Урок по литературе «Русская душа» (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)
Оценка 4.6

Урок по литературе «Русская душа» (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)

Оценка 4.6
Разработки уроков
ppt
русская литература
9 кл
20.01.2018
Урок по литературе «Русская душа» (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)
Цели: - научить постигать идейный замысел произведения и определять авторскую позицию; -развивать умение анализировать художественное произведение (ключевые эпизоды), выявлять роль детали в тексте; -воспитывать осознание долга перед Родиной, ответственность за собственный жизненный выбор. Задачи: -раскрыть значение характера, влияющего на судьбу главного героя рассказа М. Шолохова “Судьба человека”, формировать коммуникативные и информационные компетентности; способствовать воспитанию духовно-нравственной личности; Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (анализ видеофрагментов), практические (работа с текстом), элементы технологии развития критического мышления. Тип урока: усвоение новых знаний 1.Орг. м.омент. 2. Слово учителя. Мы продолжаем изучать произведение Шолохова «Судьба человека», которое возвращает нас к одному из самых трагических событий в истории нашей Родины - к великой Отечественной войне. «Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека», -писала одна английская газета. Постараемся сегодня в ходе изучении произведения найти ответ на поставленный вопрос в иностранной газете. 3. Начнем с небольшого опросника по содержанию рассказа. 1.Назовите главного героя произведения. (Андрей Соколов). 2.В какое время года автор со своими товарищами поехал в станицу Букановскую? (Весной). 3. «Родни - хоть шаром покати, - нигде, никого, ни одной души» - говорит о себе Андрей Соколов. Как сложилась судьба родителей и сестры Андрея Соколова? 4.Почему об Анатолии «даже центральные газеты писали» а) отличник учебы б) талантливый спортсмен в) проявил способности к математике г) совершил героический подвиг 5.Какими профессиями владел А.Соколов? а) шофер б) плотник в) рабочий на заводе г) слесарь 6.В каком году главный герой рассказа попал в плен? (1942 году в мае месяце). 7.«До того мне стало нехорошо после этого, и страшно захотелось руки помыть, будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил». О чем или о ком вспоминает главный герой? (Задушил Крыжнева, потому что тот хотел выдать немцам взводного). 8.Сколько лет главный герой рассказа был в плену? (2 года). 9.…Невысокого роста, плотный, белобрысый и сам весь какой-то белый и волосы на голове белые, и брови, и ресницы, даже глаза у него были белёсые, навыкате» О ком идёт речь? (О Мюллере). 10 Что произошло с семьёй главного героя произведения? (Погибли). 11.Назовите имя мальчика, которого главный герой рассказа решил усыновить. (Ваня) 1. Сопоставьте части рассказа с композиционными частями: 1. Автор описывает весну 46 года А. Развязка 2. Автор встречает Андрея с мальчиком Б. Авторский зачин 3. Андрей рассказывает о своей жизни: начало ВОВ В. Кульминация 4. Все события военных лет Г. Экспозиция 5. Гибель сына Д. Развитие действия 6. Встреча с Иваном Ж. Завязка 7. Прощание с автором З. Концовка 4. Вспомним особенности построения рассказа 1.Рассказ-эпопея 2. рассказ в рассказе, 3 исповедь, 4 кольцевая композиция Почему автор решил повествование доверить своему герою, а не рассказал о событиях от 3-его лица? (эмоциональность, искренность) На сколько логических частей можно было бы разделить рассказ (до войны, во время войны, после войны) была семья, дети обуты, накормлены, работа, дом, жили не хуже других, Слово учителя И вот война… Шолохов не рассказывает о военных сражениях, мы не видим героя с оружием в руках. Что главное для писателя? Писатель исследует человека, его дух, характер. Каким мы увидели героя в первые минуты плена (может помочь другому, противник предательства, остаться человеком, не способен на подлость, ради спасения жизни, в состоянии нравственного выбора люди действуют так , как велит им совесть) Легко ли быть в плену? Как охарактеризовал Соколов нахождение в плену? Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как вели себя в плену русские люди, сколько преодолели. "Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать..." 5. Исторический комментарий К концу 1941 года в немецкий плен попало около 4 миллионов красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь около 1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках. 8 сентября 1941 года германское верховное командование издало распоряжение об обращении с пленными красноармейцами, беспримерное по своей жестокости: "...Большевистский солдат потерял всякое право претендовать на обращение, достойное честного солдата..." Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им 16 августа 1941 года приказ № 270 называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод. Если пленные возвращались в СССр, их тщательно проверяли, рядовые могли вернуться в армию, офицеров ссылали в лагеря или в штрафные батальоны. Из 6 с половиной миллионов советских военнопленных погибли около 4 миллионов. Многие из 2 миллионов бывших пленных, вернувшихся в СССР, были сосланы в лагеря. И все-таки Шолохов решается в 1957 году рассказать о положении солдат в плену. 6. Анализ эпизода Какой, на ваш взгляд, эпизод необходимо в связи с этим надо рассмотреть ? Он назван в критической литературе «Поединок с лагерфюрером Мюллером» Видеофрагмент -Зачем Мюллер вызывает к себе А.Соколов? Зачем Мюллеру необходим ритуал с выпивкой -Как повёл себя наш герой? Почему? -Почему Мюллер изменил свое отношение к пленному? Кто выиграл психологический поединок? -Каким увидели в этом эпизоде Андрея Соколова ( гордым, мужественным, стойкость, самоотверженность, с чувством человеческого достоинства, готовность все «выдюжить») Что помогало герою в плену? Где он черпал силы, чтобы выжить в этих чудовищных условиях? (мысленно разговаривал с семьей, надежда на побег) Он вернулся на родину… Что ждало его после плена? Как же судьба отнеслась к Андрею Соколову? Каие слова раскрывают его душевное состояние. (узнал, что жена и дочки погибли, сына убило в день Победы, он не поехал в родной Воронеж Почему? уехал к другу в Урюпинск) 7. Анализ эпизода. Видеофрагмент - Что общего в судьбе Андрея Соколова и Ванюши? ( Две сироты, жизни которых искорежены войной) -Образ Ванюшки в рассказе появляется вместе с образом Андрея. Но портретную характеристику автор дает не сразу, а опять же через художественные детали. Стоит обратить особое внимание на глаза Вани. Как они описываются в произведении? («светлыми, как небушко», «глазенки, как звездочки ночью после дождя».) -Каково цветовое значение этого образа? (Здесь имеется в виду ярко-голубой цвет. Чистый, непорочный, неиспорченный никакими тяготами жизни. Но автору мало этого определения. Он постепенно усиливает образ: «глазенки, как звездочки ночью после дождя». Ярко - жёлтым, звёздным, каким-то неземным цветом сияют глаза мальчика. Обратим внимание на уменьшительно-ласкательные суффиксы (небУШКо, ЗвёздОЧКИ): они выдают и авторское отношение) - Андрей Соколов, пройдя через войну, потеряв в эти страшные годы всё, что можно было, совершенно опустошённый, встречает Ванюшку с ясными, как небушко, как звёздочки, омытые дождём, глазами. Что показывает сравнение глаз Ванюши со светом звезд? (показывает, что он стал для Соколова, как бы путеводительным ориентиром, в наполненной черным горем жизни). - Как видите, отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл. - К каждому ли человеку вот так, просто так может доверчиво прильнуть маленький ребёнок? (Нет, не к каждому. Малыш не отвернулся, не убежал от Соколова, признал в нём отца. Ванюша почувствовал человеческое участие этого человека, его доброту, любовь, тепло, понял, что у него появился защитник.) Какова роль этого эпизода? Почему писатель придумал эту сцену? А не закончил свой рассказ историй приезда Андрея в Урюпинск? (Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл. Несчастья не сломили героя рассказа. Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика. Неожиданная встреча с ребенком, случайным «осколком войны», возрождает героя. Любовь и сострадание вызывают ответный отклик в сердце мальчика. Андрей Соколов не только не покоряется судьбе, но и сам делает свою судьбу, меняет сиротскую судьбу мальчику.) Андрей Соколов обратил внимание на «оборвыша». И описания Шолохова стали ярче, красочнее. Какие сравнения: «глазёнки — как звёздочки ночью после дождя!» Прямая оценка: «И до того полюбился, что я уже, чудное дело, начал скучать по нём...» «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: „Не бывать тому, что нам врозь пропадать! Возьму его к себе в дети!“» Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку. Жизнь продолжается. Жизнь продолжается и в самом герое. В этом проявляется сильный характер человека. 8. Лирическая концовка рассказа оптимистична и гуманна. Андрей Соколов вырастит из Ванюшки настоящего Человека. «Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина» 9. Рефлексия «Если вы действительно хотите понять , почему Советская Россия одержала победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека», -писала одна английская газета. Постараемся сегодня в ходе изучении произведения найти ответ на поставленный вопрос в иностранной газете. -Почему Советская Россия одержала победу во второй мировой войне? Что же помогло русскому солдату выиграть эту войну? Давайте еще раз назовем те черты характера, которые помогли Андрею Соколову выстоять, преодолеть трудности. (Стойкость, великодушие, умение любить, мужество, сострадание, доброта и т. д.) 9. Смысл заглавия В чём смысл названия рассказа «Судьба человека»? Какие ассоциации подходят к слову «судьба»? рок, жизнь, стечение обстоятельств, счастье, любовь, удел, будущее, предсказание, предназначение, жребий, пророчество, случайность, высшие сил (составление кластера) Разбираем значение слова “судьба” по словарю Ожегова. 1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого-чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится Судьба – многозначное слово. В каком значении оно использовано в названии рассказа? (Показана не только история существования Андрея Соколова, но и то, как он смог не покориться обстоятельствам, смог выстоять. В битве с судьбой он проявил великую силу характера.) Составляется копилка судьбы. (Ребята на интерактивной доске записывают черты характера, которые являются главными в жизни человека). Почему ЧЕЛОВЕКА, а не солдата, Андрея Соколова??? Каков же Андрей Соколов? Синквейн Андрей Соколов… Подберем эпиграф к уроку и объясним свой выбор 1)Люди с характером – это совесть того общества, к которому они принадлежат. Р. Эмерсон 2)Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимется в нем великая сила - человеческая красота. А. Толстой 3)Любовью жив человек. Любовью к земле, жене, детям, языку, товарищу.., оставаться человеком в нечеловеческих условиях - это трудное дело. И.С. Грачева. 4)Невозможно всегда быть героем, но можно всегда оставаться человеком. Гёте 5)Человек не рождается, а становится тем, кто он есть. Гельвеций 6)Следите за своими мыслями, ибо они порождают действия, действия порождают привычки, привычки формируют характер, который строит нашу судьбу. Народная мудрость Чем поучительна история Андрея Соколова? (Андрей Соколов, простой человек, солдат и отец, выступает как хранитель и защитник жизни, ее основ, нравственных законов, складывавшихся веками. Герой Шолохова защищает смысл и правду самого человеческого существования.) Д/з сочинение «Изображение русского национального характера в годы войны» ( по рассказу М.А. Шолохова)презентация к уроку
Русская душа» (по Судьбе человека).ppt

Урок по литературе «Русская душа» (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)

Урок по литературе «Русская душа» (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)
«Русская душа» (по рассказу  М. А. Шолохова «Судьба  человека»)

Урок по литературе «Русская душа» (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)

Урок по литературе «Русская душа» (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)
• Судьба  • 1. Стечение обстоятельств, не зависящих от  воли человека, ход жизненных событий. • 2. Доля, участь.  • 3. История существования кого – чего –  нибудь.  • 4. Будущее, то, что случится  • (Словарь С.И. Ожегова).

Урок по литературе «Русская душа» (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)

Урок по литературе «Русская душа» (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)
Синквейн Андрей Соколов    Мужественный, стойкий    Испытал, выстоял, не сломался    Да разве найдется такая сила,  чтобы пересилила русскую силу ?!    Герой

Урок по литературе «Русская душа» (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)

Урок по литературе «Русская душа» (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)
• Люди с характером – это совесть того общества, к  которому они принадлежат. (Р. Эмерсон) • Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост  человек, а придет суровая беда, в большом или в  малом, и поднимется в нем великая сила ­  человеческая красота.             (А. Толстой) • Любовью жив человек. Любовью к земле, жене,  детям, языку, товарищу.., оставаться человеком в  нечеловеческих условиях ­ это трудное дело.                                                    (И.С. Грачева) • Невозможно  всегда быть героем,  но можно всегда   оставаться человеком. (Гёте) • Человек не рождается, а становится тем, кто он  есть. (Гельвеций) • Следите за своими мыслями, ибо они порождают  действия, действия порождают привычки, привычки  формируют характер, который строит нашу судьбу.    (Народная мудрость)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2018