урок по литературному чтению на тему "Н. Носов "На горке"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала урок.docx
ТЕМА. Н.Носов «На горке».  Тип урока: урок открытия нового знания. Цель урока: продолжить знакомство с творчеством Н. Носова, раскрыть тему и идейный смысл рассказа Н. Носова «На горке», провести анализ данного  эпического произведения. Задачи урока: образовательные: способствовать формированию целостного представления об основной идее  рассказа; содействовать формированию и развитию учебно­информационных умений и  навыков: бегло, сознательно и правильно читать, находить в тексте ключевые  слова, позволяющие характеризовать героя; создать условия для выразительного чтения; способствовать коррекции речи, совершенствовать грамотный строй речи; развивающие: формировать коммуникативно­речевые умения при работе с текстом  художественного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при  слушании и чтении произведения; воспитательные: воспитание нравственных чувств и этического сознания: способствовать  сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию  обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки; воспитание трудолюбия: уважение к труду и творчеству, бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей, осознание ценности  совместной деятельности; отрицательное отношение к лени, небережливому  отношению к результатам труда людей.                                                                                                                                       Планируемые результаты Предметные умения: ­ читать текст осознанно, выразительно и без ошибок; ­ составлять план текста, пересказывать, используя план и иллюстрации; ­формулировать правила дружеских отношений. Универсальные учебные действия: Личностные: ­ проявлять желание читать произведения о дружбе; ­ проявлять эмоционально­ценностное отношение к герою художественного  произведения.Регулятивные: ­ выполнять учебное задание по алгоритму; ­ адекватно оценивать результат выполнения учебного задания. Познавательные: ­ определять тему и основную мысль произведения и обосновывать свое  мнение;  ­ подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор. Коммуникативные: адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного  задания. Оборудование:  учебник «Литературное чтение» 2 часть, авторы Л. Ф.  Климанова, В. Г. Горецкий, аудиозапись рассказа, дидактические материалы с  заданиями. Ход урока: 1. Организационный момент. 1. Эмоциональный настрой Здравствуйте  ребята!  Меня зовут  Анастасия Юрьевна.  Сегодня  урок литературного чтения в вашем классе проведу я. Веселый прозвенел звонок, Мы начинаем наш урок. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке.  – Кто из вас хочет стать настоящим читателем? – А что для этого нужно делать? – Уметь грамотно читать! Чтобы читать быстро и правильно, проведем небольшую речевую разминку, разогреем наш речевой аппарат. 2. Речевая разминка  Чистоговорка: Слайд 1 Ма – ма – ма – наконец пришла зима. Су – су – су – стало холодно в лесу. Са – са – са – под кустом сидит лиса. Ву – ву – ву – в лесу видели сову. Ри – ри – ри – а на ветках снегири. Ой – ой – ой – зайке холодно зимой. – Прочитайте конец 1­го предложения с вопросительной интонацией. – Конец второго предложения прочитайте с восклицательной интонацией.– В третьем предложении логическое ударение поставьте на слове сидит. – Прочитайте чистоговорку шепотом и медленно. – А теперь прочтите ее громко и быстро. 3. Самоопределение к деятельности. Постановка целей урока. 1. Мозговой штурм ­ LGНQDSОСОRESВ слайд 2 ­ Кто написал рассказ «живая шляпа»? ­ Для кого Н. Носов писал свои произведения? ­ Выберите из портретов портрет Н. Носова. ­ Назовите произведения, которые написал Н. Носов                        2.   Ребята, а что вы знаете о Н. Носове? (1908­ 1976 – русский писатель,   драматург.   Родился   в   Киеве.   Первый   его   рассказ   «Затейники». Писал о детях. Сменил много профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, косарем, возчиком брёвен). Слайд 3 3.Как думаете с произведением какого автора мы с вами сегодня на уроке познакомимся?  4.А как оно называется вы узнаете, если разгадаете анаграму: А Н        К Е Г О Р          Даю подсказку: название состоит из двух слов.  Слайд 4 Чем на уроке будем заниматься? Какие цели поставим? 4. Подготовка к первичному восприятию текста.   ­ Ребята, а что же такое горка?«Горка   –   это   возвышенность,   поднимающаяся   над   окружающей местностью. Это куча чего­нибудь». ­ А ещё горкой называют полет спортивного самолета, или застекленный шкафчик для красивой посуды. ­ А где можно увидеть горку ? (Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку семечек). Слайд 5 ­     Ребята,   а   как   вы   думаете,   про   какую   горку   рассказывает   автор?   (про снежную) . Скажите, что нужно для строительства снежной горки? ­   Строительство   горки   –   нелегкая   работа.   Она   требует   большой   силы   и терпения. ­Ребята, а  вы любите бывать на горке? ­ Почему? ­ Как вы думаете, о чем будет этот рассказ? (о снежной горке) слайд 7 5.  Первичное восприятие текста (фонограмма) ­ Дети следят. ­   По   ходу   чтения   выделают   простым   карандашом   непонятные   и   трудные слова. (обсуждение) 6. Физминутка Ребята, давайте построим горку? Что для этого нужно? Надеваем вещи. Выходим на улицу. Берём в руки лопату Кидаем снег. Поливаем водой.  Словарная работа – обсуждение выделенных слов. 7. 8. Анализ произведения, выборочное чтение ­ Кто является главным героем рассказа? (Котька и его друзья) ­ Что делали ребята?­ Как они строили горку? ­ А что делал Котька, когда ребята трудились?  ­Почему же он не вышел? (не хотел трудиться, но хотел кататься) ­Какой он? (хитрый) ­ Что произошло, когда ребята ушли обедать? ­ Как Котька пытался залезть на горку? ­ А зачем он посыпал горку песком? (он не мог на нее взобраться) ­ Что из этого вышло? Прочитайте. ­Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда? (поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом). ­ Котька сразу согласился это сделать? (нет, он предложил подождать, пока выпадет снег) ­ Понравилось ли Котьке работать? ­ Как вы думаете, изменился ли Котька? (да, он стал лучше). ­ Кто помог ему стать лучше? (его товарищи). Ребята, Котька не только горку испортил, но задания, которые я приготовила к уроку. А если вы всё исправите, то мы скатимся с горки. 9. Работа в группах: Слайд 8 1 группа восстанавливает  события по картинкам.  (Картинка и пункт плана) 2 группа деформированный план. Проверяем вместе План.                                                1 Строительство горки ребятами. 2 Хитрец на скользкой горке. 3 Котька посыпает горку песком. 4 Ребята заставили товарища работать. 5 Котьке понравилось трудиться. 3 группа ­карточка . Выберите слова, которые, по вашему мнению, подходят к  этому рассказу: ДРУЖБАЗЛО ТРУДОЛЮБИЕ РАДОСТЬ ЛЕНЬ ЗАВИСТЬ 4 группа ­С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»? Чтобы:                                                                                          1. 2. 3. 4. 5. неправильного? Развеселить читателя. Подшутить над кем­ нибудь. Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними. Разбудить фантазию. Помочь читателю отличить правильный поступок от  ­ Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа: 1. Поспешишь – людей насмешишь.                        2. Семь раз отмерь, а один отрежь. 3. Умел ошибиться, умей и поправиться. ­ Почему вы выбрали пословицу под цифрой 3? ­ Вы правильно справились с заданием. Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним. ­ Итак, все вывод верны, и я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете  отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу  простить и помочь ему впредь такое не совершать. ­ Закройте глаза и представьте, что прошел год. Каким стал Котька? ­ Ребята, давайте составим отзыв о прочитанном рассказе. Вы   знаете, что такое отзыв? Отзыв – это мнение, оценка прочитанного, понимание того, как автор относится к своим героям – осуждает или восторгается ими. Пишем по опорным словам в группах: Я прочитал рассказ…….. В нём говорится о ………..Наибольшее впечатление на меня произвёл эпизод, в котором…….. Главная мысль рассказа заключается в том, что…….. Автор хотел сказать читателю…….. Чему может научить произведение Н. Носова «На горке»? 10. Итог урока. Рефлексия. ­  У каждого на парте лежат сани. Возьмите их. Напишите на них свое  имя, оцените свою работу на уроке и поставьте себе отметку.  ­А сейчас мы с вами скатимся с  горки. Все свои сани вы прикрепите на  доску. 11. домашнее задание. С. 60­63 пересказать понравившейся фрагмент.