Урок по литературе в 4 классе на тему К.Булычев «Консилиум»
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
4 кл—11 кл +1
06.04.2017
1. Познакомить с новым произведением;
2. Развивать навык чтения, творческие способности, речь, память, внимание;
3. Прививать интерес к чтению фантастических произведений.
Перед вами ключевые слова: Алиса, заколдованный директор заповедника сказок И.И.Царевич, консилиум, испытание, испытание провалилось, предложения профессоров по вылечиванию директора заповедника.1. Познакомить с новым произведением;
2. Развивать навык чтения, творческие способности, речь, память, внимание;
3. Прививать интерес к чтению фантастических произведений.
Перед вами ключевые слова: Алиса, заколдованный директор заповедника сказок И.И.Царевич, консилиум, испытание, испытание провалилось, предложения профессоров по вылечиванию директора заповедника.
литер.docx
Дата____________
Урок № 105
Тема: К.Булычев «Консилиум»
Задачи: 1. Познакомить с новым произведением;
2. Развивать навык чтения, творческие способности, речь,
память, внимание;
3. Прививать интерес к чтению фантастических
произведений.
Методы: словесный, проблемный, фантазирование,
прогнозирование
Оборудование: хрестоматии, слова на карточках, отрывок
«Пещера джиннов»
Тип урока: урок-творчество
Ход урока:
1. Организация класса.
2. Проверка домашнего задания – взаимопроверка 5-7 минут
(работа в парах)
3. Сообщение темы:
– Сегодня опять урок-творчества, потому что нас снова ждет
встреча с писателем-фантастом Киром Булычевым.
4. Работа по теме.
А) - Но прежде, чем мы начнем читать историю про Алису,
давайте предположим – о чем будет эта история. Перед вами
ключевые слова: Алиса, заколдованный директор
заповедника сказок И.И.Царевич, консилиум, испытание,
испытание провалилось, предложения профессоров по
вылечиванию директора заповедника.
Итак, начнем.
- Кто главные герои этой истории? Вспомните, какая была
Алиса (об этом говорили на прошлом уроке)? (написать рядом
с карточкой характеристики)
- Что случилось с директором заповедника сказок?
- В кого мог превратиться директор? (вспоминайте сказки)
- Помогу вам вот в чем – скажу, что Алиса очень любит
животных, а ее папа – космобиолог, директор космического
зоопарка, который изучает и собирает животных по всей
галактике. Значит, теперь можно предположить, что
заколдованный директор заповедника сказок жил у Алисы
дома.
- Зачем собрался консилиум? (карточка с расшифровкой
смысла этого слова)
- Что проводилось на этом консилиуме? Зачем?
- Как вы думаете – какое испытание?
- Почему оно провалилось? - Поверили ли профессора, что козлик – это директор
заповедника сказок? Почему так думаете?
- Как вы думаете, какие могли выдвинуть предложения
профессора?
- А что могла предложить Алиса?
- Какой конец истории вы бы хотели услышать?
Б) Чтение «цепочкой» - сильные ученики и учитель.
1) Читают до слов «Доказательство тому…»
- Итак, что из нашего предположения подтвердилось?
- О каких еще качествах Алисы вы узнали из этого отрывка?
(умеет хранить чужие тайны и секреты, не любит пустых
разговоров, уважительно относится к директору-козлику)
2) Чтение до слов «Профессор Тягамото с острова Люкю…».
- Зачем профессор Володин принес капустный лист?
3) Чтение до слов «В комнате стало темнее…»
- Кто бы это мог быть? Были ли ключевые слова в начале?
4) Чтение до слов "-Ну и каково будет ваше решение?"
- Для чего писатель вставил этот момент в рассказ? (чтобы
показать, что не только Алиса верит в то, что директор
превратился в козлика)
5) Чтение до слов «И никто из ученых не догадался…»
- Почему же козлик съел капустный лист? Ведь тем самым он
запутал ученых еще больше?
6) Чтение до конца произведения
- Какие предложения профессоров совпали с вашими?
В) - Как же закончилась история с Алисой и директором
заповедника сказок? Хотите узнать? Им пришлось пережить
много приключений, к сожалению, я не могу вам прочитать
это все, но вы можете поискать книгу «Девочка с Земли» в
библиотеке. Но последнюю главу я вам прочту.
Чтение последней главы «В пещере джиннов».
5. Итог.
– Понравилось ли вам работать на уроке? Что было трудным?
Заинтересовало ли вас творчество Булычева? Ищите,
читайте, фантазируйте!
6. Д/з: придумайте свою историю про Алису Селезневу.
Вспомните друзей Алисы, они тоже могут участвовать в ее
приключениях. Не забывайте о том, что Алиса – девочка из
будущего!
В ПЕШЕРЕ ДЖИННОВ
В пещере было темно. Синдбад достал взятый с собой факел
и зажег его. Факел осветил низкий свод пещеры, сундуки и
ящики, бочки и бутылки. – Все в порядке, – сказал Синдбад. – Никто без нас сюда не
заходил.
– Много добра вы сюда перевезли, – заметила Алиса.
– Чуть корабль не потопил, джинны ведь страшно
бережливые, – сказал Синдбад. – Давай их будить. Ох, и шум
подымется! Сам побаиваюсь.
Синдбад прошел в дальний угол пещеры. Там в нише Алиса
увидела целую армию глиняных и медных кувшинов,
заткнутых пробками и залитых воском. Синдбад наклонился
и стал рассматривать бутылки.
– Я ищу ибн-Хасана, – сказал он. – Ибн-Хасан – самый тихий из
джиннов. Он, по крайней мере, не превратит нас сразу в
пыль. Вот и он!
Синдбад поднял с пола одну из глиняных бутылей, показал
Алисе.
– Вот тут, – сказал он, – скрывается один из самых
могущественных джиннов древности, Хасан-ибн-Хасан. Не
правда ли, удивительно? Такой большой
– и в бутылке?
– Удивительно, – согласилась Алиса. – Но еще удивительнее,
что их столько. Как на складе. Никогда не думала, что на
свете может быть столько джиннов.
– Наше счастье, что они в основном лентяи и хвастуны.
Сказав так, Синдбад отважно вцепился зубами в пробку,
вытащил ее из бутылки, бутылку быстро поставил на пол,
отскочил назад. И вовремя.
Столб черного дыма вырвался из бутылки, поднимаясь до
потолка. Алиса закашлялась.
Дым начал клубиться и постепенно превратился в фигуру
джинна ростом в пять метров, с громадными клыками,
длинным носом и клочкастой бородой. Джин был почти
голым, в одних трусах.
– Кто меня побеспокоил? – возопил джинн страшным голосом.
– Кто посмел меня разбудить и открыть бутылку? Кого я
сейчас растерзаю?
– Это я, Синдбад, – сказал мореход. – Не надо меня терзать. Я
твой старый приятель.
Дым уже рассеялся, и джинн, близоруко прищурив глаза,
разглядел Синдбада.
– Садись, – сказал Синдбад. – Твоя голова так высоко, что нам
трудно с тобой разговаривать.
Бормоча непонятные проклятия, джинн сел на пол,
осмотрелся вокруг, подсчитал сундуки, загибая пальцы, а
когда убедился, что все добро в целости, обратил свой взгляд к Алисе с козленком и спросил: – А это еще что такое?
– Это мои друзья, – сказал Синдбад.
– Хоть твои дети! – возмутился джинн. – Ты не имел никакого
права приводить их в наше секретное убежище.
– И не привел бы, если бы не крайняя необходимость, –
сказал Синдбад.
Джинн немного подумал, покачал головой, и вдруг его злое и
грубое лицо озарилось радостной улыбкой.
– Я понял! – зарычал он. – Ледниковый период уже кончился,
и ты пришел нас освободить, чтобы мы могли властвовать
над миром.
– Нет, – сказал Синдбад, – ледниковый период еще не
начинался.
– Что же тогда привело тебя сюда? – удивился джинн. Ты
меня удивляешь. Может быть, превратить тебя в песок?
– Нет, – спокойно ответил Синдбад. – Ничего такого делать не
стоит. Если ты превратишь нас в песок, то некому будет
закрыть пробкой твою бутылку. И ты замерзнешь, когда
начнется ледниковый период.
– О, горе! – воскликнул джинн. – О, предательство! Ну говори
тогда, чего ты хочешь, низкий сын человеческой женщины,
пенитель грязных луж, торговец благополучием своих
благородных друзей!
– Вот это уже нормальный разговор, – сказал Синдбад-
мореход. – Погляди на этого козлика, о, Хасан-ибн-Хасан. –
Еще недавно он был уважаемым человеком, но вот ему
подсунули водицы из Козлиного Копытца, и он вынужден
провести остаток своих дней в таком виде. Разве это не
ужасно?
– А какое нам с тобой дело до чужих несчастий? удивился
джинн. – Разве в наших джинновых обычаях делать добро
людям? Разве он был королем? Или волшебником? Или хотя
бы богатым купцом?
– Он был знаменитым ученым в своих землях, – сказал
Синдбад.
– Пускай идет в свои земли и там лечится.
– Но совет волшебников всей Земли, который сейчас заседает
в замке волшебника Ооха, решил, что такое средство есть
только у джиннов.
– И ты из-за этого пустяка прервал мой сон! – джинн был
страшно разгневан. Он даже подскочил так, что ударился
головой о каменный потолок, набил себе шишку, отчего еще
больше расстроился.
– Значит, ты не сможешь нам помочь? – спросил Синдбад. – Не хочу, – сказал джинн. – Пускай я останусь без бутылки и
замерзну в ледниковый период, но ни за что я не опущусь до
того, чтобы помогать людям.
– Прости тогда, благородный и всесильный Хасан-ибн-Хасан.
Значит, мы ошиблись. Я догадался, что у тебя вовсе нет
такого средства, чтобы возвращать заколдованным людям их
прежний облик. Прости, мы пошли.
– Не хочу помогать! – ревел джинн. – Не хочу и не буду! Не
буду!
И джинн начал расти, но тут его голова снова ткнулась в
потолок пещеры. Джинн взвыл от боли, а Синдбад-мореход
спокойно поднялся и сказал:
– Алиса, козлик, пошли, нам здесь делать нечего.
Алиса и козлик вышли вслед за Синдбадом из пещеры. Алиса
готова была заплакать. Так все погубить! Синдбад оказался
плохим дипломатом! С джинном надо» было говорить
вежливо, попросить его… ведь он не просто кто-нибудь, а
джинн…
Алиса даже открыла рот, чтобы все это объяснить Синдбаду
и уговорить его вернуться и попросить у джинна прощения,
но Синдбад строго посмотрел на нее и прижал палец к губам.
Он спокойно шагал вниз по тропинке. Алиса и козлик,
понурившись, брели следом.
– Стойте! – раздался сзади громовой голос джинна. Стойте,
жалкие создания! Вернитесь!
– Вот видишь, – улыбнулся Синдбад-мореход, – а ты боялась.
Я же знаю, как иметь дело с этими бандитами.
Джинн встретил их у входа в пещеру.
– Я передумал, сказал он. – Что-то с севера тянет холодом.
Идите за мной.
Джинн прошел в дальний конец пещеры, где стояли бутылки
с остальными джиннами, и остановился, разглядывая их и
рассуждая вслух:
– Где же аптечка! Кто ее положил рядом с собой? Ахмед?
Нет, он с собой вино взял. Хусейн? Нет, он любит уют, ему эти
склянки ни к чему… Ага, вспомнил.
Джинн поежился и крикнул Синдбаду:
– Прикрой дверь. Дует. Ни в чем нельзя на тебя положиться.
Синдбад прикрыл дверь, а джинн вытащил пробку из одной
из бутылок и, как только оттуда пошел черный дым,
наклонился к ней и крикнул:
– Не спеши, Мустафа, не вылезай, ледниковый период еще не
кончился! Это я, Хасан-ибн-Хасан!
Из бутылки донесся бас: – Так чего меня будишь?
– Мустафа, я только на минутку. У меня зуб разболелся. Дай-
ка мне нашу волшебную аптечку.
И тут Алиса с удивлением увидела, как из тонкого горла
бутылки выплыла на воздух золотая шкатулка, которую
держали две громадные руки.
Хасан-ибн-Хасан подхватил шкатулку, не обращая внимания
на бас, который несся из бутылки:
– Мог бы сам себе зуб заговорить! Я тебе покажу после
ледникового периода, как меня беспокоить!
– Удивительно сварливый народ, – сказал Синдбад-мореход.
Джинн Хасан-ибн-Хасан тем временем открыл шкатулку,
которая оказалась уставленной бутылочками, долго копался
в них, нюхал, глядел на свет и наконец сказал:
– Вот она!
Он открыл бутылочку, капнул из нее несколько капель прямо
на пол и сказал:
– Лижи! Скорей, пока не выдохлось.
Козлик колебался. Алиса поняла, что он не привык лизать
капли с пола и потому она крикнула:
– Скорей же, Иван Иванович!
И Синдбад закричал:
– Скорей же, тебе говорят!
Тогда козлик подбежал к лужице на полу и слизал ее.
– Все, – сказал джинн. – Дело сделано. Теперь быстро
закупоривайте меня.
Он вернулся к открытой бутылке с Мустафой. Оттуда все еще
торчали громадные руки и слышалось ворчание. Он отдал
шкатулку. Руки исчезли, исчезла и шкатулка. Джинн заткнул
бутылку пробкой и шагнул к своей бутыли. Тут же он начал
клубиться, превращаться в черный дым. Алиса обернулась к
козлику. Ничего с ним не произошло.
– Не закрывайте его! – крикнула она Синдбаду-мореходу. –
Вдруг он ошибся!
Черный столб дыма втянулся в бутыль, Синдбад подошел к
ней, держа в руке пробку, но не спешил закрывать, все
глядел на козлика.
– Скорей же! Я замерзаю! – раздался крик из бутыли.
– Минуточку, – ответил Синдбад. Алиса тоже смотрела на
козлика. И вдруг козлик начал расти вверх, в глазах у Алисы
помутилось, она зажмурилась, а когда открыла глаза вновь,
увидела, что в пещере рядом с ней стоит высокий человек в
сером костюме с серьезным и очень приятным лицом.
– Спасибо, – сказал Иван Иванович. – Спасибо, – передал его слова Синдбад джинну и заткнул
бутылку пробкой.
Потом поставил бутыль на место.
Урок по литературе в 4 классе на тему К.Булычев «Консилиум»
Урок по литературе в 4 классе на тему К.Булычев «Консилиум»
Урок по литературе в 4 классе на тему К.Булычев «Консилиум»
Урок по литературе в 4 классе на тему К.Булычев «Консилиум»
Урок по литературе в 4 классе на тему К.Булычев «Консилиум»
Урок по литературе в 4 классе на тему К.Булычев «Консилиум»
Урок по литературе в 4 классе на тему К.Булычев «Консилиум»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.