Урок по ИЗО 3 класс «В СКАЗОЧНОМ ПОДВОДНОМ ЦАРСТВЕ» (карандаш)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 31.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: ознакомить с произведениями изобразительного искусства; развивать творческую фантазию детей, наблюдательность и внимание, логическое мышление; формировать умение сочетать в творческих рисунках реальные образы со сказочными, фантастическими; воспитывать любовь и интерес к сказочным персонажам, сказочному подводному миру. Оборудование: Изобразительный ряд: иллюстрация И. Я. Билибина к былине «Садко»; книги с изображением различных видов рыб; образец педагогического рисунка «В сказочном подводном царстве» (карандаш). Музыкальный ряд: музыка из балета Р. Щедрина «Конек-Горбунок».«В СКАЗОЧНОМ ПОДВОДНОМ ЦАРСТВЕ» (карандаш)
Иконка файла материала В СКАЗОЧНОМ ПОДВОДНОМ ЦАРСТВЕ.docx
«В СКАЗОЧНОМ ПОДВОДНОМ ЦАРСТВЕ» (карандаш) Ц е л и : ознакомить   с   произведениями   изобразительного   искусства;   развивать творческую   фантазию   детей,   наблюдательность   и   внимание,   логическое   мышление; формировать умение сочетать в творческих рисунках реальные образы со сказочными, фантастическими; воспитывать любовь и интерес к сказочным персонажам, сказочному подводному миру. О б о р у д о в а н и е : И з о б р а з и т е л ь н ы й   р я д: иллюстрация И. Я. Билибина к былине «Садко»; книги с изображением различных видов рыб; образец педагогического рисунка «В сказочном подводном царстве» (карандаш). М у з ы к а л ь н ы й   р яд:  музыка  из  балета  Р. Щедрина  «Конек­Горбунок». Х о д   у р о к а I. Организация класса. 1. П р и в е т с т в и е   у ч а щ и х с я . 2. П р о в е р к а   г о т о в н о с т и   к уроку. 3. П о д г о т о в к а   к р а с о к   к работе. II. Постановка темы урока. У ч и т е л ь.   Сегодня   урок   является   продолжением   и   логическим   завершением предыдущего   занятия   по   изобразительному   искусству. Мы   будем   выполнять тематическое рисование «В сказочном подводном царстве». III. Актуализация знаний учащихся. У ч и т е л ь. Вспомните сказки и былины, в которых действие происходит в сказочном подводном мире. Верно,   есть   замечательная   сказка   П.   П.   Ершова   «Конек­Горбунок»   и   Г.­Х. Андерсена «Русалочка», былина «Садко». IV. Вводная беседа. С л о в о   у ч и т е л я.   Чтобы   обогатить   ваши   представления   о   сказочном   мире, прослушайте отрывок из былины «Садко»: Проснулся Садко, купец богатый новгородский,В океан­море да на самом дне; Увидал он – сквозь воду печет красно солнышко, Увидал он возле себя палаты белокаменны, Заходил он в палаты белокаменны – Во палатушках сидит на стуле царь Морской…  А сейчас угадайте, из какой сказки следующие строки: «Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку: – Вот уха будет сладка! Вдруг щука говорит ему человечьим голосом: – Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь. А Емеля смеется: – На что ты мне пригодишься?.. Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка. Щука взмолилась опять: – Емеля,  Емеля,  отпусти  меня  в  воду,  я  тебе  сделаю  все,  что  ни пожелаешь. – Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, – тогда отпущу. Щука его спрашивает: – Емеля, Емеля, скажи, что ты сейчас хочешь? – Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась. Щука ему говорит: –   Запомни   мои   слова:   когда   что   тебе   захочется,   –   скажи   только:   «По   щучьему веленью, по моему хотенью…» Верно, этот отрывок из сказки «По щучьему веленью». V. Анализ произведений изобразительного искусства. У ч и т е л ь. Предварительно  и з у ч и м   и з о б р а ж е н и е   р ы б   в книгах, открытках с реалистическим изображением речных и морских обитателей и растений. Обратите   внимание   не   только   на   изображения   рыб,   но   и   на   то,   как   нарисованы ракушки и водоросли, камешки. У кого из вас есть дома аквариумные рыбки?  Как они выглядят?  А   вот   эта   иллюстрация   выполнена   известным   вам   по   предыдущим   урокам художником­иллюстратором.   Кто   из   вас   по   творческой   манере   угадает   автора   этого произведения? Верно, это иллюстрация И. Я. Билибина к былине «Садко». На предыдущих уроках вы познакомились с творчеством талантливого и трудолюбивого художника. Этот мастер горячо любил Родину, которой всегда восхищался, путешествуя по ее югу и северным окраинам. Он рано прикоснулся к жизни народа, его поэтическому устному творчеству – песне,  сказке,  и  позднее   сам начинает иллюстрировать  народные  сказки,  а  потом  и сказки А. С. Пушкина. Его особой любовью были книги для детей. Билибин   создал   собственный   стиль   рисования,   обрамляя   сказочные   сюжеты орнаментом, состоящим из фантастических зверей и птиц, рыб, деревьев и цветов. В его рисунках, рассказывающих о сказочных героях и событиях, так много увлекательного и диковинного! Царские палаты и терема с их роскошным внутренним убранством, дорогие меха и парчовые одеяния бояр, не уступающие им по красоте, хотя и более скромные, праздничные наряды крестьян! И удивительные картины природы: то звездное небо, то голубоватый снег в сиянии молодого месяца, то дремучие леса, то высокие гребни волн! Обратите   внимание   на   средства,   которыми   художник   передает   сказочность подводного мира в иллюстрации «Cадко». VI. Работа над новым материалом. У ч и т е л ь.   Сегодня   вы   должны   проявить   свою   творческую   фантазию   и наблюдательность.   Постарайтесь   в   своих   работах   сочетать   реальные   образы   со сказочными, фантастическими.  Какие сюжеты вы выбрали для своего рисунка? Верно, возможны следующие сюжетные варианты: подводный сказочный дворец и сад, Морской царь и его дочери, царь и царица в тронном зале дворца со слугами, пир у Морского царя, часовые охраняют вход во дворец. Рисование надо начинать с главного в сюжете. Надо показать характер главного героя. Основное внимание при выполнении задания следует обратить на создание в рисунке   именно   сказочного   подводного   мира,   а   не   реального   аквариума   с   рыбками. Постарайтесь   выполнить  рисунок  так,  чтобы   он  соответствовал   выбранному  сюжету. Для этого можно использовать такие  п р и е м ы : «преувеличение реальных размеров предмета»,  «необычная окраска и  форма  предметов». Все это поможет вам создать сказочное подводное царство. Вы сами прекрасно должны чувствовать водную стихию – то бурную и опасную, то ласковую   и   спокойную.   Может   быть,   в   своих   рисунках   вы   покажете   романтические поиски   кладов   на   дне   морском?   А   вдруг   вы   изобразите   дельфинов,   морских   звезд, крабов, раковины, разных рыб, осьминогов и других обитателей подводного царства. А может   быть,   вы   изобразите   затонувшие   во   время   кораблекрушения   старинные парусники?..VII. Педагогический рисунок. Учитель   объясняет   последовательность   выполнения   рисунка   и   показывает   на образцах. – Внимательно посмотрите, как я выполню рисунок сказочного подводного мира. Я постараюсь в работе подчеркнуть сказочность сюжета. Сначала мне надо выбрать формат рисунка в зависимости от замысла. Это может быть   и   вытянутый   по   горизонтали   или   по   вертикали   рисунок.   А   можно   нарисовать композицию в квадрате (см. Приложение).  Чтобы выделить главный объект в рисунке, что я должна сделать? Верно, для выделения главного объекта в рисунке, я могу разместить его в центре всей композиции, выбрать для него крупный размер и выполнить этот предмет более яркими цветами. 1. Располагаю лист по вертикали и провожу линию горизонта. 2. Определяю месторасположения и размеры главных героев. Справа намечаю трон с царем, а слева – дочерей Морского царя – русалок. 3.   Отмечаю   геометрическим   способом   фигуры   людей.   Голова   похожа   на   овал,  туловище   –   на   прямоугольник,   определяю   направление   рук   и   ног.   Проверяю пропорциональные соотношения между фигурами царя и русалок. 4. Прорисовываю короны и головы у царя и русалок. Детально выполняю фигуры главных   героев   и   дополнительно   выполняю   трон   царя,   морскую   звезду   и   морского конька. Рисунок закончен. VIII. Самостоятельная работа учащихся. З а д а н и е.   Вы   изучили   изображения   рыб,   которые   даются   в   книгах,   а   теперь создайте   на   листе   бумаги   свои   красочные   сказочные   картины   подводного   царства. Попробуйте   преобразовать   в   своих   рисунках   реальные   образы   в   необычные, фантастические. Чтобы вам было интереснее работать, ваш процесс рисования будет сопровождать музыка из балета Р. Щедрина «Конек­Горбунок». IX. Итог урока. 1.   В ы с т а в к а   р а б о т  учащихся. У ч и т е л ь. Вы сегодня продемонстрировали в своих работах творческую фантазию и наблюдательность. У … (фамилия, имя ученика) в рисунке интересно по композиции изображены   рыбы.   А   … (фамилии,   имена   учеников)сочетали   в   творческих   рисунках реальные образы со сказочными, фантастическими. Я надеюсь, что у многих из вас сегодня на уроке появился интерес к сказочным персонажам, сказочному подводному миру.2. О б о б щ е н и е   и з у ч е н н о г о  материала.  С иллюстрацией какого художника вы сегодня познакомились?  Как называлось произведение, к которому И. Я. Билибин выполнил иллюстрацию?  Какие средства можно использовать для показа сказочного подводного мира?