Урок по ИЗО 3 класс. «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» (карандаш)
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
3 кл
13.05.2018
Цели: ознакомить с произведениями изобразительного искусства, графикой как видом искусства; обогатить и углубить элементарные знания школьников о домашних животных; развивать умения анализировать пропорции, очертания предметов, наблюдательности и внимания; воспитывать любовь к животным.
Оборудование:
Изобразительный ряд: репродукции произведений В. А. Ватагина, В. А. Серова, изготовленные на уроках труда из различных материалов; простейшие плоские фигуры животных – собаки, кролики; таблицы с изображением домашних животных; образец педагогического рисунка «Домашние животные» (карандаш).
Литературный ряд: стихотворение А. Блока «Зайчик», загадки.«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» (карандаш)
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ.docx
«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» (карандаш)
Ц е л и : ознакомить с произведениями изобразительного искусства, графикой как
видом искусства; обогатить и углубить элементарные знания школьников о домашних
животных; развивать умения анализировать пропорции, очертания предметов,
наблюдательности и внимания; воспитывать любовь к животным.
О б о р у д о в а н и е :
И з о б р а з и т е л ь н ы й р я д: репродукции произведений В. А. Ватагина, В. А.
Серова, изготовленные на уроках труда из различных материалов; простейшие плоские
фигуры животных – собаки, кролики; таблицы с изображением домашних животных;
образец педагогического рисунка «Домашние животные» (карандаш).
Л и т е р а т у р н ы й р я д: стихотворение А. Блока «Зайчик», загадки.
Х о д у р о к а
I. Организация класса.
1. П р и в е т с т в и е у ч а щ и х с я .
2. П р о в е р к а г о т о в н о с т и к уроку.
3. П о д г о т о в к а к р а с о к к работе.
II. Постановка темы урока.
У ч и т е л ь. Сегодня мы будем говорить о животных. И это не случайно: животные
постоянно окружают человека, многие из них приносят большую пользу.
III. Актуализация знаний учащихся.
Отгадайте загадки.
Кто не прядет, не ткет, а людей одевает?
– Верно, это баран.
Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет, она знать дает?
– Правильно, это собака.
– Точно, это свинья.
Хвост крючком, а нос пятачком?
Зубастый, мохнатый, как есть начнет – песенку поет? – Верно, это кот.
С бородой, а не старик, с рогами, а не бык,
Доят, а не корова, лыки дерет, а лаптей не плетет?
– Верно, это коза.
А что объединяет всех этих животных?
– Правильно, все эти загадки были о домашних животных.
IV. Вводная беседа.
Учитель задает классу вопросы; выслушав ответы детей, обобщает.
Каких еще домашних животных вы знаете?
Верно, это – коровы, овцы, свиньи, утки, куры.
Почему их называют домашними животными?
Их называют домашними, потому что они живут рядом с человеком и приносят ему
большую пользу. Мы получаем от них такие ценные продукты питания, как молоко, мясо,
яйца. Шерсть и кожа отдельных животных идут на изготовление одежды и обуви.
Трудно перечислить все, что дают нам домашние животные. Поэтому люди круглый год
заботятся о них. Люди охраняют домашних животных и заготавливают для них корма.
А где держат животных?
Домашних животных держат в специальных помещениях. Эти помещения
ремонтируют, утепляют к зиме.
А кого еще мы относим к домашним животным?
Верно, кошки и собаки также домашние животные. Собаки охраняют дом, а кошки
ловят мышей. Поэтому об этих животных надо также заботиться: кормить, чистить, а
собак еще мыть и выводить на прогулку.
А где можно гулять с собакой?
Верно, с собакой гуляют в специально отведенных для их выгула местах.
У кого из вас есть собака или кошка?
Какую пользу для человека приносит собака?
Собака – преданный и надежный друг человека. Немало принесла она добра и
пользы людям. Известны случаи, когда собака спасала жизнь людей или умирала рядом
с погибшим хозяином. Из наблюдений в природе вы знаете, что ранняя весна мало отличается от зимы:
кругом еще много снега, не зеленеет трава, деревья стоят голые. В это время и жизнь
домашних животных почти ничем не отличается от того, как они жили зимой. Домашние
животные попрежнему находятся в помещениях, и люди продолжают ухаживать за
ними так же, как это делали зимой. По мере того как становится все теплее и отрастают
травянистые растения, домашних животных выгоняют на пастбища. Раньше других, не
дожидаясь появления травы, на выгулы выпускают домашних птиц. Как только земля
освобождается от снега, а водоемы ото льда, птицы находят себе корм – плоды и
семена, созревшие в прошлом году, червей и разных гусениц.
Как и дикие животные, домашние животные весной линяют. Может быть, вы уже
видели, как животные трутся о заборы, деревья и оставляют на них шерсть. Часто в
это время на коровах, лошадях можно увидеть птиц. Они собирают выпадающую шерсть,
отдельные волосы и уносят их в гнезда. А вот шерсть коз во время линьки не
выбрасывают. Люди научились разводить специальных пуховых коз. Во время весенней
линьки вычесывают шерсть козы специальными гребенками. Делают это два раза – в
начале и конце линьки. Шерсть этих коз настолько легка и пушиста, что ее так и назвали
– «козий пух». От коз начесывают до 500 граммов пуха. Из него вяжут нарядные и очень
теплые платки, шали, кофточки, шапочки и другие вещи. Особенно красивы пуховые
изделия, связанные оренбургскими мастерицами. Оренбургские пуховые платки
известны во всем мире.
V. Работа над новым материалом.
У ч и т е л ь. Есть художники, у которых звери и птицы – главные герои рисунков и
картин.
Как зовут таких художников?
Верно. Их называют анималистами. Происходит слово от латинского «animal», что
означает «животное».
Животный мир бесконечно разнообразен и красочен. Как ярко, например,
окрашены перья многих птиц, как разноцветно сверкают крылья бабочек!
Но рисовать животных не такто просто – позировать они не станут. Анималисту
приходится усердно наблюдать и изучать их повадки, характер.
Люди изображали животных еще с древнейших времен. Многие животные считались
в Древнем Египте священными. У статуй богов иногда были зеленые головы. Так, у бога
Анибуса, покровителя умерших, была голова шакала, а у богини войны Сохмет – львиная.
В пустынях Египта до сих пор можно увидеть статуи сфинксов – львов с человеческими
лицами, сделанные тысячи лет тому назад. Скýльпторы Древней Ассирии создавали
изваяния могучих быков, коней и львов в стремительном движении.
Чудесные рисунки к басням Крылова сделал русский художник Валентин
Александрович Серов (1865–1911). Тут и доверчивая ворона с сыром в клюве, и хитрая
лисица, и нескладный квартет, в котором играют «проказница Мартышка, Осел, Козел
да косолапый Мишка». Художник придал своим героямживотным черты, свойственные
людям. Перед вами рисунки животных, сделанные известным русским художником Василием
Алексеевичем Ватагиным (1883/1884–1969). Большой мастер В. А. Ватагин не только
рисовал животных, но и вырезал их изображения из дерева или высекал из камня. В его
мастерской на вас со всех сторон молча смотрят деревянные или каменные тигры,
львицы, леопарды, моржи и совсем маленькие смешные обезьянки.
Демонстрация репродукций В. Серова и В. Ватагина.
Многие художникианималисты выполняли свои работы в графике. Слово
«графика» происходит от греческого grapho – «пишу», «рисую». Рисунки, сделанные
карандашом и тушью, гравюры, плакаты – все это графика.
Произведения графического искусства мы видим не только на выставках – постоянно
сталкиваемся с ними в жизни.
С самого раннего детства мы радуемся книгам: их обложкам и красочным рисункам.
Рисунки художников в книгах – книжная графика. Если же рисунок или гравюра не
иллюстрация, а самостоятельное произведение – это станковая графика.
А еще есть прикладная графика. Когда мы хотим поздравить своих друзей с
праздником, мы покупаем открытку и наклеиваем на нее марку. И открытку, и марку
нарисовал художник. И более простые вещи, на которые многие из вас, может быть,
никогда не обращали внимания, – этикетки на всевозможных коробках, на пакетах – это
тоже рисовали художники. Все это и есть прикладная или промышленная графика.
И з о б р а ж е н и е п о п а м я т и и п р е д с т а в л е н и ю животных в карандаше.
Посмотрите на животных, нарисованных на таблицах.
Анатомическое строение человека и животных имеет много общего: череп,
позвоночный столб, грудная клетка, лопатки, таз, кости конечностей.
Какие пропорции характерны для домашних животных?
Для более внимательного рассмотрения основных пропорций животных я вам
раздала изготовленные на уроках труда из различных материалов простейшие плоские
фигуры животных – собак, кроликов.
Сравните фигуры этих животных, выделите характерные особенности их строения.
VI. Анализ окраски животного (зайца).
О ком эта загадка?
Быстрый прыжок, теплый пушок, красный глазок.
Верно, эта загадка о кролике.
А эта загадка про кого?
Маленький, беленький, По лесочку прыг, прыг,
По снежочку тык, тык.
Да, это загадка о зайце. Я решила изобразить кролика.
И заяц, и кролик похожи тем, что являются травоядными животными.
А в чем у них разница?
Верно, заяц относится к диким животным и живет в лесу, чаще всего около озер, где
растут сочные растения. Кроме того, чтобы охотники или хищники не могли легко
заметить зайцев, зайцы меняют окраску в течение года. Зимой они белого цвета, чтобы
быть незаметными на снегу, а весной они меняют мех на бурый, чтобы сливаться с
травой.
А кролику надо менять цвет меха?
Верно, не надо, ведь его охраняет и кормит человек.
Весной заяц буроватосерый, только хвостик снизу ослепительно белый. Это, как у
многих животных, сигнал для зайчат. Поднимет заяц хвостик – зайчата его видят.
Опустит – и словно растворился в осенней траве, слился со стогом сена.
Врагов у зайца много: и лиса, и волк, и рысь, и росомаха, да еще и филин, и орлы.
Правда, со взрослым зайцем не всегда легко справиться. Он умеет сражаться за свою
жизнь: опрокинется на спину и отбивается задними лапами с длинными когтями.
Зайца часто называют трусишкой. Это не так. Ведь трус от страха теряет
голову: или несется со всех ног куда попало, или стоит на месте и дрожит.
Но стоит посмотреть, как, например, заяц убегает от гончих собак. Несется он
длинными прыжками, стелет по земле, прижав к спине свои длинные уши, а собаки с
диким лаем мчатся за ним. Выиграет заяц расстояние – и начинает путать след: то назад
скакнет, то в сторону. А потом огромным прыжком уйдет в сторону и затаится. Сидит и
спокойно смотрит, как свирепые псы разгадывают его лесную загадку. Только ушами
шевелит да носом двигает. Глаза у зайца не зря «косые» – он видит ими не только
вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются –
не надо понапрасну головой вертеть. Вот и сидит себе заяц – отдыхает, пока не увидит,
что пора удирать.
ЗАЙЧИК
…………………….
Хмурая, дождливая
Наступила осень.
Всю капусту сняли,
Нечего украсть… Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть…
Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится –
Неба не видать…
Только б потеплее,
Только бы посуше…
Очень неприятно
По воде ступать.
А. Блок. 1906 г.
VII. Педагогический рисунок.
Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на
образцах.
– Фигуры животных мы рассмотрели, и я их убираю (см. Приложение).
1. Сначала определяем композиционное расположение листа бумаги. Расположим
лист по горизонтали. Определим место, занимаемое на бумаге изображаемым
предметом. Легкими движениями обозначим основные пропорции.
2. Уточняю и окончательно определяю основное пространственное движение
туловища кролика. Теперь уточняю основные пропорции. Его туловище похоже на овал,
голова – на приплюснутый овал, а конечности – на длинные прямоугольники.
3. Прорисовываю основные пропорции животного.
4. Теперь прорисовываю отдельные части животного, уточняю его силуэт. Уточняю
индивидуальные отличия именно моего кролика. Рисунок закончен.
VIII. Самостоятельная работа учащихся.
З а д а н и е. Выполните самостоятельно рисунок своего любимого домашнего
животного по памяти и представлению.
IX. Итог урока. 1. В ы с т а в к а р а б о т учащихся.
У ч и т е л ь. Перед вами демонстрируются лучшие работы. Эти работы отличаются
тем, что здесь грамотно переданы пропорции и очертания домашних животных.
2. О б о б щ е н и е и з у ч е н н о г о материала.
С творчеством каких художников вы сегодня познакомились?
Верно, вы рассматривали репродукции произведений В. А. Ватагина, В. А. Серова.
Урок по ИЗО 3 класс. «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» (карандаш)
Урок по ИЗО 3 класс. «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» (карандаш)
Урок по ИЗО 3 класс. «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» (карандаш)
Урок по ИЗО 3 класс. «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» (карандаш)
Урок по ИЗО 3 класс. «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» (карандаш)
Урок по ИЗО 3 класс. «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» (карандаш)
Урок по ИЗО 3 класс. «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» (карандаш)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.