Урок по ИЗО 3 класс. «КРАСОТА В УМЕЛЫХ РУКАХ» (гуашь)
Оценка 4.9

Урок по ИЗО 3 класс. «КРАСОТА В УМЕЛЫХ РУКАХ» (гуашь)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
3 кл
13.05.2018
Урок по ИЗО 3 класс. «КРАСОТА В УМЕЛЫХ РУКАХ» (гуашь)
Цели: ознакомить с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, с технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы; формировать умение выполнять элементы хохломской росписи, передавать форму и пропорции, объем предмета; развивать воображение, художественный вкус; воспитывать интерес к урокам рисования, уважение к тем, кто творит такие произведения искусства. Оборудование: Изобразительный ряд: иллюстрации произведений различных видов народных промыслов; образец педагогического рисунка «Красота в умелых руках» (гуашь).«КРАСОТА В УМЕЛЫХ РУКАХ» (гуашь)
КРАСОТА В УМЕЛЫХ РУКАХ.docx
«КРАСОТА В УМЕЛЫХ РУКАХ» (гуашь) Ц е л и : ознакомить с историей промысла и произведениями народного декоративно­ прикладного   искусства,  с  технологией  выполнения  росписи  и  особенностями  рисунка Хохломы; формировать умение выполнять элементы хохломской  росписи,  передавать форму и пропорции, объем предмета; развивать воображение, художественный вкус; воспитывать   интерес   к   урокам   рисования,   уважение   к   тем,   кто   творит   такие произведения искусства. О б о р у д о в а н и е : И з о б р а з и т е л ь н ы й   р я д:   иллюстрации   произведений   различных   видов народных   промыслов;   образец   педагогического   рисунка   «Красота   в   умелых   руках» (гуашь). Х о д   у р о к а I. Организация класса. 1. П р и в е т с т в и е   у ч а щ и х с я . 2. П р о в е р к а   г о т о в н о с т и   к уроку. 3. П о д г о т о в к а   к р а с о к   к работе. II. Постановка темы урока. У ч и т е л ь. Сегодня наш урок на тему «Красота в умелых руках» посвящен изучению старинного народного промысла – хохломской росписи или хохломы. III. Актуализация знаний учащихся. У ч и т е л ь.   Человек   издавна   старался   украсить   свой   дом:   резьбой   наличников, карнизов. Внутри дома – полотенце вышивая, расписывая посуду, обои. В каждом селе есть свои умельцы. Но есть села, в которых все, от мала до велика, занимаются чем­то интересным, выполняют какие­либо красивые вещи. Это и есть промысел…  А какие народные промыслы вы знаете? Верно,   вы   уже   знакомы   с   искусством   Полхов­Майдана   и   Гжели,   Городца   и Загорска, Жостова. Посмотрите на эти образцы народных промыслов.  Определите, к каким промыслам они относятся. Верно,  это  кухонные  доски  и  посуда,  расписанные  под  Городцом, а эти грибки­ шкатулки   из   Полхов­Майдана.   Вот   это   жостовские   подносы,   а   это   –   сияющая   синим кобальтом посуда из Гжели. Это – самые древние виды народного промысла. Издавна на Руси были народные умельцы, которые занимались росписью по дереву. И делали все это они своими руками без предварительного рисунка. Вот   такие   необыкновенной   красоты   шкатулки,   чашки,   ложки,   солонки,   хлебницы, ковши расписывали народные умельцы. Сегодня на уроке мы будем   говорить   только  об   одном   из   этих   промыслов.   Вы   узнаете, откуда   появился   старинный   промысел  «хохлома»,   технологию   приготовления изделий этого вида народного творчества, его отличительные особенности. IV. Вводная беседа. С л о в о   у ч и т е л я. Послушайте стихотворение: Хохломская роспись – Алых ягод россыпь. Отголоски лета В зелени травы, Рощи­перелески, Шелковые всплески Солнечно­медовой Золотой листвы. У красы точеной Сарафан парчовый, По волнам узоров Яхонты горят. Что за чародеи Хохлому одели В этот несказанный Праздничный наряд… Роспись хохломская Словно колдовская, В сказочную песню Просится сама. И нигде на свете Нет таких соцветий. Всех чудес чудесней Наша Хохлома. Название   «золотая   хохлома»   очень   точно   определяет   один   из   видов   расписной деревянной   посуды,   изготовляемой   в   г.   Семенове   и   деревнях   Ковернинского   района Нижегородской области. Золотой   фон   или   золотой   орнамент   на   цветном   фоне   обусловлен   технологией росписи, которая родилась в Нижегородском крае в конце XVII в. Село Хохлома, где проходили ярмарки по продаже деревянной посуды и расписных ложек, дало название целому промыслу, ныне широко известному в нашей стране и за рубежом. Наряду   с   традиционными   ковшами,   подставками,   братинами   и   различными   по размеру   ложками   современные   мастера   изготовляют   наборы   различного   назначения (для соков, мороженого, варенья, салатов и т.   д.),декоративные блюда, подсвечники, детскую мебель. Д о п о л н и т е л ь н ы й   м а т е р и а л Все   предметы   привлекают   внимание   своей   нарядностью   и   красочностью.   Чтобы добиться этого эффекта, каждое изделие проходит ряд операций. Вырезанный из липы или   березы   вручную   или   выточенный   на   станке   полуфабрикат   (форма   будущего изделия)   покрывают   слоем   жидкой   глины,   пропитывают   льняным   маслом,   шпаклюют, ликвидируя трещины и другие дефекты, затем вновь покрывают маслом и подсушивают до   неполного   высыхания.   Поверхность,   имеющую   отлип,   натирают   алюминиевым порошком, поверх которого выполняют роспись. Завершается процесс покрытием всего изделия олифой. Окончательную сушку (закалку) проводят в закрытых шкафах­печах при 100–120 °С. Слой олифы приобретает золотистый оттенок, сквозь который блестит металлизированный фон. Под пленкой лака все, что было серебряным, приобретает золотой цвет.  Посмотрите! Какие элементы используют художники в росписи? Верно,  земляничку,  малину,   смородину,  рябинку,   травку.  Но  мастера   не  копируют растения в точности, а по­своему перерабатывают в декоративный узор.  А какие цвета используют хохломские мастера? Верно,   цветов   в   хохломской   росписи   очень   мало.   Специфическая   технология ограничивает   палитру   применяемых   для   росписи   масляных   красок,   выдерживающих температурный   режим   и   дающих   выразительные   сочетания   с   «золотом».   Их   группу составляют   красный,   черный,   зеленый,   коричневый,   желтый   цвета.   Разнообразие росписи достигается умением находить варианты цветовых сочетаний, использованием одного цвета как главенствующего. Кроме того, существенные различия в художественном оформлении изделий (и это, пожалуй, главное) достигаются несколькими сложившимися приемами росписи. Старый, классический   для   хохломы п р и е м  верхового   письма представляет   собой   роспись   по металлизированному фону веток, цветов, ягод. Разновидностью   этого   письма   является травка –   написанные   черным   и   красным цветом кустики и веточки, пояски, розетки. Другой прием росписи – под фон, когда цветом покрывается фон, ее основной мотив рисунка остается светлым с небольшой штриховой разделкой. Вариантом   фоновой   росписи   является кудрина,  узор   которой   отличается укрупненным   размером,   а   все   ее   формы   напоминают   круглящиеся   растительные завитки. V. Анализ произведений изобразительного искусства. Необычайное   богатство   хохломской   росписи   достигается   тем,   что   рисунок   на поверхность изделия наносится всякий раз импровизированно, свободно. Мастер как бы сочиняет его на  ходу, руководствуясь лишь своим опытом  и теми закономерностями, которые   характеризуют   особенности   хохломской   росписи.   В   результате   появляются новые   мотивы   орнамента,   основанного   на   превращении   конкретных   форм   (растения, птицы, рыбы) в декоративный цветовой узор, что делает нехитрую деревянную вещь произведением народного искусства. VI. Работа над новым материалом. У ч и т е л ь.   Мы   сегодня   будем   выполнять   простейшие   приемы   росписи   – изображать декоративную травку и ягоды.  В   чем   состоят   особенности   хохломского   травного   узора   в   сопоставлении   с  уже  известными  вам  городецкой  и  Полхов­Майданской  росписями? У п р а ж н е н и е  по выполнению хохломской травки. Самый   любимый   у   художников   –   это   «травный   узор»   или   «травка»,   которая отдаленно напоминает осоку. Часто среди «травки» изображается цветок, птица, рыбка. Самые затейливые узоры называются «кудрина»: травка превращается в крупные кудри –   завитки.   Рассмотрим   простейшие   приемы   выполнения   хохломской   травки (см. Приложение 1). 1. Выполним ягодки. Ягодки рисуем по часовой стрелке. Можно нарисовать малинку, клубничку, смородинку. 2. Выполним травинку – это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с завитками. Нажим кончика кисти приходится на самую широкую часть травинки. 3. Выполним кудрину. Кудрина – цветочно­лиственный узор с округлыми широкими листьями, с завитками. 4. Выполним листочек. Листочек – это чаще всего стилизованный лист смородины. Из   таких   элементов   можно   составить   узор.   Обратите   внимание   на   свободное движение кисти и изящность мазков, на сочетание черного, красного, желтого. Умение выполнять приемы хохломской травки вы используете при изготовлении и раскрашивании различных изделий и поделок на уроках труда. Выполните теперь и вы такие: травинку, ягодку, листочек, кудрину. VII. Педагогический рисунок. Учитель   объясняет   последовательность   выполнения   рисунка   и   показывает   на образцах. – Внимательно посмотрите, как я выполню узор в полосе. Масляных красок у нас нет, поэтому работаем гуашью. 1. Сначала изображаю стебель с крупными завитками. Узор должен быть ритмичным. 2.   Пишем   самые   крупные   травинки.   Эти   штрихи­травинки   наносятся   легкими движениями, без нажима. 3. Пишем ягодки. 4.   Тонкой   кистью   прорабатываем   отдельные   элементы.   Пишем   легко,   свободно, используя   также   короткие   удары   –   черные   и   красные   точки.   Травный   узор   (травка) закончен (см. Приложение 2). VIII. Самостоятельная работа учащихся. З а д а н и е.  Выполните   самостоятельно   рисунок  с  изображением   природы  родной земли в орнаментальной композиции. IX. Итог урока. 1. В ы с т а в к а   р а б о т  учащихся. У ч и т е л ь. Молодцы, все очень красиво нарисовали. Такого чуда мы не видели ни в одном   из   произведений   школ   народного   мастерства.   Все   работы   отличаются декоративностью и оригинальностью.  Какую особенность травной росписи вам удалось почувствовать в своей работе? Верно, узор получается мягких очертаний, легкий и подвижный. 2. О б о б щ е н и е   и з у ч е н н о г о  материала.  С   произведениями   какого   народного   декоративно­прикладного   искусства   вы сегодня познакомились? Верно,   мы   сегодня   изучали   искусство   Хохломы   –   одного   из   старейших   центров русской культуры, прославленного талантливыми руками народных умельцев.  Почему хохломскую роспись называют пламенной и золотой? Верно, пламенной хохлому   зовут   потому,   что   окрашенную   посуду   закаливают   в пламене горячей печи и основной цвет росписи красный. Золотой – потому, что после того как изделия натирают алюминиевым порошком, расписывают масляными красками, обжигают в печи и покрывают лаком, предметы становятся как бы золотыми.  В чем, по­вашему, состоит красота народного искусства? Я очень горда тем, что живу на земле, где работают такие замечательные мастера золотой хохломы.

Урок по ИЗО 3 класс. «КРАСОТА В УМЕЛЫХ РУКАХ» (гуашь)

Урок по ИЗО 3 класс. «КРАСОТА В УМЕЛЫХ РУКАХ» (гуашь)

Урок по ИЗО 3 класс. «КРАСОТА В УМЕЛЫХ РУКАХ» (гуашь)

Урок по ИЗО 3 класс. «КРАСОТА В УМЕЛЫХ РУКАХ» (гуашь)

Урок по ИЗО 3 класс. «КРАСОТА В УМЕЛЫХ РУКАХ» (гуашь)

Урок по ИЗО 3 класс. «КРАСОТА В УМЕЛЫХ РУКАХ» (гуашь)

Урок по ИЗО 3 класс. «КРАСОТА В УМЕЛЫХ РУКАХ» (гуашь)

Урок по ИЗО 3 класс. «КРАСОТА В УМЕЛЫХ РУКАХ» (гуашь)

Урок по ИЗО 3 класс. «КРАСОТА В УМЕЛЫХ РУКАХ» (гуашь)

Урок по ИЗО 3 класс. «КРАСОТА В УМЕЛЫХ РУКАХ» (гуашь)

Урок по ИЗО 3 класс. «КРАСОТА В УМЕЛЫХ РУКАХ» (гуашь)

Урок по ИЗО 3 класс. «КРАСОТА В УМЕЛЫХ РУКАХ» (гуашь)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2018