Урок по литературному чтению на тему "Сказка - ложь, да в ней намёк..."
Оценка 4.7

Урок по литературному чтению на тему "Сказка - ложь, да в ней намёк..."

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
4 кл
05.06.2019
Урок по литературному чтению на тему "Сказка - ложь, да в ней намёк..."
Цель: выявить нравственные уроки сказки Е.Шварца "Два брата", обобщить знания по проблеме взаимоотношений в семье. Задачи урока: • дальнейшее совершенствование навыков сознательного, беглого чтения, активизация “вдумчивого чтения”. • выявление целостного представления о прочитанном, главной мысли; • обогащение нравственного опыта ребенка, формирование его представлений о добре, отзывчивости, честности, смелости, дружбе и товариществе; • воспитание норм морали и нравственности через поступки героев; • развитие у учащихся языковой наблюдательности, творческого воображения; • пробудить желание осмотреться в мире образов, которые его окружают; • формировать читательские умения учащихся при работе с текстом, учить рассуждать над содержанием, образами героев, давать их поступкам объективную оценку, расширять активный словарь учащихся.
Конспект урока по литературному чтению.docx
К О Н С П Е К Т урока  литературного  чтения  в  4  классе Тема урока: «Сказка­ложь, да в ней намёк…»  Тип урока: урок­ обобщение по сказке Е.Шварца «Два брата»  Цель:   взаимоотношений в семье. выявить   нравственные   уроки   сказки,   обобщить   знания   по   проблеме Задачи урока:    дальнейшее совершенствование навыков сознательного, беглого чтения, активизация  “вдумчивого чтения”. выявление целостного представления о прочитанном, главной мысли; обогащение нравственного опыта ребенка, формирование его представлений о добре,  отзывчивости, честности, смелости, дружбе и товариществе;  воспитание норм морали и нравственности через поступки героев; развитие у учащихся языковой наблюдательности, творческого воображения; пробудить желание осмотреться в мире образов, которые его окружают;     формировать читательские умения учащихся при работе с текстом, учить рассуждать над   содержанием,   образами   героев,   давать   их   поступкам   объективную   оценку, расширять активный словарь учащихся.  Оборудование: портрет Е.Шварца, книжная выставка  Е. Шварц «Два брата», Г. Андерсен «Снежная   королева»,   С.   Маршак   «Двенадцать   месяцев»,     на   доске   высказывания   Е. Шварца: «Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь». Ход урока: I. Организационный момент. Игра «Продолжи правила поведения» Учитель: Прозвенел сейчас звонок, это начался урок. Дети: Встань у парты, не ленись, и учителя дождись. У. Ты сиди за партой стройно, Дети. И веди себя достойно. У. Если хочешь ты сказать, Дети: Руку не забудь поднять II. Введение в тему урока.  (слайд 1) Представим себе, что мы заходим в библиотеку и попадаем в мир книг. Книги, книги, книги... (перечисление книг на книжной выставке). Разные авторы, названия. Что объединяет эти произведения? Зачем нужны  сказки?  Только  ли  развлечь  читателя?  Вспомните  слова  А.С. Пушкина  о сказке: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Как сказал Е. Шварц, «сказка ­ это самое древнее, самое вечное, самое тайное место встречи человеческой души с человеческим. словом».  (слайд 2)   Мир сказок Е. Шварца необычен, разнообразен. (Евгения Шварца писатели­современники характеризовали    как «чудесного писателя, нежного к человеку и  злого ко всему,  что мешает ему жить», называли его «личностью исключительной по иронии, уму, доброте и благородству»). Мы открываем его книгу и встречаем ваших ровесников: школьники ищут потерянное время, которое когда­то бездумно тратили. (слайд 3)   В сказках Е. Шварца мы видим Красную Шапочку, Снежную Королеву, Золушку. Е. Шварц перепутывает время, включает новых героев в известные сказки, придумывает новые   сцены,   и   его   герои,   кажется,   вышли   из   реальной   действительности.   Многие сказки Е. Шварца экранизированы. В сказке Е. Шварца «Золушка» запоминается новый герой   ­   мальчик­паж,   а   король,   обращается   к   нам   и   говорит:   «Никакие   связи   не сделают ножку маленькой, душу ­ большой, а сердце ­ справедливым». В   последней   его   сказке   «Обыкновенное   чудо»   звучат   такие   слова:   « Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь». Если поймешь авторский замысел, услышишь его голос, только тогда «мысли можно воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки». III. Сообщение темы урока.  У. Услышали ли вы голос автора? Заставила ли вас «поумнеть» сказка   Е.Щварца «Два брата?   У. Прочитайте мечту о будущем Е.Щварца, высказанную одним из самых нежно любимых им героев (Дон­Кихотом): Обман, коварство и лукавство не посмеют примешиваться к правде и откровенности. Мир, дружба и согласие воцарятся во всем свете. Справедливость уничтожит корысть и пристрастие.  Какое из этих предложений напрямую относится к сказке «Два брата"  IV. Вычерчивание структурной схемы образов и составление характеристик главных  героев. У. Назовите главных героев сказки и укажите их взаимоотношения. Дети: Отец, Мать, Старший брат, Младший брат, Мороз, животные. У: (чертит схему на доске) Отец­­­­­Мать Дети: Уважение и любовь. У: Отец­­­­­Мать­­­­­Старший­­­­­Младший Дети: Любовь и уважение к детям У: Старший­­­­­Младший Дети: Не любил, жестоко относился. У: Младший­­­­­Старший Дети: Любил, но был капризным ребенком. У: Какие отношения у главных героев с другими героями? (чертит схему) У: Старший­­­­­Мороз Дети: Вынужден слушаться, боится Мороза. У: Мороз­­­­­­Старший Дети: Ему нужен бездушный помощник. У: Мороз­­­­­Младший Дети: Убрал как лишний в его вечном мире покоя. У: Старший­­­­­Животные Дети: Доброе отношение друг к другу. У: Исходя из структурной схемы образов дайте характеристику каждому герою.  Дети: Старший: брат умный, много читает, убедительно говорит, но жестоко относится к брату (выгнал на  мороз). Любимые слова «Оставь меня в покое». Бездушен, поэтому Мороз захотел делать его помощником, изменился под действием обстоятельств, понял, что главное дружба и любовь  в семье. Дети: Мороз: руководит миром вечного покоя, символизирует омертвлением души. Голос насквозь  промерз. Обстановка­бесконечность холода, занимается страшным промыслом «успокаивает  все живое». Любимые слова «Оставь меня в покое». Дети: Младший: маленький, 7 лет, неподготовлен к жизни, ссорится, требует к себе внимания, не может сам  себя занять. Дети: Отец: любит своих детей, природу, назвал мальчика Старшим, тем самым показывая  ответственность Старшего за Младшего. У: Была причина у родителей двух братьев беспокоиться за них (ответы детей)  и случилась беда... ­ Что произошло? V. Театрализация фрагмента. У: Покажите отрывок из сказки. Сюжет отрывка следующий. Старший брат сидит, читает книгу, а Младший ходит вокруг и скучает. Младший просит  Старшего: «Поиграй со мной». Старший (читает, не отрываясь) говорит: «Оставь меня в  покое». Младший повторяет: «Ну, поиграй». Старший хватает за шиворот Младшего и выталкивает на мороз, закрывая дверь на замок.  Младший кричит: «Ты же мне вместо отца, что ты делаешь»! Старший (делает шаг к двери)  «А ладно, еще почитаю». У: Что показывает этот отрывок? Дети: Этот отрывок показывает, с чего началась беда и этого могло не случиться, если бы  старший был внимательным. У: Ах, если бы всё передвинулось на два часа назад!  ­ так воскликнул Старший. Представим  эту ситуацию, что бы произошло тогда. (инсценировка)  VI. Физминутка. Сказка даст нам отдохнуть, Отдохнем и снова в путь! Раз подняться, потянуться Два согнуться, разогнуться Три в ладоши три хлопка, Головою три кивка, На четыре руки шире, Пять руками помахать, Шесть за парту тихо сядь. У.  В сказке  много ситуаций  связанных  со  льдом.  А  кого  в сказке  можно  сравнить  со   ЛЬДОМ?   Д.  Прадедушку  Мороза  и  вначале  сказки  Старшего  брата. (Дети зачитывают  отрывки из  сказки) У.  Ребята,  а  как  вы  думаете,  это  хорошо,  если  тебя  сравнивают  со  льдом? Д.  НЕТ!!! У.  Да,  друзья,  согласна  с  вами.  А  вот  вы  сказали,  что  Старшего  брата  можно   сравнить  со  льдом  только  в  начале  сказки,  означает ли  это,  что  потом  Старший  брат   изменился? Д.  Да.  Сердце  Старшего  брата  изменилось,  оно  стало  добрым. У. Посмотрите,  ребята,  какая  создаётся  интересная  ситуация:  двух  героев  вначале   сказки  можно  сравнить  со  льдом,   позже  один  из  героев  меняется,  он  становиться   лучше,   а  другой  остаётся  таким  же  ледяным.  Почему?   Как  понять?  Как  разобраться? У.   Что  появилось  на  нашем  уроке? Д.   Противоречие,  проблема. У.   Да,  на  нашем уроке возникла проблема, вопрос, противоречие, которое нам необходимо разрешить.  При  каких  условиях,  качествах,   чувствах  возможно  изменение  героев  сказки  в   лучшую  сторону.  VIII.  Чтение отрывков  сказки  с целью осмысления  характеров  Прадедушки  Мороза и  Старшего брата У.   К  чему  привело  желание  Старшего   личного  покоя?   Д.   К  страшному  горю,  Младший  брат  исчез.   У.   Как показано переживание Старшего брата, когда он вспомнил о Младшем? (чтение  эпизода, внимание на глаголы: опомнился, вскочил, закричал, бросился.) Друзья,  как  вы   считаете,  изменился  ли  Старший  брат  с  исчезновением  Младшего? (Зачитайте)  Д.  Да,  он  изменился.  Старший  впервые его  жалел.  (Зачитывают  отрывок) У.  Ребята,  какой  поступок  Старшего  понравился  Прадедушке  Морозу.  (Зачитайте) Д.  Старший  выгнал  из  дома  Младшего.  (Зачитывают) У.  А  какой  поступок  Старшего  разозлил  Прадедушку  Мороза?  (Зачитайте) Д.  Попытка мальчика  открыть  дверь  «49»  зала.  (Зачитывают) У.  Какие  слова  из  сказки  позволяют  нам   с  уверенностью  сказать,  что  Старший  брат   изменился?   Д.  Когда  разбился  Младший.  (Зачитывают) У.  А  какие  слова    из    сказки    позволяют    нам     с    уверенностью    сказать,    что     Прадедушка    Мороз  не   изменился?   Д.  Когда  Прадедушка  Мороз  заплакал  от  злости,  от  того  что  не  сумел  догнать   Старшего. (Зачитывают) У.  Было  ли  желание  у  вас,  ребята,  помочь  Старшему? Д.  Да. У.   А  кто  помогал  Старшему  в  спасении  Младшего? (Зачитайте) Д.   Разные  лесные  звери  и  птицы?  У. Что придавало мужества зайцам? (зачитайте) Д. Надо было помочь лучшему другу. .  У:– Кто  из  героев  сказки   изменился  и  почему? Д.  Старший  брат.  Он  сумел  пожалеть  Младшего  брата  и  сердце  его  заполнила  любовь  и  доброта. У.  Почему  Прадедушка  Мороз,  пройдя  испытания,  не  изменился? Д.  Он  любил  только  себя  и  личный  покой! У: Каждому  важно  вовремя  понять,  что  только  сила  любви  и  дружбы  может  поменять  характер,  а  значит  и  жизнь  человека.  Любовь  лишь  к  себе – разрушительна. IX.  Работа с пословицами.   У.   Наши  герои  прошли  серьёзные  испытания,  в  которых  они  показали  свой  характер.  Характеры   людей, прекрасно отражены в народной мудрости – пословицах и поговорках.  Работаем  с  пословицами в парах по алгоритму.  Выбор  пословицы  Объяснение  смысла  Подкрепление  своих  мыслей  текстом  произведения 1.  Есть  сердце,  да  закрыто  дверцей.  с.64 2.  Колотись, бейся а всё надейся.  с.73 3.  С  друзьями два горя вместе, третье  пополам  с.75 4.  Вся  семья  вместе,  так  и  душа  на  месте.  с.80 Когда мы произносим слова «сказка, сказочный», перед нашим мысленным взором возникает особый, таинственный мир, живущий по своим необычным, сказочным законам.  XI. Выявление традиционного и специфического в сказке. Волшебный Цветик – Семицветик поможет нам выполнить задание 3 на стр.91. Прочтем:  Какие традиционные сюжеты, элементы народных сказок использованы Е. Шварцем? Учитель: ЛЕПЕСТОК 1 расскажет нам о том, с чего начинается сказка. Это  ЗАЧИН (на лепестке1).  Зачин может быть в виде присказки (дети приводят примеры из сборников русских сказок).  Присказка настраивает слушателя на волшебный лад, переносит в сказочный мир. Присказка  бывает в сказке не всегда, чаще всего сказка начинается привычными для нас словами:  ЖИЛИ – БЫЛИ (примеры приводят дети) Вспомним, как начинается сказка «Два мороза» (стр.72, открыли по закладке). Зачитаем  первый абзац. Говорит ли такое начало о том, что перед нами сказка? (нет) ЛЕПЕСТОК 2  в волшебных сказках обычно бывает ОДИН ОСНОВНОЙ ГЕРОЙ. Назовите сказочных героев (примеры). Первыми  героями волшебной сказки были обездоленные персонажи: сирота, падчерица,  младший сын. Люди поклонялись силам природы, и появились такие герои, как Морозко,  царь Морской, Солнце, Ветер. Месяц. А кто основной герой сказки «Два брата?» ЛЕПЕСТОК 3 говорит о том, что волшебная сказка не обходится без страшных ЧУДОВИЩ,  которые олицетворяют зло, коварство, несчастье (примеры из русских сказок, рисунки) Есть ли такой герой в сказке «Два Мороза?» (да, это Прадедушка Мороз) ЛЕПЕСТОК 4 называет еще один признак волшебной сказки: в ней у основного героя бывают чудесные помощники. Кто это, например? (рисунки на доску: печь, яблоня, клубок, медведь,  змейка и т.д.) Есть ли такие помощники в сказке Шварца? (да, это поползень, дятлы, белки,  зайцы). ЛЕПЕСТОК 5 говорит о том, что у сказки обязательно есть КОНЦОВКА. Прочитайте, как  может закончиться волшебная сказка (примеры из принесенных сборников русских сказок).  Присказка и концовка составляют обрамление сказки, в которое искусный рассказчик  заключает свое повествование. Концовка, как и присказка, отграничивают сказку от  реальной жизни, возвращают слушателя к действительности – стр.90. Какими словами (на  каком предложении) закончилась бы волшебная сказка? (прочитать). А как закончилась  сказка Шварца? (прочитать). Почему, как вы думаете? (автор уточняет, еще раз говорит, что  счастливо жить можно, если живешь дружно). ЛЕПЕСТОК 6 (читаем хором) СЧАСТЛИВЫЙ КОНЕЦ. О чем говорит этот лепесток?  (ответы детей) Все народные сказки именно так заканчиваются. Мужественный,  бесстрашный, верный, красивый герой преодолевает все беды и завоевывает свое счастье. Кто терпел несправедливые обиды, вознаграждается. Так ли заканчивается сказка «Два  брата»? (ответы детей: да, оба брата вернулись домой, а борода отца снова стала черной). ЛЕПЕСТОК 7. Есть еще один признак волшебной сказки – ЗАКОН ЖЕЛАНИЯ И СЛОВА.  Сказанное слово имеет в сказке волшебную силу. Слова в сказочном мире – это не просто  слова. Все сказанное происходит на самом деле. Как, например, герой вызывает Сивку –  бурку? (ответы детей). Есть ли  в сказке «Два брата» такие слова? (Да, старший брат сказал:  «Оставь меня в покое»)                   Мы сравнили народные волшебные сказки со сказкой Шварца и увидели, что здесь  нет сказочного зачина. Писатели – сказочники изобрели свои секреты написания  литературной сказки, один из них – секрет ВНЕЗАПНОГО ЧУДА. (Прикрепить на доску  ЛИСТОЧЕК). Мы видели, что первая часть совсем не похожа на сказку и отметили это.  Начинается повествование с изображения обычных героев в обычной жизни. До поры до  времени жизнь героев идет своим чередом и все совершается, как всегда. Подтвердите  примерами из первой части (ответы детей, открыть стр. 72). Докажите, что в начале сказки  нет ничего сказочного. Но вот в какой – момент говорится волшебное слово ВДРУГ  (карточку на доску), и в следующее мгновение самые обыкновенные герои оказываются в  самых невероятных мирах. Как вы думаете, в какой части мы отыщем слово «вдруг»?  (ответы детей) Работаем на стр. 76. Что было до слова ВДРУГ? – живой лес, а после того,  как появилось это слово, Старший оказался в сказочном лесу. Докажите, что лес – сказочный (ответы детей).                    И еще одно отличие литературной сказки от народной. В литературной сказке  есть МОРАЛЬ (прикрепить на доску ЛИСТОЧЕК).  Чему учит сказка «Два брата», в чем ее жизненная мудрость? XII.Выбор рецензий. У: Выберите нужный вариант. «Старший брат, будучи умным, но не душевным человеком, чуть не погубил Младшего  брата». «Столкнулись два мира – мир вечного покоя и мир жизни, где правит душевность, дружба.» «Самое ценное – это семейное счастье, но его надо беречь, через внимание к близким». Дети: Правильный ответ – третий. У: Какова жизненная мудрость сказки? Дети: Жизненная мудрость сказки – ценность дружбы, семейного счастья, чуткость и  внимание к ближнему, ценность живого мира вокруг нас. БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ, ЧУТКИМ  К  БЛИЖНИМ, ЖИВИ ДРУЖНО, ЦЕНИ  СЕМЕЙНОЕ СЧАСТЬЕ. Е.Щварц сочинял сказки на хорошо известные сюжеты, но это не повторение, а создание своей сказочной страны. Он умел увидеть в известном сказочном сюжете не просто нечто новое, а именно то, что нужно открыть читателю сейчас, сегодня, что изменит их жизнь, сделает её ярче и лучше XIII. . Итог урока. У: Услышали ли вы голос автора? Заставила ли вас «поумнеть» сказка? Д: Пишут ответы на листочка цветика­семицветика.  XIV. Домашнее задание: Рабочей тетради № 4 стр.78 (Письменные ответы учащихся). Эта сказка учит быть добрыми, любить своих братьев и сестер, не огорчать родителей.  У меня тоже есть брат, он старше меня на три года. Сказка «Два брата» научила меня уважать старшего брата, не приставать к нему по пустякам. Я порой ему часто надоедаю, от этого у нас бывают ссоры, а мама огорчается.  Надо уважать своих маленьких братьев и сестер, не обижать их, а этим не огорчать и своих родителей.   У   меня   есть   младшая   сестренка,   как   порой   я   она   мне   надоедает   своими просьбами, я кричу на нее. Ей обидно, она плачет.   Сказка «Два брата» меня научила тому, что нельзя говорить злые слова, потому что эти слова и тебе принесут зло.  Сказка Е. Шварца «Два брата» научила меня добру. Я поняла, что если меня о чем­нибудь попросят, я обязательно это сделаю ради другого человека, даже если это делать мне не хочется.  Сказка «Два брата» заставила меня задуматься о том, что если порой злишься на кого­то, потом все­таки нужно признать свою вину. Нужно быть добрее к окружающим, слушаться родителей, больше доставлять им радости.  Сказка  Евгения   Шварца   «Два   брата»  учит   хорошим   поступкам,  доброму   отношению   к окружающему   миру,   любви   к   своим   домашним,   друзьям,   даже   незнакомым   людям. Нужно быть внимательнее к своим словам, не говорить их бездумно

Урок по литературному чтению на тему "Сказка - ложь, да в ней намёк..."

Урок по литературному чтению на тему "Сказка - ложь, да в ней намёк..."

Урок по литературному чтению на тему "Сказка - ложь, да в ней намёк..."

Урок по литературному чтению на тему "Сказка - ложь, да в ней намёк..."

Урок по литературному чтению на тему "Сказка - ложь, да в ней намёк..."

Урок по литературному чтению на тему "Сказка - ложь, да в ней намёк..."

Урок по литературному чтению на тему "Сказка - ложь, да в ней намёк..."

Урок по литературному чтению на тему "Сказка - ложь, да в ней намёк..."

Урок по литературному чтению на тему "Сказка - ложь, да в ней намёк..."

Урок по литературному чтению на тему "Сказка - ложь, да в ней намёк..."

Урок по литературному чтению на тему "Сказка - ложь, да в ней намёк..."

Урок по литературному чтению на тему "Сказка - ложь, да в ней намёк..."

Урок по литературному чтению на тему "Сказка - ложь, да в ней намёк..."

Урок по литературному чтению на тему "Сказка - ложь, да в ней намёк..."

Урок по литературному чтению на тему "Сказка - ложь, да в ней намёк..."

Урок по литературному чтению на тему "Сказка - ложь, да в ней намёк..."

Урок по литературному чтению на тему "Сказка - ложь, да в ней намёк..."

Урок по литературному чтению на тему "Сказка - ложь, да в ней намёк..."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2019