Урок по литературе "Любовь мной отданная детям сильнее делает меня"
Оценка 4.8

Урок по литературе "Любовь мной отданная детям сильнее делает меня"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
30.10.2019
Урок по литературе "Любовь мной отданная детям сильнее делает меня"
Урок - рефлексия. Урок посвящен образу женщины-матери в годы Великой Отечественной войны. Тексты подобранных произведений привлекают внимание учащихся к великому подвигу материнства в военное время, заставляют задуматься о каждодневном самоотверженном материнском созидании, помогают по-новому посмотреть на сегодняшнюю жизнь, воспитывать интерес к важным проблемам нравственной, духовной жизни.
любовь, мной отданная детям.docx
Больщикова Ольга Ивановна Учитель русского языка и литературы 1 квалификационная категория Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 имени Ю.А.Гагарина» г. Аши Урок литературы для учащихся 10 класса. Тип урока:  Урок – рефлексия. ТЕМА:          «Любовь, мной отданная детям,   сильнее делает меня». (Образ женщины­матери в годы Великой Отечественной войны.) Поклонитесь Матери Солдата Никуда от памяти не деться, Не познать покоя, тишины. Остаётся вечной болью в сердце Сын, не возвратившийся с войны. (Н. Рождественский) Цели урока:   1)   Через   прочтение     произведений   приобщить   учащихся   к   историческому   прошлому,   к великому подвигу материнства в годы Великой Отечественной войны; 2) Заставить задуматься о каждодневном самоотверженном материнском созидании; 3) Развивать умение делать самостоятельный анализ, владеть монологической речью.  4)Развивать активную мыслительную деятельность учащихся. Заставить учащихся по­новому посмотреть   на   сегодняшнюю   жизнь,     развить   интерес   учеников   к   важным   проблемам нравственной, духовной жизни. Оборудование:    выставка книг  презентация Предварительная работа: 1. Подборка стихов учителем и самостоятельно учащимися. 2. Заучивание  наизусть. 3. Прочтение  повести В. Закруткина «Матерь  человеческая» Метапредметные результаты обучения: Познавательные:    отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию. Регулятивные:    принимать и сохранять учебные задачи урока; оценивать свои достижения на уроке; уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность. Коммуникативные:    владеть умениями выразительного прочтения: владеть умениями слушать выступающего; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей. Личностные:    понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств в личности. Размышлять о собственном отношении к вечному властному зову жизни, к духовной силе человека, к определению своего места в жизни. Воспитательная задача:  Способствовать проявлению  чувства  гордости  за  земную  женщину, совершившую великий подвиг­ защиты жизни на Земле,  заставить по­новому смотреть на действительность, давать оценку многим человеческим поступкам.  ХОД УРОКА. Вступительное слово учителя:   В 2020 году   наш народ празднует   75­летие   Победы в Великой   Отечественной   войне.   И   сегодня   на   уроке   я   предлагаю   поговорить   о   женщине, женщине­матери.   Той,   кому   в   годы   войны   приходилось   труднее   всего.   Она   должна   была заменить ушедшего мужа, и в то же время продолжать свой труд – труд матери. Что пришлось перенести на своих хрупких плечах матерям. Учитель:  МАТЬ СОЛДАТА  (В.Забашта)  День на редкость стоял                 удивительно тихий.  Осень щедро делилась                     последним теплом...  Пассажиры в автобусе                         как­то притихли,  Потревожить боясь                         красоту за окном. И услышала я,                          как старушка седая,  Говорила чуть слышно                            соседке своей:  «В 41­м  осень была                        точно такая,  Мы на фронт провожали                              мужей, сыновей Утро тихое, помню,                            с росою обильной…  Только изредка слышно, как                        желтый листок пролетал…  Уходил мой сынок                          по дороженьке пыльной  Руки все на прощанье                                      мои целовал. В палисаднике пышно                                   цвели георгины, К ним склонился,                    потом виноград он сорвал  Долго­долго смотрел                          как летят паутины …  Повернулся и быстро                                вдаль зашагал. Ту дорогу теперь                       и асфальтом покрыли...  Да ко мне мой соколик                                  вернуться не смог… Сколько лет уж храню только                                горсточку пыли,  На которой оставил следы от  сапог. Похоронка пришла − дни и ночи рыдала. Так и выплакала свои                                  слезоньки все.  А потом… ту бесценную горсть целовала,  Георгины спешила сажать по                                                     весне...». Голос женщины ровный, до                                    жути спокойный,  А в глазах ни слезинки,                                       усталость одна... Проклят будь тот, кто выдумал                            все эти войны,  И будь проклято страшное                            слово «война». Мне теперь снится сын тот                            со скаткой шинели,  В дом к старушке спешит по                               асфальту назад.  Где красой георгины тогда                                     пламенели,  И глазасто чернел во дворе                                             виноград. Шли годы, а матери продолжали  всматриваться в дорогу, вслушиваться в тишину, ожидая, что вот сейчас откроется дверь и на пороге появится её , поглощенные   войной сыновья, дочери.      Война… Страшное слово… Свист пуль, грохот, скрежет металла,       разрушенные города, сожженные села, плач осиротелых детей, стоны и    скорбь  матерей… Она унесла миллионы жизней…Забыть те страшные годы невозможно… Память снова и снова возвращает нас к тем кровавым событиям. (Слайд №1)  Тихо звучит музыка Бетховена «Лунная соната»     Чтец:    Цветок, в росинках весь, К цветку приник. И пограничник протянул к ним руки! А немцы в это время, кончив кофе пить, Садились в танки, закрывали люки. Такою всё дышало тишиной, Что вся земля еще спала, казалось, Кто знал, что между миром и войной Всего каких – то пять минут осталось.  I. (Слайд   №2)   нападении Гитлеровской Германии на Советский Союз.  Звучит   запись   Ю.   Левитана.   Заявление   Советского   правительства   о ­ Что вы почувствовали, услышав сообщение Ю. Левитана?  (Ребята отвечают) Учитель:   Ужас, страх, растерянность – вот что испытали женщины­матери, услышав это сообщение. Испуг не за себя, а за своих близких и родных. Завтра они уйдут на фронт, а для матери   потянутся   долгие   страшные   часы,   дни,   месяцы,   годы   ожидания,   мучительного   и изнуряющего.  Чтец: Я сына родила не для войны! Не для войны букварь ему давала,  Тревожилась, гордилась, тосковала. Пожизненно влюблённая, как мать,  Готовая и штопать, и мечтать,  И ждать скупых, нерасторопных писем С какой­нибудь окраины страны. Я сына родила не для войны! Еще вчерашний звонкий голосок,  А нынче жизнерадостный басок Мне веру в жизнь и счастье утверждает. А где­то в мире солнечном блуждает Угроза смерти, голода и тьмы –  Работают холодные умы… Я сына родила не для войны. Учитель:  Когда война черным горем налетела на нашу страну, материнская любовь сравнялась с подвигом. Тяжелее всего было видеть смерть детей своими глазами. Видеть и не иметь возможности помочь им. Чтец:  Баллада о матери Ольга Киевская Сорок первый – год потерь и страха Заревом кровавым пламенел… Двух парней в растерзанных рубахах Выводили утром на расстрел. Первым шёл постарше, тёмно­русый, Всё при нём: и силушка, и стать, А за ним второй – пацан безусый, Слишком юный, чтобы умирать. Ну, а сзади, еле поспевая,  Семенила старенькая мать, О пощаде немца умоляя. «Найн, ­ твердил он важно, ­ растреляйт!" «Нет! – она просила, ­ пожалейте, Отмените казнь моих детей, А взамен меня, меня убейте, Но в живых оставьте сыновей!" И ответил офицер ей чинно: «Ладно, матка, одного спасайт. А другого расстреляем сына. Кто тебе милее? Выбирайт!» Как в смертельной этой круговерти Ей сберечь кого–нибудь суметь? Если первенца спасёт от смерти, То последыш – обречён на смерть. Зарыдала мать, запричитала, Вглядываясь в лица сыновей, Будто бы и вправду выбирала, Кто роднее, кто дороже ей? Взгляд туда­сюда переводила... О, не пожелаешь и врагу Мук таких! Сынов перекрестила. И призналась фрицу: «Не могу!» Ну, а тот стоял, непробиваем, С наслажденьем нюхая цветы:  «Помни, одного – мы убиваем, А другого – убиваешь ты». Старший, виновато улыбаясь, Младшего к груди своей прижал: «Брат, спасайся, ну, а я останусь, ­ Я пожил, а ты не начинал». Отозвался младший: «Нет, братишка, Ты спасайся. Что тут выбирать? У тебя – жена и ребятишки. Я не жил, ­ не стоит начинать». Тут учтиво немец молвил: «Битте, ­ Отодвинул плачущую мать, Отошёл подальше деловито И махнул перчаткой, ­ расстреляйт!" Ахнули два выстрела, и птицы Разлетелись дробно в небеса. Мать разжала мокрые ресницы, На детей глядит во все глаза. А они, обнявшись, как и прежде, Спят свинцовым беспробудным сном, ­ Две кровинки, две её надежды, Два крыла, пошедшие на слом.  Мать безмолвно сердцем каменеет:  Уж не жить сыночкам, не цвести... «Дура–матка, – поучает немец, ­  Одного могла бы хоть спасти». А она, баюкая их тихо,  Вытирала с губ сыновних кровь… Вот такой, – убийственно великой, ­ Может быть у Матери любовь. Учитель:  оберегающая её, и война, уносящая эту жизнь.    Женщина   и   война.   Эти   понятия   несопоставимы.   Женщина,   дарящая   жизнь, Чтец:  Гречаная Татьяна. Пал солдат во чистом поле Пал солдат во чистом поле — Русский Василек. Толь судьба, а может доля —  Выжить он не смог.  Треугольник­похоронка — В хату к ней пришла,  Зарыдала мама громко —  Сына не спасла. В страшном сне вам не приснится  Боль души ее, Смерть проклятая все злится, Кружит воронье. Сына нет, осталась память, Да войны глоток Был хороший, славный парень Двадцати годов. Мир вокруг, но гибнут люди —  Чьи­то сыновья, Неспокойны наши будни —  Что это, друзья?  Кто за это все ответит,  Кто вернет покой? Смерть пришла в простом конверте  Матери живой… *** «Мама, мамочка родная» — Сын кричал в бою. «За кого я умираю Жизнь отдав свою? Голубое небо мира Светит с высоты Я для счастья, мама, вырос, Чтоб дарить цветы. Ты маня так воспитала Я шел впереди. Но война меня забрала С мирного пути. Мама, мамочка родная, Как я жить хочу! На дороге умираю, Плачу и кричу. Но никто меня не слышит, Бой идет кругом, Снайперы сидят на крышах, Крепость — каждый дом. Здесь стреляют все, кто может — Это — не война, Завязал я рану туже —  Страшная она. Тут на каждом перекрестке Кровь течет рекой, Как обидно, что так просто Проиграли бой. Никому не нужно это — Страшная беда, Не увижу больше лета, Мама, никогда. А зима вокруг бушует Ветер ледяной... Если б, мамочка, ты знала Где сыночек твой? Все гудит и все грохочет, Ад средь бела дня, Смерть проклятая хохочет — Ждет уже меня. Может быть, узнаешь, мама, Как я умирал, Как болит от пули рана Если бы кто знал…» Учитель:    Мама…   Самый   дорогой   и   близкий   человек.   Она   дала   нам   жизнь,   подарила счастливое детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. На войне погибая, шептали: «МАМА» Чтец: (Юлия Друнина «Зинка») Мы легли у разбитой ели. Ждем, когда же начнет светлеть. Под шинелью вдвоем теплее На продрогшей, гнилой земле. — Знаешь, Юлька, я — против грусти, Но сегодня она не в счет. Дома, в яблочном захолустье, Мама, мамка моя живет. У тебя есть друзья, любимый, У меня — лишь она одна. Пахнет в хате квашней и дымом, За порогом бурлит весна. Старой кажется: каждый кустик Беспокойную дочку ждет… Знаешь, Юлька, я — против грусти, Но сегодня она не в счет. Отогрелись мы еле­еле. Вдруг приказ: «Выступать вперед!» Снова рядом, в сырой шинели Светлокосый солдат идет. 2 С каждым днем становилось горше. Шли без митингов и знамен. В окруженье попал под Оршей Наш потрепанный батальон. Зинка нас повела в атаку. Мы пробились по черной ржи, По воронкам и буеракам Через смертные рубежи. Мы не ждали посмертной славы.­ Мы хотели со славой жить. …Почему же в бинтах кровавых Светлокосый солдат лежит? Ее тело своей шинелью Укрывала я, зубы сжав… Белорусские ветры пели О рязанских глухих садах. 3 — Знаешь, Зинка, я против грусти, Но сегодня она не в счет. Где­то, в яблочном захолустье, Мама, мамка твоя живет. У меня есть друзья, любимый, У нее ты была одна. Пахнет в хате квашней и дымом, За порогом стоит весна. И старушка в цветастом платье У иконы свечу зажгла. …Я не знаю, как написать ей, Чтоб тебя она не ждала?!     Учитель   :   Преодолевая   суровые   испытания,   тяготы   жестокой   войны,   женщина­мать сохранила в себе жизнелюбие, душевную теплоту, искренность.    «Матерь Человеческая» Виталия Закруткина ­ одно из пронзительных произведений о великом подвиге материнства в годы Великой Отечественной войны.  В повести перед нами искорёженная мёртвая Земля, Маленькая женщина Мария не хочет жить в опустевшем мире.  ­ Какие испытания выпали на её долю уже в начале войны? (На глазах Марии убиты муж и сын, соседка Феня, девочка Саня Зименкова, односельчане угнаны в Германию: от полной, яркой жизни не осталось ничего и ни кого, кроме нее самой.  ­ О чем молится Мария?  « Я не могу жить, Господи, я не хочу жить. Может, Ты все­таки  есть, Господи? Сделай так, чтоб я скорее отмучилась… Если Ты есть, Господи, видишь мое горе! Разве можно так жить? У меня все отняли, удавили любимого моего Ваню, и сыночка Васеньку удавили, дите ни в чем не повинное… И хаты наши все спалили, одна зала от них осталась. И Саню, девчонку, как звери убили. И людей всех угнали, никого не оставили… Не хочу я жить, Господи! Пошли мне смерть! Забери меня с этой земли…» Сообщение подготовленного ученика… Убитая горем Мария зовет смерть, но жизнь властно напоминает ей о том, « что она не одна, что   в ней теплится иная, пока еще слитая с измученным материнским телом, но уже своя, отдельная   слабая   жизнь…»   И  она   остается  жить,  погребая   одного  за  другим  тех,  с  кем сталкивает ее судьба. Сначала это девочка Саня, потом   пожилой немецкий солдат, затем умерший на ее руках Вернер Брахт и политрук  Слава и только в последнюю очередь муж и сын. Для каждого   из погибших Мария находит свои слова, напоминающие народный плач. «Пальцы­то   у тебя в чернилах, девчоночка… хоть школу вашу закрыли, а грамотной   ты хотела быть… Учительницей быть хотела. Не довелось тебе выучиться…» ­ это для Сани. «Вот  и  отгулял   ты  на  земле.   Видать  по  всему,  был   ты  ещё  честным,  чистым   парнем,  не замаранным убийством и кровью. Скучал, как все дети, по отцу, по матери… Потому и ко мне тянулся, мамой называл. Когда вам, детям, плохо становится, вы все матерей вспоминаете… А что из тебя получилось бы, если бы ты не был убит, если б  не  умер? Бог знает! Твои же друзья да наставники быстро   приучили б  тебя к  тому, что делают сами… И людей бы ты убивал, и  девчонок вроде Сани насильничал и расстреливал, и  хаты поджигал бы на чужой земле… Может, и лучше, что ты помер и остался чистым…» ­ это о Вернере Брахте. Для Марии все мёртвые ( даже враги) несчастны и достойны сострадания и доброго слова… Но к моменту погребения родных она уже не в состоянии плакать: «Сколько довелось мне тут людей схоронить, и всех было жалко… Теперь вот своих хороню, а сердце моё стало как камень, потому что сил уже нет и выплакала я все слёзы…                   Однако именно после этих похорон она ощущает в себе « сильные требовательные толчки его, нерождённого… Не ведая ни страха, ни болезни, ни горечи утрат, ни любви, ни ненависти, он уже готов был подойти к истокам своей полной страданий и счастья дороги и, подчиняясь   зовущей   его   силе   жизни,   толкал   материнское   чрево   локотками,   коленками, головой…»). Учитель: Мария стала Матерью всем живым. Предлагаю поработать над эпизодом. Самостоятельный анализ эпизода (Встреча с солдат Вернером Брахтом в погребе.)           1)Обратившись к тексту, опиши, кого увидела Мария в погребе?           2)Какое чувство к раненому солдату хотел вызвать у читателей автор повести? Как он этого добивается?           3)Мария решилась на убийство. Чем было вызвано это решение? Почему потом вдруг «мстительная решимость» покинула Марию и она «выронила вилы, ноги ее подкосились»? Что остановило женщину? Что предпринимает Мария? Почему она так поступает?  «   Ненависть   и   горячая   и   слепая   злоба   захлестнули   Марию,   сдавили   сердце…»   :   «   убей убийцу». За «полураздавленным недобитым гадёнышем» она увидела «раскачивающегося на тополевой ветке Ивана, и босые ножки повисшей на тополе Фени, и чёрную удавку на детской шее Васятки…». Но жизнь повернула всё по­ своему.                Раненый   мальчишка   успел   сдавленно   выкрикнуть   единственное   слово «мама»… «Слабый крик … пронзил её сердце, а короткое слово «мама» заставило содрогнуться от нестерпимой боли. Она упала на колени и, прежде   чем потерять сознание, близко­ близко увидела светло­ голубые , мокрые от слёз мальчишеские глаза…» Учитель:           Милосердие победило злобу, погасило чувство мести. Мария стала названой матерью своего врага и, сама того не   ведая, вступила на путь утешительницы, помощницы, заступницы… ­   Что   помогло   Марии   выжить,   победить   злобу, (Милосердие, материнское чувство ответственности и любви).   месть,   желание   умереть? ­ Какие чувства испытали вы, перечитывая страницы повести? Листая   страницы   повести,   я   испытала   душевную   тревогу   и   обиду,   тупую   боль, сжимающую   сердце.   Мною   одновременно   овладевали   гордость   и   восхищение   этой удивительной   и   мужественной   женщиной.   Я   преклоняюсь   перед   ней,   её   глубокой, безграничной человеческой любовью. Учитель:    Невероятное   чувство   любви   и   самопожертвование   советской   женщины   внесло огромный   вклад   в   победу   над   фашизмом.   Не   оружие   и   ненависть   победили   войну,   а материнское милосердие и сострадание ко всему живому. Задание на дом:  Обратимся к теме урока.  «Любовь, мной отданная детям,   сильнее делает меня». Предлагаю написать дома сочинение – рассуждение по данному высказыванию.

Урок по литературе "Любовь мной отданная детям сильнее делает меня"

Урок по литературе "Любовь мной отданная детям сильнее делает меня"

Урок по литературе "Любовь мной отданная детям сильнее делает меня"

Урок по литературе "Любовь мной отданная детям сильнее делает меня"

Урок по литературе "Любовь мной отданная детям сильнее делает меня"

Урок по литературе "Любовь мной отданная детям сильнее делает меня"

Урок по литературе "Любовь мной отданная детям сильнее делает меня"

Урок по литературе "Любовь мной отданная детям сильнее делает меня"

Урок по литературе "Любовь мной отданная детям сильнее делает меня"

Урок по литературе "Любовь мной отданная детям сильнее делает меня"

Урок по литературе "Любовь мной отданная детям сильнее делает меня"

Урок по литературе "Любовь мной отданная детям сильнее делает меня"

Урок по литературе "Любовь мной отданная детям сильнее делает меня"

Урок по литературе "Любовь мной отданная детям сильнее делает меня"

Урок по литературе "Любовь мной отданная детям сильнее делает меня"

Урок по литературе "Любовь мной отданная детям сильнее делает меня"

Урок по литературе "Любовь мной отданная детям сильнее делает меня"

Урок по литературе "Любовь мной отданная детям сильнее делает меня"

Урок по литературе "Любовь мной отданная детям сильнее делает меня"

Урок по литературе "Любовь мной отданная детям сильнее делает меня"

Урок по литературе "Любовь мной отданная детям сильнее делает меня"

Урок по литературе "Любовь мной отданная детям сильнее делает меня"

Урок по литературе "Любовь мной отданная детям сильнее делает меня"

Урок по литературе "Любовь мной отданная детям сильнее делает меня"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2019