Урок по литературному чтению на тему А. Барто "Требуется друг" (2 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 21.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На данном уроке дети должны самостоятельно строить свои знания критическое отношение к имеющимся сведениям и самостоятельно решать творческие задачи, учатся работать в группах, где должны уметь слышать и слушать друг друга, уважать точку зрения собеседника, учить сопереживать и строить отношения в коллективе. Выяснить, почему распадается дружба? Составить правила дружбы.
Иконка файла материала А. Барто Требуется друг - 3 класс.doc
Краткосрочный план урока Четверть:  2 Класс:  3 «Б» Предмет:  литературное чтение Раздел: «Мои друзья» Тема урока:  А. Барто «Требуется друг», Э. Асадов «Доброта» Продолжительность урока 45 минутТема: А. Барто «Требуется друг», Э. Асадов «Доброта» Цели:  предоставить учащимся средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознавать самих себя;  самостоятельно строить свои знания через критическое отношение к имеющимся сведениям и самостоятельно решать творческие задачи;  способствовать познавательной активности учащихся. Задачи:   совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа стихотворных текстов;  развивать креативное мышление, восприятие, память, речь;  умение работать в группе: слушать и слышать друг друга;  воспитывать чувство коллективизма, воспитывать уважение к точке зрения собеседника;  вводить детей через литературу в мир человеческих отношений. Технологии:  педагогическая мастерская; элементы критического мышления. Методы: словесный, наглядный, практический, частично­поисковый. Стратегии: синквейн, эссе. Формы работы: фронтальная, парная, групповая. Оборудование:  таблица «Правила работы в группе», карточки с заданиями, «От улыбки в небе радуга проснётся», «Капли­смайлики», модель «Настоящий друг», таблица с толкованием слов. Технологические этапы 1.      Индукция Действия (вопросы) учителя Действия учеников Ресурсы  Психологический настрой. Готовность к уроку. Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок! Все к друг другу  повернёмся, И все дружно улыбнёмся! Тезис урока: Не забывайте подарить улыбку Соседу, родственнику, другу. Она, как истинное волшебство, Вернётся к вам по кругу.  Почему эти строки являются тезисом урока? Речевая разминка. Подготовим артикуляционный аппарат к работе:  упражнение на дыхание: дует ветер, жужжат пчёлы, рычит собака;  упражнение для мышц лица: изобразить на лице улыбку, грусть, удивление, злость;  упражнение на развитие дикции: Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Так правильно и внятно, Настраиваются на урок.             Читают тезис. Объясняют его.             Выполняют упражнения из речевой разминки.       Звучит   песня   «С добрым утром». Слайд 2Чтоб было всё понятно. Мы будем разговаривать И будем выговаривать Так правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Проверка д/з. Актуализация знаний. Работа по карточкам.  Нужно соединить фамилию автора с его произведением.  Что вы увидели? Какие слова оказались «лишними»? Сообщение темы:  Попытайтесь из этих слов по данным опорным фразам (на доске) составить тему и определить цели урока. Опорные фразы: познакомиться…, Учиться правильно…., проанализировать… . Прочтите пословицы  и в конце урока выберите ту, которая определит  главную мысль нашего урока. Прогнозирование. По названию произведений попытайтесь предугадать, о чем пойдёт в них речь. Подберите ассоциацию к слову «друг». Чтение стихотворения Сефа «Жить на свете…» учителя.  Понравилось стихотворение? О чем оно?  Прочтите ещё раз и ответьте, согласны ли вы с мнением автора?  Напишите  имена своих друзей на лепестках цветов.  Есть ли  среди них настоящий друг? 2. Самоконструкци я Организация поисковой ситуации.  Сегодня нам  предстоит  провести исследовательскую  работу и ответить на вопрос: кого можно назвать настоящим другом?  Найдите   в   таблице   толкования   слов   объяснение   слову   «друг»   (Человек,   который связан с кем­н. дружбой). 3.  Социоконструк­ ция Работа в парах.  Обсудите записанные слова в парах, вспомните произведения о друзьях, прочитанные нами в этом разделе. 4.  Социализация Работа в группах. Я приглашаю вас поработать в «Бюро находок» и помочь обратившейся к нам Девочке           Выполняют   задания   по карточкам,   определяют лишние слова.   По   опорным   фразам   и словам   из   карточек составляют название темы, целей урока.   Читают пословицы с доски.   Высказывают   свои   точки зрения, делают прогноз.   Пишут слова­ассоциации.   Читают   стихотворение, отвечают   на   вопросы учителя. На   готовых   лепестках цветка пишут имена своих друзей,   пробуют   из   них выбрать настоящего друга.     Записывают характеризующие настоящего друга. слова,   записанные  Обсуждают   слова парах,   в подчеркивают   выбранные, вспоминают   прочитанные произведения.   Объединяются   в   группы,найти утерянные качества настоящего друга. Эту работу вы выполните в группах: объединитесь, прочитайте таблицу «Правила работы в группе», а затем дополните ряд записанных вами слов, подтвердите их чтением отрывка из прочитанных ранее произведений, подготовьте выступающего ученика. 5.  Афиширование Фиксация модели «Настоящий друг». Обобщает и конкретизирует ответ учащихся. Значит, настоящий друг ­ это тот, кто ….. (сопереживает в трудную минуту, берёт часть трудностей на себя, уступает другу, замечает и ценит положительное в друзьях). 6.      Физминутка. 7.      Разрыв «Разминка под музыку». Создание проблемной ситуации.  Иногда бывает так, что человек хочет найти себе друга, но отношения  почему­то не складываются. В чем же причина?   Мы это узнаем, если прочитаем стихотворение знаменитой детской писательницы Агнии Львовны Барто «Требуется друг». (обращает внимание на выставку).  Что вы знаете об этой поэтесе? Словарная работа.  Для того, чтобы все слова были понятны, проведём словарно­лексическую работу.  Найдите объяснения слов «Кроткий», «Разряд», «Свита» в таблице толкования слов. Ознакомительное чтение. Читает стихотворение «Требуется друг». Проверка восприятия.  Назовите жанр произведения, докажите.  Какое отношение вызвало у вас это произведение?  Какие чувства испытали?  Почему автор назвал так это произведение?  Прочтите это стихотворение ещё раз. Обсуждение прочитанного.  Кто главный герой?  Что делала девочка?  По каким признакам девочка выбирала себе друзей?  Какими словами она уговаривала дружить с нею?  Почему с ней никто не хотел дружить?  Найдите строчки, по которым понятно, почему девочки отказывались от её дружбы.  К какому фрагменту произведения подходят иллюстрации?  Какие качества характера девочки вы отметили. Сравните эти качества с качествами настоящего друга. Совпадают ли они? Можно ли девочку назвать настоящим другом?     знакомятся   с   правилами работы в группе, работают произведениями, с дописывают качества, которые считают важными; готовят   отвечающего   от группы.   групп   Представители называют качества,   подтверждают   их   чтением отрывков.     Высказывают   свою   точку зрения.    Рассказ   учащихся   об авторе.    музыка  Показ книг   жанр, чтение своё к Работают   по   таблице, объясняют значения слов.    Слушают   стихотворения.   Называют доказывают. Высказывают   отношение прочитанному.     Повторное   «жужжащее» чтение.   Отвечают на вопросы.   Ведут   поиск   строк   по заданию.Отмечают   отрицательные качества героини.       Чтение   индивидуально, чтение   в   парах,   чтение вслух.     Выполняют защищают работы.   задание,   нужную Выбирают   Совместно пословицу. составляют синквейн,   высказывают   свою   точку зрения.  Сделала ли вывод наша героиня?  Как   автор   относится   к   девочке?   В   каких   словах   это   выражено?   Какие   приёмы художественной изобразительности использовал автор? Назовите сравнения, эпитеты, повторения, иронию. Установка на выразительное чтение.  Подумайте, какую необходимо выбрать интонацию для чтения? Как надо читать?  Передайте голосом, интонацией своё отношение к героине.  Кто считает, что чтение его товарища особенно интересно и выразительно и его нужно обязательно послушать? Вывод:  Что   же   нам   хотела   сказать   А.   Барто   своим   произведением?   Чему   она   нас   учит? Назовите главную мысль произведения.  Перекликаются ли произведения Барто и Асадова? Что в них общего? (обобщает ответы детей). Организует работу в группах. 1 группа «Артисты» ­ придумывают продолжение истории, инсценируют её. 2 группа «Писатели» ­ пишут эссе «Можно ли научиться стать настоящим другом?» 3 группа ­ «Аналитики» ­ составляют правила дружбы.  Какие задачи стояли перед нами в начале урока? Выберите подходящую к нашему уроку пословицу.  Так кто же такой «Настоящий друг»? Составление синквейна.    8.   Итоги.  Рефлексия. Дружба. Искренняя, взаимная. Сближает, связывает, выручает. Позитивные взаимоотношения между людьми. Друг.  Как вы думаете, почему распадается дружба?  Давайте повторим правила дружбы. 1. Помогай друзьям в беде. 2. Не спорь с другом по пустякам и не ссорься. 3. Не зазнавайся, если у тебя что­то хорошо получилось.  Спасибо вам за работу.  Я хотела бы еще немного дополнить ваши правила. 1. Один за всех и все за одного. 2. Не ябедничай, лучше сам поправь. 3. В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи. 4. В трудную минуту всегда можно рассчитывать на помощь друга.  А умеете ли вы быть настоящими друзьями?    С   чего   начинается   дружба?   Обратите   внимание   на   иллюстрацию:   на   ней   есть Рисуют   на   смайлике   своёулыбающееся солнышко, улыбающаяся тучка. Чего же не хватает?   А что нужно для того, чтобы появилась радуга?  У вас на столах  лежат капли­смайлики.  Если у вас настроение от урока хорошее, подарите свою улыбку капельке, и помогите появиться радуге. 9.  Домашнее  задание  Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?  Отметьте это на карте достижений. На выбор: наизусть стихотворение А. Барто «Требуется друг»; мини­сочинение «Мой друг» настроение и прикрепляют его к общей картине.      Оценивают свою работу на уроке,   отмечают   на   карте достижений.