 3 класс. «ДАРЫ ОСЕННЕГО САДА И ОГОРОДА» (акварель)
Урок по ИЗО 3 класс. «ДАРЫ ОСЕННЕГО САДА И ОГОРОДА» (акварель)
Урок по ИЗО 3 класс. «ДАРЫ ОСЕННЕГО САДА И ОГОРОДА» (акварель)
Урок по ИЗО 3 класс. «ДАРЫ ОСЕННЕГО САДА И ОГОРОДА» (акварель)
Урок по ИЗО 3 класс. «ДАРЫ ОСЕННЕГО САДА И ОГОРОДА» (акварель)
Урок по ИЗО 3 класс. «ДАРЫ ОСЕННЕГО САДА И ОГОРОДА» (акварель)
Урок по ИЗО 3 класс. «ДАРЫ ОСЕННЕГО САДА И ОГОРОДА» (акварель)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.