Цели: активизировать запас эстетических знаний и представлений учащихся по теме, обеспечить связи новых познаний с прежними, показ общего и разного в образных решениях; развивать наблюдательность и внимание, логическое мышление; воспитывать уважение к труду мастеров России, трудолюбие.
Оборудование:
Изобразительный ряд: образцы (фотографии) богородской деревянной резной игрушки, образец педагогической игрушки «Веселые игрушки» (гуашь).«ВЕСЕЛЫЕ ИГРУШКИ» (гуашь)
2. ВЕСЕЛЫЕ ИГРУШКИ.docx
«ВЕСЕЛЫЕ ИГРУШКИ» (гуашь)
Ц е л и : активизировать запас эстетических знаний и представлений учащихся по
теме, обеспечить связи новых познаний с прежними, показ общего и разного в образных
решениях; развивать наблюдательность и внимание, логическое мышление; воспитывать
уважение к труду мастеров России, трудолюбие.
О б о р у д о в а н и е :
И з о б р а з и т е л ь н ы й р я д: образцы (фотографии) богородской деревянной
резной игрушки, образец педагогической игрушки «Веселые игрушки» (гуашь).
Х о д у р о к а
I. Организация класса.
1. П р и в е т с т в и е у ч а щ и х с я .
2. П р о в е р к а г о т о в н о с т и к уроку.
3. П о д г о т о в к а к р а с о к к работе.
II. Постановка темы урока.
У ч и т е л ь. Тема урока сегодня продолжит прошлый урок – «Веселые игрушки». Вы
выполните веселую игрушку для подарка друзьям.
III. Актуализация знаний учащихся.
В селе Богородское Московской области издавна все, даже женщины и дети,
вырезали из дерева игрушки. Знают здешние мастера счастье творчества, понимают
красоту дерева. Режут они игрушки – медведей и мужиков, оленей и орлов, коней и
козлов, петушков и курочек. Дерево послушно каждому прикосновению ножа и резца,
которые оставляют ритмичные следы, подчеркивая форму. Красота неокрашенной
игрушки во многом зависит от выразительности силуэта.
Перед вами настоящие богородские игрушки. (Учитель показывает
фотографии.) Вспомните, как остроумно действуют эти игрушки.
IV. Вводная беседа.
С л о в о у ч и т е л я. Вы нашли интересный материал о богородской игрушке.
Расскажите о творчестве мастеров резной деревянной игрушки из села
Богородское Московской области.
«Самый распространенный персонаж в богородской игрушке – медведь. В руках
резчиков он способен на всякое людское дело. Играет в шахматы и футбол, летит на
ракете, работает у станка, сидит у телефона или проигрывателя, читает, учится в
школе… Любовно, с добрым юмором, с большим мастерством и художественным вкусом
сделаны богородские игрушки. Они привлекают самыми различными качествами: фольклорным сюжетом, конструктивной изобретательностью и удивительным чувством
материала, ощущением естества чистого, светлого липового дерева, не тронутого
краской».
«В руках резчика, в мелькании острых стамесок, начерно зарубленная топором чурка
становится вдруг узнаваемым, знакомым изображением. Метко строит объем крупная
рельефная резьба и точно дорисовывает его потом мелкая узорная роспись. Многими
нюансами света и тени, разными ритмами порезок играет живая поверхность
богородской скульптуры. Это чудесное превращение куска дерева в пластическую
форму, рождение на глазах вещи, отмеченной опытом многих поколений, можно
наблюдать в деревне и сегодня. Более ста резчиков работают на Богородской фабрике
художественной резьбы (открылась в 1960 г.). Их изделия пользуются широкой
известностью и большим спросом».
V. Анализ произведений изобразительного искусства.
Необычайно широка и разнообразна тематика богородской игрушки и скульптуры.
Это образы жителей села, всадники («ездоки»), упряжки лошадей, или собак, или
оленей, фигурки домашних животных, птиц, зверей. Все они, как правило, изображены
занятыми какимто делом. Особенно интересны своей непредсказуемостью сюжеты с
самым популярным героем богородской скульптуры – медведем. Он выполняет один или
вместе с человеком какуюнибудь работу. Игрушка «Кузнецы», изображающая мужика и
медведя, поочередно бьющих по наковальне, стала символом промысла. Часто медведь
играет в футбол, улетает в космос и т. д. Подобные сюжеты связаны с оригинальной
передачей движения у действующих персонажей. Незамысловатые конструкции с
подвижными планками или скрытой пружинкой обеспечивают игрушке эффект
движения. Можно также менять место фигур в пространстве. Подвижность вносит в
деревянную игрушку момент неожиданности, делает ее еще более занимательной.
Например, игрушка с клюющими курами удивительно верно и в то же время чрезвычайно
комично напоминает повадки настоящих кур. На круглой дощечке укреплены
схематичные, но выразительные фигурки кур и петуха. Под дощечкой на нитках
подвешен шарик, при вращении которого курочки начинают суетливо клевать.
У мишкидергуна лапы сзади подвижно скреплены; когда дергают за веревочку,
он начинает забавно плясать. Есть игрушки с потайными кнопками, например, Мишка
будет рубить дрова, если нажать на такую кнопку.
Части или детали некоторых игрушек для большей подвижности прикрепляют на
пружинках, например листочки на дереве. Они начинают трепетать, если дотронуться
до такой игрушки.
При создании многофигурных композиций мастера используют конструкцию так
называемых разводов, позволяющих менять группировку персонажей и сохранять
элемент игры.
VI. Работа над новым материалом.
Для собственного творчества вы использовали простой строительный материал –
пустые спичечные коробки, коробочки. Мастерить из коробков можно и техническую
игрушку, и зверей, и кукольную мебель, и даже кукол. Вы в основном выполнили игрушки
зверей – медведей, зайцев.
VII. Педагогический рисунок. Учитель объясняет последовательность выполнения росписи игрушки и показывает
на образцах.
– Посмотрите, как я выполню роспись своей игрушки – собачки, сделанной из
спичечных коробков и коробка изпод одеколона (см. Приложение).
1. Сначала окрашу всю игрушку основным темнокоричневым цветом. Стараюсь
раскрашивать таким образом, чтобы не было видно следов от кисти. Краску накладываю
однородной кондиции.
2. Намечаю на собачке темные пятна, для этого смешиваю черный с темно
коричневым цветом.
3. Рисую у собачки глаза, а так как работу выполняю без карандашного наброска, то
делаю все очень внимательно.
4. Тонкой кистью прорисовываю форму каждого глаза и шерстяной покров собачки.
Игрушка готова.
VIII. Самостоятельная работа учащихся.
З а д а н и е. Выполните самостоятельно роспись своей игрушки. Помните: так как вы
выполняете роспись в свободной кистевой манере, то надо все делать аккуратно.
IX. Итог урока.
1. В ы с т а в к а р а б о т учащихся.
У ч и т е л ь. Продемонстрируйте свои игрушки и расскажите о них. Эти работы
отличаются декоративностью и оригинальностью.
2. О б о б щ е н и е и з у ч е н н о г о материала.
Какова тематика богородской игрушки и скульптуры?
Верно, это – образы жителей села, всадники («ездоки»), упряжки лошадей, или
собак, или оленей, фигурки домашних животных, птиц, зверей.
Чем они привлекают наше внимание?
Правильно, этим игрушкам присущи самые различные качества: фольклорный сюжет,
конструктивная изобретательность и удивительное чувство материала.
Урок по ИЗО 3 класс.«ВЕСЕЛЫЕ ИГРУШКИ»
Урок по ИЗО 3 класс.«ВЕСЕЛЫЕ ИГРУШКИ»
Урок по ИЗО 3 класс.«ВЕСЕЛЫЕ ИГРУШКИ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.