Цели: ознакомить с произведениями изобразительного искусства; закрепить понятие «графика», сущность светотени и передачу с помощью нее объема; развивать умения анализировать цветовую окраску предметов, наблюдательность и внимание; воспитывать любовь к животному миру, аккуратность.
Оборудование:
Изобразительный ряд: репродукции произведений В. А. Ватагина, В. А. Серова; образец педагогического рисунка «Домашние животные» (гуашь).
Литературный ряд: стихотворение В. Зубихина «Зайкина шуба».«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
2.ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ.docx
«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» (гуашь)
Ц е л и : ознакомить с произведениями изобразительного искусства; закрепить
понятие «графика», сущность светотени и передачу с помощью нее объема; развивать
умения анализировать цветовую окраску предметов, наблюдательность и внимание;
воспитывать любовь к животному миру, аккуратность.
О б о р у д о в а н и е :
И з о б р а з и т е л ь н ы й р я д: репродукции произведений В. А. Ватагина, В. А.
Серова; образец педагогического рисунка «Домашние животные» (гуашь).
Л и т е р а т у р н ы й р я д: стихотворение В. Зубихина «Зайкина шуба».
Х о д у р о к а
I. Организация класса.
1. П р и в е т с т в и е у ч а щ и х с я .
2. П р о в е р к а г о т о в н о с т и к уроку.
3. П о д г о т о в к а к р а с о к к работе.
II. Постановка темы урока.
У ч и т е л ь. На прошлом уроке вы выполняли в карандаше рисунок домашнего
животного, а сегодня продолжим его в цвете.
III. Актуализация знаний учащихся.
У ч и т е л ь. Я рисовала на прошлом уроке кролика. Вот послушайте такое
стихотворение:
ЗАЙКИНА ШУБА
На опушке, возле дуба,
Шил себе зайчишка шубу.
Нитки прял паук на елке.
Ежик дал ему иголки.
Вышла шуба – глянуть любо!
Замечательная шуба! Пляшет зайка у березы:
Не страшны ему морозы!
В. Зубихин
А вы нашли в книгах или сами, может быть, придумали стихотворения о своих
нарисованных героях?
IV. Вводная беседа.
С л о в о у ч и т е л я. На прошлом уроке мы с вами также говорили об интересном
виде изобразительного искусства.
Как он называется?
Верно, графика. К графике, прежде всего, относятся те произведения, в которых
изображение создается при помощи линии, оставляемой соответствующим инструментом
– карандашом или пером и так далее. Рисунок при этом может выполняться на листе
бумаги карандашом, резцом на медной или деревянной доске, на линолеуме, с которых
изображение потом оттискивается на бумажный лист.
Особенно часто нам приходится встречаться с так называемой печатной графикой.
Это плакаты, театральные афиши, почтовые марки. Художники выполняют оригиналы
этих произведений, а затем их размножают типографским способом – печатают.
Замечательное свойство печатной графики – массовость – делает ее важным средством
агитации. Одним из распространенных видов графического рисунка является книжная
иллюстрация, а иллюстрирование детской книги – одна из самых сложных его областей.
Когда вы выполняете иллюстрацию к литературному произведению, то показываете,
насколько хорошо вы его знаете, а иногда и оригинально это осмысливаете. Ведь многие
из вас не просто воспроизводят в своих рисунках отдельные эпизоды, сцены из любимых
книг или образы полюбившихся им героев, а начинают активно домысливать возможное
развитие сюжета, выражать свое, подчас очень живое, взволнованное отношение к
содержанию читаемой книги, к ее героям.
Перед вами рисунки животных, сделанные известными русскими художниками.
Определите, какие из них выполнены В. А. Серовым и какие В. А. Ватагиным.
Верно, вы хорошо запомнили творческие особенности выполнения рисунков этих
художников.
Перед художниками всегда встает задача образного решения анималистического
рисунка. Если внимательно приглядеться к каждому животному, то легко можно увидеть
в нем определенный уже готовый образ. Гнев, страх, ярость, материнская ласка,
любопытство, растерянность легко прослеживаются в поведении многих зверей и птиц,
у обезьян.
Замечательный художниканималист В. А. Ватагин, говоря о создании образа в
анималистическом искусстве, пишет: «Кроме внешней стороны, я всегда искал в этюде и
старался выразить характер, присущий данному зверю или птице, передать его
индивидуальность, его эмоциональное состояние, в конце концов, создать портрет животного, именно портрет как индивидуальный образ, насыщенный эмоциональным
содержанием. Всякий, кто наблюдал животных, имел с ними дело, кто с добрым
вниманием относится к ним, тот знает, как разнообразны и сложны их переживания, как
разнообразны их эмоции, как выразительны их чувства радости или огорчения, ласки
или обиды, злобы, тоски или самоотверженного чувства материнства». Ватагин сам
стремился воплотить свои слова в реальность, находя в самой жизни, натуре
выражение нежности, сосредоточенности, степенности, суровости, тоски.
V. Работа над новым материалом.
А почему художникаманималистам так тяжело выполнять рисунки?
Верно, рисование живых животных с натуры представляет собой много сложностей.
Вопервых, в наше время в городе животные в основном находятся в зоопарке (причем в
крупных городах), что очень неудобно с точки зрения учебного рисования.
Вовторых, животные очень подвижны и их трудно, подчас невозможно, изображать
с одной, фиксированной точки зрения. Поэтому и В. Серов, и В. Ватагин обычно
ограничивались, как и все анималисты, выполнением быстрых набросков и зарисовок с
натуры живых зверей, птиц, рыб, домашних животных. А выполнение же длительных
работ ведется обычно с чучел животных.
В любом случае, ведется ли рисунок с живого животного или с его чучела, надо
знать хотя бы основное его анатомоконструктивное строение, то есть строение скелета
и расположение мускулатуры.
И з о б р а ж е н и е п о п а м я т и и представлению животных в цвете.
Рассмотрим животных, нарисованных вами на прошлом уроке.
Какие ошибки в передаче пропорций вы совершили?
Какие позы наиболее характерны для изображенных животных?
Художники в зависимости от поставленных задач, характера формы животного,
его шерстяного покрова и оперения выбирают не только определенную
изобразительную технику, но и способ выполнения быстрого рисунка.
В изобразительном искусстве используются широко следующие способы быстрого
рисования:
– одними линиями;
– линиями с одновременной проработкой наброска штрихами;
– выполнение наброска с применением элементов схемы построения;
– выполнение наброска тоном, «пятном».
VI. Анализ цветовой окраски кролика.
Каков кролик по цвету? А какие еще цвета можно взять для выполнения кролика в цвете?
Как с помощью цвета передать объем животного?
VII. Педагогический рисунок.
Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на
образцах (см. Приложение).
1. Цветовая проработка рисунка начинается с нанесения общего цвета животного.
Поскольку мы изображаем животных без фона, следует найти на палитре красочную
смесь, которая была бы такой же, как и цвет животного. Легким прозрачным
красочным слоем, вливая цвет в цвет «по сырому», закрашиваю весь силуэт кролика с
расчетом на дальнейшие прописки.
2. Выполняю цветом участки, которые расположены в тени (собственную тень,
полутень). Обращаю особое внимание на окраску таких частей тела, как спина,
подбрюшье, грудь, голова, конечности, хвост.
3. Теперь надо усилить цвет, уточнить и конкретизировать цветом форму и объем
отдельных участков фигуры животного, изгибы и повороты шеи, спины. При этом
продолжаю уточнять форму тела и цвет окраски волосяного покрова животного. Лепку
формы цветом выполняю с применением мазка по форме. Такая техника живописи
придаст работе энергичность и выразительность.
4. Большое внимание уделяется передаче фактуры шерстяного покрова животного,
оперения животного, их направлению и распределению. Для этого отдельными мазками
тонкой кистью передаю направление шерсти на отдельных участках животного,
стараюсь с помощью мазков передать мягкость и пушистость кролика. Рисунок
закончен.
VIII. Самостоятельная работа учащихся.
З а д а н и е. Выполняя в цвете самостоятельно рисунок вашего домашнего животного,
постарайтесь передать через подбор красок и характер мазка образ вашего любимца.
Помните: чтобы научиться создавать убедительные образы птиц, животных, хищников и
травоядных представителей животного мира с яркой или покровительственной окраской
оперения и волосяного покрова, в движении или состоянии покоя, нужно, прежде всего,
проникнуться чувством любви к этим удивительным созданиям природы, восхититься
ими.
IX. Итог урока.
1. В ы с т а в к а р а б о т учащихся.
У ч и т е л ь. На доске представлены лучшие работы. Эти рисунки отличаются тем, что
здесь убедительно переданы образы домашних животных.
2. О б о б щ е н и е и з у ч е н н о г о материала.
Какой вид изобразительного искусства называют графикой? К графике относятся те произведения, в которых изображение создается при
помощи линии. Она остается карандашом на листе бумаги или резцом на медной или
деревянной доске, на линолеуме, с которых изображение потом оттискивается на
бумажный лист.
Урок по ИЗО 3 класс. «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Урок по ИЗО 3 класс. «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Урок по ИЗО 3 класс. «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Урок по ИЗО 3 класс. «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Урок по ИЗО 3 класс. «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.