Урок по литературному чтению "Снежинка"
Оценка 5

Урок по литературному чтению "Снежинка"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
4 кл
30.01.2018
Урок по литературному чтению "Снежинка"
На этом уроке литературного чтения дети познакомятся с произведением К. Д. Бальмонта "Снежинка". Урок разработан по программе "Начальная школа 21 века". Цель этого урока научить интерпретировать поэтический текст с точки зрения содержания, образных средств и форм. На уроке формируются нравственные качества личности.
Урок литературного чтения.docx
МБОУ Пеля-Хованская СШ Конспект урока по литературному чтению по программе «Начальная школа XXI века», 4 класс. Тема урока: «Стихотворение К. Д. Бальмонта «Снежинка». Учитель начальных классов:  Щадова Светлана Николаевна 2018г Конспект урока по литературному чтению по программе «Начальная школа  XXI века», 4 класс. Тема урока: «Стихотворение К. Д. Бальмонта «Снежинка». Цель: научить интерпретировать поэтический текст с точки зрения  содержания, образных средств, формы. Задачи урока: Образовательные:  обеспечить в ходе урока повторение и закрепление  литературоведческих понятий: строфа, виды рифмовки, эпитеты,  олицетворения, сравнения; сформировать умение работать над художественным образом слова. Воспитательные:  воспитание любви к родной речи; формировать нравственные качества личности, культуру. Развивающие:  развивать умение выделять образы­символы в поэтическом  произведении; развивать эмоции, создавая на уроках эмоциональные ситуации радости, удивления, занимательности, используя яркие иллюстрации; развитие интеллекта, духовности, эстетического видения действительности        Обеспечить условия для  формирования познавательных  универсальных учебных действий: ∙        самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; ∙        прогнозирование  содержания  произведения; ∙        умение слушать, извлекая нужную информацию по заданной теме. Обеспечить условия для  формирования коммуникативных   универсальных учебных действий: ∙        принимать  и сохранять учебную задачу; ∙        умение слушать  и вступать в диалог; ∙        осуществлять учебную деятельность в парах; ∙        адекватно оценивать свои достижения. Обеспечить условия для формирования регулятивных  универсальных  учебных действий: ∙        постановка учебной задачи; ∙        планирование работы на уроке; ∙        осознание учащимися качества и уровня усвоения знаний; ∙        умение прогнозировать содержание литературного произведения. Обеспечить условия для формирования личностных универсальных  учебных действий: ∙        положительное отношение к учению; ∙        способность к самооценке своих действий, поступков; ∙        желание приобретать новые знания. Методическое оснащение урока:  учебник «Литературное чтение», 4 класс 2 часть; Л.А. Ефросинина  рабочая тетрадь №2; презентация урока Оборудование:  компьютер; мультимедийный проектор.                                           ХОД УРОКА: 1. Эмоциональный настрой (Тренировочное чтение) ­ Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, желаю вам интересной работы. ­ Посмотрите на экран, прочитайте про себя, вслух, шёпотом, громче, очень  громко.    (Презентация, слайд №3) На коньках начнём кататься Мы на звонком льду. /// Будет смех наш раздаваться В парке на пруду. ///  (на доске  ­ Какую интонацию вы выберите для прочтения отрывка? рисунки лиц с разными эмоциями) Ответ: ­ Весёлую. ­ Читаем весело. Кто знает, из какого произведения этот отрывок? Ответ:  ­ «К зиме». ­ Кто автор? ­ К.Д.Бальмонт  ­ Какая модель обложки подходит к этому произведению? (слайд №4) Модели обложек раскрашены в три цвета: зеленый – о природе (З), желтый – о детях (Ж), красный – о родине (К). Треугольник на модели обозначает  стихотворение. ­ Почему вы выбрали вторую модель? Ответ:  ­ Жанр – стихотворение, тема – о детях. 2. Вступительная беседа.  Загадка:   (слайд №5) Кто, угадай­ка? Седая хозяйка! Тряхнёт перинки – Над миром пушинки. (Зима)  Это время года вдохновляло многих творческих людей. Художники  показывали красоту зимы на своих полотнах. (слайд №6) ­ Композиторы перекладывают звуки зимы на ноты. ­ А поэты посвящали ей свои стихи. ­ Одним из таких поэтов был К.Д. Бальмонт 3. Рассказ о поэте  (слайд №7) Константин Дмитриевич Бальмонт родился 15 июня 1867 года в деревне  Гумнище Владимирской губернии. Мать Бальмонта, "высокообразованная,  умная и редкостная женщина", ввела поэта в мир музыки, словесности,  истории, языкознания. В пять лет Костя уже научился читать самостоятельно, подсматривая за старшим братом, которого учила мать. Отец был  необыкновенно тихим, добрым, молчаливым человеком, любил природу и  охоту. Гуляя с ним, маленький Костя еще в детстве глубоко проник в красоту  лесов, полей, болот, лесных речек. Это радостное ощущение детства и родных мест "среди цветов и песнопений" отражено в поэзии Бальмонта. (слайд №8) Александр Блок назвал Бальмонта "поэтом с утренней душой". Когда  слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну. Никто не опутывает души  таким светлым туманом, как Бальмонт. Его стихи очень певучи и музыкальны 4. Работа над стихотворением. (слайд №9) I.  Чтение учителем стихотворения под музыку П.И. Чайковского “Времена  года. У камелька” II. Анализ содержания стихотворения. ­Какой вы представили снежинку? ­ Куда стремится снежинка? ­ Какие строчки вам особенно понравились? ­ Как автор относится к снежинке? ­ Какие слова на это указывают? III. Разбор по строфам. 1 строфа. ­ Найдите эпитеты, которые помогают представить снежинку. ­ О ком можно сказать “смелый”? (О человеке) ­ Что у человека может быть белым, чистым? (Душа) ­ Почему она смелая? 2 строфа. ­ Какая появилась часть речи? (Глаголы: проносится, просится) ­ Как вы понимаете “просится”? (Она стремится по собственной воле) ­ Подберите синоним к слову “дорога” (Путь: жизненный путь, жизненная  дорога) ­ Какой эпитет относится к “дороге”? (Бурная дорога. “Бурная” – лучше  сочетается со словом жизнь. Бурная жизнь – сложный, жизненный путь,  проходящий ярко, насыщенно, в борьбе и стремлениях).  ­ Откуда и куда проносится? (Из выси лазурной (в прямом значении – голубое небо, в переносном – прекрасное, тихое, безмятежное) в безвестную страну­ землю, что подтверждает смелость снежинки. Она не боится “бурной дороги”, стремительности движения.) 3 строфа. ­ Что покинула? (Лазурь, т.е. небо – родной дом) ­ Куда низринула? (В безвестную страну, т.е. на землю) ­ Покинула и низринула – волевой характер движения. ­ А человек сознательно стремится в неизвестное будущее. 4 строфа. ­ Найдите эпитеты. ­ В чем ее умение? (Умение сохранить белизну и чистоту, когда другие тают). ­ Человек сохраняет чистоту души. 5 и 6 строфы. ­ Какой персонаж появился? (Ветер). ­ Как ведет себя ветер по отношению к снежинке? (Дрожит, взметает, лелеет,  что показывает непостоянство ветра) ­ Ветер для человека – это превратности судьбы, резкие повороты, изменения. 7 строфа. ­ Какова тема? (Конец пути). ­ Как называет снежинку поэт? (Звезда кристальная ­ это метафора) ­ Чем отличается снежинка от звезды? (“Звезда” ассоциируется с “ небом”,  имеет четкие очертания, символ чистого, высокого) 8 строфа. ­ Сравним с 1­ой строфой. (Возвращает к началу, но не является  повторением). ­В чем отличия? (Поменялись местами слова «смелая» и «белая», появился  глагол «лежит») ­ С какой целью поэт поменял местами слова “смелая” и “белая”? (Чтобы  показать, что смелая снежинка, пройдя все препятствия, осталась чистой,  белой). IV. Обобщение полученных результатов. (слайд №10) Чистая, белая  Чистая душа Просится  Сознательно  стремится Бурная дорога  Бурная жизнь Безвестная  страна  Будущее  Сохранно­чистая  Сохранить чистой душу Ветер  Неожиданные  повороты Конец пути  Достижение цели Чистая, белая  Чистая душа  V. Вывод. За внешним реалистическим смыслом скрыт второй символический:  рассказ о душе человека, прошедшего через жизненные испытания, но  сохранившего чистоту и красоту души.  5. Физкультминутка. 6. Отработка выразительного чтения. ­ Поработаем над выразительным чтением, разберём партитуру  стихотворения. Прочитайте первую строфу, вторую строфу и т.д. по цепочке, с какой  интонацией будем читать? Как написано стихотворение?( Это четверостишие.) ­ Назовите рифмы в 1­м, 2­м, 3­м и.т.д. четверостишиях. Учащиеся находят в тексте и доказывают, что это рифма. ­ Какие это рифмы?( Перекрёстные.) ­ Определите ритм стихотворения ( Дети считают гласные буквы в каждой  строчке, и говорят, что количество гласных в строках одинаково и  повторяется)  Работа в тетради стр.21 ­ Прочитайте 1­ое задание, поработайте парами. Когда дети заканчивают работу в парах, они поднимают ладошку к ладошке  вверх. Учитель видит, что работа закончена, проверяет работу у нескольких пар и предлагает детям стать ассистентами. Дети идут по классу и проверяют  работу у других учащихся.   ­Прочитайте  стихотворение, расставьте логические паузы, потренируйтесь  для пробного выразительного чтения, почитайте друг­ другу.  Кто готов попробовать прочитать выразительно?  Проверка 1­2 человека, обсуждение  6) Подходит ли иллюстрация к этому произведению? Ответы детей: – Нет, не подходит, потому что в стихотворении снежинка красивая,  блестящая, белая, как звезда, а на рисунке бледная и маленькая. 7. Домашнее задание. ­Подготовьте выразительное чтение, передайте при чтении свое отношение к  снежинке. Выполните рисунок к стихотворению.

Урок по литературному чтению "Снежинка"

Урок по литературному чтению "Снежинка"

Урок по литературному чтению "Снежинка"

Урок по литературному чтению "Снежинка"

Урок по литературному чтению "Снежинка"

Урок по литературному чтению "Снежинка"

Урок по литературному чтению "Снежинка"

Урок по литературному чтению "Снежинка"

Урок по литературному чтению "Снежинка"

Урок по литературному чтению "Снежинка"

Урок по литературному чтению "Снежинка"

Урок по литературному чтению "Снежинка"

Урок по литературному чтению "Снежинка"

Урок по литературному чтению "Снежинка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2018