Урок по ИЗО 7 класс «Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства»
Оценка 4.6

Урок по ИЗО 7 класс «Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
7 кл
31.03.2018
Урок по ИЗО 7 класс «Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства»
Результаты освоения учащимися учебного материала Предметные результаты: x иметь общее представление о традиционных направлениях ландшафтно-парковой архитектуры; x совершенствовать навыки работы над макетом с использованием природных, а также оригинальных материалов, обозначающих ландшафтные объекты. Личностные результаты: x развивать эстетическое сознание через знакомство с традициями садово-паркового дизайна; x формировать осознанное, уважительное отношение к культурным традициям разных народов. Метапредметные результаты: x учиться самостоятельно обобщать информацию о взаимном эстетическом и экологическом сосуществовании природы и архитектуры, развивать экологическое мышление.«Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства»
Природа и архитектура.docx
Организация   архитектурно­ландшафтного «Природа   и   архитектура. пространства» Результаты освоения учащимися учебного материала Предметные результаты: x   иметь   общее   представление   о   традиционных   направлениях   ландшафтно­парковой архитектуры; x совершенствовать навыки работы над макетом с использованием природных, а также оригинальных материалов, обозначающих ландшафтные объекты. Личностные результаты: x развивать эстетическое сознание через знакомство с традициями садово­паркового дизайна; x формировать осознанное, уважительное отношение к культурным традициям разных народов. Метапредметные результаты: x   учиться   самостоятельно   обобщать   информацию   о   взаимном   эстетическом   и экологическом   сосуществовании   природы   и   архитектуры,   развивать   экологическое мышление. Материалы и оборудование Для   плодотворной   работы   в   классе   понадобятся   фотоколлажные   и   макетные материалы, в том числе природные (веточки, сухие соцветия, крашеный песок и т. п.). Урок об организации ландшафтного пространства целесообразно начать с краткой б е с е д ы об истории ландшафтной архитектуры. Сам   термин   ландшафтная   архитектура   возник   сравнительно   недавно,   хотя   человек занимается обустройством пейзажа вокруг жилища начиная уже с глубокой древности. Спецификой   ландшафтной   архитектуры   было   и   остаётся   преимущественное использование   особых   природных   «строительных   материалов»   —   растительности, воды,   камней,   земли,   включая   особенности   рельефа   местности.   Эти   материалы   и являются основными в создании среды открытых пространств. Обычные строительные материалы   играют   вспомогательную   роль.   Ландшафтный   архитектор   работает   с естественной природной средой. В одних случаях он использует эту среду для нужд человека с минимальным вмешательством в неё, в других — создаёт «искусственную природу», т.   е.   полностью   формирует   новую   среду   открытых   пространств   как   итог архитектурного творчества. Обе тенденции по­разному прослеживаются на протяжении всей истории развития ландшафтной архитектуры. Академик Д. С. Лихачёв говорил, что нужно подходить «к садовым стилям как к проявлениям художественного сознания той   или   иной   эпохи,   той   или   иной   страны».   Ландшафтная   архитектура,   конечно, охватывает   более   широкую   сферу   деятельности:   садово­парковое   искусство   —   это «ветвь» ландшафтной архитектуры. Ландшафтная архитектура формировалась в сочетании садово­паркового искусства с искусством   организации   городских   пространств:   улиц,   дорог,   площадей   и   их пространственных   элементов.   Всегда   параллельно   существовали   два   направления развития   —   регулярно­геометрическое   и   живописно­пейзажное.   Они   полностью никогда не исключали друг друга. Даже самые чёткие геометрические планировочные композиции всегда вписываются в живое природное окружение, а самый свободный живописный план не обходится без геометрически правильных элементов. В европейской традиции сложились две основных школы садово­паркового искусства — французская и английская, но дополнительно можно выделить ещё итальянскую и русскую школы. Однако в Европе ландшафтная архитектура началась с Античности. Древнегреческая мифология изобилует упоминаниями о прекрасных садах Гесперид, о розариях   царя   Мидаса...   Однако   на   деле   сильно   пересечённый   рельеф   особым плодородием почв не отличался. В Древней Греции устраивались общественные сады — так называемые священные рощи с кипарисами, лаврами, фисташковыми деревьями и миртами,   посаженными   чаще   всего   в   честь   какого­нибудь   особо   чтимого   в   данной местности героя. В таких садах часто проводились спортивные состязания. Философ Эпикур   основал   философскую   школу   «Сад»,   слушателям   которой   в   тени   деревьев среди   фонтанов   и   гротов   читал   публичные   лекции   на   свежем   воздухе.   Римляне поставили разведение садов на научную основу: ещё в I в. до н. э. стали появляться трактаты   по   земледелию   и   садоводству.   Вергилий   посвятил   садам   своё   сочинение «Георгики»,   Плиний   Младший   классифицировал   типы   парков,   разбиваемых   вокруг вилл, самым пышным из которых считался парк императора Адриана в Тиволи. В   эпоху   Средневековья   садоводством   занимались   преимущественно   в   монастырях. Считалось, что, трудясь в саду, монах очищает душу земным видением потерянного рая. Церковь выбрала своим символом так называемый закрытый сад, спрятанный от людского глаза за монастырской оградой, в замкнутом дворике — клуатре. Там обычно помещался   сад   с   лекарственными   травами,   огород   с   овощными   культурами   и фруктовые деревья, посаженные шпалерами. Французские короли противопоставляли монастырским   садам   общественные   парки,   предназначенные   для   развлечений: увеселительные   рощи   и   сады   любви.   Любопытно,   что   по   садовой   части   королей консультировали всё те же аббаты монастырских орденов. Эпоха   Возрождения   оказала   благотворное   влияние   на   развитие   садово­паркового искусства.   В   это   время   зародился   так   называемый   итальянский   регулярный   парк, который возводился на крутом рельефе, связанном воедино террасами, лестницами, балюстрадами и каскадами водоёмов. Центральное место в этой композиции занимали дворец или вилла. Основной темой итальянских парков стала вода. Шутейные фонтаны, приводившиеся в действие гидравлическими устройствами, забавляли публику. Впервые   при   создании   парков   были   использованы   принципы   анфиладности   и разделения сада стеной из стриженой зелени. Таковы сады Боболи, виллы д’Эсте в Тиволи... В то же время во многих городах начали появляться вполне «серьёзные» сады, где выращивались целебные травы. Впервые подобный «аптекарский» сад был разбит в 1543 г. в Пизе. Равнинный   рельеф,   преобладающий   во   Франции,   и   сильнейшее   влияние   культуры итальянского   Ренессанса   —   вот   два   обстоятельства,   определивших   направление развития французского паркового искусства. В   эпоху   барокко   —   время   правления   Людовика   XIV   —   появился   французский регулярный  парк.   Поскольку  местность  не  изобиловала  возвышенностями,  замок  во французском   саду   не   доминировал   и   не   подавлял   сад.   Напротив   дворца   обычно выстраивали   осевую   аллею   с   четырьмя   рядами   лип   и   кипарисов,   завершавшуюся разрывом  на  границе с  садом.  Этот  приём,  получивший  название  «ах­ах»,  позволял неожиданно открыть вид на окружающий ландшафт. Версаль — это вершина развития садово­паркового искусства эпохи барокко и вершина творчества   Ленотра,   быть   может,   самого   талантливого   мастера   ландшафтной архитектуры   прошлого.   По   его   же   проектам   были   сооружены   регулярные   парки   в Шантийи, Елисейские Поля с Тюильрийским садом в Париже. Подобные парки были разбиты в ряде других европейских стран: в Германии — Дрезденский парк, рядом с Потсдамом — регулярный террасный парк Сан­Суси; в Польше — парк Вилянув в Варшаве; в Англии — Хемптон­корт на Темзе (впрочем, регулярная планировка в нём уже фрагментарна и всё более ясно проступают черты «пейзажного» мышления). В целом XVIII век был отмечен возвратом к римскому пейзажу и греческой Аркадии. В эпоху классицизма зарождается романтическое направление в искусстве, открывающее природу через живопись, возникает английский пейзажный парк. Большую роль здесь сыграла известная всем любовь англичан к природе и сельской местности. Русская ландшафтная архитектура шла в XVII—XIX вв. своим путём, существенно отличавшимся   от   западноевропейского,   но   в   то   же   время   связанным   с   ним традиционными взаимоотношениями в области культуры. В XVII в. сады Коломенского, в центре композиции которых некогда стоял деревянный дворец, были обширными плодовыми садами, имевшими регулярный характер. Сады Измайлова возникли в конце XVII в. Это также были регулярные сады, в которых декоративные   функции   сочетались   с   хозяйственными   функциями.   О   разнообразии садов говорят их названия: Виноградный, Аптекарский, Просянский, лабиринт Вавилон и др. В центре были красивые цветники и фонтаны. Регулярные сады были «островками» в природной   среде   рощ   и   лужаек,   окружавших   узорчатый   дворец   на   искусственном острове, образованном запрудами. Коломенское и Измайлово представляют самобытное явление — русскую усадебную культуру.   Русская   усадьба   состояла   из   комплекса   построек   различного   назначения, окружённого хозяйственными и декоративными садами. Весьма значителен вклад русской усадьбы в архитектуру и садово­парковое искусство. Русская   ландшафтная   архитектура   с   самого   начала   XVIII   в.   была   отмечена   яркой самобытностью. Наиболее интенсивно новые идеи начали развиваться в новой столице — Санкт­Петербурге. Они органично переплелись с уже существовавшими традициями, в первую очередь с традициями городского и сельского усадебного строительства. В Петербурге строились многочисленные городские усадьбы. Перед домом, выходившим фасадом   на   улицу,   устраивался   парадный   двор   —   курдонёр.   За   домом   разбивался регулярный сад, подходивший обычно к набережной реки. Именно   России   принадлежит   приоритет   в   создании   общественных   садов.   Таким общественным садом стал знаменитый Летний сад в Петербурге. Позднее он несколько раз   реконструировался,   но   основной   свой   план   барочного   стиля   сохранил.   Среди многочисленных   мраморных   статуй   в   саду   можно   было   увидеть   скульптуры итальянских мастеров и даже античные образцы. Сад замечателен своими павильонами, фонтанами и водоёмами. Русская ландшафтная архитектура XVIII — начала XIX в. особенно проявила себя в пригородных резиденциях Петербурга. Вдоль южного побережья Финского залива была заложена и выстроена целая вереница загородных дворцов с садами. Строительство ансамблей   начинали   приглашённые   из­за   рубежа   архитекторы   Ж.­Б.   Леблон,   Н. Микетти   и   др.,   которые   вдохновлялись   работами   Ленотра,   Лево,   мастеров итальянского   Возрождения.   Однако   эти   дворцовые   ансамбли   с   самого   начала значительно   отличались   от   зарубежных   образцов.   Приглашённые   мастера   смогли отразить   в   своих   постройках   влияние   традиций   русской   архитектуры   (особенно   в декоре), учесть органичную связь со своеобразным природным ландшафтом (близость моря), особенности местных строительных материалов. В 1714 г. началось создание в Петергофе парадной царской резиденции. В сооружении и расширении   Петергофа   принимали   участие   отец   и   сын   Растрелли,   другие замечательные   архитекторы   и   скульпторы.   Регулярная  часть   ансамбля   Петергофа   в стиле барокко была в основном завершена в 70­х гг. XVIII в. Архитектор Д. Кваренги продолжил работы в петергофских парках. Славу Петергофу принесла уникальная система фонтанов, не имеющая равных в мире. Система работает уже три столетия, но обновлялись только её детали. Одновременно   с   ансамблями   на   побережье   разрабатывались   садово­парковые композиции Царского Села, а затем Павловска и Гатчины. В их создание вложили свою душу и свой талант зодчие А. Ринальди, Ч. Камерон, П. Гонзаго, нашедшие в России вторую родину. Царское  Село,  которое  даже  называют   «энциклопедией  русского  сада»,  —  один из безусловных шедевров русской ландшафтной архитектуры. «Сады прекрасные! Под сумрак ваш священный вхожу с поникшею главой...», — писал А. С. Пушкин о Царском Селе. Гатчина,   Павловск...   Парки   вокруг   дворцов   разбиты   по   классическим   канонам. Извилистые прогулочные дорожки, смена неожиданно открывающихся пленительных пейзажей... Новые идеи садово­паркового искусства распространялись по всей территории России, и   повсюду   регулярные   парки   вольготно   и   гармонично   сочетались   с   пейзажными композициями   в   духе   классицизма.   В   Москве   в   20­х   гг.   XVIII   в.   был   сооружён регулярный парк усадьбы Кусково, авторами которого были архитекторы Ф. Аргунов и А.   Миронов.   Создавался   первый   регулярный   сад   усадьбы   Архангельское,   а   также симметричный сад усадьбы Останкино. Основным типом сада в XVIII—XIX вв. стали усадебные сады. Русским   усадебным   садам   присуща   своя   поэтичность.   Они   всегда   вписаны   в   ткань окружающего   пейзажа,   их   формы   органичны.   Они   не   подавляют   своим   величием, соразмерны человеку. Это ощущается и в садовых постройках — скамьях, беседках и т. д. В них компонуются аллеи, тропинки, пруды, плодовые сады. Разнообразие усадебных садов поистине бесконечно. Если обратиться к восточной ландшафтной традиции, можно увидеть, насколько она разнообразна,   сколько   в   ней   региональных   оттенков.   Например,   собственный   сад   в странах   с   засушливым   климатом   был   предметом   необходимости   и   показателем материального   благополучия:   он   давал   драгоценную   тень.   О   тех,   кто   не   смог обзавестись даже маленьким садиком, в древних текстах писали: «Он беден, у него нет тени». Царь Нововавилонского царства Навуходоносор II (605—562 гг. до н. э.) разбил на берегах Евфрата сад в виде лесистых террас, чтобы подбодрить любимую жену — мидийку,   тосковавшую   по   своей   холмистой   родине.   Так   появились   знаменитые «висячие сады» Семирамиды, названные одним из семи чудес света. История развития садово­паркового искусства Китая началась ещё в XII в. до н. э. У китайцев существовало два типа парков: камерные (при жилищах или монастырях) и императорские   парки   необозримых   размеров.   В   центре   такого   парка   находился довольно   глубокий   водоём,   откуда   вода   растекалась   в   пяти   направлениях, напоминающих о пяти когтях леопарда. Над прудом нависала крутая скала с лёгкой беседкой,   откуда   можно   было   созерцать   восход   солнца.   Другие   павильончики, носившие   поэтичные   названия   вроде   «Беседки,   омываемой   ароматом   леса»   или «Беседки ожидания инея», были разбросаны по парку. На лужайках росли цветы и целебные   травы,   через   речки   были   перекинуты   горбатые   мостики,   арка   каждого   из которых вместе с отражением составляла правильный круг. В Японии предпочитали малые формы — небольшие сады, где каждая деталь имела сложный   внутренний   смысл.   Это   были   отражения   природы   в   уменьшенном   виде, построенные   по   законам   учения   дзен,   согласно   которому   длительное   созерцание   и самоуглубление способны привести к внезапному озарению. Основой японской садовой композиции служили камни — озёрные и речные, прячущиеся в траве и омываемые потоками воды. К примеру, высокий камень символизировал активное начало, плоский —  пассивное.   В  японском  саду  непременно  присутствовали   мхи,  кустарники,  клён, сакура, персик, а также ручьи или водопады. Другая вершина японского паркового искусства — монастырские сады камней. Это сады для медитации, для размышлений. Сад XX века — отражение одновременно и индивидуального выбора владельца, и всей садовой   истории.   Это   может   быть,   например,   сочетание   искусственного   и естественного   начал   или   простая   смесь   многолетних   цветов,   как   в   современном английском   саду.   В   любительских   садах   часто   используется   деление   на   «зелёные комнаты»,   что   позволяет   применить   на   одной   территории   несколько   стилей ландшафтного   проектирования.   Для   демонстрации   последних   веяний   садовой   моды проводятся   международные   фестивали   садов,   например   в   Челси   или   Боскоопе   в Англии. Последней садово­парковой идеей можно назвать проектируемые и отчасти уже   реализованные   «вертикальные   сады»,   укрывающие   сплошным   ковром   зелени фасады многоэтажных домов. Несколько комментариев к выполнению заданий. П е р в о е з а д а н и е, аналитическое по своей сути, предполагает собой домашнюю работу  с   учебником   (в  котором   есть  иллюстрации   всех  типов   перечисленных  выше садов   и   парков),   а   также   работу   с   дополнительными   источниками.   Таким   образом учащиеся готовят письменный реферат или устное сообщение. В то р о е з а д а н и е — создание фотоизобразительного монтажа «Русская усадьба». Как показала практика, оптимальный формат, на котором оно выполняется в любом из вариантов, — это формат А3. Впрочем, если ученик подберёт удачную фотографию пейзажа,   на   этом   формате   можно   не   настаивать.   Если   нужный   фотопейзаж   найти трудно, его можно выклеить из подходящей фотографии мозаичным способом. Тр е т ье з а д а н и е предполагает создание макета (можно в качестве коллективной работы)   с   использованием   растительных   природных   материалов.   Учитель   должен напомнить ребятам, что нужно отыскивать имитирующие фактуры (например, деревья могут   изображаться   сухоцветами,   выкрашенными   белилами,   или   веточками   с наклеенной «листвой» — мятой белой бумагой). Контрольные вопросы для учащихся: Что составляет ландшафтный дизайн? Что   проектирует   архитектор,   создающий   ландшафтную   архитектуру,   и   какие   три основные её школы или направления вы можете назвать? Какие особенности русской ландшафтной архитектуры вы можете назвать?

Урок по ИЗО 7 класс «Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства»

Урок по ИЗО 7 класс «Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства»

Урок по ИЗО 7 класс «Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства»

Урок по ИЗО 7 класс «Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства»

Урок по ИЗО 7 класс «Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства»

Урок по ИЗО 7 класс «Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства»

Урок по ИЗО 7 класс «Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства»

Урок по ИЗО 7 класс «Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства»

Урок по ИЗО 7 класс «Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства»

Урок по ИЗО 7 класс «Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2018