Урок по литературе 8 класс Тэффи. Жизнь и воротник. «Нравственные проблемы рассказа Тэффи «Жизнь и воротник».

Урок по литературе 8 класс Тэффи. Жизнь и воротник. «Нравственные проблемы рассказа Тэффи «Жизнь и воротник».

Медиа
Разработки уроков
docx
Русская литература
8 кл
14.11.2019
Урок по литературе 8 класс Тэффи. Жизнь и воротник. «Нравственные проблемы рассказа Тэффи «Жизнь и воротник». Учитель русского языка и литературы: Шманькова Лидия Владимировна. Цели урока: 1. Коротко познакомить с личностью Тэффи и содержанием рассказа «Жизнь и воротник». 2. Проанализировать жизненную ситуацию героини. 3. Определить нравственные проблемы, поднятые автором рассказа. Воспитывать нетерпимость к негативным проявлениям характера и поведения героини. 4. Показать актуальность рассказа для нашего времени.
Урок по литературе 8 класс.docx
Урок по литературе 8 класс Тэффи. Жизнь и воротник. «Нравственные проблемы рассказа Тэффи «Жизнь и воротник».   Тема   урока  звучит   так:   «Нравственные   проблемы   рассказа   Тэффи «Жизнь и воротник» (смысловой анализ художественного произведения).    Цели   урока:  1.   Коротко   познакомить   с   личностью   Тэффи   и содержанием рассказа «Жизнь и воротник». 2. Проанализировать жизненную ситуацию героини. 3. Определить нравственные проблемы, поднятые автором рассказа. Воспитывать нетерпимость к негативным проявлениям характера и поведения героини. 4. Показать актуальность рассказа для нашего времени.  Ход урока:   1. Организационный  момент: проверка готовности учеников к уроку. 2. Объявление темы, постановка целей урока.  3.Презентация Панковой А. об авторе рассказа «Жизнь и воротник». Что это за имя– Тэффи? Она принадлежит к плеяде писателей Русского зарубежья, которые покинули Родину после Октябрьской революции, но всю оставшуюся жизнь оставались истинно русскими. Так как их произведения не издавались   в   СССР,   мы   получили   возможность   приобщиться   к   их многогранному творчеству совсем недавно.  Итак,   Тэффи.   Это   литературный   псевдоним.   Настоящая   фамилия писательницы   –   Лохвицкая   Надежда   Александровна.   Дочь   успешного
адвоката, она рано приобщилась к литературе. Став сотрудницей популярного в начале 20­го века журнала «Сатирикон»   писала злободневные фельетоны, юмористические рассказы, сама стала необычайно популярной. Ее популярность была так велика, что выпускали духи и конфеты «Тэффи». В 1918 году эмигрировала, обосновалась в Париже. Её   творческая   жизнь   продолжалась   52   года!   За   это   время   опубликовала огромное количество рассказов и фельетонов, стихов, песен, либретто, пьес, рецензий.   Как   в   свое   время   в   России,   за   рубежом   она   также   была востребованной читателями, и не только из эмигрантских кругов. 4.   Так   как   разговор   на   уроке   пойдет   о   нравственности,     попробуем   качества   личности   относятся   к сначала   вместе   обсудить,   нравственным, какие считаются безнравственными.     какие   (Ответы учеников заслушиваются, по ходу коллективной  работы идет заполнение таблицы).   Примерная таблица  Нравственно Безнравственно Доброта Милосердие, способность  воспринимать чужую боль, как свою Забота о тех, кто в этом  нуждается Трудолюбие Честность Порядочность Жадность, эгоизм Пошлость Цинизм Паразитический образ жизни Лживость Хамство Грубость, жестокость Безответственность
Предательство в любой форме Презрительное, неуважительное отношение к истории своего народа,  своей страны Тактичность, деликатность Ответственное отношение к  любому делу Способность критически  оценивать свои недостатки,  проступки Верность долгу, патриотизм,  способность на самопожертвование,  если это оправдано ситуацией Уважительное отношение к  историческому прошлому страны А теперь давайте перейдем к рассказу Тэффи «Жизнь и воротник».  Работать будем по следующему плану  1. Словарная работа. 2. Актуализация текста. 3. Беседа – контроль понимания текста. 4. Работа по предложенным учителем вопросам­заданиям. 5. Обсуждение работы  6. Обобщение. 7. Выводы по рассказу. Поскольку рассказ написан в начале 20­го века, некоторые слова могут  быть вам непонятны, давайте с ними познакомимся.   1. Гостиный двор – построенные в старину торговые ряды, обычно  каменные. 2. Мануфактура (устар.) – ткань, текстильные изделия. 3. Извозчик (устар.) – наемный экипаж с кучером. 4. Корюшка – небольшая морская промысловая рыба. 5. Омнибус (устар.) – многоместный конный экипаж для перевозки  пассажиров. 6. Профукать – промотать, потратить.   ­ Понравился рассказ? Тогда продолжаем нашу работу. Давайте  ответим на некоторые сначала простые вопросы по содержанию рассказа:   1)  Кто герои рассказа? А кто главный герой?   (Героиня рассказа – Олечка   Розова,   упоминаются   также   другие   лица:   муж,   бабушка,   студент. Главный герой, безусловно, ­  воротник).
2) Где и когда происходит действие?  Какие детали это подчеркивают? (Действие происходит в Москве, так как Гостиный двор  – это Москва, а было это очень давно – тогда еще ездили на извозчиках). 3) Чем занималась Олечка Розова до истории с воротником?  Много ли у нее было дел? (Она вела маленькое семейное хозяйство, детей не было; судя по тому, как быстро расправилась с хозяйственными деньгами, жили с мужем скромно). Работа по вопросам.  Задание   №1.   Проследить   перемены   в   Олечке   после   покупки воротника. ( Примерный ответ: Олечка начала приобретать другие вещи, которые, якобы,   требовал   воротник:   юбку   с   глубокими   складками,   новые   башмаки, шляпу,   пояс   и   перчатки…   Она   стала   вести   странную   жизнь.   Не   свою… Обманывает, выклянчивает деньги, обстригла волосы, стала курить, громко хохотала, если слышала  какую­нибудь двусмысленность. Наконец,  изменила мужу). №2. Какие качества характера можно определить у героини? Когда они проявляются?   (Бесхарактерность,   слабоволие,   паразитический   образ   жизни, способность   совершать   позорные   поступки   как   результат   выше перечисленного). №3.   Какой   художественный   прием   лежит   в   основе   рассказа? Обосновать. ( Основной художественный прием –  олицетворение.  Рассказ построен на   одушевлении   неодушевленного   предмета,   который   не   просто   действует самостоятельно, а управляет жизнью своего владельца). №4. Что символизирует воротник в рассказе?   (Роскошную жизнь, вседозволенность, пренебрежение нормами поведения) №5. Какие уроки можно вынести из содержания рассказа? Есть ли в наше время такие Олечки? №6.   Исправилась   ли   Олечка   после   ухода   мужа?   Чего   ей, оказывается, не хватало в жизни? (Дела, занятости) Заслушивание сообщений по предложенным вопросам. Оценка работы учеников, благодарность за сотрудничество.
Обобщение (беседа):     Что же представляет собой рассказ, юмор это или сатира? Что показалось вам смешным? В чем актуальность рассказа?  Над чем рассказ заставляет задуматься?  Выводы   1. В рассказе есть и юмор, и сатира. 2. Автор сатирически изображает героиню, Олечку Розову, а в ее лице всех безалаберных, бесхарактерных, инфантильных, лживых, пустых, пошлых, паразитирующих на других людях эгоистов. 3.  Люди,  подобные   Олечке,   всегда   обвиняют   в   своих   неблаговидных поступках кого угодно, но только не самих себя. 4.   В   рассказе   Тэффи   ситуация   доводится   до   абсурда:   обвиняется неодушевленный предмет – «подлый воротник». 5. Нравственные проблемы рассказа, написанного в начале 20­го века, к сожалению, остаются актуальными. Подведение итогов урока. Итак, мы с вами проделали смысловой анализ текста,   содержащего   нравственные   проблемы,   подчеркнули   актуальность произведения, созданного в начале 20­го века. Действительно, классика не стареет, а самое главное ­ учит жить.    Домашнее   задание:   читать   рассказы   Тэффи   (в   интернете:  russkay­ literatura.ru, knigosite.ru).  Рефлексия  Сегодня я убедился Сегодня я узнал Сегодня я учился Я задумался о том
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)