Урок по литературному чтению "Литературная игра «Моя любимая сказка Г.Х.Андерсена». (3 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 25.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Наверное, нет в мире человека, которому не было бы известно имя замечательного датского сказочника Г.Х.Андерсена.Урок-игра проходит как викторина, ребята делятся на 3 команды, которые отвечают по очереди. Очень интересные и занимательные конкурсы.Конкурс «Разминка», «Викторина по сказкам Г.Х.Андерсена»,«Проба пера или конкурс сказочников»и другие.Урок развивает устную и письменную речь учащихся, развивает умение работать в команде.Наверное, нет в мире человека, которому не было бы известно имя замечательного датского сказочника Г.Х.Андерсена.Урок-игра проходит как викторина, ребята делятся на 3 команды, которые отвечают по очереди. Очень интересные и занимательные конкурсы.Конкурс «Разминка», «Викторина по сказкам Г.Х.Андерсена»,«Проба пера или конкурс сказочников»и другие.Урок развивает устную и письменную речь учащихся, развивает умение работать в команде.
Иконка файла материала урок по лит-ре.docx
Литературная игра «Моя любимая сказка Г.Х.Андерсена».   Познакомить ребят со сказками Г.Х.Андерсена;  Обсудить, особенности сказок Г.Х.Андерсена;  Развивать устную и письменную речь учащихся;  Развивать умение работать в команде. Описание игры: Игра проходит как викторина, ребята делятся на 3 команды, которые  отвечают по очереди.  Оборудование: 1.Мультимедийный проектор; 2.Презентация; 3.Шкатулка с напёрстком, ластиком, точилкой. Ход игры: Ведущий. Наверное, нет в мире человека, которому не было бы  известно имя замечательного датского сказочника Г.Х.Андерсена.  «Дюймовочка», «Огниво», «Принцесса на горошине» и «Гадкий  утёнок», «Соловей», «Колоши счастья» ­ кто не читал этих  историй? Волшебный мир андерсеновских сказок покорял и покоряет своей  добротой и поэтичностью. «Там сверкали бенгальским огнём стены снежных дворцов, дикие  лебеди летали над морем, в котором, как лепестки цветов,  отражались розовые облака, и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья», ­ писал К.Г.Паустовский,  передавая детские впечатления от знакомства с этим чудесным  миром. И сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по сказочной  стране великого датчанина. 1.Конкурс «Разминка». Угадайте по иллюстрации сказку, дайте  точное название.  2.Конкурс «Проба пера или конкурс сказочников». Вы знаете, что Г.Х.Андерсен видел сказку в любом бытовом предмете. Попробуйте сочинить сказку о самых простых и хорошо известных предметах.  Приглашаются по 2 человека от каждой команды, достают  предметы из шкатулки (напёрсток, ластик, точилку). На выполнение задания даётся 15 минут, учитывается оригинальность сюжета,  стилистика сказки и акт1рское мастерство исполнителя­чтеца.3.Конкурс «Викторина по сказкам Г.Х.Андерсена». Ведущий. Все мы помним, как начинаются русские народные сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве…» У  Г.Х.Андерсена всё несколько иначе. Интересно, помните ли вы,  какие сказки начинаются словами: Вопрос для 1 команды: «Жил­был принц, и хотелось ему взять за  себя тоже принцессу, только настоящую». («Принцесса на  горошине») Вопрос для 2 команды: «Шёл солдат по дороге: Раз­два! Раз­два!  Ранец за спиной, сабля на боку». («Огниво») Вопрос для 3 команды: «В открытом море вода совсем иная, как  лепестки самых красивых роз, и прозрачная, как чистое стекло, ­ но  зато и глубоко там». («Русалочка») Вопрос для 1 команды: «Хорошо было за городом! Стояло лето,   рожь уже пожелтела, овсы зеленели, сено было сметено в стога, по  зелёному лугу расхаживал длинноногий аист и болтал по­египетски  – он выучился этому языку от матери». («Гадкий утёнок») Вопрос для второй команды: «Видали ли вы когда­нибудь  старинный шкаф, совсем почерневший от времени?» («Пастушка и  трубочист») Вопрос для 3 команды: «Ну, начнём! Дойдя до конца истории,  мы  будем знать больше, чем теперь». («Снежная королева») Ведущий. В предисловии к сборнику «Новых сказок» Г.Х.Андерсен  устами одной из своих героинь – Бузинной матушки – замечает: «Из  действительности – то вырастают чудеснейшие сказки!» Вопрос для 1 команды: Так, Г.Х.Андерсен одну удивительную  историю услышал от …ласточки. Какая это сказка?  («Дюймовочка») Вопрос для 2 команды: Другую интересную историю ему поведало  …бутылочное горлышко. Вспомните название этой сказки.  («Бутылочное горлышко») Вопрос для 3 команды: Сюжет какой сказки, по уверению автора,  заимствован прямо из газет? («Дурень Ганс») Ведущий. В скаках зачастую самые обыкновенные предметы  получают необычное назначение. Вопрос для 1 команды: Одна андерсеновская героиня пишет письмо  – на чём бы вы думали – на сушёной треске. Что это за сказка?( «Снежная королева». Письмо на треске пишет лапландка,   отправляя Герду к северной родственнице.)  Вопрос для 2 команды: Для чего была приспособлена ореховая  скорлупа в сказке «Дюймовочка»? (кровать Дюймовочки) Вопрос для 3 команды: В какой сказке герой в качестве  транспортного средства использует … нет, нет. Не ковёр­самолёт,  не Сивку­Бурку, а …предмет мебели? («Сундук­самолёт») Ведущий. Дополнительный вопрос для всех команд: Всем известен  оловянный солдатик за его потрясающую стойкость. А помните ли  вы, кто его родители и сколько было у него братьев? (Его матушка – старая оловянная ложка, братьев – 24) Ведущий. Необыкновенное, поистине сказочное истолкование  получают у Андерсена многие природные явления. Вопрос для 1 команды: Коротая вечера, бабушка рассказывала им  разные интересные истории. Как­то она поведала про то, что такое  снег и откуда берутся ледяные узоры на окнах. Что это за сказка,  о  чём идёт речь? («Это роятся белые пчёлки», Снежная королева  заглядывает в окошки – тогда они покрываются ледяными узорами,  словно цветами) Вопрос для 2 команды: Какая легенда бытует среди жителей  Крайнего севера о возникновении  северного сияния? (Лапландка  рассказывала Герде, что в Финляндии «Снежная королева живёт на  даче и каждый вечер зажигает голубые бенгальские огни».) Вопрос для 3 команды: В одной из сказок Спички, рассказывая о  своём детстве, умилённо вспоминают, как пили по утрам  «бриллиантовый чай». О чём идёт речь? (Роса, спички в детстве  были деревцем, сказка «Сундук­самолёт».) Ведущий. Русская пословица говорит: «Слово не воробей, вылетит ­  не поймаешь». А мы попробуем «поймать» слово и даже определить  из чьих уст оно «вылетело». Вопрос для 1 команды: «А король – то голый!» (Ребёнок, «Новое  платье короля») Вопрос для 2 команды: «Песнями сыт не будешь, чириканьем зимой  не согреешься». (Крот, «Дюймовочка».) Вопрос для 3 команды: «Все мы обязаны делиться с миром лучшим,  что есть в нас». (Розовый куст, «Улитка и розовый куст»)Вопрос для 1 команды: Да, позолота­то сотрётся, Свиная ж кожа  останется!» (стены, лоскут свиной кожи, «Старый дом») Вопрос для 2 команды: Оглянуться не успели, как уж песенке  конец». (Колья изгороди, «Лён») Вопрос для 3 команды: «Как добры все люди и животные!» (Герда,  «Снежная королева») Вопрос для 1 команды: Не беда появиться на свет в утином гнезде,  если ты вылупился из лебединого  яйца!» (Автор, «Гадкий утёнок») Вопрос для 2 команды: «Я слишком тонка, я не создана для этого  мира!» («Штопальная игла») Вопрос для 3 команды: « И в щепке порой скрывается счастье».  (Токарь, «И в щепке порой скрывается счастье») 4 Конкурс «Знатоки», приглашаются по 2 человека от команды.  Ведущий. Кто из героев сказок Г.Х.Андерсена: ­ «…была вырезана из бумаги и одета в юбочку из тончайшего  батиста…»(Танцовщица, «Стойкий оловянный солдатик») ­носили на груди звезду, сбоку гремела сабля, писали на золотых  досках алмазными грифелями…(11 братьев, «Дикие лебеди») ­имел козлиные ноги, маленькие рожки на лбу и длинную бороду,  его прозвали обер­унтер­генерал­комиссар­сержант Козлоног… (старый шкаф из «Пастушки и Трубочиста») ­ была ростом с Герду, но сильнее и шире в плечах и гораздо  смуглее… (Маленькая разбойница) Ведущий. В сказке «Огниво» были собаки с разными глазами.  Какими? (У первой ­ словно чайные чашки, у второй  ­ как  мельничные жернова, у третьей­   с круглую башню каждый) ­В сказке «Принцесса на горошине есть эпизод: вечером в городские ворота постучали. А кто пошёл отворять? (старый король) ­Сказочник упоминает, какого роста была Дюймовочка. Какого же?  (с дюйм) ­Кто заправлял хозяйством овдовевшего морского царя из сказки  Русалочка? (старуха мать) ­Мать морского царя носила особые отличительные знаки на хвосте. Какие? (целую дюжину устриц) ­Сколько принцесс было в подводном царстве? (6)­Как король наградил обманщиков­портных, сшивших ему новое  платье, невидимое для тех, кто глуп. (Рыцарским крестом в петлицу, а также пожаловал им звание придворных ткачей) ­Какой документ потребовала у оловянного солдатика крыса,  выскочившая из­под мостков? (паспорт) ­Почему, когда Оле­Лукойе подымался по лестнице, его шагов  почти не слышно? (он снял обувь и на ногах у него были одни чулки) ­Какого цвета кафтан у Оле­Лукойе?  (В том – то и дело, что нельзя  сказать, какого цвета у него кафтан. Он отливает то голубым, то  зелёным, то красным.) ­Оле­Лукойе говорит, сто он старый язычник. А как ,по его  утверждению, звали его римляне и греки? (бог сновидений) ­По какому признаку догадалась утка из сказки «Гадкий утёнок»,  что её непохожий на утят сын всё­таки не индюшонок? ( Он не  боится воды, хорошо гребёт лапками и при этом прямо держится) Ведущий. Ну а теперь, настала очередь выступить нашим сказочникам. Чтение  сочинённых сказок, подведение итогов, награждение. Ведущий: «Я буду петь тебе о счастливых и несчастных, о добре и  зле…», ­ обещает императору соловей из сказки Андерсена. Именно  этим 40 лет занимался Ганс Христиан, и его песни – сказки читали,  читают и будут читать, потому что они удивительны… Высшая  награда, присуждаемая детским писателям, ­ Международная  золотая медаль Ганса Христиана Андерсена. Литература. 1.Брауде Л.Ю. Ханс Кристиан Андерсен.­ Л.: Просвещение, 1978. 2.МуравьеваИ.И. Андерсен.­М.: Молодая гвардия,1959. 3.Брандис Е.П. От Эзопа до Джанни Родари. – М.: Детская литература, 1980.

Посмотрите также