Урок по ИЗО 7 класс «Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства»
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
7 кл
31.03.2018
Результаты освоения учащимися учебного материала
Предметные результаты:
x иметь общее представление о традиционных направлениях ландшафтно-парковой архитектуры;
x совершенствовать навыки работы над макетом с использованием природных, а также оригинальных материалов, обозначающих ландшафтные объекты.
Личностные результаты:
x развивать эстетическое сознание через знакомство с традициями садово-паркового дизайна;
x формировать осознанное, уважительное отношение к культурным традициям разных народов.
Метапредметные результаты:
x учиться самостоятельно обобщать информацию о взаимном эстетическом и экологическом сосуществовании природы и архитектуры, развивать экологическое мышление.«Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства»
Природа и архитектура.docx
Организация архитектурноландшафтного
«Природа и архитектура.
пространства»
Результаты освоения учащимися учебного материала
Предметные результаты:
x иметь общее представление о традиционных направлениях ландшафтнопарковой
архитектуры;
x совершенствовать навыки работы над макетом с использованием природных, а также
оригинальных материалов, обозначающих ландшафтные объекты.
Личностные результаты:
x развивать эстетическое сознание через знакомство с традициями садовопаркового
дизайна;
x формировать осознанное, уважительное отношение к культурным традициям разных
народов.
Метапредметные результаты:
x учиться самостоятельно обобщать информацию о взаимном эстетическом и
экологическом сосуществовании природы и архитектуры, развивать экологическое
мышление.
Материалы и оборудование
Для плодотворной работы в классе понадобятся фотоколлажные и макетные
материалы, в том числе природные (веточки, сухие соцветия, крашеный песок и т. п.).
Урок об организации ландшафтного пространства целесообразно начать с краткой б е с
е д ы об истории ландшафтной архитектуры.
Сам термин ландшафтная архитектура возник сравнительно недавно, хотя человек
занимается обустройством пейзажа вокруг жилища начиная уже с глубокой древности.
Спецификой ландшафтной архитектуры было и остаётся преимущественное
использование особых природных «строительных материалов» — растительности,
воды, камней, земли, включая особенности рельефа местности. Эти материалы и
являются основными в создании среды открытых пространств. Обычные строительные
материалы играют вспомогательную роль. Ландшафтный архитектор работает с
естественной природной средой. В одних случаях он использует эту среду для нужд
человека с минимальным вмешательством в неё, в других — создаёт «искусственную
природу»,
т. е. полностью формирует новую среду открытых пространств как итог
архитектурного творчества. Обе тенденции поразному прослеживаются на протяжении
всей истории развития ландшафтной архитектуры. Академик Д. С. Лихачёв говорил,
что нужно подходить «к садовым стилям как к проявлениям художественного сознания
той или иной эпохи, той или иной страны». Ландшафтная архитектура, конечно,
охватывает более широкую сферу деятельности: садовопарковое искусство — это
«ветвь» ландшафтной архитектуры.
Ландшафтная архитектура формировалась в сочетании садовопаркового искусства с
искусством организации городских пространств: улиц, дорог, площадей и их
пространственных элементов. Всегда параллельно существовали два направления
развития — регулярногеометрическое и живописнопейзажное. Они полностью
никогда не исключали друг друга. Даже самые чёткие геометрические планировочные
композиции всегда вписываются в живое природное окружение, а самый свободный
живописный план не обходится без геометрически правильных элементов.
В европейской традиции сложились две основных школы садовопаркового искусства
— французская и английская, но дополнительно можно выделить ещё итальянскую и
русскую школы. Однако в Европе ландшафтная архитектура началась с Античности.
Древнегреческая мифология изобилует упоминаниями о прекрасных садах Гесперид, о
розариях царя Мидаса... Однако на деле сильно пересечённый рельеф особым
плодородием почв не отличался. В Древней Греции устраивались общественные сады —
так называемые священные рощи с кипарисами, лаврами, фисташковыми деревьями и миртами, посаженными чаще всего в честь какогонибудь особо чтимого в данной
местности героя. В таких садах часто проводились спортивные состязания. Философ
Эпикур основал философскую школу «Сад», слушателям которой в тени деревьев
среди фонтанов и гротов читал публичные лекции на свежем воздухе. Римляне
поставили разведение садов на научную основу: ещё в I в. до н. э. стали появляться
трактаты по земледелию и садоводству. Вергилий посвятил садам своё сочинение
«Георгики», Плиний Младший классифицировал типы парков, разбиваемых вокруг
вилл, самым пышным из которых считался парк императора Адриана в Тиволи.
В эпоху Средневековья садоводством занимались преимущественно в монастырях.
Считалось, что, трудясь в саду, монах очищает душу земным видением потерянного
рая. Церковь выбрала своим символом так называемый закрытый сад, спрятанный от
людского глаза за монастырской оградой, в замкнутом дворике — клуатре. Там обычно
помещался сад с лекарственными травами, огород с овощными культурами и
фруктовые деревья, посаженные шпалерами. Французские короли противопоставляли
монастырским садам общественные парки, предназначенные для развлечений:
увеселительные рощи и сады любви. Любопытно, что по садовой части королей
консультировали всё те же аббаты монастырских орденов.
Эпоха Возрождения оказала благотворное влияние на развитие садовопаркового
искусства. В это время зародился так называемый итальянский регулярный парк,
который возводился на крутом рельефе, связанном воедино террасами, лестницами,
балюстрадами и каскадами водоёмов. Центральное место в этой композиции занимали
дворец или вилла. Основной темой итальянских парков стала вода. Шутейные фонтаны,
приводившиеся в действие гидравлическими устройствами, забавляли публику.
Впервые при создании парков были использованы принципы анфиладности и
разделения сада стеной из стриженой зелени. Таковы сады Боболи, виллы д’Эсте в
Тиволи... В то же время во многих городах начали появляться вполне «серьёзные»
сады, где выращивались целебные травы. Впервые подобный «аптекарский» сад был
разбит в 1543 г. в Пизе.
Равнинный рельеф, преобладающий во Франции, и сильнейшее влияние культуры
итальянского Ренессанса — вот два обстоятельства, определивших направление
развития французского паркового искусства.
В эпоху барокко — время правления Людовика XIV — появился французский
регулярный парк. Поскольку местность не изобиловала возвышенностями, замок во
французском саду не доминировал и не подавлял сад. Напротив дворца обычно
выстраивали осевую аллею с четырьмя рядами лип и кипарисов, завершавшуюся
разрывом на границе с садом. Этот приём, получивший название «ахах», позволял
неожиданно открыть вид на окружающий ландшафт.
Версаль — это вершина развития садовопаркового искусства эпохи барокко и вершина
творчества Ленотра, быть может, самого талантливого мастера ландшафтной
архитектуры прошлого. По его же проектам были сооружены регулярные парки в
Шантийи, Елисейские Поля с Тюильрийским садом в Париже. Подобные парки были
разбиты в ряде других европейских стран: в Германии — Дрезденский парк, рядом с
Потсдамом — регулярный террасный парк СанСуси; в Польше — парк Вилянув в
Варшаве; в Англии — Хемптонкорт на Темзе (впрочем, регулярная планировка в нём
уже фрагментарна и всё более ясно проступают черты «пейзажного» мышления).
В целом XVIII век был отмечен возвратом к римскому пейзажу и греческой Аркадии. В
эпоху классицизма зарождается романтическое направление в искусстве, открывающее
природу через живопись, возникает английский пейзажный парк. Большую роль здесь
сыграла известная всем любовь англичан к природе и сельской местности.
Русская ландшафтная архитектура шла в XVII—XIX вв. своим путём, существенно
отличавшимся от западноевропейского, но в то же время связанным с ним
традиционными взаимоотношениями в области культуры.
В XVII в. сады Коломенского, в центре композиции которых некогда стоял деревянный
дворец, были обширными плодовыми садами, имевшими регулярный характер. Сады Измайлова возникли в конце XVII в. Это также были регулярные сады, в которых
декоративные функции сочетались с хозяйственными функциями. О разнообразии
садов говорят их названия: Виноградный, Аптекарский, Просянский, лабиринт Вавилон
и др.
В центре были красивые цветники и фонтаны. Регулярные сады были «островками» в
природной среде рощ и лужаек, окружавших узорчатый дворец на искусственном
острове, образованном запрудами.
Коломенское и Измайлово представляют самобытное явление — русскую усадебную
культуру. Русская усадьба состояла из комплекса построек различного назначения,
окружённого хозяйственными и декоративными садами.
Весьма значителен вклад русской усадьбы в архитектуру и садовопарковое искусство.
Русская ландшафтная архитектура с самого начала XVIII в. была отмечена яркой
самобытностью. Наиболее интенсивно новые идеи начали развиваться в новой столице
— СанктПетербурге. Они органично переплелись с уже существовавшими традициями,
в первую очередь с традициями городского и сельского усадебного строительства. В
Петербурге строились многочисленные городские усадьбы. Перед домом, выходившим
фасадом на улицу, устраивался парадный двор — курдонёр. За домом разбивался
регулярный сад, подходивший обычно к набережной реки.
Именно России принадлежит приоритет в создании общественных садов. Таким
общественным садом стал знаменитый Летний сад в Петербурге. Позднее он несколько
раз реконструировался, но основной свой план барочного стиля сохранил. Среди
многочисленных мраморных статуй в саду можно было увидеть скульптуры
итальянских мастеров и даже античные образцы. Сад замечателен своими павильонами,
фонтанами и водоёмами.
Русская ландшафтная архитектура XVIII — начала XIX в. особенно проявила себя в
пригородных резиденциях Петербурга. Вдоль южного побережья Финского залива была
заложена и выстроена целая вереница загородных дворцов с садами. Строительство
ансамблей начинали приглашённые изза рубежа архитекторы Ж.Б. Леблон, Н.
Микетти и др., которые вдохновлялись работами Ленотра, Лево, мастеров
итальянского Возрождения. Однако эти дворцовые ансамбли с самого начала
значительно отличались от зарубежных образцов. Приглашённые мастера смогли
отразить в своих постройках влияние традиций русской архитектуры (особенно в
декоре), учесть органичную связь со своеобразным природным ландшафтом (близость
моря), особенности местных строительных материалов.
В 1714 г. началось создание в Петергофе парадной царской резиденции. В сооружении и
расширении Петергофа принимали участие отец и сын Растрелли, другие
замечательные архитекторы и скульпторы. Регулярная часть ансамбля Петергофа в
стиле барокко была в основном завершена в 70х гг. XVIII в.
Архитектор Д. Кваренги продолжил работы в петергофских парках.
Славу Петергофу принесла уникальная система фонтанов, не имеющая равных в мире.
Система работает уже три столетия, но обновлялись только её детали.
Одновременно с ансамблями на побережье разрабатывались садовопарковые
композиции Царского Села, а затем Павловска и Гатчины. В их создание вложили свою
душу и свой талант зодчие А. Ринальди, Ч. Камерон, П. Гонзаго, нашедшие в России
вторую родину.
Царское Село, которое даже называют «энциклопедией русского сада», — один из
безусловных шедевров русской ландшафтной архитектуры.
«Сады прекрасные! Под сумрак ваш священный вхожу с поникшею главой...», — писал
А. С. Пушкин о Царском Селе.
Гатчина, Павловск... Парки вокруг дворцов разбиты по классическим канонам.
Извилистые прогулочные дорожки, смена неожиданно открывающихся пленительных
пейзажей... Новые идеи садовопаркового искусства распространялись по всей территории России,
и повсюду регулярные парки вольготно и гармонично сочетались с пейзажными
композициями в духе классицизма. В Москве в 20х гг. XVIII в. был сооружён
регулярный парк усадьбы Кусково, авторами которого были архитекторы Ф. Аргунов и
А. Миронов. Создавался первый регулярный сад усадьбы Архангельское, а также
симметричный сад усадьбы Останкино. Основным типом сада в XVIII—XIX вв. стали
усадебные сады.
Русским усадебным садам присуща своя поэтичность. Они всегда вписаны в ткань
окружающего пейзажа, их формы органичны. Они не подавляют своим величием,
соразмерны человеку. Это ощущается и в садовых постройках — скамьях, беседках и т.
д. В них компонуются аллеи, тропинки, пруды, плодовые сады. Разнообразие усадебных
садов поистине бесконечно.
Если обратиться к восточной ландшафтной традиции, можно увидеть, насколько она
разнообразна, сколько в ней региональных оттенков. Например, собственный сад в
странах с засушливым климатом был предметом необходимости и показателем
материального благополучия: он давал драгоценную тень. О тех, кто не смог
обзавестись даже маленьким садиком, в древних текстах писали: «Он беден, у него нет
тени». Царь Нововавилонского царства Навуходоносор II (605—562 гг. до н. э.) разбил
на берегах Евфрата сад в виде лесистых террас, чтобы подбодрить любимую жену —
мидийку, тосковавшую по своей холмистой родине. Так появились знаменитые
«висячие сады» Семирамиды, названные одним из семи чудес света.
История развития садовопаркового искусства Китая началась ещё в XII в. до н. э. У
китайцев существовало два типа парков: камерные (при жилищах или монастырях) и
императорские парки необозримых размеров. В центре такого парка находился
довольно глубокий водоём, откуда вода растекалась в пяти направлениях,
напоминающих о пяти когтях леопарда. Над прудом нависала крутая скала с лёгкой
беседкой, откуда можно было созерцать восход солнца. Другие павильончики,
носившие поэтичные названия вроде «Беседки, омываемой ароматом леса» или
«Беседки ожидания инея», были разбросаны по парку. На лужайках росли цветы и
целебные травы, через речки были перекинуты горбатые мостики, арка каждого из
которых вместе с отражением составляла правильный круг.
В Японии предпочитали малые формы — небольшие сады, где каждая деталь имела
сложный внутренний смысл. Это были отражения природы в уменьшенном виде,
построенные по законам учения дзен, согласно которому длительное созерцание и
самоуглубление способны привести к внезапному озарению. Основой японской садовой
композиции служили камни — озёрные и речные, прячущиеся в траве и омываемые
потоками воды. К примеру, высокий камень символизировал активное начало, плоский
— пассивное. В японском саду непременно присутствовали мхи, кустарники, клён,
сакура, персик, а также ручьи или водопады.
Другая вершина японского паркового искусства — монастырские сады камней. Это
сады для медитации, для размышлений.
Сад XX века — отражение одновременно и индивидуального выбора владельца, и всей
садовой истории. Это может быть, например, сочетание искусственного и
естественного начал или простая смесь многолетних цветов, как в современном
английском саду. В любительских садах часто используется деление на «зелёные
комнаты», что позволяет применить на одной территории несколько стилей
ландшафтного проектирования. Для демонстрации последних веяний садовой моды
проводятся международные фестивали садов, например в Челси или Боскоопе в
Англии. Последней садовопарковой идеей можно назвать проектируемые и отчасти
уже реализованные «вертикальные сады», укрывающие сплошным ковром зелени
фасады многоэтажных домов.
Несколько комментариев к выполнению заданий.
П е р в о е з а д а н и е, аналитическое по своей сути, предполагает собой домашнюю
работу с учебником (в котором есть иллюстрации всех типов перечисленных выше садов и парков), а также работу с дополнительными источниками. Таким образом
учащиеся готовят письменный реферат или устное сообщение.
В то р о е з а д а н и е — создание фотоизобразительного монтажа «Русская усадьба».
Как показала практика, оптимальный формат, на котором оно выполняется в любом из
вариантов, — это формат А3. Впрочем, если ученик подберёт удачную фотографию
пейзажа, на этом формате можно не настаивать. Если нужный фотопейзаж найти
трудно, его можно выклеить из подходящей фотографии мозаичным способом.
Тр е т ье з а д а н и е предполагает создание макета (можно в качестве коллективной
работы) с использованием растительных природных материалов. Учитель должен
напомнить ребятам, что нужно отыскивать имитирующие фактуры (например, деревья
могут изображаться сухоцветами, выкрашенными белилами, или веточками с
наклеенной «листвой» — мятой белой бумагой).
Контрольные вопросы для учащихся:
Что составляет ландшафтный дизайн?
Что проектирует архитектор, создающий ландшафтную архитектуру, и какие три
основные её школы или направления вы можете назвать?
Какие особенности русской ландшафтной архитектуры вы можете назвать?
Урок по ИЗО 7 класс «Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства»
Урок по ИЗО 7 класс «Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства»
Урок по ИЗО 7 класс «Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства»
Урок по ИЗО 7 класс «Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства»
Урок по ИЗО 7 класс «Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.