Урок по литературе в 11 классе
Оценка 4.6

Урок по литературе в 11 классе

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
10.11.2018
Урок по литературе в 11 классе
Технологическая карта урока по литературе в 11 классе. Тема "Контрольная работа за первое полугодие". Контрольная работа проходит в форме интеллектуальной игры "Слабое звено". Домашнее задание для учащихся подготовить творческую работу по пройденному материалу: коллажи, читательские дневники, книги-раскладушки, папки "Секретное дело №_" и защитить проект.
021_конспект урока по лит - 11 кл.docx
Класс: 11 Предмет: литература.  Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.  Форма урока: интеллектуальная игра «Слабое звено». Тема урока: Контрольная работа за первое полугодие. Цель: повторить основные литературные направления начала ХХ века; знать характерные линии развития мировой литературы ХХ в., уметь оперировать литературными понятиями, применять их при анализе художественных текстов; развивать память, мышление, навыки устной речи. Целеполагание для ученика Целеполагание для учителя  Предметные результаты урока  Знать: ­ биографию и творчество поэтов Серебряного века; ­   основные   литературные   направления   Серебряного   века   и   их представителей. Уметь: ­ различать литературные направления Серебряного века, называя их отличительные признаки, особенности языка произведений; ­ создавать творческие работы на заданную тему (коллажи, книги, небольшие сообщения); ­ создавать собственные литературные работы; ­   оценивать   свою   деятельность   (успех,   умение сотрудничать),   высказывать   свои   суждения,   предположения, аргументы. Понимать: ­ художественное слово и на этой основе формировать понимание жизни,   идейно­ нравственные позиции, эстетические вкусы, взгляды, потребности, высокую общую и читательскую культуру. Использовать: (приобрётенные знания и умения в практической   активное   отношение   к   действительности,   неуспех, Образовательные: ­ обобщить и систематизировать знания учащихся о Серебряном веке русской поэзии; ­ отработать коммуникативные умения; ­ повысить мотивацию учащихся к учебному процессу. Развивающие: ­развивать   умение   добывать   информацию   из   разных   источников, умение наблюдать, обобщать, систематизировать, делать выводы; ­   развивать   коммуникативные   навыки   и   способности   учащихся посредством   индивидуальной   и   коллективной   форм   работы   на уроке; ­способствовать развитию системного мышления учеников; ­содействовать развитию речевой деятельности; ­способствовать   развитию   творческих   возможностей   учащихся, чувств, эмоций; ­ закрепить навыки проектно­исследовательской деятельности. Воспитательные: ­способствовать   воспитанию   интереса   к   предмету;   культуры общения, творческой активности; ­способствовать воспитанию свободной личности, организуя такое 1 деятельности и повседневной жизни) для ­ умения выступать перед публикой, доказывая и аргументируя свою точку зрения; ­ приобщения к образцам отечественной и мировой художественной культуры,   к   духовным   исканиям   выдающихся   писателей   с   целью формирования читательского вкуса. учебно­воспитательное   пространство,   которое   обеспечивает реализацию   на   практике   принципа   свободы,   предоставляющего учащемуся реальную возможность самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирования чувства ответственности за ее результаты; ­   воспитывать   читателя   и   «через»   читательские   качества   и   с   их помощью формировать всесторонне развитую личность. Основные понятия темы: Серебряный век, символизм, акмеизм, футуризм, имаженизм. Оборудование: мультимедийный компьютер, проектор, колонки, доска; жетоны для начисления баллов каждому учащемуся (в виде литературной валюты: АЗ – 1 балл, БУКИ – 2 балла, ВЕДИ – 3балла, ГЛАГОЛЬ – 4 балла, ДОБРО – 5 баллов); грамоты и сертификаты участников игры. План работы на уроке: I  . Интеллектуальная игра «Слабое звено» 11 участников. 5 раундов. Начальный балл –  5б. За каждый последующий тур +  1 балл. После каждого тура выходят по 2 человека. В финале (5 тур) 3 человека: победитель – 12 баллов, оба участника – по 10 баллов. Зрители за каждый вопрос, на который не ответили участники интеллектуальной игры, могут получит 1 балл. II   . Домашнее задание. Рассказ (1,5 мин. с 2 подсказками) от 1 лица о поэте, писателе, литературном герое (14 участников).  Задача: зрители должны отгадать говорящего. За подготовку – 3 балла +  3 балла, если отгадывают с 3 раза,  2 балла – со 2 раза,  1 балл – с первого.  Отгадавший с 1­й попытки получает – 3 балла,  2 со второй – 2 балла,  с третьей – 1 балл. III   . Творческое задание. Выполнить работу в любой технике на тему «Литература Серебряного века». За подготовку –  3 балла. В конце конкурсной программы – Приз зрительских симпатий – от 1 до 5 баллов за понравившуюся работу. IV   . Активный игрок. Жюри могут вручить по 1 баллу 5 активным игрокам конкурсной программы. Этап учебного  занятия Время  этапа 2 мин. Используемые Интернет­ресурсы, ИКТ, интерактивное или цифровое оборудование На доске: «Истинная любовь к своей стране не мыслима без любви к своему языку». К.Г. Паустовский «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Д.Дидро Деятельность учителя Деятельность ученика I.  Организационный  этап II.   Актуализация опорных знаний Приветствие. Настрой на работу через использование цитаты. ­ Очень хочется, чтобы вы хорошо запомнили и применяли в своей жизни слова Ш.Монтескье: «Любить чтение – это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на восхитительные часы». И сегодня на уроке мы еще раз вспомним все то, чему так настойчиво  и упорно учились на протяжении первого учебного полугодия и не только. Время  этапа 5 мин. Музыкальное сопровождение. Используемые Интернет­ресурсы, ИКТ, интерактивное или цифровое оборудование   приветствие. Ответное   Устный фронтальный ответ на понимание цитаты; правил работы на уроке. Деятельность учителя Вступительное слово учителя.  ­ Серебряный век русской поэзии. Название «Серебряный» нисколько не умаляет его перед «Золотым». В этом – лишь указание на то, что Пушкин, Лермонтов, Тютчев – были первыми в нашей литературе, кто дал русскому слову зазвучать удивительной музыкой стиха, полного 3 Деятельность ученика Готовность к уроку. Распределение   на   группы:   участники интеллектуальной игры и зрители. III.   Выявление знаний,   умений   и навыков,   проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений.   IV. Рефлексия. глубочайшего   смысла.   Все   поэты   Серебряного   века   преклонялись перед Золотым, а мы преклоняемся в уважении ко всем им. Любой русский   человек   в   глубине   души   ощущает   эту   удивительную возможность   –   обрести   свою   речь   через   великих   поэтов.   Ведь   они писали   не   только   для   себя   –   они   надеялись   обрести   в   потомстве конгениального и благодарного читателя. И сегодня мы увидим поэтов Серебряного века вашими глазами, молодого поколения XXI века. Представление жюри. Время  этапа 30 мин. Используемые Интернет­ресурсы, ИКТ, интерактивное или цифровое оборудование Раздаточный материал в виде жетонов; мультимедийный компьютер, проектор, колонки, доска Деятельность ученика Деятельность учителя Ведёт игру. Регулирует время. Задаёт   вопросы.   Объясняет   ошибки   при   неправильных   ответах. Организует проверку домашнего задания в паузах между этапами игры. Контролирует работу жюри. Ведёт защиту творческих проектов учащихся. Отвечают на вопросы. Демонстрируют домашнее задание. Защита творческих работ (книги, коллажи, презентации по данной теме) Время  этапа 3 мин. Используемые Интернет­ресурсы, ИКТ, интерактивное или цифровое оборудование Грамоты и сертификаты участников игры Деятельность учителя Деятельность ученика Подведение   итогов   жюри.   Вручение   грамот   и   сертификатов. Комментирует ошибки и оценивает работу учащихся. Заключительное слово учителя. ­ Искусство и литературу каждый человек изучает всю жизнь, порой этого даже не замечая. Читая самые незамысловатые повести, видя на экране инсценировки произведений классиков, обращая внимание на телевизионные   заставки,   которые   порой   представляют   собой репродукции   пейзажей   старых   и   новых   мастеров,   иллюстрации   к художественным   классическим   произведениям,   посещая   музеи   и 4   Рефлексия.   эмоциональное состояние на уроке. Реагируют на комментарий учителя Определяют своё выставки, бродя среди архитектурных памятников, мы оказываемся в атмосфере искусства. Конечно,   школьные   уроки   не   заменят   знания   истории   искусства   и литературы, но, думается, все­таки сориентируют вас в литературной атмосфере прошлых эпох и современности. Уроки литературы носят в какой­то мере рекомендательный характер. Их цель – подсказать вам, как   разобраться   в   бурном   море   литературных   эпох,   направлений, течений…   Изучение   литературы   –   это   серьезная   постоянная кропотливая работа. Но работа приятная и радостная.  Удачи вам в этом! Ресурсный материал к уроку. Интеллектуальная игра «Слабое звено»  по 2 вопроса 1 тур (      ) 1.Член предложения, отвечает на вопросы косвенных падежей? (дополнение) 2.Член предложения, обозначающий признак действия. (обстоятельство) 3.Член предложения, подчёркивающийся волнистой чертой. (определение) 4.Являются грамматической основой предложения. (подлежащее и сказуемое) 5.Часть речи, обозначает признак действия. (наречие) 6.Часть речи, обозначает признак предмета. (прилагательное) 7.Часть речи, отвечает на вопросы сколько, который? (числительное) 8.Самостоятельная часть речи «ах»? (междометие) 9.Слово без окончания? (основа) 10.Значимая часть всех однокоренных слов? (корень) 11.Изменяемая часть слова? (окончание) 5 12.Стоит после корня, образует новое слово? (суффикс) 13.В нём есть и главное, и зависимое слово? (словосочетание) 14.Связь в словосочетании, при которой зависимое слово ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное? (согласование) 15. Связь в словосочетании, при которой зависимое слово связывается с главным только по смыслу? (примыкание) 16. На какой вопрос отвечает деепричастный оборот? (как? каким образом?) 17. Какой категории нет у глагола: возвратности, наклонения, склонения, лица? (склонения) 18. Сколько падежей в русском языке существует? (6) 19. Приведите примеры постфиксов? (­сь, ­ся) 20. Назовите все возвратные местоимения (себя) 21. Какие сложные предложения вы знаете (ССП, СПП, СБП) 22. Чем выражено сказуемое в предложении: Смеркалось. (категория состояния) 23. Назовите художественный приём, использованный в словосочетании: живой труп (оксюморон) 24. Сколько вариантов категории вида у глагола существует (2) 25. Каким членом предложения является краткое прилагательное? (сказуемое)  по 2 вопроса 2 тур (      ) 1.Настоящая фамилия А. Ахматовой? (Горенко) 2.Псевдоним М.Пешкова? ( Максим Горький) 3.Автор стихотворения «Смерть поэта»? (М.Ю. Лермонтов) 4.Имя Цветаевой? (Марина) 5.Колдунья Куприна из одноимённого рассказа? (Олеся) 6. Кличка животного из одноимённого рассказа Андреева? (Кусака) 6 7.Имя Гиппиус? (Зинаида) 8.К какому литературному течению относила себя А.Ахматова? (акмеизм) 9. Кто из героев произведений Куприна в своем монологе несколько раз повторяет евангельское «Да святится имя Твое»? (Желтков) 10. Назовите автора слов: «Я последний поэт деревни…»? (С.Есенин) 11.   Вставьте   пропущенные   слова   в   строку.   Назовите   автора   строк: Послушайте!   Если   звезды   зажигают  … (значит это кому­нибудь нужно. В.Маяковский) 12. Она рассказала две сказки о гордости? (Старуха Изергиль) 13. Произведение А.Блока, называющее число? (Двенадцать) 14. «Не жалею, не зову, не…»? продолжите (плачу) 15. Он был пароходом и человеком? (Товарищ Нетте) 16.Жанр произведения Е.Замятина «Мы»? (роман­антиутопия) 17.Героиня Островского, «луч света в тёмном царстве»? (Катерина) 18.Что такое «Стойло Пегаса»? (литературное кафе) 19. К какому литературному течению относился В. Маяковский? (футуризм) 20. Трилогия Горького «Детство. В людях…»? («Мои университеты»)  по 2 вопроса 3 тур (      ) 1. Назовите автора строк:  «Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд  И руки особенно тонки, колени обняв»? (Н. Гумилёв) 2. Кто в своём произведении задаёт вопрос «Что делать?» (Чернышевский) 3.Он написал «Тёмные аллеи»? (И.Бунин) 4.Он знает, что «истина в вине»? (Блок) 7 5.Автор строк «На заре ты её не буди….»? (Фет) 6. «Мне нравится, что вы больны не мной» ­ автор? (Цветаева) 7.Этот писатель за свои романы получил Ленинскую, Государственную, Нобелевскую премии? (Шолохов) 8.Мечик и Морозка­герои его произведений? (Фадеев) 9.«Ну пошёл же, ради бога,/ Небо, ельник и песок»­автор? (Н.Некрасов) 10.Кто создал образ Раскольникова? (Ф.М. Достоевский) 11.Герой какого произведения умер от того, что чихнул в театре? («Смерть чиновника» Чехова) 12. Назовите произведение, которое не принадлежит В.В. Маяковскому «Баня», «Стихотворение о разнице вкусов», «Анна Снегина»? («Анна Снегина») 13. Назовите произведение, в котором раскрывается образ «маленького человека»? (Гоголь «Шинель», Пушкин «Станционный смотритель») 14. Какой литературный прием использовал В.Маяковский при написании следующих строк:  «Скрипка издергалась, упрашивая,  и вдруг разрыдалась/ так по­детски…? (олицетворение)  по 2 вопроса 4 тур (      ) 1. Кому посвящён цикл стихотворений А.Блока: «Стихи о Прекрасной Даме»? (Л.Д. Менделевой) 2. Назовите героя ­ историческую личность произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка?» (Емельян Пугачёв) 3. Известная историческая личность, прототип главного героя одноименного романа Дмитрия Фурманова? (Чапаев) 4. Писатель­сатирик, автор рассказа «Аристократка» (М.М. Зощенко) 5. Автор стихотворения «Бородино» (М.Ю. Лермонтов) 6. Любимый стихотворный размер А.С. Пушкина? (ямб) 7. Поэт, автор ОКОН РОСТА (В.В. Маяковский) 8 8. Кто написал поэму «Я»? (В.В. Маяковский) 9.   Как   назывался   пароход­символ,   на   котором   отправился   в   своё   последнее   путешествие   Господин   из   Сан­ Франциско? (Атлантида) 10. Герои рассказов Старухи Изергиль (Данко и Ларра) 11. Кто из поэтов Серебряного века говорил о себе так «Я московский озорной гуляка…» (С.Есенин) 1.   Кому   принадлежат   эти   слова,   назовите   произведение   и   его   автора:  "Любовь   должна   быть   трагедией. Величайшей   тайной   в   мире!   Никакие   жизненные   удобства,   расчеты   и   компромиссы   не   должны   ее   касаться". (Куприн «Гранатовый браслет». Генерал Аносов)  по 1 вопросу 5 тур (      ) 2. «Безумству храбрых поём мы славу» ­ произведение? («Песня о Соколе») 3. «Вот как был поражён человек за гордость» ­ произведение? («Старуха Изергиль») 4. Назовите героев пьесы «На дне» по очереди. (Сатин, Лука, Актёр, Наташа, Пепел, Настя, Бубнов, Анна, Костылёв, Василиса, Клещ, Барон…) Проиграет тот, кто в свою очередь не сможет назвать героя. 9 10

Урок по литературе в 11 классе

Урок по литературе в 11 классе

Урок по литературе в 11 классе

Урок по литературе в 11 классе

Урок по литературе в 11 классе

Урок по литературе в 11 классе

Урок по литературе в 11 классе

Урок по литературе в 11 классе

Урок по литературе в 11 классе

Урок по литературе в 11 классе

Урок по литературе в 11 классе

Урок по литературе в 11 классе

Урок по литературе в 11 классе

Урок по литературе в 11 классе

Урок по литературе в 11 классе

Урок по литературе в 11 классе

Урок по литературе в 11 классе

Урок по литературе в 11 классе

Урок по литературе в 11 классе

Урок по литературе в 11 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2018