Урок по ИЗО 3 класс «МЫ ОСЕНЬЮ ГОТОВИМСЯ К ЗИМЕ» (карандаш, гуашь)
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
3 кл
31.03.2018
Цели: закрепить значение декоративно-прикладного искусства; совершенствовать навыки согласования цвета и рисунка узора с формой украшаемой вещи; углубить представления о цветовом контрасте; привить интерес к предмету.
Оборудование:
Изобразительный ряд: образцы декоративно-прикладного искусства (кувшины, платки, полотенца и варежки); образец педагогического рисунка «Мы осенью готовимся к зиме» (карандаш, гуашь); таблица «Мотивы орнаментов».
Литературный ряд: загадка о варежках.«МЫ ОСЕНЬЮ ГОТОВИМСЯ К ЗИМЕ» (карандаш, гуашь)
МЫ ОСЕНЬЮ ГОТОВИМСЯ К ЗИМЕ.docx
«МЫ ОСЕНЬЮ ГОТОВИМСЯ К ЗИМЕ»
(карандаш, гуашь)
Ц е л и : закрепить значение декоративноприкладного искусства; совершенствовать
навыки согласования цвета и рисунка узора с формой украшаемой вещи; углубить
представления о цветовом контрасте; привить интерес к предмету.
О б о р у д о в а н и е :
И з о б р а з и т е л ь н ы й р я д : образцы декоративноприкладного искусства
(кувшины, платки, полотенца и варежки); образец педагогического рисунка «Мы осенью
готовимся к зиме» (карандаш, гуашь); таблица «Мотивы орнаментов».
Л и т е р а т у р н ы й р я д: загадка о варежках.
Х о д у р о к а
I. Организация класса.
1. П р и в е т с т в и е у ч а щ и х с я .
2. П р о в е р к а г о т о в н о с т и к уроку.
3. П о д г о т о в к а к р а с о к к работе.
II. Постановка темы урока.
У ч и т е л ь. Вы, идя сегодня на занятия в школу, наверное, заметили, что по утрам
уже прохладно. И тема урока посвящена подготовке к будущим морозам – «Мы осенью
готовимся к зиме».
III. Актуализация знаний учащихся.
У ч и т е л ь. Скоро наступит зима. На улице будет хмуро, а небо затянут облака. В
живой природе все готово встретить зиму. Лиственные деревья и кустарники сбросили
листья. Исчезли насекомые. Перелетные птицы улетели в теплые страны.
Подготовились к зиме и звери.
Люди стали одеваться теплее. Поздней осенью нужно быть особенно внимательными
к своему здоровью, так как в это время года легко простудиться. Люди начинают
готовить к зиме теплую одежду.
А как вы считаете, зачем к зиме готовиться надо осенью, а то и летом?
Как вы понимаете пословицу «Готовь сани летом»?
Как ваши родители, бабушки и дедушки готовятся к наступлению зимы? IV. Вводная беседа.
С л о в о у ч и т е л я. Многие вещи, которыми пользуется человек, не только
функциональны, они еще и украшают мир вокруг нас. Во втором классе мы с вами
говорили о том, что в условиях современного быта такого рода предметы чаще всего
выступают как украшение нашей жизни.
Само существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для
жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня
и ночи, чередованием времен года. Потому и находит все это отражение в
произведениях народного творчества, составляющих целостное явление культуры
каждого народа.
Глубокое понимание народным мастером материала, с которым он работает,
позволяет создавать многие вещи как совершенные произведения декоративно
прикладного искусства. Дерево и глина, камень и кость, кожа и мех, солома и лоза – все
эти материалы находят органичное использование в разных предметах быта. Они не
подделываются под дорогие материалы, а обрабатываются и декорируются в
соответствии с их собственными природными свойствами. Поэтому гончарное изделие из
простой глины не спутаешь с посудой из фарфора, а медный луженый сосуд – с
предметом, выполненным из серебра.
И сегодня художественные изделия, выполненные народными мастерами из
различных материалов, служат непременной частью повседневной жизни человека. Они
вошли в быт как необходимые предметы, выполняющие определенные утилитарные
(бытовые) функции. Это напольные ковры, керамическая посуда и тканные покрывала,
вышитые скатерти и деревянная игрушка, украшения женской одежды. Их продуманная
форма и пропорции, рисунок орнамента и цвет самого материала характеризуют
эстетику данных вещей, их художественное содержание превращает утилитарный
предмет в произведение искусства. Все такие изделия относятся к области
декоративноприкладного искусства, в сфере которого находят органичное единство
духовное и материальное начало творчества. Мир этой области искусства обширен.
V. Анализ произведений изобразительного искусства.
У ч и т е л ь. Ребята, посмотрите, какие красивые вещи я принесла вам сегодня на
урок.
Как вы считаете, почему эти предметы смотрятся красивыми?
Верно, эти кувшины, платки, полотенца и варежки смотрятся красивыми за счет
орнамента.
Орнамент – узор,
состоящий из ритмически упорядоченных элементов,
предназначается для украшения различных предметов: утвари, орудия и оружия,
текстильных изделий, мебели, книг. Орнаментом украшают и архитектурные сооружения
как извне, так и в интерьере. А первобытные люди также украшали и свое тело
раскраской и татуировкой, считая, что тогда охота будет удачной.
Учитель показывает образцы. Относительно происхождения орнамента нет полной ясности. В нем запечатлено
эстетическое осмысление деятельности человека. Существенна обрядовая, магическая
роль древнейшего орнамента, широко использовавшего знаки, символы и стилизованные
изображения колдовского или религиозного содержания. В орнаменте, особенно в
народном творчестве, где он имеет самое широкое распространение, запечатлелось
фольклорнопоэтическое отношение к миру. С течением времени древние
орнаментальные мотивы утрачивали свой первоначальный замысел, сохраняя
декоративную выразительность.
Каждая эпоха, каждый стиль, каждая последовательно выявившаяся национальная
культура вырабатывали свою систему орнамента. Поэтому орнамент является надежным
признаком принадлежности произведений к данному времени и к данной стране.
Например, здесь вы можете видеть на полотенце белорусскую вышивку.
Учитель показывает полотенце.
По мотивам, используемым в орнаменте, его делят:
1) на геометрический, состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные,
зигзагообразные, круги, ромбы, многогранники, звезды, кресты, спирали);
2) растительный, стилизующий листья, цветы, плоды (лотос, папирус, смородина,
кленовый лист);
3) зооморфный, или животный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или
фантастических животных.
В качестве мотивов орнамента используются также человеческие фигуры,
архитектурные фрагменты, оружие, различные знаки и эмблемы (гербы).
Учитель показывает таблицу «Мотивы орнаментов».
Не всякий узор можно считать орнаментом. Так, узорная ткань с бесконечно
повторяющимся раппортом не является, строго говоря, орнаментальной.
Обратите внимание на важность использования светлотного контраста– темного на
светлом, светлого на темном. Такие контрасты – одна из основных художественно
выразительных о с о б е н н о с т е й декоративной росписи,
создать
праздничный облик художественной вещи.
помогающая
VI. Работа над новым материалом.
У ч и т е л ь. Отгадайте, что сегодня мы будем рисовать.
Упрятались голышки
Во лохматые мешки:
Четверо вместе,
Одна на шесте. Что это такое, ребята?
Верно, это варежки. Варежки являются обязательным атрибутом зимы. Ведь именно
они помогают защитить руки от мороза или от снега, когда вы играете в снежки.
Посмотрите, как можно украсить варежки.
Орнамент может быть расположен:
1) в центре варежки;
2) идти по кайме;
3) по всему полю варежки;
4) в полосе, которая проходит вдоль варежки;
5) в полосе, которая проходит поперек варежки.
Сейчас вы должны выбрать орнамент и способ его расположения.
Как вы думаете, какой орнамент подойдет для украшения варежки?
VII. Педагогический рисунок.
Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на
образцах.
– Выполняем эскиз в а р е ж к и (см. Приложение):
1. Лист бумаги располагаем горизонтально. Силуэт оформляемого предмета
получается у каждого из вас на листе бумаги путем обведения карандашом сомкнутой
кисти руки и отведенного в сторону большого пальца.
2. Плавной линией исправляем неровности, возникшие при обводке кисти руки.
Варежка готова.
3. В зависимости от того, какой орнамент вы выбрали, продумываете композиционное
расположение элементов на варежке. Помните о том, что рисунок узора должен
согласовываться с формой варежки. Можно выделить края варежки или большой палец.
Я, например, решила акцент поставить на центре рукавички. В центре располагаю
круг, делю его на четное количество частей – это снежинка. С каждой стороны от
снежинки располагается вертикальная полоса с геометрическим орнаментом.
4. Выполняем работу в цвете. Роль цвета также важна. Цветом выделяю
композиционный центр – снежинку. Чтобы варежка была праздничной, подбираю яркие
цвета. Снежинка выполняется белым и темносиним цветом. А фон варежки –
оранжевый. В вертикальных полосках также использую белый и синий цвета. Рисунок
закончен.
VIII. Самостоятельная работа учащихся. З а д а н и е. Обведите кисть своей руки, уточните эту линию. Постарайтесь цвет и
рисунок согласовать с формой варежки.
IX. Итог урока.
1. В ы с т а в к а р а б о т учащихся.
У ч и т е л ь. Как хорошо мы подготовились к зиме, теперь по вашим эскизам ваши
бабушки и мамы свяжут красивые варежки к зиме. Эти эскизы отличаются
декоративностью и оригинальностью. Цвет и рисунок узоров в работах этих ребят
хорошо согласуется с формой самой варежки.
2. О б о б щ е н и е и з у ч е н н о г о материала.
Учитель подводит итоги изученного и выполненного на уроке.
Кто из вас запомнил трудный термин, используемый на уроке?
Верно, это – светлотный контраст.
А что обозначает светлотный контраст?
Верно, каждый художник в своей работе использует правило: темное лучше
выделяется на светлом, а светлое, наоборот, на темном.
Урок по ИЗО 3 класс «МЫ ОСЕНЬЮ ГОТОВИМСЯ К ЗИМЕ» (карандаш, гуашь)
Урок по ИЗО 3 класс «МЫ ОСЕНЬЮ ГОТОВИМСЯ К ЗИМЕ» (карандаш, гуашь)
Урок по ИЗО 3 класс «МЫ ОСЕНЬЮ ГОТОВИМСЯ К ЗИМЕ» (карандаш, гуашь)
Урок по ИЗО 3 класс «МЫ ОСЕНЬЮ ГОТОВИМСЯ К ЗИМЕ» (карандаш, гуашь)
Урок по ИЗО 3 класс «МЫ ОСЕНЬЮ ГОТОВИМСЯ К ЗИМЕ» (карандаш, гуашь)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.