План – конспект урока литературы в 8 классе
Класс: 8
Предмет: литература
Учебник: "Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений.: В 3 ч./Автор-составитель Г.С. Меркин.,2-е изд-е.- М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2013
Учитель: Конькова Светлана Эдуардовна
Тема урока:
«В.А.Жуковский. Баллада «Лесной царь»
Цель: показать своеобразие произведения автора, рассмотреть образы главных героев.
Задачи:
-Заинтересовать творчеством Жуковского, его таинственным и светлым миром стихов;
-Показать особенности баллады как лиро-эпического жанра;
-Учить выразительному чтению поэтических произведений;
-Совершенствовать умение анализировать поэтический текст;
-Видеть романтические особенности в тексте, понимать их смысл.
Оборудование к уроку: учебник, дословный перевод баллады Гёте «Лесной царь», рабочая тетрадь, презентация учителя к уроку.
Межпредметные связи: баллада Ф. Шуберта «Лесной царь».
Ход урока.
Организационный момент: приветствие и сообщение темы урока. Слайд № 1
Практическая деятельность:
Учитель:
Жуковскому принадлежит заслуга утверждения этого жанра в русской поэзии. Из богатой сокровищницы мировой литературы он избирает произведения важные для своей эпохи, ценные для развития русской литературы. Жуковский стремился представить на русском языке лучшие образцы поэмы, послания, баллады. Ему принадлежит знаменитая фраза: «Переводчик в прозе есть раб; переводчик в стихах – соперник».
В 1818 году он переводит балладу Гете «Король эрлов» («Король эльфов»).
Вот так выглядит дословный перевод баллады. (Приложение № 1)
А теперь обратимся к поэтическому тексту.
4. Работа над анализом баллады «Лесной царь»
Вопросы учителя:
и logos – речь) – разговор, беседа между многими лицами. Чьи голоса мы слышим?
Ответы учеников:
Мы слышим голоса мальчика, его отца и голос лесного царя.
Вопросы учителя:
Ответы учеников:
Мальчик совсем маленький, ему страшно, т.к. едут они ночью через лес. Четыре раза малыш обращается к своему отцу, называя его «родимый». Интонация прочтения будет трогательной, волнующей.
Вопросы учителя:
· Каким вы себе представляете отца мальчика?
· С какой интонацией мы будем читать его реплики в диалоге?
Ответы учеников:
Отец очень любит своего ребёнка, ласково с ним говорит, пытается объяснить все странности происходящего. Он не показывает вида, что ему тоже страшно, хотя торопит коня, пытаясь ускакать и избежать опасности. Интонация прочтения будет спокойной.
Вопросы учителя:
· Каким вы себе представляете лесного царя?
· Найдите в тексте слова, выражения, характеризующие его образ?
· Как зазывает он мальчика к себе?
· С какой интонацией мы будем читать его реплики в диалоге?
Ответы учеников:
Перед нами сказочный образ с темной короной и густой бородой. Он олицетворяет собой, по языческим верованиям немецкого народа, «душу леса». Хотя он и выглядит страшно, но у него приятный ласковый голос. Слайд № 6
Вопросы учителя:
· Давайте сравним, что видят и слышат, проезжая по лесу, мальчик и его отец?
· Почему картины увиденного не совпадают? Слайд № 7
В ходе анализа баллады появляется таблица.
Отец мальчика |
Малыш |
Туман |
Густая борода |
Слышатся звуки ветра |
Голос лесного царя |
Видны ветлы (деревья), которые качают свои ветки |
Дочери царя, которые кивают своими головами |
Ответы учеников:
Воображение ребенка ярче и красочнее, чем у взрослого человека. Ребенку душно, трудно дышать, он долго скачет на коне вместе с отцом. Ощущение страха усиливается тем, что все происходит ночью: обычные предметы кажутся странными, волшебными. Стук копыт лошади усиливает напряжение. Именно эмоциональное напряжение и фантазия мальчика приводят его к смерти.
Вопросы учителя:
· Как вы поняли, почему лесной царь хочет забрать мальчика к себе?
· Почему он завораживает ребенка?
Ответы учеников:
Царь очарован красотой мальчика, его чистой душой.
Учитель:
Эта баллада романтическая. Для романтизма было очень важно время, когда происходит действие. Если это утро, значит, произведение о радости, молодости; если день – о счастье, пышности, зрелости, расцвете. Вечер – символ грусти, уныния, печали, старости, покоя. А ночь – время страха, обмана, господства враждебных сил, гибели.
Романтизм – довольно трагическое литературное направление. Его герои живут на грани двух миров: «здесь» и «там». «Там» в данном случае – потусторонний мир. «Здесь» - земная жизнь, где счастья человеку не достичь никогда. «Эта» жизнь – средство для достижения «той».
Вопросы учителя:
· Найдите в тексте приметы этого мира и того, потустороннего.
· Какие символы, свойственные романтизму, появляются в балладе?
Ответы учеников:
Для реального мира характерны лес, страх, тьма, недопонимание отца и сына; для потустороннего мира - рай, перлы, жемчуга, т.е. всё хорошее и дорогое.
Обычные образы в данной балладе становятся символичными. Так конь – это символ пути, дороги, а лес превращается в границу между светом и тьмой, добром и злом.
Учитель:
Как видим, трагизм баллады зависит и от жанра, и от романтического метода. Таким образом, содержание баллады – это спор тьмы и света, жизни и смерти, надежды и отчаяния.
Вопросы учителя:
· Чей еще голос слышится в балладе?
· Какова его оценка описываемых событий?
· С какой интонацией мы будем читать его реплики
Ответы учеников:
В балладе слышен голос героя – рассказчика. Ему жалко ребенка, поэтому он ласково о нём говорит, сожалеет о его смерти. Интонация прочтения будет трепетной.
Вопросы учителя:
· Подготовьте выразительное чтение, соблюдая все интонационные особенности.
Учащиеся пробуют свои варианты прочтения баллады.
Учитель:
Баллада «Лесной царь» австрийского композитора Франца Шуберта была написана в 1815 году. Давайте её послушаем.
Вопросы учителя:
Учитель:
Современники Шуберта дали яркую оценку музыки баллады: «Мелодия захватывает своей глубокой правдивостью, характеризуя внутреннее содержание действия, смену переживаний отца, ребёнка и Лесного царя».
Домашнее задание: выучить балладу наизусть.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.