Урок по литературе на тему «Нет большего зла, чем пустая трата времени»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.11.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок знакомит учащихся с произведением И.Е.Шварца «Сказка о потерянном времени». Учатся формулировать проблемные вопросы по тексту, позволяющие выдвигать идеи, предположения, и отвечать на вопросы, приводя аргументы, связывать информацию текста с другими фактами из реальной жизни; излагать сжато содержание текста на основе прослушанного, прочитанного и/или аудиовизуального материала; использовать сложные предложения, выражающие условные отношения.
Иконка файла материала урок4.docx
Краткосрочный план урока Сквозная тема: Школа:  Дата: Класс:  Тема урока: Цели обучения,  которые  достигаются на  этом уроке  (ссылка на  учебную  программу): Цели урока: Критерии  оценивания: Привитие  ценностей ФИО учителя:  Количество присутствующих:   «Нет большего зла, чем пустая трата времени»           отсутствующих: 7.3.3.1.  формулировать проблемные вопросы по тексту, позволяющие выдвигать идеи,   предположения,   и   отвечать   на   вопросы,   приводя   аргументы,   связывать информацию текста с другими фактами из реальной жизни; 7.4.2.1. излагать сжато содержание текста на основе прослушанного, прочитанного и/или аудиовизуального материала; 7.5.2.2. использовать сложные предложения, выражающие условные отношения. Все учащиеся смогут:   формулировать проблемные вопросы по произведению И.Е.Шварца «Сказка о потерянном   времени»   и   ответить   на   них,   выдвинуть   идеи   на   основе сформулированных вопросов;  написать   сжатое   изложение   сказки,   передавая   своими   словами   главную информацию;  использовать сложные предложения, выражающие условные отношения. Большинство учащихся смогут:  дать развернутый ответ на сформулированные   вопросы, приводя аргументы;  написать сжатое изложение от первого лица. Некоторые учащиеся смогут:  привести факты из реальной жизни в подтверждение выдвинутых идей;   в сжатом изложении изменить финал сказки.  составляет проблемные вопросы по произведению И.Е.Шварца «Сказка о потерянном времени» и отвечает на них, выдвигает идеи на основе сформулированных вопросов;  пишет сжатое изложение сказки, передавая своими словами  использует сложные предложения, выражающие условные главную информацию; отношения.  на данном уроке прививаются такие общечеловеческие ценности, как: ответственность, трудолюбие, отзывчивость через анализ образа героя сказки.  интеграция с предметом «Самопознание» осуществляется Межпредметные  через раскрытие общечеловеческих ценностей посредством связи детального анализа сказки, созданием сжатого изложения. Предшествующее   данный урок опирается на знания о жанре сказки и навыки написания сжатого изложения, которые формировались в ходеобучение изучения курса русского языка и литературы в 7 классе. Запланированные  этапы урока Начало урока: 4 минуты                                    Середина урока: Ход урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы Вызов  Психологический настрой: приём «Поделись радостью» Учащиеся выстраиваются в круг.  Передавая друг другу мягкую  игрушку, делятся своею радостью. Прием  подведения к теме урока: «Анализ пословицы» Индивидуальная работа Задание:   объясните   смысл   пословицы  «Упустишь   минуту   – потеряешь час» Коллективная работа Беседа по вопросам:  1. Объясните смысл данной пословицы, как вы её понимаете? 2. Что может произойти, если человек не научится беречь время? 3. А как вы распоряжаетесь своим временем? Слово учителя:  Сегодня   мы   будем   формулировать   проблемные   вопросы   по тексту «Сказка о потерянном времени» Евгения Львовича Шварца, подумаем   над   тем,   какие   идеи   содержит   сказка,   ответим   на вопросы,   приводя   аргументы,   связывая   информацию   сказки   с другими фактами из реальной жизни, а закончим мы нашу работу сжатым   изложением   содержания   текста   «Сказки   о   потерянном времени».  Предтекстовый этап Индивидуальная работа Задание:  прочтите первый абзац, определите, какие проблемы будут рассматриваться в тексте ФО: Комментарий учителя Осмысление  Текстовый этап  Восприятие  Задание: сравни свои предположения с текстовой информацией и скажи, какие прогнозы были правильными. Интерпретация текста Метод «Дерево вопросов»  Индивидуальная работа Задание: прочтите текст. Составьте 1­3 вопроса для каждого уровня дерева по содержанию сказки. Дозированная помощь учителя Для   учащихся   с   высокими   учебными   возможностями (вопросительные слова/словосочетания/обороты речи) Что? Где? Когда? Прилож ение 1Почему? Как? Что если…? Должен ли…? Не могли бы вы….? Что автор…? Для учащихся со средними учебными возможностями (примеры вопросительных конструкций) Что произошло с героем? Где состоялась встреча с …? Когда произошли ….?  Почему герой …? Как герой воспринял …?Должен ли он был  ….?  Что автор хотел …? Для учащихся  с  низкими   учебными  возможностями  (примеры вопросительных конструкций + 1 пример проблемного вопроса) Что произошло с героем? Где состоялась встреча с волшебниками? Когда произошли внешние  изменения героя?Почему так быстро состарился Петя? Как себя чувствовал в этот  момент герой? Должен ли герой так поступать?  Что автор хотел показать? ФО: наблюдение учителя и комментарий Парная работа Задание:  обменяйтесь   составленными   вопросами   и   дайте   на   них ответы. ФО: взаимооценивание «Согласен/не согласен» Индивидуальная работа Задание:  ­ подчеркните среди составленных вопросов проблемные; ­   выберите   один   из   проблемных   вопросов   и   на   его   основе сформулируйте 1 идею. Коллективная работа Несколько   человек   выступают   с   идеями,   другие   их   оценивают. Учитель зафиксировал все идеи. ФО: взаимооценивание «2 звезды, 1пожелание» Обобщающее   задание:  приведите   факты   из   реальной   жизни   в подтверждение выдвинутых идей. Парная работа Задание 1:  Скажите,   какому   из   указанных   вопросов   уделяется   в   тексте особое внимание:  1. Почему никто не узнавал Петю?  2. По каким признакам узнавали друг друга дети, превратившиесяв старичков? 3. Какие элементы сказки встречаются в тексте?  4. Какие ошибки совершал Петя? Осознал ли он их? 5. Зачем автор вводит образ злых волшебников? Задание 2:  1. Дайте ответ на выбранный вами вопрос.  ФО:  Послетекстовый этап Индивидуальная работа Дифференциация заданий по уровню сложности Задание для учащихся с высокими учебными возможностями: напишите   сжатое   изложение   (70­90   слов), передайте   своими словами главную информацию «Сказки о потерянном времени» от 1 лица,   измените   финал.   Используйте   3­4   сложных   предложения, выражающие условные отношения. Критерии Пишет сжатое  изложение на основе  прочитанного  материала Дескрипторы ­ передает главную  информацию сказки ­ пишет от 1 лица ­ меняет финал ­ подбирает синонимичные  конструкции авторским ­ последовательно излагает  свои мысли ­ соблюдает объем изложения Использует 3­4 сложных  предложения, выражающие  условные отношения. Задание для учащихся со средними учебными возможностями: напишите сжатое изложение (60­80 слов), передайте своими словами главную информацию «Сказки о потерянном времени» от 1 лица. Используйте   3­   сложных   предложения,   выражающие   условные отношения. Критерии Пишет сжатое  изложение на основе  прочитанного материала Дескрипторы ­ передает главную  информацию сказки ­ пишет от 1 лица ­ подбирает синонимичные  конструкции авторским ­ последовательно излагает  свои мысли ­ соблюдает объем изложенияИспользует 2­3 сложных  предложения, выражающие  условные отношения. Задание для учащихся с низкими учебными возможностями: напишите сжатое изложение (50­70 слов), передайте своими словами главную информацию «Сказки о потерянном времени». Используйте 1­2 сложных предложения, выражающие условные отношения. Критерии Пишет сжатое  изложение на основе  прочитанного материала Дескрипторы ­ передает главную  информацию сказки ­ подбирает синонимичные  конструкции авторским ­ последовательно излагает  свои мысли ­ соблюдает объем изложения Использует 1­2 сложных  предложения, выражающие  условные отношения. Конец урока ФО: оценивание учителем Рефлексия  Приём «Подводящий итог»  Форма работы: индивидуальная Учащиеся на стикерах отвечают на вопрос:  Какая мысль была главной, важной на этом уроке?  Домашнее задание:  анкета                                                                                                                                                                                                                                                           Приложение 1 Евгений Львович Шварц Сказка о потерянном Времени Жил­был мальчик по имени Петя Зубов. Учился он в третьем классе четырнадцатой школы и все время отставал,  и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению. – Успею! – говорил он в конце первой четверти. – Во второй вас всех догоню.А приходила вторая – он надеялся на третью. Так он опаздывал да отставал, отставал да опаздывал и не тужил.  Все «успею» да «успею». И вот однажды пришел Петя Зубов в школу, как всегда с опозданием. Вбежал в раздевалку. Шлепнул портфелем  по загородке и крикнул: – Тетя Наташа! Возьмите мое пальтишко! А тетя Наташа спрашивает откуда­то из­за вешалок: – Кто меня зовет? – Это я. Петя Зубов, – отвечает мальчик. – А почему у тебя сегодня голос такой хриплый? – спрашивает тетя Наташа. – А я и сам удивляюсь, – отвечает Петя. – Вдруг охрип ни с того ни с сего. Вышла тетя Наташа из­за вешалок, взглянула на Петю да как вскрикнет: – Ой! Петя Зубов тоже испугался и спрашивает: – Тетя Наташа, что с вами? – Как что? – отвечает тетя Наташа. – Вы говорили, что вы Петя Зубов, а на самом деле вы, должно быть, его  дедушка. – Какой же я дедушка? – спрашивает мальчик. – Я – Петя, ученик третьего класса. – Да вы посмотрите в зеркало! – говорит тетя Наташа. Взглянул мальчик в зеркало и чуть не упал. Увидел Петя Зубов, что превратился он в высокого, худого, бледного  старика. Морщины покрыли сеткою лицо. Смотрел на себя Петя, смотрел, и затряслась его седая борода. Крикнул он басом: – Мама! – И выбежал прочь из школы. Бежит он и думает: «Ну, уж если и мама меня не узнает, тогда все пропало». Прибежал Петя домой и позвонил три раза. Мама открыла ему дверь. Смотрит она на Петю и молчит. И Петя молчит тоже. Стоит, выставив свою седую бороду, и чуть не плачет. – Вам кого, дедушка? – спросила мама наконец. – Ты меня не узнаешь? – прошептал Петя.– Простите, нет, – ответила мама. Отвернулся бедный Петя и пошел куда глаза глядят. Идет он и думает: «Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей... И главное, ничему не успел  научиться. Настоящие старики – те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен,  когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсии не дадут – ведь я всего только три года работал. Да и как работал – на двойки да на тройки. Что же со мною будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик! Чем  же все это кончится?» Так Петя думал и шагал, шагал и думал, и сам не заметил, как вышел за город и попал в лес. И шел он по лесу,  пока не стемнело. «Хорошо бы отдохнуть», – подумал Петя и вдруг увидел, что в стороне, за елками, белеет какой­то домик. Вошел Петя в домик – хозяев нет. Стоит посреди комнаты стол. Над ним висит керосиновая лампа. Вокруг стола –  четыре табуретки. Ходики тикают на стене. А в углу горою навалено сено. Лег Петя в сено, зарылся в него поглубже, согрелся, поплакал тихонько, утер слезы бородой и уснул. Просыпается Петя – в комнате светло, керосиновая лампа горит под стеклом. А вокруг стола сидят ребята – два  мальчика и две девочки. Большие, окованные медью счеты лежат перед ними. Ребята считают и бормочут. – Два года, да еще пять, да еще семь, да еще три... Это вам, Сергей Владимирович, а это ваши, Ольга  Капитоновна, а это вам, Марфа Васильевна, а это ваши, Пантелей Захарович. Что это за ребята? Почему они такие хмурые? Почему кряхтят они, и охают, и вздыхают, как настоящие старики? Почему называют друг друга по имени­отчеству? Зачем собрались они ночью здесь, в одинокой лесной избушке? Замер Петя Зубов, не дышит, ловит каждое слово. И страшно ему стало от того, что услышал он. Не мальчики и девочки, а злые волшебники и злые волшебницы сидели за столом! Вот ведь как, оказывается,  устроено на свете: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. И злые волшебники  разведали об этом и давай ловить ребят, теряющих время понапрасну. И вот поймали волшебники Петю Зубова, и еще одного мальчика, и еще двух девочек и превратили их в стариков. Состарились бедные дети и сами этого не  заметили – ведь человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами,  забрали волшебники себе. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята – старыми стариками. Как быть? Что делать? Да неужели же не вернуть ребятам потерянной молодости? Подсчитали волшебники время, хотели уже спрятать счеты в стол, но Сергей Владимирович, главный из них, не  позволил. Взял он счеты и подошел к ходикам. Покрутил стрелки, подергал гири, послушал, как тикает маятник,  и опять защелкал на счетах. Считал, считал он, шептал, шептал, пока не показали ходики полночь. Тогда смешал  Сергей Владимирович костяшки и еще раз проверил, сколько получилось у него.Потом подозвал он волшебников к себе и заговорил негромко: – Господа волшебники! Знайте, ребята, которых мы превратили сегодня в стариков, еще могут помолодеть. – Как? – воскликнули волшебники. – Сейчас скажу, – ответил Сергей Владимирович. Он вышел на цыпочках из домика, обошел его кругом, вернулся, запер дверь на задвижку и поворошил сено  палкой. Петя Зубов замер, как мышка. Но керосиновая лампа светила тускло, и злой волшебник не увидел Петю. Подозвал он остальных волшебников к  себе поближе и заговорил негромко: – К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек. Если ребята, которых мы  превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в двенадцать часов ночи сюда к нам и повернут  стрелку ходиков на семьдесят семь кругов обратно, то дети снова станут детьми, а мы погибнем. Помолчали волшебники. Потом Ольга Капитоновна сказала: – Откуда им все это узнать? А Пантелей Захарович проворчал: – Не придут они сюда к двенадцати часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают. А Марфа Васильевна пробормотала: – Да куда им! Да где им! Эти лентяи до семидесяти семи и сосчитать не сумеют, сразу собьются. – Так­то оно так, – ответил Сергей Владимирович. – А все­таки пока что держите ухо востро. Если доберутся  ребята до ходиков, тронут стрелки – нам тогда и с места не сдвинуться. Ну, а пока нечего время терять – идем на работу. И волшебники, спрятав счеты в стол, побежали, как дети, но при этом кряхтели, охали и вздыхали, как настоящие старики. Дождался Петя Зубов, пока затихли в лесу шаги. Выбрался из домика. И, не теряя напрасно времени, прячась за  деревьями и кустами, побежал, помчался в город искать стариков­школьников. Город еще не проснулся. Темно было в окнах, пусто на улицах, только милиционеры стояли на постах. Но вот  забрезжил рассвет. Зазвенели первые трамваи. И увидел наконец Петя Зубов – идет не спеша по улице старушка с  большой корзинкой. Подбежал к ней Петя Зубов и спрашивает: – Скажите, пожалуйста, бабушка, – вы не школьница?– Что, что? – спросила старушка сурово. – Вы не третьеклассница? – прошептал Петя робко. А старушка как застучит ногами да как замахнется на Петю корзинкой. Еле Петя ноги унес. Отдышался он  немного – дальше пошел. А город уже совсем проснулся. Летят трамваи, спешат на работу люди. Грохочут  грузовики – скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу. Дворники счищают снег,  посыпают панель песком, чтобы пешеходы не скользили, не падали, не теряли времени даром. Сколько раз видел  все это Петя Зубов и только теперь понял, почему так боятся люди не успеть, опоздать, отстать. Оглядывается Петя, ищет стариков, но ни одного подходящего не находит. Бегут по улицам старики, но сразу  видно – настоящие, не третьеклассники. Вот старик с портфелем. Наверное, учитель. Вот старик с ведром и кистью – это маляр. Вот мчится красная  пожарная машина, а в машине старик – начальник пожарной охраны города. Этот, конечно, никогда в жизни не  терял времени понапрасну. Ходит Петя, бродит, а молодых стариков, старых детей, – нет как нет. Жизнь кругом так и кипит. Один он, Петя,  отстал, опоздал, не успел, ни на что не годен, никому не нужен. Ровно в полдень зашел Петя в маленький скверик и сел на скамеечку отдохнуть. И вдруг вскочил. Увидел он: сидит недалеко на другой скамеечке старушка и плачет. Хотел подбежать к ней Петя, но не посмел. – Подожду! – сказал он сам себе. – Посмотрю, что она дальше делать будет. А старушка перестала вдруг плакать, сидит, ногами болтает. Потом достала из одного кармана газету, а из  другого кусок ситного с изюмом. Развернула старушка газету – Петя ахнул от радости: «Пионерская правда»! – и принялась старушка читать и есть. Изюм выковыривает, а сам ситный не трогает. Кончила старушка читать, спрятала газету и ситный и вдруг что­то увидела в снегу. Наклонилась она и схватила  мячик. Наверное, кто­нибудь из детей, игравших в сквере, потерял этот мячик в снегу. Оглядела старушка мячик со всех сторон, обтерла его старательно платочком, встала, подошла не спеша к дереву и давай играть в трешки. Бросился к ней Петя через снег, через кусты. Бежит и кричит: – Бабушка! Честное слово, вы школьница! Старушка подпрыгнула от радости, схватила Петю за руки и отвечает: – Верно, верно! Я ученица третьего класса Маруся Поспелова. А вы кто такой?Рассказал Петя Марусе, кто он такой. Взялись они за руки, побежали искать остальных товарищей. Искали час,  другой, третий. Наконец зашли во второй двор огромного дома. И видят: за дровяным сараем прыгает старушка.  Нарисовала мелом на асфальте классы и скачет на одной ножке, гоняет камешек. Бросились Петя и Маруся к ней. – Бабушка! Вы школьница? – Школьница, – отвечает старушка. – Ученица третьего класса Наденька Соколова. А вы кто такие? Рассказали ей Петя и Маруся, кто они такие. Взялись все трое за руки, побежали искать последнего своего  товарища. Но он как сквозь землю провалился. Куда только ни заходили старики – и во дворы, и в сады, и в детские театры,  и в детские кино, и в Дом Занимательной Науки – пропал мальчик, да и только. А время идет. Уже стало темнеть. Уже в нижних этажах домов зажегся свет. Кончается день. Что делать? Неужели все пропало? Вдруг Маруся закричала: – Смотрите! Смотрите! Посмотрели Петя и Наденька и вот что увидели: летит трамвай, девятый номер. А на «колбасе» висит старичок.  Шапка лихо надвинута на ухо, борода развевается по ветру. Едет старик и посвистывает. Товарищи его ищут, с  ног сбились, а он катается себе по всему городу и в ус не дует! Бросились ребята за трамваем вдогонку. На их счастье, зажегся на перекрестке красный огонь, остановился  трамвай. Схватили ребята «колбасника» за полы, оторвали от «колбасы». – Ты школьник? – спрашивают. – А как же? – отвечает он. – Ученик второго класса Зайцев Вася. А вам чего? Рассказали ему ребята, кто они такие. Чтобы не терять времени даром, сели они все четверо в трамвай и поехали за город к лесу. Какие­то школьники ехали в этом же трамвае. Встали они, уступают нашим старикам место. – Садитесь, пожалуйста, дедушки, бабушки. – Смутились старики, покраснели и отказались. А школьники, как нарочно, попались вежливые, воспитанные, просят стариков, уговаривают: – Да садитесь же! Вы за свою долгую жизнь наработались, устали. Сидите теперь, отдыхайте. Тут, к счастью, подошел трамвай к лесу, соскочили наши старики – и в чащу бегом.Но тут ждала их новая беда. Заблудились они в лесу. Наступила ночь, темная­темная. Бродят старики по лесу, падают, спотыкаются, а дороги не находят. – Ах, время, время! – говорит Петя. – Бежит оно, бежит. Я вчера не заметил дороги обратно к домику – боялся  время потерять. А теперь вижу, что иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь. Совсем выбились из сил старички. Но, на их счастье, подул ветер, очистилось небо от туч, и засияла на небе  полная луна. Влез Петя Зубов на березу и увидел – вон он, домик, в двух шагах белеют его стены, светятся окна среди густых  елок. Спустился Петя вниз и шепнул товарищам: – Тише! Ни слова! За мной! Поползли ребята по снегу к домику. Заглянули осторожно в окно. Ходики показывают без пяти минут  двенадцать. Волшебники лежат на сене, берегут украденное время. – Они спят! – сказала Маруся. – Тише! – прошептал Петя. Тихо­тихо открыли ребята дверь и поползли к ходикам. Без одной минуты двенадцать встали они у часов. Ровно в полночь протянул Петя руку к стрелкам и – раз, два, три – закрутил их обратно, справа налево. С криком вскочили волшебники, но не могли сдвинуться с места. Стоят и растут. Вот превратились они во  взрослых людей, вот седые волосы заблестели у них на висках, покрылись морщинами щеки. – Поднимите меня, – закричал Петя. – Я делаюсь маленьким, я не достаю до стрелок! Тридцать один, тридцать  два, тридцать три! Подняли товарищи Петю на руки. На сороковом обороте стрелок волшебники стали дряхлыми, сгорбленными  старичками. Все ближе пригибало их к земле, все ниже становились они. И вот на семьдесят седьмом и последнем обороте стрелок вскрикнули злые волшебники и пропали, как будто их не было на свете. Посмотрели ребята друг на друга и засмеялись от радости. Они снова стали детьми. С бою взяли, чудом вернули  они потерянное напрасно время. Они­то спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.           See more books in http://www.e­reading.mobi

Посмотрите также