Урок по литературному чтению. Тема: В.Высоцкий «Песня о друге» (4 класс)
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
чтение
4 кл
30.05.2019
Тема урока: В.Высоцкий «Песня о друге»
Цель урока:
- формирование знаний о творчестве В.Высоцкого.
Задачи урока:
-познакомить со стихотворениями К Симонова, Г.Мельник, В.Высоцкого
-развивать умение выразительно читать стихотворения;
- воспитывать патриотизм, любовь к Родине, уважение к старшему поколению.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний. Определение темы и целей урока.
То, о чём сегодня пойдёт речь, вы мне скажите сами, послушав песню Марка Бернеса.
- Прошу вас, подумайте, что хотел сказать нам автор песни, какой глубинный смысл стремился донести до нас?
Звучит песня «С чего начинается Родина»
- О чём же этот сюжет?
- Что значит Родина для автора песни?
- А что для вас значит слово Родина?
- О том, что такое родина для человека сказано в старинных казахских и русских пословицах
Отанды сүю – от басынан басталады.
Любовь к Родине у семейного очага зарождается
Отансыз адам – Ормансыз бұлбұл.
Человек без Родины, что соловей без леса.
Отанға опасыздық еткенің, Өз түбіңе өзің жеткенің.
Родину предать – себя заживо схоронить
- Родина- это наш общий дом.
Ведь так много значит слово «Родина», что другим словом и не назовёшь, не объяснишь, не охватишь. Одно назовёшь, а каждый что- то подскажет так, как каждый понимает по- своему, но каждый обязательно произнесёт: «семья, дом, родной город»
- А как мы называем человека, любящего свою родину? (патриот)
- Какого человека мы можем называть патриотом?
- А вот какое определение патриота даётся в словаре……
В.Высоцкий «Песня о друге».docx
Литературное чтение
Класс: 4
Тема урока: В.Высоцкий «Песня о друге»
Цель урока:
формирование знаний о творчестве В.Высоцкого.
Задачи урока:
познакомить со стихотворениями К Симонова, Г.Мельник, В.Высоцкого
развивать умение выразительно читать стихотворения;
воспитывать патриотизм, любовь к Родине, уважение к старшему поколению.
Организационный момент.
Актуализация знаний. Определение темы и целей урока.
Ход урока.
То, о чём сегодня пойдёт речь, вы мне скажите сами, послушав песню Марка
Бернеса.
Прошу вас, подумайте, что хотел сказать нам автор песни, какой глубинный смысл
стремился донести до нас?
Звучит песня «С чего начинается Родина»
О чём же этот сюжет?
Что значит Родина для автора песни?
А что для вас значит слово Родина?
О том, что такое родина для человека сказано в старинных казахских и русских
пословицах
Отанды сүю – от басынан басталады.
Любовь к Родине у семейного очага зарождается
Отансыз адам – Ормансыз бұлбұл.
Человек без Родины, что соловей без леса.
Отанға опасыздық еткенің, Өз түбіңе өзің жеткенің.
Родину предать – себя заживо схоронить
Родина это наш общий дом.
Ведь так много значит слово «Родина», что другим словом и не назовёшь, не
объяснишь, не охватишь. Одно назовёшь, а каждый что то подскажет так, как
каждый понимает по своему, но каждый обязательно произнесёт: «семья, дом,
родной город»
А как мы называем человека, любящего свою родину? (патриот)
Какого человека мы можем называть патриотом?
А вот какое определение патриота даётся в словаре……
Патриот — тот, кто любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы
и подвиги во имя интересов своей Родины
Хотелось познакомить вас с устаревшими словами, которые обозначали то же
самое, что и слово патриот (слова синонимы)
• Отечественник • Отчизник
• Отчизнолюб
• Усердный защитник
Давайте попробуем составить портрет патриота
Вам надо завершить незаконченное предложение
Патриот – человек, который
любит_____________________________________________________________
защищает______________________________________________________
хранит___________________________________________________________
уважает__________________________________________________________
переживает________________________________________________________
гордится_________________________________________________________
помогает_________________________________________________________
Расскажите, что у вас получилось….
Действительно, вы правы, потому что патриот не может быть равнодушным,
только активные действия патриота сделают Родину процветающей.
Вот они патриоты... просмотр видеоролика «Кино идет, воюет взвод»
74 года отделяет нас от времен Великой Отечественной войны, от Победы. Все
меньше остается среди нас ветеранов, которые могут как очевидцы и участники
рассказать о том, чем была война для нашей страны. Может быть, через много лет
люди почти не будут вспоминать об этой войне. К сожалению, Великая
Отечественная война не была войной последней. Поэтому переживания, связаннные
с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, к
потере близких людей, к тревоге за судьбу своих детей и своей страны.
что помогло людям выжить на войне? (любовь, вера, дружба)
Знакомство с произведениями.
Родился в Москве в семье служащих. Отец – участник Великой Отечественной
войны. Мать по специальности переводчик.
Обратите внимание на дату рождения. Как вы думаете, мог ли В.Высоцкий
участвовать в этой войне?
Высоцкий не был на войне. Когда она закончилась, Володе было 7 лет. Но его отец
был военным. Поэтому Высоцкому очень близка тема войны. Он не только писал
стихи на эту тему, но и придумывал мелодии и сам исполнял на гитаре. Сейчас вы
услышите песню на стихи В.Высоцкого «Он не вернулся из боя». Ваша задача не
только слушать песню, но и следить по книге. Будьте внимательны, после
прослушивания я попрошу вас ответить на вопросы. Чтение стихотворения «Песня о друге»
Анализ стихотворения.
*Какое чувство у вас вызвало это стихотворение?
* Где, по мнению поэта, проверяется дружба?
* Почему именно горы проверяют людей на «прочность» и дружбу?
* Какими качествами должен обладать друг?
* О каких людях поют песни, и каких берут в горы?
* Каким характером должен обладать друг?
* С каким настроением выходят покорять горы?
* Какие испытания готовят для человека горы?
* Когда можно положиться на человека и назвать его своим другом?
Делая анализ, хочется сказать сразу о том, что это произведение, эта «Песня о
друге» Высоцкого похожа на совет, на то, каким образом можно проверить
своего друга на преданность и верность. Мы видим, что Владимир Высоцкий в
«Песне о друге» создает для своего героя экстремальные условия, во время
которых, как раз, и проявляется вся сущность человека. А ведь и, правда, не зря
же говорят, истинная дружба проявляется в беде. Вот и автор песни говорит
нам о том, что если мы не можем разобраться в человеке, не можем понять,
насколько искренние чувства в нем, если мы не знаем, друг он нам, враг или
просто так, прохожий, устройте испытание. В экстремальных условиях
проявится истинное лицо каждого и здесь автор категоричен. Если вдруг
человек проявит слабость, если он «сразу раскис», «сник», «оступился – и в
крик», то такие люди не нужны рядом. Высоцкий говорит, что их нужно гнать,
они чужие. На таких людей нельзя положиться и уж точно в горы с ними не
пойдешь, о них песни не споешь. Но, если в сложной ситуации, «когда ты упал со
скал, он стонал, но держал», когда «не ныл», «шел с тобой как в бой», вот здесь
можно положиться на человека. Это и есть характеристика настоящего
друга, на которого можно положиться, которому можно довериться и
который никогда не подведет.
Физкультминутка.
В дни роковые даже дети
Бросались на защиту рубежей.
Ну, что, защитники планеты,
Давайте разомнёмся поскорей.
Встали все по стойке «смирно».
Вправо, влево голова.
Взглядом водим очень мирно
Вверх и вниз, туда, сюда.
Наклонились, потянулись,
Самолётом полетим,
Разогнулись и салют изобразим.
Раз – налево, два – направо,
Три – кругом и шагом марш. Стойкие солдаты, браво.
Продолжаем урок наш.
Работа над выразительным чтением.
Сейчас я вам предлагаю подготовить это стихотворение для выразительного
чтения.
Поработайте в группах, подумайте, как нужно его прочитать. Какие слова
выделить голосом, а какие прочитать тихо, спокойно.
1 группа работает над первыми двумя четверостишьями.
2 группа читает следующие восемь строчек, со слов «Он молчал невпопад…».
3 группа «Нынче вырвалось – будто из плена весна…» и до конца.
Чтение выразительно.
(три человека читают текст выразительно)
(чтение по «цепочке»)
Ради чего погибали солдаты?
(ради мира)
Работа в группах
подчеркните ключевые фразы, слова (выпишите их)
повторы слов в группахэто слова, на основе которых мы сейчас напишем
(синквейн)
Составление «Пятистишья» (синквейн)
Друг. Дружба.
Верный, добрый. Крепкая, долгая.
Поможет, выручит, объяснит. Учит, помогает, спасает.
Друг в беде не бросит… Дружба крепкая не сломается, не расклеится
от дождей и вьюг…
Рефлексия.
Вот и подошёл к концу урок.
Мы выполнили все поставленные цели?
Кому из вас захотелось выучить наизусть это стихотворение?
Поближе познакомиться с творчеством В.Высоцкого?
Это и будет домашнее задание, по выбору.
Спасибо за урок! Мне было приятно с вами общаться!
Урок по литературному чтению. Тема: В.Высоцкий «Песня о друге» (4 класс)
Урок по литературному чтению. Тема: В.Высоцкий «Песня о друге» (4 класс)
Урок по литературному чтению. Тема: В.Высоцкий «Песня о друге» (4 класс)
Урок по литературному чтению. Тема: В.Высоцкий «Песня о друге» (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.